К статье МЕТАФИЗИКА Часто задают вопрос об оправданности метафизического исследования. Иногда приводят общеизвестный факт , что метафизика веками обсуждает одни и те же вопросы , а продвижения в их решении не видно . Такая критика не представляется убедительной. Во-первых, метафизические вопросы сложны, и быстрого их решения ожидать не приходится; во-вторых , прогресс все-таки происходил, по крайней мере в определении тупиковых подходов и более точной формулировке проблем. Однако в 1920-х годах метафизика была подвергнута более радикальной критике, в результате которой распространилось отрицание значимости метафизического исследования. Восстание против метафизики было поднято логическим позитивизм ом, зародившимся в Вене и затем распространившимся в Великобритании и США. Главным оружием этой школы были верификационная теория значения и лингвистическая теория рационального познания. Согласно первой , значение любого фактуального утверждения сводится к чувственным восприятиям, которые могли бы его верифицировать ; если указать такие восприятия невоз можно , утверждение можно считать бес смысл енным. Отсюда следует, что все наши утверждения о Боге, об универсалиях и первых причинах или о независимо существующем физическом мире должны быть сочтены бессмысленными, поскольку они не поддаются верификации. Во-вторых, критике было подвергнуто понимание метафизикой задач философии. С точки зрения метафизики, рациональное по знание заключается в непосредственном постижении логической структуры мира . Однако на самом деле, как утверждали логические позитивисты, задача философии носит гораздо более скромный характер и сводится к анализу смысла слов. Самоочевидные суждения, даже суждения логики, суть в реально сти утверждения о том, как мы предполагаем использовать термины, а это дело нашего выбора, который не имеет никакого отношения к постижению природы. Многие ученые сочли идеи позитивистов убедительными, однако они встретили и энергичное сопротивление . Среди противников логического позитивизма был американский реализм с его лидером Джоном Уайлдом, отвергавшим позитивизм целиком и полностью и предлагавшим вернуться к метафизической традиции Платона и Аристотеля. На тезис о верифицируемости как критерии осмысленности реалисты отвечали, что сведение реальности к тому , что может быть воспринято чувствами, является неоправданным догматизмом. Числа не могут восприниматься чувствами, не воспринимаются с помощью чувств и мыслительные действия, а также понятия справедливости, равенства или, скажем, округлости; и тем не менее все вышеперечисленное - реально. Кроме того , из соображений последовательности следовало бы применить принцип верификации к самой верификационной теории значения; мы бы увидели, что бессмысленной оказывается сама эта теория, поскольку она не может быть верифицирована посредством чувственного восприятия. Что касается второго тезиса позитивистов, то сами метафизики никогда не согласились бы, что рациональное и априорное знание является чисто словесным и произвольным. Когда мы говорим, что все имеющее цвет протяженно, то, конечно , можем пользоваться разными словами для выражения понятий, однако сами понятия соотносятся таким образом, который мы не можем изменять , как нам заблагорассудится. Мы можем придать нашим словам любой смысл, но не можем заставить вещи , которые ими обозначаются, подчиняться придуманным нами правилам. В особенности это относится к логике и математике. Закон противоречия - не просто конвенция , с которой все соглашаются; если бы это было так, возможна была бы и другая конвенция, а это уже выходит за рамки мыслимого. Традиция метафизического спекулятивного мышления, зародившаяся в древности, по-видимому , отвечает глубокой потребности человеческой природы, и хотя достижения метафизики не столь впечатляющи, как успехи науки , она будет существовать до тех пор, пока существует страсть к абсолютному познанию.
Что такое метафизика: критика метафизики? Значение метафизика: критика метафизики в энциклопедии Кольера
метафизика: критика метафизики - К статье МЕТАФИЗИКА
Часто задают вопрос об оправданности метафизического исследования. Иногда приводят общеизвестный факт, что метафизика веками обсуждает одни и те же вопросы, а продвижения в их решении не видно. Такая критика не представляется убедительной. Во-первых, метафизические вопросы сложны, и быстрого их решения ожидать не приходится; во-вторых, прогресс все-таки происходил, по крайней мере в определении тупиковых подходов и более точной формулировке проблем. Однако в 1920-х годах метафизика была подвергнута более радикальной критике, в результате которой распространилось отрицание значимости метафизического исследования. Восстание против метафизики было поднято логическим позитивизмом, зародившимся в Вене и затем распространившимся в Великобритании и США. Главным оружием этой школы были верификационная теория значения и лингвистическая теория рационального познания. Согласно первой, значение любого фактуального утверждения сводится к чувственным восприятиям, которые могли бы его верифицировать; если указать такие восприятия невозможно, утверждение можно считать бессмысленным. Отсюда следует, что все наши утверждения о Боге, об универсалиях и первых причинах или о независимо существующем физическом мире должны быть сочтены бессмысленными, поскольку они не поддаются верификации. Во-вторых, критике было подвергнуто понимание метафизикой задач философии. С точки зрения метафизики, рациональное познание заключается в непосредственном постижении логической структуры мира. Однако на самом деле, как утверждали логические позитивисты, задача философии носит гораздо более скромный характер и сводится к анализу смысла слов. Самоочевидные суждения, даже суждения логики, суть в реальности утверждения о том, как мы предполагаем использовать термины, а это дело нашего выбора, который не имеет никакого отношения к постижению природы.
Многие ученые сочли идеи позитивистов убедительными, однако они встретили и энергичное сопротивление. Среди противников логического позитивизма был американский реализм с его лидером Джоном Уайлдом, отвергавшим позитивизм целиком и полностью и предлагавшим вернуться к метафизической традиции Платона и Аристотеля. На тезис о верифицируемости как критерии осмысленности реалисты отвечали, что сведение реальности к тому, что может быть воспринято чувствами, является неоправданным догматизмом. Числа не могут восприниматься чувствами, не воспринимаются с помощью чувств и мыслительные действия, а также понятия справедливости, равенства или, скажем, округлости; и тем не менее все вышеперечисленное - реально. Кроме того, из соображений последовательности следовало бы применить принцип верификации к самой верификационной теории значения; мы бы увидели, что бессмысленной оказывается сама эта теория, поскольку она не может быть верифицирована посредством чувственного восприятия. Что касается второго тезиса позитивистов, то сами метафизики никогда не согласились бы, что рациональное и априорное знание является чисто словесным и произвольным. Когда мы говорим, что все имеющее цвет протяженно, то, конечно, можем пользоваться разными словами для выражения понятий, однако сами понятия соотносятся таким образом, который мы не можем изменять, как нам заблагорассудится. Мы можем придать нашим словам любой смысл, но не можем заставить вещи, которые ими обозначаются, подчиняться придуманным нами правилам. В особенности это относится к логике и математике. Закон противоречия - не просто конвенция, с которой все соглашаются; если бы это было так, возможна была бы и другая конвенция, а это уже выходит за рамки мыслимого.
Традиция метафизического спекулятивного мышления, зародившаяся в древности, по-видимому, отвечает глубокой потребности человеческой природы, и хотя достижения метафизики не столь впечатляющи, как успехи науки, она будет существовать до тех пор, пока существует страсть к абсолютному познанию.
Соседние слова
Что такое металлы черные: стальЧто значит метастазио
Что означает метафизика
Значение метафизика: космология
↑ метафизика: критика метафизики ↓
Что такое метафизика: онтология
Что значит метафизика: философия сознания
Что означает метемпсихоза
Значение метеор
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- метрополитен: метрополитены мира - н. венгрия - К статье МЕТРОПОЛИТЕН: МЕТРОПОЛИТЕНЫ МИРА Протяженность линий будапештского метро, ...
- метрополитен: метрополитены мира - л. норвегия - К статье МЕТРОПОЛИТЕН: МЕТРОПОЛИТЕНЫ МИРА Метро в Осло открылось ...
- метрополитен: метрополитены мира - й. канада - К статье МЕТРОПОЛИТЕН: МЕТРОПОЛИТЕНЫ МИРА Монреальское метро на резиновых ...
- метрополитен: метрополитены мира - з. дания - К статье МЕТРОПОЛИТЕН: МЕТРОПОЛИТЕНЫ МИРА Копенгагенское метро "Эстоге" было ...
- метрополитен: метрополитены мира - е. германия - К статье МЕТРОПОЛИТЕН: МЕТРОПОЛИТЕНЫ МИРА Наиболее протяженные метрополитены в ...
- метрополитен: метрополитены мира - г. япония - К статье МЕТРОПОЛИТЕН: МЕТРОПОЛИТЕНЫ МИРА Токийское метро, открытое в ...
- метрополитен: метрополитены мира - б. великобритания - К статье МЕТРОПОЛИТЕН: МЕТРОПОЛИТЕНЫ МИРА Протяженность линий лондонского метрополитена ...
- металлоорганические соединения: синтез и применение - К статье МЕТАЛЛООРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ Синтез. Металлоорганические соединения щелочных металлов ...
- металловедение физическое: фазовая структура металлов и сплавов - К статье МЕТАЛЛОВЕДЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЕ Металлы и сплавы являются, как ...
- металловедение физическое: инструментарий для исследования характеристик сплавов - К статье МЕТАЛЛОВЕДЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЕ До сих пор ничего не ...
- металловедение физическое - применение физических принципов и экспериментальных методов для изучения ...
- металлов обработка давлением - формование металлических материалов механическими средствами без снятия стружки. ...
- металлов механические свойства: кристаллическая структура - К статье МЕТАЛЛОВ МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА Выше речь шла об ...
- металлов литье: способы литья - К статье МЕТАЛЛОВ ЛИТЬЕ Основные способы литья таковы: статическая ...
- турция: природа - ж. континентальный климат - К статье ТУРЦИЯ: ПРИРОДА Данный тип климата характерен для ...