Что такое Ряса? Значение слова Ряса в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Ряса -

Ряса - верхняя одежда христианских священнослужителей, которую ониносят вне богослужения. Это - широкая прямая одежда (иногда лишьнесколько суживающаяся в поясе), покрывающая все тело от шеи до пят, сбольшими рукавами, от половины руки расширяющимися. Цвета она можетбыть, для всех лиц белого духовенства и для епископов, всякого (неисключая и белого), для лиц монашествующих - только черного. В первыетри века христианские священнослужители в своей частной жизни одевались,вероятно, как миряне. Отправляя апостолов на проповедь (Map. VI, 9),Христос сказал им: обувайтесь в сандалии, но не облачайтесь в две ризы.Это не установляло, однако, общего правила относительно одеждыдуховенства: иначе апостолы не употребляли бы впоследствии, поверххитона, фелони (2 Тим. IV, 13). Слова Христа обусловливались, вероятно,временем года, когда апостолы отправлены были на проповедь. Паллий (вего первоначальном виде) был, по-видимому, предпочтительно употребляемклиром в качестве верхней одежды или P., еще со времен апостольских. Ещедо христианства верхней одеждой людей серьезных, например, посвящавшихсебя изучению наук, был преимущественно паллий, называвшийся плащомфилософов. Его усвоили себе, с некоторыми изменениями, и клирики, бывшиепрежде философами. Такой плащ или паллий носил блаж. Иероним, которого,поэтому, не один раз принимали за философа, а иногда за обманщика,который чужою формой одежды хотел усвоить себе не свое звание, о чем самИероним пишет к Марцелле (послан. XXXVIII, 5). Pallium asceticumнадевали иногда и епископы, не бывшие аскетами, напр. Мартин Турский (IVв.), но большинство их воздерживалось от употребления этого костюма,непопулярного в народе. Известно, что pallium ascelicum не носили ниКиприан Карфагенский, ни блаж. Августин. Папа Целестин (V в.) запретилклирикам этот вид одеяния; в VI в. его уже вовсе не существовало.Епископы в IV в. иногда носили верхнюю одежду белого цвета, но этотобычай не был общим. С V в. начинает упоминаться habitus religionis -одежда "религиозного характера", которая могла быть употребляемаклириками в их обыденной жизни, подобно тому, как священные облаченияупотребляются ими при богослужении. Особая одежда - "церковная"(clericalis) - дается Герману Оксерскому и Цезарию Арльскому, при первомих вступлении в клир. На существование особого и от богослужебныхоблачений, и от одежд мирских костюма клириков в это время указываетАполлинарий Сидоний, в письме к одному из своих друзей, вступившему вклир. В VI в. стали одеваться по-новому, по образцу варваров, покорившихримские области; место длинного костюма римского, полного "важности идостоинства", заступили одежды короткие. Церковь держала себя в сторонеот этих новшеств и тщательно хранила вид и материал древней одеждыцерковной. Собор агдский (506 г., прав. XX) обязывает клириков носитьодежду и обувь, какие употреблялись ими дотоле, При Григории Вел.клирики одевались "поримски", в одежды длинные, чем они отличались отмирян. Эту одежду св. папа называет "одеждой религиозной", "святой" -название новое, неизвестное в предыдущие века. Мартин, епископ пражский(572 г.), предписывает клиру иметь верхнюю одежду до пят. На Востокетолько в VII в. одежда клириков стала отличаться от одежды мирян.Трулльский собор в прав. 27 установляет, что клирики должны носитьодежды "уже определенные" для состоящих в клире. VII-й всел. собор, вправ. 16, говорит, что "всякая роскошь и украшение тела чуждысвященнического чина и состояния". По словам Вальсамона (в толковании навышеупомянутое правило), клирики носили во время собора особеннороскошные одежды, так наз. "экзанитовые", у которых нижние части были нетолько другого цвета, но и златотканые. В VIII в. однообразие одеждыклира на Востоке снова исчезло, под влиянием иконоборства. В Х веке всеклирики носили обязательно одежду черную. В западной церкви цвет одеждыклириков не был определен канонически до XVI в. Действующие правилаотносительно одежды клириков в римской церкви санкционированы триентскимсобором. Особенно разнообразны в католичестве одежды церковных орденов.Некогда главные цвета монашеского одеяния на Западе были - темно-красныйкаштановый и коричневый. Н. Б - в.

Ряса

Ряса - верхняя одежда христианских священнослужителей, которую ониносят вне богослужения. Это - широкая прямая одежда ( иногда лишьнесколько суживающаяся в поясе), покрывающая все тело от шеи до пят, сбольшими рукавами, от половины руки расширяющимися. Цвет а она может быть , для всех лиц белого духовенства и для епископов, всякого (неисключая и белого), для лиц монашествующих - только черного. В первыетри века христианские священнослужители в своей частной жизни одевались,вероятно, как миряне . Отправляя апостолов на проповедь (Map. VI, 9),Христос сказал им: обувайтесь в сандалии , но не облачайтесь в две ризы.Это не установляло, однако , общего правила относительно одеждыдуховенства: иначе апостолы не употребляли бы впоследствии , поверххитона, фелони (2 Тим. IV, 13). Слова Христа обусловливались, вероятно,временем года, когда апостолы отправлены были на проповедь. Паллий (вего первоначальном виде) был, по-видимому , предпочтительно употребляем клир ом в качестве верхней одежды или P., еще со времен апостольских. Ещедо христианства верхней одеждой людей серьезных, например , посвящавших себя изучению наук, был преимущественно паллий, называвшийся плащ омфилософов. Его усвоили себе , с некоторыми изменениями, и клирики, бывшиепрежде философами. Такой плащ или паллий носил блаж. Иероним , которого,поэ тому , не один раз принимали за философа, а иногда за обманщика,который чужою формой одежды хотел усвоить себе не свое звание , о чем самИероним пишет к Марцелле (послан. XXXVIII, 5). Pallium asceticumнадевали иногда и епископы, не бывшие аскетами, напр. Мартин Турский (IVв.), но большинство их воздерживалось от употребления этого костюма,непопулярного в народе. Известно, что pallium ascelicum не носили ниКиприан Карфагенский, ни блаж. Августин . Папа Целестин (V в.) запретилклирикам этот вид одеяния; в VI в. его уже вовсе не существовало. Епископ ы в IV в. иногда носили верхнюю одежду белого цвета , но этотобычай не был общим. С V в. на чина ет упоминаться habitus religionis -одежда "религиозного характера", которая могла быть употребляемаклириками в их обыденной жизни, подобно тому, как священные облаченияупотребляются ими при богослужении. Особая одежда - "церковная"(clericalis) - дается Герману Оксерскому и Цезарию Арльскому, при первомих вступлении в клир. На существование особого и от богослужебныхоблачений, и от одежд мирских костюма клириков в это время указываетАполлинарий Сидоний, в письме к одному из своих друзей, вступившему вклир. В VI в. стали одеваться по-новому, по образцу варваров , покорившихримские области; место длинного костюма римского, полного "важности идостоинства", заступили одежды короткие. Церковь держала себя в сторонеот этих новшеств и тщательно хранила вид и материал древней одеждыцерковной. Собор агдский (506 г., прав. XX) обязывает клириков носитьодежду и обувь , какие употреблялись ими дотоле , При Григории Вел.клирики одевались "поримски", в одежды длинные, чем они отличались отмирян. Эту одежду св. папа называет "одеждой религиозной", "святой" -название новое , не известно е в предыдущие века. Мартин, епископ пражский(572 г.), предписывает клиру иметь верхнюю одежду до пят. На Востокетолько в VII в. одежда клириков стала отличаться от одежды мирян.Трулльский собор в прав. 27 установляет, что клирики должны носитьодежды "уже определенные" для состоящих в клире. VII-й всел. собор, вправ. 16, говорит, что "всякая роскошь и украшение тела чуждысвященнического чина и состояния". По словам Вальсамона (в толковании навышеупомянутое правило ), клирики носили во время собора особеннороскошные одежды, так наз. "экзанитовые", у которых нижние части были нетолько другого цвета, но и златотканые. В VIII в. однообразие одеждыклира на Востоке снова исчезло, под влиянием иконоборства. В Х веке всеклирики носили обязательно одежду черную. В западной церкви цвет одеждыклириков не был определен канонически до XVI в. Действующие правилаотносительно одежды клириков в римской церкви санкционированы триентскимсобором. Особенно разнообразны в католичестве одежды церковных орденов.Некогда главные цвета монашеского одеяния на Западе были - темно-красныйкаштановый и коричневый . Н. Б - в.

Однокоренные и похожие слова:

Значение слова Ряса в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Салон - Салон (франц. salon, от итальянск. salone большая ...
  • Салицилокислый - Салицилокислый натрий белый кристаллический порошок, растворяется в0,9 ...
  • Салат - Салат дикий (Lactuca Scariola L.) двулетнее растение ...
  • Салакушка - Салакушка (Clupea harengus, var. membras L.) самая ...
  • Саксаул - Саксаул (Haloxylon Ammodendron Bge) древесная порода, чрезвычайнохарактерная ...
  • Саккос - Саккос верхняя архиерейская одежда, заменяющая собою фелонь ...
  • Сайгак - Сайгак (Antilope saiga, самец сайгак или маргач, ...
  • Рылеев - Рылеев (Кондратий Федорович) декабрист и поэт. Род. ...
  • Рута - Рута (Ruta graveoleus L.) полукустарник, растет в ...
  • Русская - Русская Правда так наз. памятник древнего русского ...
  • Руно - Руно снятый шерстяной покров овцы, вес которого ...
  • Румянцев - Румянцев (Николай Петрович, 1754 1826) старший ...
  • Рулье - Рулье (Карл) русский зоолог и доктор медицины ...
  • Руднев - Руднев (Михаил Матвеевич) проф. (1837 78); ...
  • Кракатау - Кракатау (Krakatoa или Krakatowa) вулканический островок в ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари