Что такое Откровение? Значение слова Откровение в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Откровение -

Откровение - проявление Высшего Существа в нашем мире, с цельюсообщить нам более или менее полную истину о себе и о том, чего оно отнас требует. В О. совмещаются, таким образом: 1) факт богоявления(теофании), посредством которого открывается нам Божество, и 2)религиозно-нравственное содержание этого факта, т. е. то, что в немоткрывается. Присутствием первого элемента О. отличается от чисточеловеческих учений и систем, а присутствием второго - от техиррациональных проявлений предполагаемых божественных или демоническихсил, какими полна история всех религий. Различение О. личного отвсенародного не может быть выдержано, так как вообще О. получаетсяотдельными лицами, но не для них исключительно, а для более или менееширокого распространения. Более определенным образом различается вучении церкви О. в собственном смысле, формально признанное вселенскимцерковным авторитетом и обязательное для всякого верующего, от частныхО., не имеющих такого обязательного характера, но допускаемых или дажерекомендуемых по причине их назидательности (таковы, напр., популярныево всем христианском Востоке О. св. Феодоры относительно будущей жизни.Как историческое явление, О. ограничивается областью религий Моисея ихристианства и, как продукта совместного влияния обоих - ислама. Вдругих религиях понятие высшего существа таково, что не допускаетдействительного О. или по своей излишней отвлеченности (браманизм,буддизм, даосизм), или, напротив, по своей излишней материальности (всерелигии натуралистические или мифологические). Исключение,представляемое маздеизмом или парсизмом - только кажущееся, ибо опервоначальном виде этой религии (во времена Ахеменидов) нам почтиничего положительного неизвестно, а позднейший или восстановленныйпарсизм (времен Арсакидов и Сассанидов), равно как и его обособившаясяотрасль - манихейство, образовались несомненно под влиянием еврейских ихристианских идей. Во всяком случае, самый ясный и полный тип О.представляет нам развитие еврейско-христианской религии. Здесь (схристианской точки зрения) различаются три главные степени или фазиса:подготовительное О., памятник которого есть Ветхий Завет, центральное,содержащееся в Новом Завете, и окончательное, имеющее совпасть с исходоммирового процесса. В христианстве открылась совершенная истина о Боге идана совершенная нравственная заповедь или норма жизни, но о будущихсудьбах человечества даны только предварительные общие указания. "Неоткрылось, что мы будем", говорит ап. Иоанн, а ап. Павел указывает набудущее "О. славы сынов Божьих", которого с томлением ожидает вся тварь.Новый Завет оканчивается пророческой книгой, которая под именем О.(Апокалипсис) содержит символические картины будущего. В средние веканетерпеливое ожидание конца мира породило, при произвольных толкованияхАпокалипсиса, ложное учение о наступлении третьего окончательного О.,относящегося к Новому Завету так же как тот относится к Ветхому. Этолжеучение первоначально связанное с именем южноиталийского аббатаИоахима De Floris (XIII в.) и с мифическим "Вечным Евангелием",продержалось, в разных видоизменениях, до начала новых времен и далее. Вл. С.

Откровение

Откровение - про явление Высшего Существа в нашем мире, с цельюсообщить нам более или менее полную истину о себе и о том, чего оно отнас требует. В О. совмещаются, таким образом: 1) факт богоявления(теофании), посредством которого открывается нам Божество , и 2)религиозно-нравственное содержание этого факта, т. е. то, что в немоткрывается. Присутствием первого элемента О. отличается от чисточеловеческих учений и систем, а присутствием второго - от техиррациональных проявлений предполагаемых божественных или демоническихсил, какими полна история всех религий. Различение О. личного отвсенародного не может быть выдержано, так как вообще О. получаетсяотдельными лицами, но не для них исключительно , а для более или менееширокого распространения. Более определенным образом различается вучении церкви О. в собственном смысле, формально признанное вселенскимцерковным авторитетом и обязательное для всякого верующего, от частныхО., не имеющих такого обязательного характера, но допускаемых или дажерекомендуемых по причине их назидательности (таковы, напр., популярныево всем христианском Востоке О. св. Феодоры относительно будущей жизни.Как историческое явление, О. ограничивается областью религий Моисея ихристианства и, как продукта совместного влияния обоих - ислама. Вдругих религиях понятие высшего существа таково, что не допускаетдействительного О. или по своей излишней отвлеченности (браманизм,буддизм, даосизм ), или, напротив , по своей излишней материальности (всерелигии натуралистические или мифологические). Исключение,представляемое маздеизмом или парсизмом - только кажущееся, ибо опервоначальном виде этой религии (во времена Ахеменидов) нам почтиничего положительного неизвестно , а позднейший или восстановленныйпарсизм (времен Арсакидов и Сассанидов), равно как и его обособившаясяотрасль - манихейство , образовались несомненно под влиянием еврейских ихристианских идей . Во всяком случае, самый ясный и полный тип О.представляет нам развитие еврейско-христианской религии. Здесь (схристианской точки зрения) различаются три главные степени или фазиса:подготовительное О., памятник которого есть Ветхий Завет , центральное,содержащееся в Новом Завете, и окончательное, имеющее совпасть с исходоммирового процесса. В христианстве открылась совершенная истина о Боге идана совершенная нравственная заповедь или норма жизни, но о будущихсудьбах человечества даны только предварительные общие указания. "Неоткрылось, что мы будем", говорит ап. Иоанн , а ап. Павел указывает набудущее "О. славы сынов Божьих", которого с томлением ожидает вся тварь.Новый Завет оканчивается пророческой книгой, которая под именем О.(Апокалипсис) содержит символические картины будущего. В средние веканетерпеливое ожидание конца мира породило, при произвольных толкованияхАпокалипсиса, ложное учение о наступлении третьего окончательного О.,относящегося к Новому Завету так же как тот относится к Ветхому. Этолжеучение первоначально связанное с именем южноиталийского аббатаИоахима De Floris (XIII в.) и с мифическим "Вечным Евангелием",продержалось, в разных видоизменениях, до начала новых времен и далее . Вл. С.

Значение слова Откровение в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Павловск - Павловск безуездный гор. С.Петербургской губ., в 25 ...
  • Павлов - Павлов (Иван Петрович, род. в 1849 г.) ...
  • Павия - Павия (Раvia) главный гор. итальянской провинции П. ...
  • Павианы - Павианы или собакоголовые обезьяны обезьяны из родов ...
  • Павана - Павана (от итал. pavone павлин) старинный ...
  • Па - Па (pas) название разных танцев в музыке, ...
  • Ош - Ош уездн. гор. Ферганской обл., на горной ...
  • Оствальд - Оствальд (Wilhelm Ostwald) современный немецкий химик, род. ...
  • Ост-Индская - ОстИндская торговая компания I. До открытия морского ...
  • Осока - Осока (сел. хоз.) Самое типичное растение влажных ...
  • Осмотическое - Осмотическое давление может быть, следовательно, заранее вычислено,если известен ...
  • Осмий - Осмий (хим.; Osmium; Os=190, 3{0=15,96}, К. Зейберт, 1891) ...
  • Осман - Осман (сын Аффана) зять Мохаммеда, третий халиф ...
  • Осирис - Осирис или Озирис (ўOsiriV) наиболее популярное египетскоебожество. ...
  • Фарингит - Фарингит воспаление слизистой оболочки зева острое ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари