Что такое Веданта? Значение слова Веданта в философском словаре

1) Веданта - (санскр., букв. - конец вед) - наиболее распространенное инд. религ.-филос. течение; к В. в широком смысле относятся собственно В., пурва- миманса , нек-рые учения вишнуизма и шиваиз-ма, а также неоиндуизма . Собственно В. - одна из 6 ортодокс. (признающих авторитет вед) систем. Согласно учению В., высш. реальность и причина всего существующего — вечный несотворенный брахман . Целью бытия В. считает «освобождение», достижение изначального тождества индивид . духовного начала ( атмана ) и брахмана.

2) Веданта - - одна из шести главных школ индийской философии. Слово ved-anta значит конец Вед. Первоначально это название относилось к трактатам философского и мистического содержания, помещавшимся в конце Вед, в числе так называемых брахман . Большая часть этих теософических трактатов обозначалась также как тайное учение - упанишад. Впоследствии эта древняя ведийская теософия послужила основанием и священным авторитетом для ортодоксальной школы индийской метафизики, к которой и перешло название веданта . Иначе она называется uttara-mоmвnsв, то есть вторая миманза, в отличие от первой, pыrva-mоmвnsв, содержащей религиозно-практическую часть ортодоксального брахманизма (слово mоmвnsв значит усидчивое исследование). Время возникновения веданты или второй миманзы, как систематического учения, неизвестно, но, во всяком случае, принадлежит к эпохе после-буддийской, так как уже в древнейшем ведантийском сочинении - Брахма -Сутре - встречается, между прочим, полемика с буддистами по вопросу о реальности внешнего мира. Названное классическое сочинение ведантизма написал, по преданию, мудрец Бадараяна (по некоторым - Вьяса ), а комментарием снабдил Санкара (или Санкарачарья). О времени жизни первого совершенно ничего неизвестно, Санкара же, по общепринятому мнению, жил около VIII в. по Р. X. По учению веданты (как оно излагается в Брахма-Сутре и комментарии Санкары), источник истинного ведения (vidyв) есть откровение (зruti). Откровением признается здесь все содержание Вед, которые произошли раньше мира, из дыхания верховного существа (Брахмы), и лишь записаны впоследствии древними святыми мудрецами (rishi). Как действительным источником и авторитетом, ведантийские философы пользуются лишь позднейшей, теософической частью Вед, то есть упанишадами. Для прояснения и дополнения того, что дано в откровении, служит предание (smriti), куда относятся, между прочим, книги Ману и Багавадгита (теософический эпизод в Магабгарате). Хотя откровение содержится в Ведах, но одно изучение священного текста не дает само по себе истинного объяснения; требуются еще иные, предварительные условия . Таковы: 1) различение между вечным и невечным бытием ; 2) отречение от всякой внешней награды в этом мире и в будущем; 3) обладание так называемыми шестью средствами: спокойствием духа, умеренностью , отрешенностью , терпением, сосредоточенностью, верой; 4) стремление к избавлению. Помимо этих нравственных условий, сохраняются в силе и общественные ограничения. Как ортодоксальная система , связанная с реакционным движением против уравнительных принципов буддизма , веданта допускает в число своих адептов только дважды рожденных членов высших каст, отрицая у судр всякую правоспособность к познанию истины; зато среди искателей высшего ведения отводится место богам индийского пантеона . Истина, познание которой есть высшая цель (правоспособных) людей и богов, есть внутреннее единство всего сущего и тождество между познающим субъектом и абсолютным существом. Эта истина выражается в трех формулах, взятых ведантой из упанишад: 1) сущее оно, только одно - без другого: 2) это - ты (tat tuam asi), 3) я есть Брахма (aham brahma asmi). Множественность отделенных существ и вещей есть произведение неведения (avidya). Знающий истину во всем видит одно, и себя самого, свой дух (вtman) сознает тождественным с верховным духом (parama-вtman). Хотя св. писание (то есть упанишады ) представляет Брахму двояко: как качественного (sagunam), например, хотящего, видящего, действующего, и как бескачественного (nirgunam), например, нематериального, беспространственного и тому подобное; но только это второе отрицательное понимание соответствует Брахме, как предмету истинного ведения, первое же относится к нему лишь как к предмету богопочитания. Всякое определенное свойство , приписанное абсолютному существу, нарушает его безусловное единство. Тем не менее, чтобы не свести верховное начало к пустому отвлечению, ведантисты утверждают его как сущее, мыслящее, блаженное. Но это значит только, что оно не лишено бытия в том смысле , как лишены его предметы вымышленные (то есть оно не есть фикция ), что оно не лишено мышления, как лишены его (или представляются лишенными) предметы бездушные, и, наконец, что оно не лишено блаженства, как низшие страдательные существа. А так как, с другой стороны, слова: бытие, мышление , блаженство употребляются обыкновенно неведущими людьми в смысле, неподобающем истинно сущему, то правильнее об этом последнем говорить, что оно не есть ни сущее, ни не-сущее , ни мыслящее, ни немыслящее, ни блаженное, ни неблаженное. Учение о двояком познании брахмы, как sagunam и как nirgunam, имеет свою ближайшую аналогию в александрийской и патриотической философии, именно в различении между положительным богословием и отрицательным. На вопрос: каким образом из абсолютно-единого, неопределенного и бескачественного духа происходит призрак множественного и разнообразного бытия - мир "имен и форм" (nбma-rыpam) - веданта отвечает, с одной стороны, философской мыслью о вечном бытии в абсолютно-единой потенциальной множественности творческих сил (зakti); эта мысль, напоминающая Платона и Аристотеля, несогласима, однако, с основным положением веданты, что всякая множественность и определенность есть произведение неведения, т. е. субъективный обман . С другой стороны, на этот главный метафизический вопрос веданта отвечает поэтическими образами, не совсем совпадающими между собой по смыслу. Так, Брахма представляется то как волшебник или фокусник, забавляющийся фантасмагорией кажущегося мира, то - как паук, ткущий из самого себя паутину мировых законов и явлений. С точки зрения последовательного ведантизма вся космология должна сводиться к утверждению тождества мира и абсолютного существа. Эта истина доказывается в Брахма-Сутре посредством анализа понятия причинности, из которого явствует, что мир не может быть действием или произведением Брахмы, а что Брахма и мир суть одно и то же в двух аспектах: ведение и неведение . Как путник в лесу принимает толстую веревку за змею, так человек , лишенный истинного ведения, принимает мир за что-то самостоятельно существующее и отличное от Брахмы. Подобным образом и психология ведантийская должна лишь показывать, что наша душа в истинной своей сущности есть тот же Брахма, всеединый дух. Наконец, к тому же сводится и учение об избавлении (moksha): человек избавляется от зла и страдания не делами и размышлениями, а лишь познанием единой истины, что есть только абсолютное существо, что оно и он сам - одно и то же, и что все прочее существует для него лишь до тех пор, пока не постигнута его обманчивость, как та мнимая змея пугает путника лишь до тех пор, пока он не увидел свою ошибку. Тем не менее, рядом с этим истинно-ведантийским положением мы находим в Брахма-Сутре сложную систему космологии, психологии и эсхатологии, с подробным учением о переселении душ, о "пути отцов" (pitriyвna) и "пути богов" (devayвna). Такая непоследовательность объясняется тем, что веданта, как ортодоксальная философия привилегированных каст, не могла разорвать с существующими традициями и должна была включить в свой состав учения, необходимые для народного богопочитания и практической нравственности. Все эти экзотерические учения, основанные частью на древних верованиях народа , частью на эмпирических наблюдениях и элементарных научных обобщениях, не имеют ничего характерного собственно для философии веданты. Вл. С.

3) Веданта - (от санскр. – знание ): последняя из крупных философских систем Индии, лежащая в основе ее современной религии – индуизма . Полемизируя с буддизмом, отстаивает идеи элитарности (адептами ее могли быть представители только касты брахманов), монизма и высшей реальности Брахмана как основы единства бытия. Являясь ортодоксальным направлением философии. Задача Веданты – философское объяснение священных текстов, или Вед, образующих «ведическую» традицию. Ее доктрина – это монизм ( адвайта ), в основе которого лежит понятие единства индивидуального «Я» и универсального начала – единственной высшей реальности. Здесь мы находим теорию майи ( иллюзии ) как причины чувственного мира, а также теорию незнания ( авидья ).

4) Веданта - (Санскр.) Мистическая философская система , которая выросла из усилий многих поколений мудрецов истолковать сокровенный смысл "Упанишад" (см.). В Шад-Даршанах (шесть школ или систем доказательств) она называется Уттара Миманса , и приписывается Вьясе, составителю "Вед", который, таким образом, считается основателем Веданты. Ортодоксальные индусы называют Веданту - этот термин буквально означает "завершение всего (ведийского) знания" - Брахмаджнана, или чистым и духовным знанием Брамы. Если даже мы примем последние датировки, даваемые различным санскритским школам и трактатам нашими востоковедами, то Веданте должно быть 3300 лет, так как Вьяса , как утверждается, жил за 1400 лет до Р.Х. Если, как Эльфинстон говорит в своей "History of India", " Брахманы " суть " Талмуд " индусов, а " Веды " - Моисеевы книги, то Веданту можно правильно назвать Каббалой Индии. Но насколько неизмеримо более величественной! Шанкарачарью, который был популяризатором системы Веданты и основателем философии Адвайта , иногда называют основателем современных школ Веданты.

5) Веданта - (санскр. - завершение вед) - первоначально название упанишад, завершающих веды . Затем философские системы брахманов, трактующие о "совершенстве ( смысле ) вед". В них всесторонне рассматривалось отношение индивидуальной души к мировой. Наиболее распространенной в Индии системой веданты является веданта Шанкары, популяризируемая Рамакришной и Вивеканандой.

Веданта

(санскр., букв. - конец вед) - наиболее распространенное инд. религ.-филос. течение ; к В. в широком смысле относятся собственно В., пурва- миманса , нек-рые учения вишнуизма и шиваиз-ма, а также неоиндуизма . Собственно В. - одна из 6 ортодокс . (признающих авторитет вед) систем. Согласно учению В., высш. реальность и причина всего существующего — вечный несотворенный брахман . Целью бытия В. считает «освобождение», достижение изначального тождества индивид . духовного начала ( атмана ) и брахмана.

- одна из шести главных школ индийской философии. Слово ved-anta значит конец Вед. Первоначально это название относилось к трактатам философского и мистического содержания, помещавшимся в конце Вед, в числе так называемых брахман . Большая часть этих теософических трактатов обоз начала сь также как тайное учение - упанишад. Впоследствии эта древняя ведийская теософия послужила основанием и священным авторитет ом для ортодокс альной школы индийской метафизики, к которой и перешло название веданта . Иначе она называется uttara-mоmвnsв, то есть вторая миманза, в отличие от первой, pыrva-mоmвnsв, содержащей религиозно-практическую часть ортодоксального брахманизма (слово mоmвnsв значит усидчивое исследование). Время возникновения веданты или второй миманзы, как систематического учения , неизвестно, но, во всяком случае, принадлежит к эпохе после-буддийской, так как уже в древнейшем ведантийском сочинении - Брахма -Сутре - встречается, между прочим, полемика с буддистами по вопросу о реальности внешнего мира. Названное классическое сочинение ведантизма написал, по преданию, мудрец Бадараяна (по некоторым - Вьяса ), а комментарием снабдил Санкара (или Санкарачарья). О времени жизни первого совершенно ничего неизвестно, Санкара же, по общепринятому мнению, жил около VIII в. по Р. X. По учению веданты (как оно излагается в Брахма-Сутре и комментарии Санкары), источник истинного ведения (vidyв) есть откровение (зruti). Откровением признается здесь все содержание Вед, которые произошли раньше мира, из дыхания верховного существа (Брахмы), и лишь записаны впоследствии древними святыми мудрецами (rishi). Как действительным источником и авторитетом, ведантийские философы пользуются лишь позднейшей, теософической частью Вед, то есть упанишадами. Для прояснения и дополнения того, что дано в откровении, служит предание (smriti), куда относятся, между прочим, книги Ману и Багавадгита (теософический эпизод в Магабгарате). Хотя откровение содержится в Ведах, но одно изучение священного текста не дает само по себе истинного объяснения; требуются еще иные, предварительные условия . Таковы: 1) различение между вечным и невечным бытием ; 2) отречение от всякой внешней награды в этом мире и в будущем; 3) обладание так называемыми шестью средствами: спокойствием духа, умеренностью , отрешенностью , терпением, сосредоточенностью, верой; 4) стремление к избавлению. Помимо этих нравственных условий, сохраняются в силе и общественные ограничения. Как ортодоксальная система , связанная с реакционным движением против уравнительных принципов буддизма , веданта допускает в число своих адептов только дважды рожденных членов высших каст, отрицая у судр всякую правоспособность к познанию истины; зато среди искателей высшего ведения отводится место богам индийского пантеона . Истина, познание которой есть высшая цель (правоспособных) людей и богов, есть внутреннее единство всего сущего и тождество между познающим субъектом и абсолютным существом. Эта истина выражается в трех формулах, взятых ведантой из упанишад: 1) сущее оно, только одно - без другого: 2) это - ты (tat tuam asi), 3) я есть Брахма (aham brahma asmi). Множественность отделенных существ и вещей есть произведение неведения (avidya). Знающий истину во всем видит одно, и себя самого, свой дух (вtman) сознает тождественным с верховным духом (parama-вtman). Хотя св. писание (то есть упанишады ) представляет Брахму двояко: как качественного (sagunam), например, хотящего, видящего, действующего, и как бескачественного (nirgunam), например, нематериального, беспространственного и тому подобное; но только это второе отрицательное понимание соответствует Брахме, как предмету истинного ведения, первое же относится к нему лишь как к предмету богопочитания. Всякое определенное свойство , приписанное абсолютному существу, нарушает его безусловное единство. Тем не менее, чтобы не свести верховное начало к пустому отвлечению, ведантисты утверждают его как сущее, мыслящее, блаженное. Но это значит только, что оно не лишено бытия в том смысле , как лишены его предметы вымышленные (то есть оно не есть фикция ), что оно не лишено мышления, как лишены его (или представляются лишенными) предметы бездушные, и, наконец, что оно не лишено блаженства, как низшие страдательные существа. А так как, с другой стороны, слова: бытие, мышление , блаженство употребляются обыкновенно неведущими людьми в смысле, неподобающем истинно сущему, то правильнее об этом последнем говорить, что оно не есть ни сущее, ни не-сущее , ни мыслящее, ни немыслящее, ни блаженное, ни неблаженное. Учение о двояком познании брахмы, как sagunam и как nirgunam, имеет свою ближайшую аналогию в александрийской и патриотической философии, именно в различении между положительным богословием и отрицательным. На вопрос: каким образом из абсолютно-единого, неопределенного и бескачественного духа происходит призрак множественного и разнообразного бытия - мир "имен и форм" (nбma-rыpam) - веданта отвечает, с одной стороны, философской мыслью о вечном бытии в абсолютно-единой потенциальной множественности творческих сил (зakti); эта мысль, напоминающая Платона и Аристотеля, несогласима, однако, с основным положением веданты, что всякая множественность и определенность есть произведение неведения, т. е. субъективный обман . С другой стороны, на этот главный метафизический вопрос веданта отвечает поэтическими образами, не совсем совпадающими между собой по смыслу. Так, Брахма представляется то как волшебник или фокусник, забавляющийся фантасмагорией кажущегося мира, то - как паук, ткущий из самого себя паутину мировых законов и явлений. С точки зрения последовательного ведантизма вся космология должна сводиться к утверждению тождества мира и абсолютного существа. Эта истина доказывается в Брахма-Сутре посредством анализа понятия причинности, из которого явствует, что мир не может быть действием или произведением Брахмы, а что Брахма и мир суть одно и то же в двух аспектах: ведение и неведение . Как путник в лесу принимает толстую веревку за змею, так человек , лишенный истинного ведения, принимает мир за что-то самостоятельно существующее и отличное от Брахмы. Подобным образом и психология ведантийская должна лишь показывать, что наша душа в истинной своей сущности есть тот же Брахма, всеединый дух. Наконец, к тому же сводится и учение об избавлении (moksha): человек избавляется от зла и страдания не делами и размышлениями, а лишь познанием единой истины, что есть только абсолютное существо, что оно и он сам - одно и то же, и что все прочее существует для него лишь до тех пор, пока не постигнута его обманчивость, как та мнимая змея пугает путника лишь до тех пор, пока он не увидел свою ошибку. Тем не менее, рядом с этим истинно-ведантийским положением мы находим в Брахма-Сутре сложную систему космологии, психологии и эсхатологии, с подробным учением о переселении душ, о "пути отцов" (pitriyвna) и "пути богов" (devayвna). Такая непоследовательность объясняется тем, что веданта, как ортодоксальная философия привилегированных каст, не могла разорвать с существующими традициями и должна была включить в свой состав учения, необходимые для народного богопочитания и практической нравственности. Все эти экзотерические учения, основанные частью на древних верованиях народа , частью на эмпирических наблюдениях и элементарных научных обобщениях, не имеют ничего характерного собственно для философии веданты. Вл. С.

(от санскр. – знание ): последняя из крупных философских систем Индии, лежащая в основе ее современной религии – индуизма . Полемизируя с буддизмом, отстаивает идеи элитарности (адептами ее могли быть представители только касты брахманов), монизма и высшей реальности Брахман а как основы единства бытия. Являясь ортодокс альным направлением философии. Задача Веданты – философское объяснение священных текстов, или Вед, образующих «ведическую» традицию. Ее доктрина – это монизм ( адвайта ), в основе которого лежит понятие единства индивид уального «Я» и универсального начала – единственной высшей реальности. Здесь мы находим теорию майи ( иллюзии ) как причины чувственного мира, а также теорию незнания ( авидья ).

(Санскр.) Мистическая философская система , которая выросла из усилий многих поколений мудрецов истолковать сокровенный смысл "Упанишад" (см.). В Шад-Даршанах (шесть школ или систем доказательств) она называется Уттара Миманса , и приписывается Вьясе, составителю "Вед", который, таким образом, считается основателем Веданты. Ортодокс альные индусы называют Веданту - этот термин буквально означает "завершение всего (ведийского) знания" - Брахмаджнана, или чистым и духовным знанием Брамы. Если даже мы примем последние датировки, даваемые различным санскритским школам и трактатам нашими востоковедами, то Веданте должно быть 3300 лет, так как Вьяса , как утверждается, жил за 1400 лет до Р.Х. Если, как Эльфинстон говорит в своей "History of India", " Брахман ы " суть " Талмуд " индусов, а " Веды " - Моисеевы книги, то Веданту можно правильно назвать Каббалой Индии. Но насколько неизмеримо более величественной! Шанкарачарью, который был популяризатором системы Веданты и основателем философии Адвайта , иногда называют основателем современных школ Веданты.

(санскр. - завершение вед) - первоначально название упанишад, завершающих веды . Затем философские системы брахман ов, трактующие о "совершенстве ( смысле ) вед". В них всесторонне рассматривалось отношение индивид уальной души к мировой. Наиболее распространенной в Индии системой веданты является веданта Шанкары, популяризируемая Рамакришной и Вивеканандой.

Значение слова Веданта в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Возрождение - эпоха в истории итал. (а под ее ...
  • Воздаяние - 1) согласно убеждениям верующих наказание за ...
  • Вишну - (др.инд.) один из высш. богов индуист. пантеона ...
  • Вифлеем - (др.евр. Bethlehem), ныне БейтЛахм — город в Иудее, ...
  • Вина - нарушение моральных или юридич. норм и переживания, ...
  • Викарий - (от лат. vicarius заместитель, наместник) заместитель ...
  • Весталки - (от лат. vestales) жрицы богини Весты в ...
  • Всеединство - философское учение ( идея принцип ), раскрывающее ...
  • Власть - в классических философских концепциях особое отношение ...
  • Виртуалистика - (лат. virtus воображаемый, мнимый ) комплексная ...
  • Вездесущность - (лат. omnipraesentia) понятие философской системы Фомы ...
  • Высказывание - грамматически правильное повествовательное предложение взятое вместе с ...
  • Возражение - обоснованное отрицание (отклонение) к.л. мысли, к.л. положения, ...
  • Верификация - (от лат. verificatio доказательство подтверждение ) ...
  • Автаркия - (греч. самоудовлетворенность) самодостаточность, независимость духа от ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари