(от греч . techne -мастерство, ремесло и phobos - страх , боязнь ) - понятие , отражающее восприятие человек ом отчужденного мира техники как угрозы своему бытию. В Т. отразилась боязнь утраты гуманистических идеалов и нравственных нормативов в современном обществе, страх перед подавлением человеческой индивидуальности машинной цивилизацией, опасение , что человек в конце концов превратится лишь в придаток технических устройств. Она связана также с обнаружением того факта , что техника в широком смысле (целенаправленные, методические действия по схеме) не является абсолютным благом , т.к. техническое действие никогда не может быть "чистым" в достижении поставленной цели, а всегда имеет негативные побочные эффекты . Существуют также технические устройства (напр., ядерные реакторы с их возможными "лучами смерти"), страх перед которыми укоренен в очень глубоких и древних социокультурных стереотипах и потому не поддается искоренению с помощью рациональной аргументации. Феномен Т. анализируется в работах Эллюля, Л. Мэмфорда, Адорно , Маркузе и др.
( греч . techne - мастерство, phobos - страх ) - понятие , выражающее страх перед техникой, которая отчуждена от человек а и воспринимается им в качестве угрозы его бытию. Первоначально формируется в философских и социологических концепциях , выражающих боязнь интеллигентных кругов индустриально развитых стран перед угрозой дегуманизации общества, его духовного оскудения под воз действие м все более могущественной техники и резкого усиления роли последней в социально-экономическом развитии ( Адорно , Маркузе , Мэмфорд, Эллюль и др.). Фетишизация техники и ее возрастающих возможностей, согласно Адорно, приводит к отчуждению и овеществлению человека, и его бездуховности, в результате чего технологизация общества предстает как "неудавшаяся цивилизация ". Главная опасность безудержного технического прогресса , утверждает Эллюль, заключается в том, что, будучи созданной в качестве средства подчинения среды человеку, техника сама становится средой, вследствие чего окружающая нас среда предстает как " вселенная Машины", подчиняющая себе и самого человека. Поэтому в современных условиях "техника - фактор порабощения человека". Ото ставит в повестку дня не отказ от техники как таковой, а радикальное отвержение "идеологии техники", бездумного техницизма. Во второй половине 20 в. под воздействием бурного роста техносферы и ее амбивалентного (не только позитивного, но и разрушительного) воздействия на жизнь человеческих сообществ Т. получает широкое распространение в массовом сознании. Е.М. Бабосов