в искусстве -1) понятие , характеризующее познавательную функциюискусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства,мера его проникновения в реальность , глубина и полнота ее художественногопознания. Так, широко понимаемый реализм - основная тенденцияисторического развития искусства, присущая различным его видам, стилям,эпохам (говорят о реализме в древнем и средневековом фольклоре, вискусстве античности и Просвещения, в творчестве Дж. Байрона и А. С.Пушкина).2) Исторически конкретная форма художественного сознания новоговремени, начало которой ведут либо от Возрождения (""ренессансныйреализм""), либо от Просвещения (""просветительский реализм""), либо с 30-хгг. 19 в. (""собственно реализм""). Ведущие принципы реализма 19-20 вв.:объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой иистинностью авторского идеала ; воспроизведение типичных характеров,конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е.конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так ифизических, интеллектуальных и духовных особенно стей); предпочтение вспособах изображения ""форм самой жизни"", но наряду с использованием,особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска);преобладающий интерес к проблеме ""личность и общество"" (особенно - кнеизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственногоидеала, личностного и массового, мифологизированного сознания). Средикрупнейших представителей реализма в различных видах искусства 19-20 вв. -Стендаль, О. Бальзак , Ч. Диккенс , Г. Флобер , Л. Н. Толстой , Ф. М.Достоевский, М. Твен , А. П. Чехов , Т. Манн , У. Фолкнер , А. И. Солженицын,О. Домье , Г. Курбе , И. Е. Репин , В. И. Суриков , М. П. Мусоргский , М. С.Щепкин, К. С. Станиславский .
(от ср.-век. лат. realis - вещес твен ный - действительный), вфилософии - направление, признающее лежащую вне сознания реальность ,которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон,средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый отсубъекта, познавательного процесса и опыта (философия реализма 20 в.).Средневековый реализм утверждал, что универсалии (общие понятия)существуют реально и независимо от сознания. См. Номинализм иКонцептуализм. Реализм научный - направление в современной западнойфилософии науки, признающее существование объективной реальности ивозможность ее истинного познания в ходе исторической эволюции научныхтеорий. Основные представители - Х. Патнэм, У. Селларс, М. Хессе, А.Масгрейв, Г. Харре.