Что такое Джотто? Значение слова Джотто в энциклопедическом словаре

1) Джотто - (итал. Giotto - по имени Джотто ди Бондоне - который на одной изкартин изобразил комету Галлея), автоматическая межпланетная станцияЕвропейского космического агентства для исследования кометы Галлея. Масса960 кг. Запущена 2 июля 1985, 14 марта 1986 пролетела на расстоянии ок.600 км от ядра кометы, удаление станции от Земли в этот момент составлялоок. 150 млн. км, скорость относительно кометы достигла 68 км/с.

2) Джотто - ди Бондоне (Giotto di Bondone) (1266/1267 - Колле да Веспиньяно,Тоскана - 8 января 1337, Флоренция), итальянский живописец, мастерфлорентийской школы. Имя художника, видимо, является производным отАмброджотто (Амброджо) или Анджолотто (Анджело). Биография Согласноисточникам 14 в. учился у Чимабуэ. Работал во Флоренции, Риме (ок. 1300),Падуе (ок. 1305-08), Неаполе (ок. 1328-33), Милане (ок. 1335-36) и другихгородах Италии. В 1327 вместе со своими учениками записался в цехфлорентийских живописцев. В 1334 был назначен руководителем строительствафлорентийского собора и его колокольни (кампанилы; к моменту его смертибыл возведен ее первый ярус). Творчество Реформатор итальянской живописи,Джотто открыл новый этап в истории живописи всей Европы и явился предтечейискусства Возрождения. Его историческое место определяется преодолениемсредневековых итало-византийских традиций. Джотто создал облик мира,адекватный реальному по своим основным свойствам - материальности ипространственной протяженности. Использовав ряд известных в его времяприемов - угловые ракурсы, упрощенную, т. н. античную, перспективу, онсообщил сценическому пространству иллюзию глубины, ясность и четкостьструктуры. Одновременно он разработал приемы тональной светотеневоймоделировки форм при помощи постепенного высветления основного,насыщенного красочного тона, что позволило придать формам почтискульптурную объемность и в то же время сохранить сияющую чистоту цвета,его декоративные функции. Капелла дель Арена В творческом наследии Джоттоцентральное место занимают росписи капеллы дель Арена в Падуе (ок.1305-08) - однонефной церкви, построенной, видимо, по его же проекту. Этотобширный фресковый цикл включает в себя роспись коробового свода,уподобленного синей небесной тверди с золотыми звездами и заключенными вмедальоны изображениями Христа, Марии и пророков, композицию ""Страшныйсуд"" на западной стене, тридцать четыре сцены из жизни Марии и Христа,расположенные в три ряда на длинных боковых стенах и т. н. ""триумфальнойарке"" алтаря. Именно эти сцены определяют характер росписей капеллы.Строгая упорядоченность их расположения организует всю ритмику интерьера,построенное на насыщенных красочных тонах цветовое решение сообщает всемуансамблю праздничный характер. Земная жизнь Марии и Христа предстает вэтих композициях как связанные неторопливым ритмом повествования этапыпатриархального, эпически-величественного бытия. Джотто очень скупообозначает приметы изображаемого им мира условными скалистыми горками,светлыми зданиями, густой ультрамариновой синевой неба. Но самымзамечательным открытием Джотто являются его персонажи - коренастые,широколицые, наделенные величавым обликом, облаченные в одежды и плащипростого покроя из тяжелых, однотонных тканей, задрапированных в крупныескладки. Капеллы Барди и Перуцци Дальнейшую эволюцию творчества Джоттопредставляют пострадавшие от времени росписи небольших семейных капеллБарди и Перуцци на хорах флорентийской церкви Санта Кроче (ок. 1320-25).Живописная декорация каждой капеллы включает шесть сцен, расположенных набоковых стенах по три друг над другом и решенных более сложно, чем вкапелле дель Арена. Возрастает роль архитектурного фона, ограничивающего ичетко формирующего сценическое пространство, сами постройки становятсяболее многообразными, приобретают сходство с реальной архитектурой эпохиДжотто. В многофигурных сценах появляется больше подробностей иповествовательных моментов, наконец, Джотто интересуют сложныепространственные и оптические эффекты. Так, в росписях капеллы Перуцци,посвященных Иоанну Крестителю и Иоанну Богослову, Джотто изображаетархитектурную декорацию в угловом ракурсе, соответствующем точке зрениязрителя, стоящего у входа в капеллу. Другие работы. Влияние Единственнаядошедшая до нас станковая работа Джотто - монументальный алтарный образ""Мадонна на троне"" (""Мадонна Оньисанти"", Уффици, ок. 1310). Восходящая к14 в. традиция связывала с именем Джотто обширный живописный цикл ""Историясв. Франциска"" в базилике Сан Франческо в Ассизи (ок.1297-99), однакомногие современные исследователи отвергают авторство Джотто. Среди недошедших до нас работ Джотто источники называют большую мозаичнуюкомпозицию ""Навичелла"" на фасаде римской раннехристианской базилики св.Петра, снесенной в начале 16 в., живописные циклы ""Знаменитые люди"",выполненные для короля Неаполя Роберта и правителя Милана Аццоне Висконти.Джотто оказал влияние на формирование ведущих школ итальянской живописи 14в., прежде всего флорентийской, а также на ряд мастеров, работавших вСиене и Падуе. К его наследию неоднократно обращались мастера итальянскогоВозрождения от Мазаччо до Микеланджело.

Джотто

( итал . Giotto - по имени Джотто ди Бондоне - который на одной изкартин изобразил комету Галлея), автоматическая межпланетная станцияЕвропейского космического агентства для исследования кометы Галлея. Масса960 кг. Запущена 2 июля 1985, 14 марта 1986 пролетела на расстоянии ок.600 км от ядра кометы, удаление станции от Земли в этот момент составлялоок. 150 млн. км, скорость относительно кометы достигла 68 км/с.

ди Бондоне (Giotto di Bondone) (1266/1267 - Колле да Веспиньяно,Тоскана - 8 января 1337, Флоренция), итальянский живописец, мастерфлорентийской школы. Имя художника, видимо, является производным отАмброджотто (Амброджо) или Анджолотто (Анджело). Биография Согласноисточникам 14 в. учился у Чимабуэ. Работал во Флоренции, Риме (ок. 1300),Падуе (ок. 1305-08), Неаполе (ок. 1328-33), Милане (ок. 1335-36) и другихгородах Итал ии. В 1327 вместе со своими учениками записался в цехфлорентийских живописцев. В 1334 был назначен руководителем строительствафлорентийского собора и его колокольни (кампанилы; к момент у его смертибыл возведен ее первый ярус). Творчество Реформатор итальянской живописи,Джотто открыл новый этап в истории живописи всей Европы и явился предтечейискусства Возрождения. Его историческое место определяется преодолениемсредневековых итало-византийских традиций. Джотто создал облик мира,адекватный реальному по своим основным свойствам - материальности ипространственной протяженности. Использовав ряд известных в его времяприемов - угловые ракурсы, упрощенную, т. н. античную, перспективу, онсообщил сценическому пространству иллюзию глубины, ясность и четкостьструктуры. Одновременно он разработал приемы тональной светотеневоймоделировки форм при помощи постепенного высветления основного,насыщенного красочного тона, что позволило придать формам почтискульптурную объемность и в то же время сохранить сияющую чистоту цвета,его декоративные функции. Капелла дель Арена В творческом наследии Джоттоцентральное место занимают росписи капеллы дель Арена в Падуе (ок.1305-08) - однонефной церкви, построенной, видимо, по его же проекту. Этот обширный фресковый цикл включает в себя роспись коробового свода,уподобленного синей небесной тверди с золотыми звездами и заключенными вмедальоны изображениями Христа, Марии и пророков, композицию ""Страшныйсуд"" на западной стене, тридцать четыре сцены из жизни Марии и Христа,расположенные в три ряда на длинных боковых стенах и т. н. ""триумфальнойарке"" алтаря. Именно эти сцены определяют характер росписей капеллы.Строгая упорядоченность их расположения организует всю ритмику интерьера,построенное на насыщенных красочных тонах цветовое решение сообщает всемуансамблю праздничный характер. Земная жизнь Марии и Христа предстает вэтих композициях как связанные неторопливым ритмом повествования этапыпатриархального, эпически-величественного бытия. Джотто очень скупообозначает приметы изображаемого им мира условными скалистыми горками,светлыми зданиями, густой ультрамариновой синевой неба. Но самымзамечательным открытием Джотто являются его персонажи - коренастые,широколицые, наделенные величавым обликом, облаченные в одежды и плащипростого покроя из тяжелых, однотонных тканей, задрапированных в крупныескладки. Капеллы Барди и Перуцци Дальнейшую эволюцию творчества Джоттопредставляют пострадавшие от времени росписи небольших семейных капеллБарди и Перуцци на хорах флорентийской церкви Санта Кроче (ок. 1320-25).Живописная декорация каждой капеллы включает шесть сцен, расположенных набоковых стенах по три друг над другом и решенных более сложно, чем вкапелле дель Арена. Возрастает роль архитектурного фона, ограничивающего ичетко формирующего сценическое пространство, сами постройки становятсяболее многообразными, приобретают сходство с реальной архитектурой эпохиДжотто. В многофигурных сценах появляется больше подробностей иповествовательных моментов, наконец, Джотто интересуют сложныепространственные и оптические эффекты. Так, в росписях капеллы Перуцци,посвященных Иоанну Крестителю и Иоанну Богослову, Джотто изображаетархитектурную декорацию в угловом ракурсе, соответствующем точке зрениязрителя, стоящего у входа в капеллу. Другие работы. Влияние Единственнаядошедшая до нас станковая работа Джотто - монументальный алтарный образ""Мадонна на троне"" (""Мадонна Оньисанти"", Уффици, ок. 1310). Восходящая к14 в. традиция связывала с именем Джотто обширный живописный цикл ""Историясв. Франциска"" в базилике Сан Франческо в Ассизи (ок.1297-99), однакомногие современные исследователи отвергают авторство Джотто. Среди недошедших до нас работ Джотто источники называют большую мозаичнуюкомпозицию ""Навичелла"" на фасаде римской раннехристианской базилики св.Петра, снесенной в начале 16 в., живописные циклы ""Знаменитые люди"",выполненные для короля Неаполя Роберта и правителя Милана Аццоне Висконти.Джотто оказал влияние на формирование ведущих школ итальянской живописи 14в., прежде всего флорентийской, а также на ряд мастеров, работавших вСиене и Падуе. К его наследию неоднократно обращались мастера итальянскогоВозрождения от Мазаччо до Микеланджело.

Значение слова Джотто в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Джумагельдиев - Тиркиш (р. 1938) туркменский писатель. Повести ""Невестка""(1968), ...
  • Джульфа - город (с 1948) в Азербайджане, Нахичеванская АвтономнаяРеспублика, на ...
  • Джулио Романо - (Giulio Romano) (наст. имя и фам. Джулио ...
  • Джузгун - (жузгун) род кустарников семейства гречишных. Ок. 80 ...
  • Джугджурский Заповедник - в Российской Федерации, Хабаровский кр., в горахна побережье ...
  • Джугара - однолетнее травянистое растение рода сорго семейства злаков.Продовольственная (крупа, ...
  • Джубба - (Джуба) река в Эфиопии и Сомали. Впадает ...
  • Джоплин - (Joplin) Скотт (18681917) американский пианист, композитор,аранжировщик, один ...
  • Джонсон - Филип (р. 1906) американский архитектор. Для построек ...
  • Джонсон - Памела Хансфорд (191281) английская писательница. Жена Ч. ...
  • Джонсон - (Johnson) Бенджамин (Бен) (15731637) английский драматург.Комедии нравов ...
  • Джонс - (Johns) Джаспер (р. 1930) американский художник, один ...
  • Джонс - Джеймс (192177) американский писатель. Антимилитаристские романы""Отныне и ...
  • Джонс - (Jones) Том (р. 1940) английский эстрадный певец. ...
  • Ппс - пистолетпулемет системы А. И. Судаева (ППС43) с коробчатыммагазином, ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари