Что такое Русская? Значение слова Русская в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Русская -

Русская Правда - так наз. памятник древнего русского нрава, открытыйВ. Н. Татищевым в 1738 г. в списке Новгородской летописи, писанном вконце XV в. Татищев списал этот памятник и представил его в АкадемиюНаук, снабдив переводом и примечаниями. Затем был открыт еще целый рядсписков Р. Правды, в новгородских летописях, чих книгах, юридическихсборниках и др. Теперь их известно более 50. Издана была Р. Правдавпервые только в 1767 г., Авг. Шлецером, по рукописи Татищева, под загл."Правда Русская, данная в XI в. от вел. князей Ярослава Владимировича исына его Изяслава Ярославича". Еще раньше, в 1756 г., Струбе-деПьермонтиздал исследование о Р. Правде по-русски и по-французски ("Слово оначале и переменах российских законов" - "Discourse sur l'origine et leschangements des lois russiennes"). Списки P. Правды различаются междусобою не только по памятникам, в которых они находятся, но также повремени написания рукописи (от XIII до XVII в.), по заглавиям, пополноте текста и по порядку размещения статей. Калачев разделил спискиР. Правды на 4 фамилии, по месту их нахождения, но теперь более принятоделение их на три редакции: краткую (самую древнюю), пространную исокращенную из пространной (самую позднюю). Первая сложилась в XI в.,вторая в XII в., третья - в XIII в. Списков 1-й редакции известно всегочетыре (образцом их может служить список академический), списков 2-йредакции - гораздо больше (образцами могут служить синодальный,Пушкинский, Троицкий и Карамзинский), списков З-й редакции - немного(образцом может служить список кн. Оболенского). Новейшие издания Р.Правды: Калачова (1886 г.) и Владимирского-Буданова (в "Хрестоматии поист. рус. права", вып. 1). Исследования о Р. Правде, кроме упомянутойвыше книги Струбе-де-Пьермонта: Rakowiecki, "Prawda Ruska.." (Варшава,1820 - 1822); Ewers, "Das alteste Recht der Russen" (Дерпт, 1826; рус.перев. СПб., 1835); Tobien, "Die Prawda Russkaja" (1844); Дубенский,"Русские достопамятности" (ч. II, М., 1843); Каченовский, "Мой взгляд наР. Правду" ("Вест. Европы", 1828, 13 - 15 и "Уч. Зап. Моск. Ун.", 1835);Попов, "Р. Правда в отношении к уголовному праву" (М., 1841); Ланге,"исследование об уголовном праве Р. Правды" ("Архив Калачова" 1859);Калачов, "Предварительные юридические сведения для полного объяснения РПравды" (М., 1846; 2-е изд., 1885); Леонтович, "Р. Правда и ЛитовскийСтатут" ("Киев. Ун. Изв"., 1865); Грицько, "Участие общины в суде по Р.Правде и разбор соч. Ланге" ("Арх. Калачова", 1860 - 61, 5); Дювернуа,"Источники права и суд в древней России" (М., 1869); Мрочек-Дроздовский,"Исследование о Р. Правде" (М., 1885): Сергеевич, "Р. Правда и еесписки" ("Ж. М. Н. Пр.", 1899, 1). Е. К. Р. Правда, как юридический памятник - является важнейшим источникомдля изучения нашего древнего права. Вопросы о способах ее составления,об источниках, которыми пользовались составители, о системе и общемхарактере ее содержания не находят согласного решения. Первый вопроссводится к тому, есть ли Р. Правда сборник официальный или частный.Древние писатели приписывали Р. Правду, даже в позднейшей пространнойредакции, Ярославу Владимировичу, называя ее уставом или судебникомэтого князя и даже приурочивая ее издание к 1016 г., когда Ярослав,награждая новгородцев за оказанную помощь, дал им, будто бы, этот устав.Позднейшие исследователи (Татищев, Карамзин, Эверс, Тобин, Ланге,Леонтович, Мрочек-Дроздовский, Шершеневич, отчасти и другие) стоят натой же почве, различая лишь в двух редакциях Правды три последовательныхофициальных сборника: Правду Ярослава, дополнения и переработку егосыновей и Мономахову Правду. Противоположное мнение, разделяемоебольшинством современных исследователей, считает Р. Правду частнымсборником, составленным сначала (первая половина краткой редакции) вконце Х в. или в начале XI в. и постепенно дополняемым иперерабатываемым вплоть до половины XIII в. (третья редакция,сокращенная из пространной). Это мнение следует признать правильным.Если отбросить неосновательный измышления старинных писателей ипридуманные ими неудачно названия всего памятника, то в подкреплениеофициального происхождения Р. Правды не останется никаких доводов.Первые 17 статей краткой редакции имеют заголовок "Правда Роськая" и несодержат никаких указаний на какого-либо князя, Затем стоит заголовок:"Правда уставлена Руськой земли, егда ся совокупил Изяслав, Всеволод,Святослав". Но этот заголовок имеет отношение не более как к тремследующим за ним статьям, потому что в ст. 21 изложен устав одногоИзяслава, а в ст. 42 о судебных пошлинах сказано: "То ти урокЯрославль". Значить, во 2-ой половине изложены разные уставы, и она неявляется результатом совместного законодательства Ярославичей. Этоподтверждается и тем, что в нее не вошли постановления Ярославичей,известные из пространной редакции (Тр. сп., ст. 2 и 58). Наоборот, трудчастного лица вскрывается из сопоставления, напр., ст. 2 и 28, 20 и 38.Ст. 28 является буквальным повторением начала ст. 2; очевидносоставитель, заметив, что это правило уже записано, не счел нужнымдописывать его вторично. Ст. 20 разрешает убийство вора на местепреступления, но излагает это правило казуистично, применительно квору-огнищанину; ст. 38 говорит вообще об убийстве татя, захваченного наместе преступления, и ставит некоторые ограничения этого права. Приналичности ст. 38-й, ст. 20-ая оказывается совершенно излишней; еслирассматривать Р. Правду, как законодательный сборник; частный жесоставитель мог записать и частное судебное решение, и общее правило.Относительно пространной редакции даже исследователи, признающиеофициальное происхождение Правды, склоняются к мысли, что онапредставляет собою позднейшую частную переработку (Шершеневич). Стоиттолько прочесть ст. 2, где рассказывается, что после Ярослава сыновьяего съехались снова, отменили убиение за голову, ввели выкуп, а всеостальное оставили в том же виде, как было при Ярославе, - чтобыубедиться, что мы имеем здесь дело с рассказом бытописателя, а не софициальной редакцией закона. Таковы же статьи 7, 48 и 58 (Тр. сп.).Составитель пространной редакции - был ли это один человек, какпредполагают некоторые (Сергеевич), или последовательно несколько, -несомненно имел перед собой краткую редакцию, из которой кое-что бралцеликом, но чаще изменял и перерабатывал; так, все казуистические нормыздесь обобщены, сходные сгруппированы в одну и т. д. Главный трудзаключался в дополнениях, что явствует из сопоставления 42 статейкраткой Правды с 115 пространной. Мнения об источниках Правды так жерасходятся. Старые исследователи - Струбе де Пьермонт и Шлецер -обратили внимание на сходство постановлений Правды с нормами датского ишведского права и отсюда заключили, что содержание Правды заимствованоиз северных законов, принесенных к нам варягами. Но Эверс доказал, чтосборники скандинавского права моложе Правды и, стало быть, не моглислужить источниками последней. С своей стороны Эверс полагал, такжеосновываясь на замеченных им сходствах что источниками Правды послужиливарварские законы салических и рипуарских франков. В настоящее времяникто этих взглядов не разделяет. Сравнительное изучение права указалосходные юридические институты у таких народов, которые вели совершенноизолированную жизнь и не могли ничего один у другого позаимствовать.Сходство юридических институтов находит свое объяснение в одинаковыхусловиях быта, переживаемых различными народами на соответствующихступенях развития. По общепринятому мнению, Р. Правда возникла на почвеместных, национальных источников, хотя и не исключительно. Первым пообъему и важности источником является обычное право. Такие институты,как месть, выкуп, суд послухов, холопство, устранение сестер отнаследства и т. п. у всех народов возникают обычным путем и не могутбыть заимствованы или созданы творческой деятельностью законодателя; этосамые древние институты обычного права. Вторым источником, гораздо менееобильным, служили княжеские уставы. Об этом можно заключить только наосновании прямых указаний самой Правды. Поклон или покон вирный названуроком Ярослава; ему же приписано постановление об убийстве холопа зананесение удара свободному мужу. Совместной деятельности Ярославичейприписывается возвышениe виры за убийство огнищанина и княжогоподъездного, отмена убиения за голову и введение выкупов, а также заменаустава Ярослава об убийстве холопа денежным штрафом. Наконец,постановление о процентах названо уставом Владимира Мономаха. Другихуказаний на уставную деятельность князей в Р. Правде нет. Но иприведенные ссылки не доказывают, что уставами создавалось новое право;напр., введение Ярославичами выкупов было восстановлением старогообычая. Третий источник Правды составляли судебные решения. Некоторые изних занесены в Правду во всей их конкретной форме: напр., за убийствостарого конюха у стада назначена вира в 80 гривен, "яко уставил Изяславв своем конюсе, его же убил Дорогобудьцы". Другие сохранили тольконекоторые подробности судебного случая; так, в статьях о краже скотаупоминается в одном случае о 18 ворах, в другом о 10, которые "Одинуовцу украле". В пространной Правде все эти решения обобщены: там идетречь о плате за убийство конюшего, о наказании за кражу, когда быломного воров. Подобные сопоставления естественно вызывают предположение,что и ряд других норм взяты составителями Правды из судебных решений,которые занесены туда уже в обобщенной форме. Наконец, четвертымисточником было чужеземное, византийское право, которое проникло к намвместе с принятием христианства и несомненно не только применялось вцерковных судах, но влияло и на практику судов гражданских. Решениясудов на основании норм византийского права, приспособленных к условиямдревнерусского быта, также заносятся в Правду. Статьи Правды осамовольном пользовании чужим конем, об убийcтве вора на местепреступления почти буквально заимствованы из соответственных правилЗакона Судного людям. Весьма вероятно, что в пространной Правдезаимствования еще шире. Некоторые постановления о наследстве, статьи обопеке очень напоминают правила Эклоги. Они не тожественны, но, можетбыть, именно потому, что взяты составителем не прямо из Эклоги, а изсудебной практики, которая могла и отступать от буквального текставизантийских норм. Многие из исследователей ставят и решают в положительном смыслевопрос о системе Р. Правды. Такая система усматривается уже в древнейшейее редакции. Тобин, напр., указывал, что здесь изложены преступления впорядке их важности: убийство, побои и увечья, различного рода обиды,нарушения прав собственности, правила о возвращении украденного ипроступки холопов. Соответственно этим рубрикам Правда дополнена иЯрославичами. Пространная редакция составлена подобно краткой: в 1-ойчасти переработаны систематически обе половины краткой, а во 2-йнаходятся дополнения Мономаха, изложенные в той же системе. Снесущественными изменениями система Тобина принимается и некоторымидругими исследователями(Ланге, Мрочек-Дроздовский). При ближайшемрассмотрении нельзя заметить, однако, даже указанного порядка враспределении статей. Вслед за убийством идет речь о кровавых и синихзнаках, затем об ударах батогом, жердью и пр., о нанесении ударанеобнаженным мечем, и уже дальше говорится о причинении увечий.Дополнения не соответствуют и этому порядку: чтобы подогнать их под этусхему, исследователи вынуждены прибегнуть к шаткому предположению, чтоПравда дополнялась в несколько приемов. Но если бы указанный порядок исуществовал, то он не соответствовал бы понятию о системе права. К Р.Правде может быть целиком применено мнение Мэна о классификациипредметов в древнейших сборниках права. Руководящей идеей древнихкомпиляторов являются не закон, не право, не санкция, не различие междуположительным и естественным правом, между лицами и вещами, а правосудиеи его органы. Перед их глазами стоит один всеобщий факт, что люди спорятмежду собой - и они собирают правила, по которым эти споры должныобсуждаться и прекращаться без насилия и кровопролития. Всяклассификация сводится к распределению предметов тяжб или споров; самыенормы права формулируются как руководство для суда, когда он будетпризван к разбору тяжб. Порядок занесения тяжебных дел в сборникиопределяется или важностью самых споров, или же тем, как часто онивозникают в данном общественном быту. Содержание Р. Правды не легко поддается общей характеристике.Обыкновенно исследователи ограничиваются или указанием на преобладающийхарактер норм (напр. уголовных, в краткой редакции), или подробноперечисляют, сколько статей относится к уголовному праву, сколько - кгражданскому процессу, или наконец предлагают еще более детальныйподсчет статей, относящихся к убийству, увечьям, ранам, кражам и пр.(см. систематический указатель статей в "Христ. " Влад.Буданова). Изтакого подсчета еще более явствует, что древняя Правда является почтиисключительно уголовным сборником, а значительную часть дополненийпространной Правды составляют нормы гражданского права. Но такой подсчетимеет весьма относительное значение, так как: 1) самое деление на статьиесть уже прием интерпретации, который может оказаться неправильным, ибоподлинный текст памятника на статьи не разделен; 2) некоторые статьиможно отнести в разные отделы: убийство холопа можно рассматривать какубийство и как истребление чужого имущества; статья о кровавом или синемчеловеке говорит о ранах и побоях и, вместе с тем, заключает рядпроцессуальных правил; 3) самое распределение статей по указаннымрубрикам привносит нечто чуждое памятнику, которому совершеннонеизвестно деление на право публичное и частное, материальное ипроцессуальное. Если принять во внимание вышеуказанную руководящую цель- дать правила для прекращения споров, то нужно будет признать, что Р.Правда - по преимуществу процессуальный сборник. В нем мало говорится осудебной организации (упоминаются только князь и судьи, как органы суда,и княж двор, как место суда), но это объясняется в значительной меретем, что в то время многие споры кончались без участия суда силамизаинтересованных. Р. Правда открывается статьей, установляющей месть заубийство; но это месть не по приговору суда, а по инициативепотерпевших. Истец, после заклича в своем миру, может, взять свою вещь укаждого; без наличности этих условий должен быть применен свод, но и присводе права владельца восстановляются без участия суда. Вора можно убитьна месте преступления, если его не удастся связать или удержать досвета. Эти правила и целый ряд им подобных представляют собою лишь донекоторой степени упорядоченное и ограниченное самоуправство, и притомограниченное не столько обязательным вмешательством суда, сколькообычными правилами и конкретным формализмом, в виде ли произнесенияопределенных слов, или привлечения в указанном числе послухов, илизаключения сделки на торгу и пр. С этой точки зрения могут бытьрассматриваемы многие постановления Правды, который и составляютосновную почву этого памятника. Разъяснение отдельных постановлений и внастоящее время вызывает много разногласий. М. Д.

Русская

Русская Правда - так наз. памятник древнего русского нрава, открытыйВ. Н. Татищев ым в 1738 г. в списке Новгородской летописи , писанном вконце XV в. Татищев списал этот памятник и представил его в АкадемиюНаук, снабдив переводом и примечаниями. Затем был открыт еще целый рядсписков Р. Правды , в новгородских летописях, чих книгах, юридических сборник ах и др. Теперь их известно более 50. Издана была Р. Правдавпервые только в 1767 г., Авг. Шлецер ом, по рукописи Татищева, под загл."Правда Русская, данная в XI в. от вел. князей Ярослава Владимировича исына его Изяслав а Ярославича". Еще раньше , в 1756 г., Струбе-деПьермонтиздал исследование о Р. Правде по-русски и по-французски ("Слово оначале и переменах российских законов" - "Discourse sur l'origine et leschangements des lois russiennes"). Списки P. Правды различаются между собою не только по памятникам, в которых они находятся, но также повремени написания рукописи (от XIII до XVII в.), по заглавиям, пополноте текст а и по порядку размещения статей. Калачев разделил спискиР. Правды на 4 фамилии, по месту их нахождения, но теперь более принято деление их на три редакции: краткую (самую древнюю), пространную исокращенную из пространной (самую позднюю). Первая сложилась в XI в.,вторая в XII в., третья - в XIII в. Списков 1-й редакции известно всего четыре (образцом их может служить список академический ), списков 2-йредакции - гораздо больше (образцами могут служить синодальный,Пушкинский, Троицкий и Карамзин ский), списков З-й редакции - не много (образцом может служить список кн. Оболенского). Новейшие издания Р.Правды: Калачова (1886 г.) и Владимирского-Буданова (в "Хрестоматии поист. рус. права ", вып. 1). Исследования о Р. Правде, кроме упомянутойвыше книги Струбе-де-Пьермонта: Rakowiecki, "Prawda Ruska.." (Варшава,1820 - 1822); Ewers, "Das alteste Recht der Russen" ( Дерпт , 1826; рус.перев. СПб., 1835); Tobien, "Die Prawda Russkaja" (1844); Дубенский,"Русские достопамятности" (ч. II, М., 1843); Каченовский , "Мой взгляд наР. Правду" ("Вест. Европы", 1828, 13 - 15 и "Уч. Зап. Моск . Ун.", 1835);Попов, "Р. Правда в отношении к уголовному праву" (М., 1841); Ланге,"исследование об уголовном праве Р. Правды" ("Архив Калачова" 1859);Калачов, "Предварительные юридические сведения для полного объяснения РПравды" (М., 1846; 2-е изд., 1885); Леонтович , "Р. Правда и ЛитовскийСтатут" ("Киев. Ун. Изв"., 1865); Грицько, "Участие общины в суде по Р.Правде и разбор соч. Ланге" ("Арх. Калачова", 1860 - 61, 5); Дювернуа," Источник и права и суд в древней России" (М., 1869); Мрочек-Дроздовский," Исследование о Р. Правде" (М., 1885): Сергеевич , "Р. Правда и еесписки" ("Ж. М. Н. Пр.", 1899, 1). Е. К. Р. Правда, как юридический памятник - является важнейшим источникомдля изучения нашего древнего права. Вопросы о способах ее составления,об источниках, которыми пользовались составители, о системе и общемхарактере ее содержания не находят согласного решения. Первый вопрос свод ится к тому , есть ли Р. Правда сборник официальный или частный .Древние писатели приписывали Р. Правду, даже в позднейшей пространнойредакции, Ярославу Владимировичу, называя ее устав ом или судебником этого князя и даже приурочивая ее издание к 1016 г., когда Ярослав,награждая новгородцев за оказанную помощь , дал им, будто бы, этот устав.Позднейшие исследователи (Татищев, Карамзин, Эверс , Тобин , Ланге,Леонтович, Мрочек-Дроздовский, Шершеневич, отчасти и другие) стоят натой же почве, различая лишь в двух редакция х Правды три после довательныхофициальных сборника: Правду Ярослава, дополнения и переработку егосыновей и Мономахову Правду. Противоположное мнение , разделяемоебольшинством современных исследователей, считает Р. Правду частнымсборником, составленным с начала (первая половина краткой редакции) вконце Х в. или в начале XI в. и постепенно дополняемым иперерабатываемым вплоть до половины XIII в. (третья редакция,сокращенная из пространной). Это мнение следует признать правильным. Если отбросить нео снова тельный измышления старинных писателей ипридуманные ими неудачно названия всего памятника, то в подкреплениеофициального происхождения Р. Правды не останется никаких доводов.Первые 17 статей краткой редакции имеют заголовок "Правда Роськая" и несодержат никаких указаний на какого-либо князя, Затем стоит заголовок:"Правда уставлена Руськой земли, егда ся совокупил Изяслав, Всеволод,Святослав". Но этот заголовок имеет отношение не более как к тремследующим за ним статья м, потому что в ст. 21 изложен устав одного Изяслава , а в ст. 42 о судебных пошлинах сказано: "То ти урокЯрославль". Значить , во 2-ой половине изложены разные уставы , и она неявляется результатом совместного законодательства Ярославичей. Этоподтверждается и тем, что в нее не вошли постановления Ярославичей,известные из пространной редакции (Тр. сп., ст. 2 и 58). Наоборот , трудчастного лица вскрывается из сопоставления, напр., ст. 2 и 28, 20 и 38.Ст. 28 является буквальным повторением начала ст. 2; очевидносоставитель, заметив, что это правило уже записано, не счел нужнымдописывать его вторично. Ст. 20 разрешает убийство вора на местепреступления, но излагает это правило казуистично, применительно квору-огнищанину; ст. 38 говорит вообще об убийстве татя, захваченного наместе преступления, и ставит некоторые ограничения этого права. Приналичности ст. 38-й, ст. 20-ая оказывается совершенно излишней; если рассматривать Р. Правду, как законодательный сборник; частный жесоставитель мог записать и частное судебное решение , и общее правило.Относительно пространной редакции даже исследователи, признающиеофициальное происхождение Правды, склоняются к мысли, что онапредставляет собою позднейшую частную переработку (Шершеневич). Стоиттолько прочесть ст. 2, где рассказывается, что после Ярослава сыновьяего съехались снова, отменили убиение за голову, в вели выкуп , а всеостальное оставили в том же виде, как было при Ярославе, - чтобы убедиться, что мы имеем здесь дело с рассказом бытописателя, а не софициальной редакцией закона. Таковы же статьи 7, 48 и 58 (Тр. сп.).Составитель пространной редакции - был ли это один человек , какпредполагают некоторые (Сергеевич), или последовательно не сколько , - несомненно имел перед собой краткую редакцию, из которой кое-что брал целиком , но чаще изменял и перерабатывал; так, все казуистические нормы здесь обобщены, сходные сгруппированы в одну и т. д. Главный трудзаключался в дополнениях, что явствует из сопоставления 42 статейкраткой Правды с 115 пространной. Мнения об источниках Правды так жерасходятся. Старые исследователи - Струбе де Пьермонт и Шлецер -обратили внимание на сходство постановлений Правды с нормами датского ишведского права и отсюда заключили, что содержание Правды заимствованоиз северных законов, принесенных к нам варягами. Но Эверс доказал, чтосборники скандинавского права моложе Правды и, стало быть , не моглислужить источниками последней. С своей стороны Эверс полагал, такжеосновываясь на замеченных им сходствах что источниками Правды послужиливарварские законы салических и рипуарских франков. В настоящее время никто этих взглядов не разделяет. Сравнительное изучение права указалосходные юридические институты у таких народов, которые вели совершенноизолированную жизнь и не могли ничего один у другого позаимствовать. Сходство юридических институтов находит свое объяснение в одинаковыхусловиях быта, переживаемых различными на рода ми на соответствующихступенях развития. По общепринятому мнению, Р. Правда возникла на почвеместных, национальных источников, хотя и не исключительно . Первым пообъему и важности источником является обычное право . Такие институты,как месть , выкуп, суд послухов, холопство , устранение сестер отнаследства и т. п. у всех народов возникают обычным путем и не могутбыть заимствованы или созданы творческой деятельность ю законодателя; этосамые древние институты обычного права. Вторым источником, гораздо менееобильным, служили княжеские уставы. Об этом можно заключить только наосновании прямых указаний самой Правды. Поклон или покон вирный названуроком Ярослава; ему же приписано постановление об убийстве холопа зананесение удара свободному мужу. Совместной деятельности Ярославичейприписывается возвышениe виры за убийство огнищанина и княжогоподъездного, отмена убиения за голову и введение выкупов, а также заменаустава Ярослава об убийстве холопа денежным штрафом. Наконец ,постановление о процентах названо уставом Владимира Мономаха. Другихуказаний на уставную деятельность князей в Р. Правде нет. Но иприведенные ссылки не доказывают, что уставами создавалось новое право;напр., введение Ярославичами выкупов было восстановлением старогообычая. Третий источник Правды составляли судебные решения. Некоторые изних занесены в Правду во всей их конкретной форме: напр., за убийствостарого конюха у стада назначена вира в 80 гривен, "яко уставил Изяславв своем конюсе, его же убил Дорогобудьцы". Другие сохранили тольконекоторые подробности судебного случая; так, в статьях о краже скотаупоминается в одном случае о 18 ворах, в другом о 10, которые " Один уовцу украле". В пространной Правде все эти решения обобщены: там идет речь о плате за убийство конюшего, о наказании за кражу, когда быломного воров. Подобные сопоставления естественно вызывают предположение,что и ряд других норм взяты составителями Правды из судебных решений,которые занесены туда уже в обобщенной форме. Наконец, четвертымисточником было чужеземное, византийское право, которое проникло к нам вместе с принятием христианства и несомненно не только применялось вцерковных суда х, но влияло и на практику судов гражданских. Решениясудов на основании норм византийского права, приспособленных к условиямдревнерусского быта, также заносятся в Правду. Статьи Правды осамовольном пользовании чужим конем, об убийcтве вора на местепреступления почти буквально заимствованы из соответственных правил Закон а Судного людям. Весьма вероятно , что в пространной Правдезаимствования еще шире . Некоторые постановления о наследстве, статьи обопеке очень напоминают правила Эклоги. Они не тожественны, но, можетбыть, именно потому, что взяты составителем не прямо из Эклоги, а изсудебной практики, которая могла и отступать от буквального текставизантийских норм. Многие из исследователей ставят и решают в положительном смыслевопрос о системе Р. Правды. Такая система усматривается уже в древнейшейее редакции. Тобин, напр., указывал, что здесь изложены преступления впорядке их важности: убийство, побои и увечья, различного рода обиды,нарушения прав собственности, правила о возвращении украденного ипроступки холопов . Соответственно этим рубрикам Правда дополнена иЯрославичами. Пространная редакция составлена подобно краткой: в 1-ойчасти переработаны систематически обе половины краткой, а во 2-йнаходятся дополнения Мономаха, изложенные в той же системе. Снесущественными изменениями система Тобина принимается и некоторымидругими исследователями(Ланге, Мрочек-Дроздовский). При ближайшемрассмотрении нельзя заметить , однако , даже указанного порядка враспределении статей. Вслед за убийством идет речь о кровавых и синихзнаках, затем об ударах батогом, жердью и пр., о нанесении ударанеобнаженным мечем, и уже дальше говорится о причинении увечий.Дополнения не соответствуют и этому порядку: чтобы подогнать их под этусхему, исследователи вынуждены прибегнуть к шаткому предположению, чтоПравда дополнялась в несколько прием ов. Но если бы указанный порядок исуществовал, то он не соответствовал бы понятию о системе права. К Р.Правде может быть целиком применено мнение Мэна о классификациипредметов в древнейших сборниках права. Руководящей идеей древнихкомпиляторов являются не закон, не право, не санкция , не различие междуположительным и естественным правом, между лицами и вещами, а правосудиеи его органы . Перед их глазами стоит один всеобщий факт , что люди спорятмежду собой - и они собирают правила, по которым эти споры должныобсуж дать ся и прекращаться без насилия и кровопролития. Всяклассификация сводится к распределению предметов тяжб или споров; самыенормы права формулируются как руководство для суда, когда он будет призван к разбору тяжб. Порядок занесения тяжебных дел в сборникиопределяется или важностью самых споров, или же тем, как часто онивозникают в данном общественном быту. Содержание Р. Правды не легко поддается общей характеристике.Обыкновенно исследователи ограничиваются или указанием на преобладающийхарактер норм (напр. уголовных, в краткой редакции), или подробноперечисляют, сколько статей относится к уголовному праву, сколько - кгражданскому процессу, или наконец предлагают еще более детальныйподсчет статей, относящихся к убийству, увечьям, ранам, кражам и пр.(см. систематический указатель статей в "Христ. " Влад.Буданова). Изтакого подсчета еще более явствует, что древняя Правда является почтиисключительно уголовным сборником, а значительную часть дополненийпространной Правды составляют нормы гражданского права. Но такой подсчетимеет весьма относительное значение , так как: 1) самое деление на статьиесть уже прием интерпретации, который может оказаться неправильным, ибоподлинный текст памятника на статьи не разделен; 2) некоторые статьиможно отнести в разные отделы : убийство холопа можно рассматривать какубийство и как истребление чужого имущества; статья о кровавом или синемчеловеке говорит о ранах и побоях и, вместе с тем, заключает рядпроцессуальных правил; 3) самое распределение статей по указаннымрубрикам привносит нечто чуждое памятнику, которому совершеннонеизвестно деление на право публичное и частное, материальное ипроцессуальное. Если принять во внимание вышеуказанную руководящую цель- дать правила для прекращения споров, то нужно будет признать, что Р.Правда - по преимуществу процессуальный сборник. В нем мало говорится осудебной организации (упоминаются только князь и судьи , как органы суда,и княж двор , как место суда), но это объясняется в значительной меретем, что в то время многие споры кончались без участия суда силамизаинтересованных. Р. Правда открывается статьей, установляющей месть заубийство; но это месть не по приговору суда, а по инициативепотерпевших. Истец , после заклича в своем миру, может, взять свою вещь укаждого; без наличности этих условий должен быть применен свод, но и присводе права владельца восстановляются без участия суда. Вора можно убитьна месте преступления, если его не удастся связать или удержать досвета. Эти правила и целый ряд им подобных представляют собою лишь донекоторой степени упорядоченное и ограниченное самоуправство , и притомограниченное не столько обязательным вмешательством суда, сколькообычными правилами и конкретным формализмом, в виде ли произнесенияопределенных слов, или привлечения в указанном числе послухов, илизаключения сделки на торгу и пр. С этой точки зрения могут бытьрассматриваемы многие постановления Правды, который и составляютосновную почву этого памятника. Разъяснение отдельных постановлений и внастоящее время вызывает много разногласий. М. Д.

Значение слова Русская в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Сад - Сад (Донасьен Альфонс Франсуа, граф de Sade, известный ...
  • Саврасов - Саврасов (Алексей Кондратьевич, 183097) пейзажист. Художественноеобразование получил ...
  • Савиньи - Савиньи (Фридрих Карл von Savigny, 17791861) знаменитый ...
  • Саввин-Сторожевский - СаввинСторожевский РождествоБогородицний мужской 1го классамонастырь Московской ...
  • Ряска - Ряска (Lemna L.) родовое название растений из ...
  • Рязань - Рязань Старая с. Рязанской губ., Спасского у., ...
  • Рязанский - Рязанский уезд занимает площадь в 3942,4 кв. вер., ...
  • Рубикон - Рубикон (RuЬico) речка, впадающая в Адриатическое море; ...
  • Рубенс - Рубенс (ПетерПауль Rubens) знаменитый фламандский живописец,происходил из ...
  • Руан - Руан (Rouen, лат. Ratumagus) главный город франц. ...
  • Ротонда - Ротонда (архит.) здание, имеющее в плане круг ...
  • Ростовцев - Ростовцев (Яков Иванович, 1803 60) генераладъютант, ...
  • Ростов-на-Дону - РостовнаДону порт и окр. город РостовскогонаДону окр., ...
  • Ростан - Ростан (Эдмонд Rostand, род. в 1864 г.) ...
  • Торевтика - Торевтика (toreutikh, caelatura) производство скульптурныххудожественных предметов из ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари