- это слово употребляется в двух совершенно различных смыслах. 1) Оно означает свойство и состояние существа, безусловно не подлежащего времени , то есть не имеющего ни начала , ни продолжения, ни конца во времени, но содержащего за раз, в одном нераздельном акте , всю полноту своего бытия; такова В. существа абсолютного. 2) Под В. разумеется также бесконечное продолжение или повторение данного бытия во времени; такова принимаемая во многих философских системах В. мира , которая иногда , ( например , у стоиков) представляется как простое повторение в бесчисленных циклах одного и того же космогонического и исторического содержания. В порядке развития человеческой мысли ни то, ни другое понятие В. не может быть признано первоначальным. Оба они по следовательно выводились из наблюдения над долговечность ю различных существ и предметов. Если эта долговечность неодинакова, если некоторые вещи продолжают существовать , когда другие исчезают, то мысль , хотя бы и младенческая, должна прийти к представлению предметов, которые продолжают существовать всегда ; эта мысль подтверждалась тем фактом, что никто из смертных никогда не видал исчезновения таких предметов, как земля , небо , океан . С другой стороны, недолговечность большинства прочих вещей, непременно исчезающих во времени, заставляла представлять это последнее как силу сокращающую и разрушающую, как какое-то чудовище , пожирающее всякую жизнь , соответственно чему большая долговечность некоторых предметов представлялась как их успешное сопротивление этой силе, а, следовательно, те предметы , долговечности которых не полагалось конца, должны были представляться как окончательно победившие силу времени, как недоступные и не подлежащие ее действию. Отсюда прямой переход к метафизическому понятию о Вечности, как о признаках трансцендентного бытия, безусловно сверхвременного. Это понятие естественно выработалось позднее другого. Мы встречаем его впервые ( помимо Откровения о Вечном Боге у евреев ) в индийской теософии, именно в некоторых из Упанишад; разработанное в греческой философии ( особенно у неоплатоников), оно сделалось любимой темой для размышления как восточных, так и западных мистиков и теософов. Вопрос о В., во втором смысле , то есть как о бесконечном продолжении временного бытия, см. Мировой процесс . Вл. С.
- одно из свойств времени , по [2] бесконечная длительность времени существования мира .
свойство того , что находится вне времени ,бесконечная длительность , не имеющая ни начала , ни конца, образ неостановимого времени. В философии вечность рассматривается, главным образом, в связи с бессмертием человека или с представлениями о безначальным и нескончаемым существованием материального мира . Понятие вечности отличается от понятия бессмертия, определяющего собой бесконечную неизменность, возникающую за пределами смерти ( бессмертие души , произведения). Ощущение вечности дают нам некоторые счастливые мгновения: любовь , приключение и вообще счастье , когда человек полноценно живет настоящим и забывает о прошлом и будущем. Согласно стоикам, а также согласно учению Спинозы и Фихте, только философская рефлексия способна привести нас к подобному состоянию.
1) вневременность абсолютного существа, содержащего в себе сразу, нераздельно и постоянно всю полноту своего бытия; 2) абсолютное настоящее ( Гегель ); 3) бесконечная продолженность или повторяемость некоторого бытия во времени , не имеющего ни начала , ни конца; 4) всегда шнее и непреходящее бытие ; 5) неопределенно долгий и бессрочный период времени; 6) бессмертие , будущая загробная духовная жизнь . Вечность противоположна времени.
- бесконечная длительность (см. Длительность). "Истинная бесконечность - это не такая бесконечность, которая исключает всякое время , а такая, которая содержит в самой себе время (вечное время) подчиненным. Подлинная бесконечность есть преодоление времени " (Шеллинг).
— бесконечная длительность времени существования мира , обусловленная несотворимостью и уничтожимостью материи, ее субстанциальностью, материальным единством мира. В. присуща лишь всей материи в целом; каждое конкретное образование в мире является преходящим во времени. В. не сводится к неограниченному однородному существованию материи в одних и тех же состояниях либо к бесконечной по следовательно сти круговоротов, она включает в себя постоянные качественные превращения материи и возникновение новых состояний.