" Благодать ", "добродетель", (" качество ", "дарование", "достоинство", "достояние", "добл есть ", "моральная сила", "закономерность"). Манифестация дао - одна из фундаментальных категорий китайской философии. Иногда отождествлялась с кармой, mana и virtus. Использовалась для передачи буддийского понятия "гуна". В самом общем смысле обозначает осн. качество, обусловливающее наилучший способ существования каждого отдельного существа или вещи , то есть индивидуальную "благодать", поэтому часто о предел яется посредством омонима "дэ2" - "достижение". Поскольку специфику человека китайские мыслители конфуцианского толка обычно усматривали в способности придерживаться "должной справедливости" (и1) и "благопристойности/этикета/ритуала" (ли2), его дэ в основном понималось как "добродетель", хотя могло означать , подобно греческому arete, чисто телесные достоинства. Будучи индивидуальным качеством, дэ относительно (в отличие от всеобщего и потому абсолютного дао), поэтому "благодать" для одних может негативно оцениваться друг ими. Дэ - собирательный образ всего множества разнонаправленных сил, способных приходить в столкновение друг с другом, поэтому гармонизирующая их универсальная "благодать" часто выделяется посредством специальных эпитетов: "предельная", "великая", "таинственная", "сиятельная" (чжи5, да2, сюань, мин3) и т.п. То, что для конкретного индивида является его "частной", или "отдельной благодатью" (сы, ли дэ), например , незаконное обогащение , с точки зрения "общей благодати" (тун дэ) оценивается как "нечестивая", "темная", "развратная" или "плохая благодать" (сюн, хунь , цзянь, э дэ). Как "внутреннее", органичное и естественное качество дэ составляет основную оппозицию с "внешней" физической силой , насилием (ли4), наказаниями (син4) и законом (фа1) ( Лунь юй, Дао дэ цзин , Гуань-цзы, Чжуан-цзы, Хань Фэй-цзы). Сочетание "у дэ" - "пять благодатей" со времен Цзоу Яня (3 в. до н.э.) синонимично "у син1" - "пяти элементам". В Лунь юе "благодать" изреченна, более того - родит дар слова, состоит в "верности" (чжун2), "благонадежности" (синь2) и "должной справедливости", противостоит прельщающей внешности (цветовому образу - сэ) и почвенной закоренелости (ту). "Благодатью" следует отвечать на "благодать", а не на вражду, что соответствует мысли Ши цзина: "Нет безответной благодати". Во взаимоотношениях же между разными дэ благодать "благородного мужа" (цзюнь цзы) доминирует над благодатью "ничтожного человека" (сяо жэнь ), как ветер - над травой. Идеальна гармония между дэ правителя и подданных, выражаемая главным тезисом Да сюэ об общественном благоустройстве как "высветлении светлой благодати в Поднебесной", которое предполагает предварительное духовное и телесное самосовершенствование личности. В Чжуан-цзы предельное всемогущество дао проявляется в естественном детерминизме "благодати": "Знать, что тут ничего не поделаешь, и спокойно принимать это как предопределение есть предел (чжи5) благодати". Дэ "проникает (тун2) в небо и землю", подразделяется на восемь разновидностей: левое и правое, нравственную норму и "должную справедливость", долю и различение , соперничество и борьбу. Три благодати конкретной личности - высокорослость, дородство , красота , а "предельная благодать сердца - бесстрастие. Восходящие к Лунь юю и Чжуан-цзы соответственно конфуцианской и даосской трактовки дэ развивались в русле эволюции концепций дао.
Что такое дэ? Значение слова дэ в энциклопедии Кольера
дэ -
"Благодать", "добродетель", ("качество", "дарование", "достоинство", "достояние", "доблесть", "моральная сила", "закономерность"). Манифестация дао - одна из фундаментальных категорий китайской философии. Иногда отождествлялась с кармой, mana и virtus. Использовалась для передачи буддийского понятия "гуна". В самом общем смысле обозначает осн. качество, обусловливающее наилучший способ существования каждого отдельного существа или вещи, то есть индивидуальную "благодать", поэтому часто определяется посредством омонима "дэ2" - "достижение". Поскольку специфику человека китайские мыслители конфуцианского толка обычно усматривали в способности придерживаться "должной справедливости" (и1) и "благопристойности/этикета/ритуала" (ли2), его дэ в основном понималось как "добродетель", хотя могло означать, подобно греческому arete, чисто телесные достоинства. Будучи индивидуальным качеством, дэ относительно (в отличие от всеобщего и потому абсолютного дао), поэтому "благодать" для одних может негативно оцениваться другими. Дэ - собирательный образ всего множества разнонаправленных сил, способных приходить в столкновение друг с другом, поэтому гармонизирующая их универсальная "благодать" часто выделяется посредством специальных эпитетов: "предельная", "великая", "таинственная", "сиятельная" (чжи5, да2, сюань, мин3) и т.п. То, что для конкретного индивида является его "частной", или "отдельной благодатью" (сы, ли дэ), например, незаконное обогащение, с точки зрения "общей благодати" (тун дэ) оценивается как "нечестивая", "темная", "развратная" или "плохая благодать" (сюн, хунь, цзянь, э дэ). Как "внутреннее", органичное и естественное качество дэ составляет основную оппозицию с "внешней" физической силой, насилием (ли4), наказаниями (син4) и законом (фа1) (Лунь юй, Дао дэ цзин, Гуань-цзы, Чжуан-цзы, Хань Фэй-цзы). Сочетание "у дэ" - "пять благодатей" со времен Цзоу Яня (3 в. до н.э.) синонимично "у син1" - "пяти элементам".
В Лунь юе "благодать" изреченна, более того - родит дар слова, состоит в "верности" (чжун2), "благонадежности" (синь2) и "должной справедливости", противостоит прельщающей внешности (цветовому образу - сэ) и почвенной закоренелости (ту). "Благодатью" следует отвечать на "благодать", а не на вражду, что соответствует мысли Ши цзина: "Нет безответной благодати". Во взаимоотношениях же между разными дэ благодать "благородного мужа" (цзюнь цзы) доминирует над благодатью "ничтожного человека" (сяо жэнь), как ветер - над травой. Идеальна гармония между дэ правителя и подданных, выражаемая главным тезисом Да сюэ об общественном благоустройстве как "высветлении светлой благодати в Поднебесной", которое предполагает предварительное духовное и телесное самосовершенствование личности.
В Чжуан-цзы предельное всемогущество дао проявляется в естественном детерминизме "благодати": "Знать, что тут ничего не поделаешь, и спокойно принимать это как предопределение есть предел (чжи5) благодати". Дэ "проникает (тун2) в небо и землю", подразделяется на восемь разновидностей: левое и правое, нравственную норму и "должную справедливость", долю и различение, соперничество и борьбу. Три благодати конкретной личности - высокорослость, дородство, красота, а "предельная благодать сердца - бесстрастие.
Восходящие к Лунь юю и Чжуан-цзы соответственно конфуцианской и даосской трактовки дэ развивались в русле эволюции концепций дао.
Значение слова дэ в других словарях:
- Что такое дэ? Энциклопедический словарь
- Определение термина дэ? Философский словарь
- Толкование слова дэ? Толковый словарь Ушакова
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- дюркгейм, эмиль - (Durkheim, mile) (18581917), французский социолог, один из первых ...
- дюрас, маргерит - (Duras, Marguerite; псевд., наст. имя Маргерит Донадье, ...
- дюна - песчаный холм, образованный в результате эоловой (ветровой) деятельности. ...
- дюморье , джордж луи палмелла бюссон - (Du Maurier, George Louis Palmella Busson) (18341896), английский ...
- дюканж, шарль - (Du Cange, Charles) (16101688), французский историк, один из ...
- дюги, леон - (Duguit, Lon) (18591928), французский теоретик права и политолог, ...
- дюве, жан друо - (Duvet, Jean Drouot) (14851562), французский гравер; родился в ...
- дыхание - Обычно дыхание ассоциируется с вдохом и выдохом, т.е. ...
- духовой оркестр - группа исполнителей на духовых и ударных инструментах. Использовался ...
- дуумвират - (duumviratus), в Древнем Риме любая должность, занимаемая совместно ...
- дурново, николай николаевич - (18761937), русский лингвист, славист и русист. Родился 23 ...
- дунлинь сюэ-пай - Течение в неоконфуцианстве конца 16 начала 17 ...
- дункан i - (Duncan I) (ум. 1040), король Шотландии, сын светского ...
- дун - цзин - "Движение покой". Терминологическое выражение философской дихотомии. Впервые ...
- финляндия: природа - а. климат - К статье ФИНЛЯНДИЯ: ПРИРОДА Поскольку вся страна находится к ...