( Ренессанс ) - период в культурном и идейном развитии странЗап. и Цент . Европы (в Италии 14-16 вв., в других странах кон. 15-16 вв.),переходный от средневековой культуры к культуре нового времени.Отличительные черты культуры Возрождения: светский , антиклерикальныйхарактер, гуманистическое мировоззрение (см. Гуманизм ), обращение ккультурному наследию античности, как бы ""возрождение"" его (отсюданазвание). Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии, где ужена рубеже 13-14 вв. (см. Проторенессанс ) его провозвестниками выступилипоэт Данте , художник Джотто и др. Творчество деятелей Возрожденияпроникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума,отрицанием схоластики и аскетизма (гуманистическая этика итальянцевЛоренцо Валлы, Пико делла Мира ндолы и др.). Пафос утверждения идеалагармонической, раскрепощенной творческой личности, красоты и гармониидействительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия,ощущение цельности и стройной закономерности миро здания придают искусствуВозрождения большую идейную значительность , величественный героическиймасштаб. В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения -общественные здания, дворцы, городские дома . Используя ордерное членениестены, арочные галереи, колоннады, своды , купола, архитекторы(Брунеллески, Альберти , Браманте , Палладио в Италии, Леско , Делорм воФранции) придали своим постройкам величественную ясность , гармоничность исоразмерность человеку. Художник и ( Донателло , Мазаччо , Пьеро деллаФранческа, Мантенья , Леонардо да Винчи, Рафаэль , Микеланджело , Тициан,Веронезе, Тинторетто в Италии; Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Брейгельв Нидерландах; Дюрер , Нитхардт , Хольбейн в Германии; Фуке , Гужон , Клуэ воФранции) последовательно овладевали художественным отражением всегобогатства действительности - передачей объема, пространства, света,изображением человеческой фигуры (в. т. ч. обнаженной) и реальной среды -интерьера, пейзажа. Литература Возрождения создала такие памятникинепреходящей ценности , как ""Гаргантюа и Пантагрюэль"" (1533-52) Рабле,драмы Шекспира, роман ""Дон Кихот"" (1605-15) Сервантеса и др., органическисоединившие в себе интерес к античности с обращением к народной культуре,пафос комического с трагизмом бытия. Сонеты Петрарки, новеллы Боккаччо,героическая поэма Ариосто , философский гротеск ( трактат ЭразмаРоттердамского ""Похвала Глупости"", 1511), эссе Монтеня в разных жанрах,индивидуальных формах и национальных вариантах воплотили идеи Возрождения.В музыке, проникающейся гуманистическим мироощущением, развиваетсявокальная и инструментальная полифония , появляются новые жанры светскойвокальной ( фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада вАнглии, мадригал ) и инструментальной музыки; эпоха завершается появлениемтаких музыкальных жанров, как сольная песня , кантата , оратория и опера,способствовавших утверждению гомофонии. В эпоху Возрожденияраспространились философские идеи неоплатонизма ( Фичино ) и пантеизма(Патрици, Бруно и др.), были сделаны выдающиеся научные открытия в областигеографии (Великие географические открытия), астрономии (разработкаКоперником гелиоцентрической системы мира), анатомии ( Везалий ).
русское период ическое издание, Лондон: еженедельнаягазета (1926-35), еженедельник (1936-40). Редактор П. Б. Струве, ведущийлитературный критик - В. Ф. Ходасевич (с 1927). 2) Русскийлитературно-политический журнал, ""орган русской национальной мысли"",1949-74, Париж. Среди редакторов - И. И. Тхоржевский, С. П. Мельгунов, С.С. Оболенский.