Что такое Возрождение? Значение слова Возрождение в философском словаре

1) Возрождение - - эпоха в истории итал. (а под ее воздействием и европ.) культуры 14—16 вв., ознаменовавшая переход от средневековья к Новому времени. Будучи радик. переворотом во всех областях культуры, В. оказало значит, воздействие и на эволюцию религ. сознания, на развитие свободомыслия и атеизма . Гуманистич. мировоззрение В., в противовес ср.-век. геоцентризму , поставил в центр своего внимания взаимоотношения человека и мира. Гуманизм В. ориентируется, прежде всего, на земное предназначение человека, не подчиняя его цели загробного спасения и ставя на первое место гармоничное всестороннее развитие личности; догматы первород. греха и искупления если и не отвергаются открыто, то не принимаются во внимание . Человек рассматривается как высш. создание бога, его деятельность — как продолжение на земле божеств, творения. Его достоинство мыслители В. видят в творческой деятельности, направленной на развитие и совершенствование человеч. цивилизации, и в прирожденной ему свободе, понимаемой как свобода морального выбора , влекущая за собой личную моральную ответственность за его последствия . В отличие от религ. взгляда на человека, гуманизм В. считает человека способным к нравств. совершенствованию без содействия божеств благодати. С полемикой вокруг человеч. идеала связана и гуманистич. критика церкви как института , критика нравов католич. духовенства, выходящая за рамки ср.-век. антиклерикализма . В. создает новую картину мира, тяготеющую к отождествлению бога и природы, к обожествлению природы и человека. В творчестве наиболее радик. мыслителей позднего В. натуралистич. пантеизм приближается к материализму и атеизму. Гуманисты эпохи В. разрабатывают новое толкование христианства как изначально присущей всему человечеству «всеобщей» или «прирожденной» религии, в к-рой обрядовые и вероис-повед. различия играют второстеп. роль , христианство получает преимущественно этич. истолкование, превращаясь в систему нравств. предписаний, в орудие морального совершенствования человеч. общества. В эпоху В. предпринимаются попытки создания этич. систем, свободных от идеи посмертного воздаяния и отвергающих как доказуемость , так и полезность для нравственности догмата о бессмертии души. Гуманистами была осуществлена рациональная науч. критика текстов св. писания, положившая начало библ. критике. Мыслители В. выступили против веры в чудеса и дьявольские козни, выдвинув требование естеств.-науч., детерминист, объяснения непонятных явлений природы. Наиболее радик. мыслители В. считали религию чисто человеч. установлением, не содержащим истины, но полезным для осуществления политич. господства, для укрощения «грубого народа », хотя и ненужным для просвещенной элиты , руководствующейся в своем поведении требованиями нравственности; в этом сказалась соц. ограниченность критики религии в культуре В. Свободомыслие В. вызывало резкие нападки со стороны ревнителей католич. ортодоксии, сыграв значит, роль в подготовке более радик. свободомыслия и атеизма эпохи Просвещения.

2) Возрождение - - послесредневековый период (XIV - XVI вв.) мощного культурного развития Европы под знаком освоения античного духовного наследия. Примечателен обширным многообразием достижений религиозной мысли, не связывавшей себя верностью церковной догматике . Итогом стал скептицизм , поскольку построение оригинальных, но несовместимых между собой философских концепций не приблизило мысль к истине. В Новое время религиозная мысль отказалась следовать по путям Ренессанса . "Отличие Возрождения от Средних веков заключается не в избытке, а в недостатке, оно не в том, что в Ренессансе стало чего-то больше, а в том, что стало чего-то не хватать. Ренессанс... не есть Средние века плюс человек , но - Средние века минус Бог. И вот вам трагедия: теряя Бога, Возрождение шло к тому, чтобы потерять самого человека" (Э.Жильсон). " Тайна Возрождения в том, что оно не удалось... Возрождение языческое невозможно в христианском мире, навеки невозможно" (Н.Бердяев).

3) Возрождение - (regeneratio, Wiedergeburt) - широкое по смыслу и значению богословское понятие . Догматика обозначает словом возрождение , в тесном смысле, плоды и благодатные действия в человеке крещения. В крещении подается человеку не только освобождение от грехов, в смысле прощения и невменения их, но действительное внутреннее очищение и сообщение новой жизни, действием даров св. Духа. Крещение - новое рождение (Ин 3) и крещеный - новая тварь (Гал. 6:15; 2 Кор 5:17). Поэтому крещение называется крещением во оставление грехов (Деян 2:38; 22:16), очищением банею водною (Еф 5:26) и спасением через баню паки бытия - возрождения (Тит 3:5). Отцы церкви , называя крещение - банею возрождения, банею обновления и перерождения, точно также указывают на подаяние новой жизни, на возрождение в крещении. Таким образом, возрождение есть подаяние в крещении новой жизни - такой, через которую человек становится чадом Божиим (Гал 3:26,28), членом тела Христова или Церкви (1 Кор 12:13) и наследником вечной жизни (Тит 3:7). Развитие и точнейшее определение понятия о возрождении в богословской системе имело сложную историю. Особенной обработке поддавалось это понятие со времен Реформации и возбудило сильные споры . Лютер резко разграничил в крещении два момента : прощение грехов и сообщение новой жизни. Первый момент - оправдание через веру в Христа Искупителя, взявшего на себя весь грех мира, освобождает человека от прежнего греха и объявляет его праведным, но еще не делает праведным. Делается человек праведным, на основе оправдания, через освящение: это - второй момент. Во второй половине XVI ст. кенигсбергский проф. А. Озиандер поднял спор об оправдании, утверждая, что оправдание есть не только объявление праведным, а сообщение при этом праведности, не судебный только акт, но и медицинский. Позже понятия об оправдании, освящении и возрождении подвергались тщательному обсуждению в споре между пиэтистами и лютеранскими ортодоксалами. Вл. С.

4) Возрождение - - см. Просвещение .


Синонимы: ренессанс

Возрождение

- эпоха в истории итал . (а под ее воздействие м и европ.) культуры 14—16 вв., ознаменовавшая переход от средневековья к Новому времени . Будучи радик . переворотом во всех областях культуры, В. оказало значит , воздействие и на эволюцию религ. сознания, на развитие свободомыслия и атеизма . Гуманистич. мировоззрение В., в против овес ср.-век. гео центр изму , поставил в центр своего внимания взаимоотношения человека и мира . Гуманизм В. ориентируется, прежде всего , на земное предназначение человека, не подчиняя его цели загробного спасения и ставя на первое место гармоничное всестороннее развитие личности; догматы первород. греха и искупления если и не отвергаются открыто , то не принимаются во внимание . Человек рассматривается как высш. создание бога, его деятельность — как продолжение на земле божеств, творения. Его достоинство мыслители В. видят в творческой деятельности, направленной на развитие и совершенствование человеч. цивилизации, и в прирожденной ему свободе, понимаемой как свобода морального выбора , влекущая за собой личную моральную ответственность за его последствия . В отличие от религ. взгляда на человека, гуманизм В. считает человека способным к нравств. совершенствованию без содействия божеств благодати. С полемикой вокруг человеч. идеала связана и гуманистич. критика церкви как института , критика нравов католич. духовенства, выходящая за рамки ср.-век. антиклерикализма . В. создает новую картину мира, тяготеющую к отождествлению бога и природы, к обожествлению природы и человека. В творчестве наи более радик. мыслителей позднего В. натуралистич. пантеизм приближается к материализму и атеизму. Гуманисты эпохи В. разрабатывают новое толкование христианства как изначально присущей всему человечеству «всеобщей» или «прирожденной» религии, в к-рой обрядовые и вероис-повед. различия играют второстеп. роль , христианство получает преимущественно этич. истолкование , превращаясь в систему нравств. предписаний, в орудие морального совершенствования человеч. общества . В эпоху В. предпринимаются попытки создания этич. систем, свободных от идеи посмертного воздаяния и отвергающих как доказуемость , так и полезность для нравственности догмата о бессмертии души. Гуманистами была осуществлена рациональная науч. критика текстов св. писания, положившая начало библ . критике. Мыслители В. выступили против веры в чудеса и дьявольские козни , выдвинув требование естеств.-науч., детерминист , объяснения непонятных явлений природы. Наиболее радик. мыслители В. считали религию чисто человеч. установлением, не содержащим истины, но полезным для осуществления политич. господства , для укрощения «грубого народа », хотя и ненужным для просвещенной элиты , руководствующейся в своем поведении требованиями нравственности; в этом сказалась соц. ограниченность критики религии в культуре В. Свободомыслие В. вызывало резкие нападки со стороны ревнителей католич. ортодоксии, сыграв значит, роль в подготовке более радик. свободомыслия и атеизма эпохи Просвещения.

- послесредневековый период (XIV - XVI вв.) мощного культурного развития Европы под знаком освоения античного духовного наследия. Примечателен обширным многообразием достижений религиозной мысли, не связывавшей себя верностью церковной догматике . Итогом стал скептицизм , поскольку построение оригинальных, но несовместимых между собой философских концепций не приблизило мысль к истине. В Новое время религиозная мысль отказалась следовать по путям Ренессанса . " Отличие Возрождения от Средних веков заключается не в избытке, а в недостатке, оно не в том, что в Ренессансе стало чего-то больше, а в том, что стало чего-то не хватать. Ренессанс... не есть Средние века плюс человек , но - Средние века минус Бог. И вот вам трагедия: теряя Бога, Возрождение шло к тому, чтобы потерять самого человека" (Э.Жильсон). " Тайна Возрождения в том, что оно не удалось... Возрождение языческое невозможно в христианском мире, навеки невозможно" (Н.Бердяев).

(regeneratio, Wiedergeburt) - широкое по смыслу и значению богословское понятие . Догматика обозначает словом возрождение , в тесном смысле, плоды и благодатные действия в человек е крещения. В крещении подается человеку не только освобождение от грехов, в смысле прощения и невменения их, но действительное внутреннее очищение и сообщение новой жизни, действием даров св. Духа. Крещение - новое рождение (Ин 3) и крещеный - новая тварь (Гал. 6:15; 2 Кор 5:17). По этом у крещение называется крещением во оставление грехов (Деян 2:38; 22:16), очищением банею водною (Еф 5:26) и спасением через баню паки бытия - возрождения (Тит 3:5). Отцы церкви , называя крещение - банею возрождения, банею обновления и перерождения, точно также указывают на подаяние новой жизни, на возрождение в крещении. Таким образом, возрождение есть подаяние в крещении новой жизни - такой, через которую человек становится чадом Божиим (Гал 3:26,28), членом тела Христова или Церкви (1 Кор 12:13) и наследником вечной жизни (Тит 3:7). Развитие и точнейшее определение понятия о возрождении в богословской системе имело сложную историю. Особенной обработке поддавалось это понятие со времен Реформации и возбудило сильные споры . Лютер резко разграничил в крещении два момента : прощение грехов и сообщение новой жизни. Первый момент - оправдание через веру в Христа Искупителя, взявшего на себя весь грех мира , освобождает человека от прежнего греха и объявляет его праведным, но еще не делает праведным. Делается человек праведным, на основе оправдания, через освящение: это - второй момент. Во второй половине XVI ст. кенигсбергский проф. А. Озиандер поднял спор об оправдании, утверждая, что оправдание есть не только объявление праведным, а сообщение при этом праведности, не судебный только акт, но и медицинский. Позже понятия об оправдании, освящении и возрождении подвергались тщательному обсуждению в споре между пиэтистами и лютеранскими ортодоксалами. Вл. С.

- см. Просвещение .

Значение слова Возрождение в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Всеединство - " единство всего, принимается в двух главных ...
  • Всеблагость - один из традиционных для теологической и религиознофилософской ...
  • Воля - способность человека желать чегото или предпочитать одно ...
  • Вольнодумство - ироническискептическое отношение к религиозной вере и нравственности, ...
  • Витализм - (от лат. vita жизнь ) учение ...
  • Веротерпимость - см.: ТОЛЕРАНТНОСТЬ ...
  • Вурдалак - см. Упырь. ...
  • Ветка - см. Поповщина . ...
  • Веста - в римск. мифологии богиня домашнего очага. В ...
  • Вероисповедание - принадлежность к к.л. религии, церкви, конфессии, а ...
  • Вериги - кандалы, цепи, оковы и др. метал, предметы ...
  • Венера - в мифологии Др. Рима богиня весны и ...
  • Ведьма - по суеверным представлениям, восходящим к язычеству, женщина ...
  • Ведовство - вредоносное колдовство сопровождаемое вредоносными магич . обрядами, ...
  • Алхимия - поарабски Ул Хеми означает, как указывает это имя, ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари