Что такое Новгородцы? Значение слова Новгородцы в историческом словаре

Новгородцы - - жители Господина Великого Новгорода - государства, существовавшего до 1479 г. В начале нашего столетия русский академик Ознобишин, в противовес теории о происхождении Казаков от "беглых холопов", выдвинул новую сомнительную версию. По его мнению, нашими родоначальниками следует считать Н-цев, ушедших на Дон после двух разгромов их республики в. князем Иваном III и царем Иваном Грозным. Подтверждений этому нет ни в летописях, ни в актах, а хронология событий прямо противоречит версии русского академика: завоевание Новгорода произошло в 1479 г., значит, на два поколения раньше, чем Казаки начали возвращаться на Дон (сороковые годы XVI ст.). Так же и карательная экспедиция 1570 года, когда Грозный Зверствовал в Новгороде, предпринята была тогда, когда на Нижнем Дону уже выросло новое поколение -Казаков. К тому же, Москва казнила и преследовала в Новгороде исключительно духовенство и торговые верхи, т. е. слой мало способный к военной деятельности и если бы хотя часть их решила бежать в наши степи, то с их приходом на Дону должен был бы зародиться предприимчивый торговый дух, а в нашей речи остались бы следы "окающего" новгородского диалекта. Однако ни купеческого смысла, ни такой речи среди Казаков не обнаруживается. В доказательство своей версии академик Ознобишин приводит сходство новгородского и казачьего республиканского строя, стиль церквей, будто бы новгородский у Верховых Казаков, и хранившееся в Тверском музее новгородское знамя с "медведем в кресле". Но казачьи демократические установления полностью самобытны с единственной в мире терминологией; здесь нет веча, нет посадников, нет выборных князей, нет преобладания какого либо класса , всего того, что существовало у Н-цев. Что касается церковного стиля, то Казаки во время своего рассеяния познакомились со многими образцами северного церковного зодчества, им мог быть по вкусу и новгородский, но наряду с ним на Дону встречается и стиль византийский, и стиль византийского барроко. А знамя у Казаков служило подтверждением заключенного Договора. В походах оно указывало за чьи интересы бьются воины-наемники, Например, Запорожцы хранили среди своих "клейнодов" знамя с черным орлом, полученное от Германского императора Рудольфа, но это не значит, что они были выходцами из Германии. Имеется много данных утверждать, что Донские Казаки , рассеянные после 1595 г. по всему северу, в XV в. уже находились и на службе у Великого Новгорода Часть из них, вероятно тоже после возвратилась на Дон, но многие остались на чужбине. Почти все сибирские "землепроходцы" выросли в студеном климате новгородских "пятин", особенно на Северной Двине. Были там Казаки и в XVI в. Только в одном небольшом сборнике актов, изданном недавно (Материалы по истории крестьян в России XI-XVII в. Ленинград, 1958), Казаки упоминаются дважды: под годом 1548 - "увечный Казак Олешка" в Софиевском Новгородском доме и под годом 1592 - "Казак Иванко" в вотчине Новгородского митрополита . В актах Соловецкого монастыря Казаков можно встретить тоже нередко. Версия о происхождении Донских Казаков от новгородцев - результат весьма поверхностного знакомства с древней историей ка­зачьей земли и ревностного стремления вывести ваш род из общероссийских истоков.

Новгородцы

- жители Господина Великого Новгорода - государства, существовавшего до 1479 г. В начале нашего столетия русский академик Ознобишин , в противовес теории о происхождении Казак ов от "беглых холопов", выдвинул новую сомнительную версию. По его мнению, наши ми родоначальниками следует считать Н-цев, ушедших на Дон после двух разгромов их республики в. князем Иваном III и царем Иваном Грозным. Подтверждений э тому нет ни в летописях, ни в актах, а хронология событий прямо противо речи т версии русского академика: завоевание Новгорода произошло в 1479 г., значит , на два поколения раньше , чем Казаки начали возвращаться на Дон (сороковые годы XVI ст.). Так же и карательная экспедиция 1570 года, когда Грозный Зверствовал в Новгороде, предпринята была тогда , когда на Нижнем Дону уже выросло новое поколение -Казаков. К тому же, Москва казнила и преследовала в Новгороде исключительно духовенство и торговые верхи, т. е. слой мало способный к военной деятельности и если бы хотя часть их решила бежать в наши степи, то с их приходом на Дону должен был бы зародиться предприимчивый торговый дух, а в нашей речи остались бы следы "окающего" новгородского диалекта. Однако ни купеческого смысла, ни такой речи среди Казаков не обнаруживается. В доказательство своей версии академик Ознобишин приводит сходство новгородского и казачьего республиканского строя, стиль церквей, будто бы новгородский у Верховых Казаков, и хранившееся в Тверском музее новгородское знамя с "медведем в кресле". Но казачьи демократические установления полностью самобытны с единственной в мире терминологией; здесь нет веча, нет посадников, нет выборных князей, нет преобладания какого либо класса , всего того , что существовало у Н-цев. Что касается церковного стиля, то Казаки во время своего рассеяния познакомились со многими образцами северного церковного зодчества, им мог быть по вкусу и новгородский, но наряду с ним на Дону встречается и стиль византийский , и стиль византийского барроко. А знамя у Казаков служило подтверждением заключенного Договора. В походах оно указывало за чьи интересы бьются воины-наемники, Например , Запорожцы хранили среди своих "клейнодов" знамя с черным орлом, полученное от Германского императора Рудольфа , но это не значит, что они были выходцами из Германии. Имеется много данных утверждать , что Донские Казаки , рассеянные после 1595 г. по всему северу, в XV в. уже находились и на службе у Великого Новгорода Часть из них, вероятно тоже после возвратилась на Дон, но многие остались на чужбине. Почти все сибирские "землепроходцы" выросли в студеном климате новгородских "пятин", особенно на Северной Двине. Были там Казаки и в XVI в. Только в одном небольшом сборнике актов, изданном недавно ( Материалы по истории крестьян в России XI-XVII в. Ленинград , 1958), Казаки упоминаются дважды : под годом 1548 - "увечный Казак Олешка" в Софиевском Новгородском доме и под годом 1592 - "Казак Иванко" в вотчине Новгородского митрополита . В актах Соловецкого монастыря Казаков можно встретить тоже нередко . Версия о происхождении Донских Казаков от новгородцев - результат весьма поверхностного знакомства с древней историей ка­зачьей земли и ревностного стремления вывести ваш род из общероссийских истоков.

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Национализм - идеология и политика в национальном вопросе, основа ...
  • Номоканон - (греч. — закон правило) — византийские сборники церковных ...
  • Никон - (1605 —  1681) — шестой патриарх Московский и ...
  • Нквд - Наркомат Внутренних Дел министерство внутренних дел .Его ...
  • Нестяжатели - религиозное течение в 15 начале 16 ...
  • Нато - Северо Атлантический Альянс военнополитический блок ...
  • Ноуа - культура Украины, Молдовы, Румынии. Бронзовый век. IIIII ...
  • Нагавки - кожаные гетры для ног лошади, имеющей склонность ...
  • Нодус - Круглая металлическая пластина, выполняющая функцию гарды у ...
  • Неза - Копье, распространенное в Западной Индии и Пакистане ...
  • Най - Филиппинский кистень с короткой цепью. ...
  • Нагамаки - Разновидность японской алебарды с прямым наконечником и ...
  • Наваха - Нэкодэ ...
  • Никон - игумен Киево Печерского монастыря. Стал игуменом после ...
  • Ромны - город в Малороссии у слияния рек Сулы ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари