Что такое дьявол? Значение слова дьявол в энциклопедии Кольера

дьявол -

(греч. diabolos, "клеветник"), в иудаизме и христианстве обозначение высшего духа зла, антагониста Бога и искусителя человека, иначе называемого сатаной. В еврейской Библии слово "сатан" ("сатана"), примененное к конкретному сверхчеловеческому существу, встречается трижды - в 1 Пар 21:1, Иов 1-2 и Зах 3:1-2. Хотя неоднократно высказывалось мнение, что иудейская вера в сатану сложилась в результате зороастрийских влияний, само это слово является чисто семитским и употреблялось израильтянами с древних времен. Более того, само место, которое отводится сатане в религиозной системе иудаизма, где он подчинен Яхве и обладает лишь ограниченной властью, принципиально отличается от места, занимаемого началом зла в иранском дуализме - Ахриманом, который совечен и равен Ахурамазде (Ормазду), благому духу света, и наравне с последним принимает участие в сотворении мира. Вместе с тем мировоззрение древних иранцев повлияло на развитие семитских представлений о дьяволе, который в апокрифической литературе приобретает бльшую независимость от Яхве и получает в свое распоряжение полчища младших злых духов. Так, в Книге Еноха о сатане говорится во множественном числе; это имя применяется к демонам, троякое назначение которых состоит в том, чтобы искушать (69:4, 6), обвинять (40:7) и наказывать (53:3; 56:1; 62:11). Происхождение этих демонов связывается с рассказом о падении ангелов, которые согрешили с "дочерьми человеческими" (1 Енох 6-10, ср. Быт 6:1-6). Автор Книги Премудрости Соломона впервые отождествил сатану со змием из третьей главы Книги Бытия (Прем 2:23-24). Асмодей, злой дух в Книги Товита (3:8), возможно, олицетворяет дьявола.

В Новом Завете дьявол, или сатана, фигурирует еще под несколькими дополнительными именами. Он называется "бесовским князем" (Мк 3:22), "князем мира сего" (Ин 12:31) и "князем, господствующим в воздухе" (Еф 2:2); он "искуситель" (Мф 4:3; 1 Фес 3:5), "веельзевул" (Мф 12:24, 27; Лк 11:18, 19), "враг" (Мф 13:39), "лукавый" (Мф 13:19; Еф 6:16; 1 Ин 2:14), "Велиар" (2 Кор 6:15), "змий" (2 Кор 11:3) или "древний змий" (Откр 12:9), "бог века сего" (2 Кор 4:4), "отец лжи" (Ин 8:44) и, возможно, Аполлион (что означает "Губитель") (Откр 9:11), может прикидываться ангелом света (2 Кор 11:14). Все эти определения относятся к могущественному существу, враждебному Богу, стремящемуся насаждать зло и пользующемуся ложью и обманом, чтобы совращать беспечные души. См. также ДЕМОНОЛОГИЯ
.


Синонимы: бес, враг, демон, лукавый, нечистая сила, нечистый, нечистый дух, окаянный, сатана, черт, чертяка

дьявол

(греч. diabolos, "клеветник"), в иудаизме и христианстве обозначение высшего духа зла, антагониста Бога и искусителя человека, иначе называемого сатаной. В еврейской Библии слово "сатан" (" сатана "), примененное к конкретному сверхчеловеческому существу, встречается трижды - в 1 Пар 21:1, Иов 1-2 и Зах 3:1-2. Хотя неоднократно высказывалось мнение , что иудейская вера в сатану сложилась в результате зороастрийских влияний, само это слово является чисто семитским и употреблялось израильтянами с древних времен. Более того , само место , которое отводится сатане в религиозной системе иудаизма, где он подчинен Яхве и обладает лишь ограниченной властью, принципиально отличается от места , занимаемого началом зла в иранском дуализме - Ахриманом, который совечен и равен Ахурамазде (Ормазду), благому духу света, и наравне с последним принимает участие в сотворении мира . Вместе с тем мировоззрение древних иранцев повлияло на развитие семитских представлений о дьяволе, который в апокрифической литературе приобретает бльшую независимость от Яхве и получает в свое распоряжение полчища младших злых духов . Так, в Книге Енох а о сатане говорится во множественном числе; это имя применяется к демонам, троякое назначение которых состоит в том, чтобы искушать (69:4, 6), обвинять (40:7) и наказывать (53:3; 56:1; 62:11). Происхождение этих демонов связывается с рассказом о падении ангелов , которые согрешили с "дочерьми человеческими" (1 Енох 6-10, ср. Быт 6:1-6). Автор Книги Премудрости Соломона впервые отождествил сатану со змием из третьей главы Книги Бытия (Прем 2:23-24). Асмодей, злой дух в Книги Товита (3:8), возможно , олицетворяет дьявола. В Новом Завете дьявол, или сатана, фигурирует еще под несколькими дополнительными именами. Он называется "бесовским князем" (Мк 3:22), "князем мира сего" (Ин 12:31) и "князем, господствующим в воздухе" (Еф 2:2); он "искуситель" (Мф 4:3; 1 Фес 3:5), "веельзевул" (Мф 12:24, 27; Лк 11:18, 19), "враг" (Мф 13:39), "лукавый" (Мф 13:19; Еф 6:16; 1 Ин 2:14), "Велиар" (2 Кор 6:15), "змий" (2 Кор 11:3) или "древний змий" (Откр 12:9), "бог века сего" (2 Кор 4:4), "отец лжи" (Ин 8:44) и, возможно, Аполлион (что означает "Губитель") (Откр 9:11), может прикидываться ангелом света (2 Кор 11:14). Все эти определения относятся к могущественному существу, враждебному Богу, стремящемуся насаждать зло и пользующемуся ложью и обманом, чтобы совращать беспечные души. См. также ДЕМОНОЛОГИЯ .

Значение слова дьявол в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:



Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари