Что такое Демосфен? Значение слова Демосфен в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Демосфен -

Демосфен - Один из знаменитейших ораторов древнего мира; род. вАфинах в 384 г. до Р. X., происходил из знатного рода. Главным учителемего в красноречии был Исей, по некоторым известиям, Д. был такжеревностным учеником Платона и Исократа. С юных лет Д., мечтая о славеоратора, взял себе за образец Перикла и прилежно изучал Фукидида,переписав его восемь раз собственноручно. Афиняне в то время были оченьизбалованы по отношению к ораторам: от оратора требовались не тольковнутреннее содержание, но известная мимика, разные приемы рук, пальцев,положение тела во время речи, игра физиономии. Между тем Д. былкосноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, привычку подергиватьплечом и пр. Настойчивостью и энергией он победил, однако, все этинедостатки. Он учился ясно произносить слова, набирая в рот черепки икамешки, произнося речи на берегу моря, при шуме волн, заменявших вданном случае шум толпы; всходил на крутизны, громко читая поэтов;упражнялся в мимике перед зеркалом, причем спускавшийся с потолка мечколол его всякий раз, когда он, по привычке, приподнимал плечо. Изучаяобразцы красноречия, Д. по неделям не выходил из комнаты, обрив себеполовину головы, во избежание соблазна. Его первые попытки говоритьпублично не имели успеха; но, ободренный актером Сатиром, Д. продолжалработать над собой. В первый раз он обратил на себя серьезное внимание впроцессе против своих опекунов Афоба и Анетора, ограбивших его во времямалолетства. Д. выиграл процесс, но не вернул всего своего состояния.Политическая деятельность Д. началась с усилением Филиппа Македонского.Предвидя гибель афинской свободы, Д. выступил со своими знаменитымифилиппиками и олинфскими речами. В 352 г. он в первый раз энергичноуказал афинянам на тайные замыслы Филиппа и побуждал согражданпожертвовать всем для создания сильного флота и войска. Зорко следил онза всеми военными действиями Филиппа в Греции, горячо убеждая народпомогать противникам Филиппа, чтобы не дать ему усилиться. Д. не падалдухом от неудач; но когда Филипп силою и хитростью завоевал Фокиду,поставил свои условия Фивам, избран был сам в Число амфиктионовасудилища и прислал послов в Афины, Д. произнес речь "О мире" и советовалуступить перевесу силы, в ожидании удобной минуты для новой борьбы.Вскоре затем Филипп воспользовался враждой аргивян с лакедемонянами ипослал на помощь первым войско и деньги, надеясь проникнуть этим путем вПелопоннес. Тогда Д., с другими послами из Афин, отправился удержатьаргивян и мессенцев от союза с Филиппом. Несмотря на коварство Филиппа,послы которого уверяли афинян в его миролюбии и жаловались, что Д.напрасно восстановляет против него всю Грецию, Д., благодаря страстномукрасноречию и глубокому убеждению, снова разоблачил его во второй своейфилиппике и вложил в уста народа достойный ответ и вызов Филиппу.Заслуга Д. должна быть ценима на этот раз особенно высоко, потому чтоФилипп подкупами и другими средствами приобрел сильных друзей в Афинах;во главе их стоял Эсхин, явившийся опасным врагом Д. С ним и его партиейснова пришлось считаться Д., когда Филипп завоевал Эвбею, все болееугрожая свободе Афин. И на этот раз победили энергия, благородство италант Демосфена. Он поднял всю Грецию против Филиппа. Фокион, во главевойска, собранного по настоянию Д., изгнал из Эвбеи тиранов, посаженныхФилиппом. Вскоре затем Филипп принужден был также снять осаду Коринфа.Д. был увенчан золотым венцом, на празднике больших Дионисий; но ему несуждено было завершить успешно дело рук своих. Вторая священная войнапозволила Филиппу проникнуть в самое сердце Греции; он захватил Элатею.Народ в Афинах пришел в отчаяние, узнав об этом. Один Д. не падал духом,и по его настоянию, при его личном содействии, между Афинами и Фивамисостоялся договор, повлекший за собой две победы. В Афинахторжествовали, на голову Д. возложили венок; но радость эта былапоследнею и короткою. Битва при Херонее, в 338 г., положила конецсвободе и независимости Греции. Филипп, по своему обыкновению, старалсяпосле победы приобрести расположение Афин, отпустив пленных без выкупа,выдав тела убитых и пр.; но Д. не переставал предостерегать доверчивыхафинян. Он приобрел этим много врагов, так как лукавая кротость Филиппаи его деньги подкупали граждан. Однако, несмотря на происки Эсхина, Д.был снова увенчан народом. Борьба партий продолжалась много лет иокончилась полным торжеством Д., после речи его "О венце". Это последнеесостязание привлекло тысячи слушателей со всей Греции, и сам Эсхинпризнал совершенство красноречия своего знаменитого противника. Смерть Филиппа возбудила новые надежды. Д. убеждал не отдаватьгегемонию в руки наследника Филиппа, надеясь поднять снова всю Грецию идругие народы, покоренные царем. Александр не дал опомниться противниками быстро подавил волнение. Его победы не сломили духа Д. Онвоспользовался восстанием Фив, чтобы снова уговорить Афины свергнуть игоАлександра. Александр усмирил восстание, жестоко наказал Фивы,потребовал от афинян выдачи Д., но, уступая просьбам афинского народа,оставил ему благородного патриота. С этой поры, однако, судьбапреследовала Демосфена. Он был запутан врагами в большой процесс,приговорен к уплате крупной суммы, и, не имея ее, бежал в Этну иТрёзены. Когда умер Александр, казалось, счастье снова повернулось всторону Д. С торжеством встретили его афиняне и стали слушать его,вооружаясь к борьбе. Но скоро Антипатр, победитель восставших городов,осадил Афины, и Демосфен бежал в Калаурию. Здесь, окруженный врагами, онпринял яд в храме Посейдона, не желая отдаться живым в руки врагов(322). Афиняне вскоре поставили ему памятник вблизи этого храма. Речи Д. называют "зеркалом характера". Он не был ритором, не любилпридуманных украшений, но действовал на слушателей силою убеждения,логикой, строгим развитием мысли, кстати употребляя доводы и примеры. Вприготовлении к речам проводил он нередко целые ночи. Язык еговеличествен, но прост, серьезен и приятен, сжат, но вместе с темудивительно плавен. Он достигал успеха не стремлением к эффектам, нонравственной силой, благородством мысли, любовью к родине, ее чести, ееславе и ее прошлому. Число речей Д., известных в древности, было 65. Изних сохранилась 61, но в том числе несколько, принадлежность которых Д.сомнительна. Уже в древности Д. имел многих комментаторов, из которыхглавные - Дионисий Галикарнасский и Либаний. После Editio princeps (Венеция,1504) лучшие изд.: Reiske (Лпц., 1770), J. Bekker (Б. 1825, Лпц. 1854),Baiter et Sauppe ("Oratores Attici", Цюрих, 1838), Vomel (Пар., 1843) иDindorf (Оксф. 1846; Лпц. 1855). Отдельные речи, в особенностиФилиппики, обработаны во многих издан.: Doberenz, Westermann, Vomel(Франкф.), Franke (Лпц.). Лучшее толкование ко всем речам Д. -"Apparatus criticus et exegeticus ad D. etc." (Лонд. 1824; "Indices inapparatum etc.", Seiler'a, Лпц., 1833). Ср. Плутарх, "Vita Demosthenis";Schaumann, "Prolegomena ad D."; Schafer, "D. und seine Zeit" (Лпц.,1856); Georges Perrot, "Eloquence polit. et judic. a Athenes"; его же,"D. et ses contemporains" (1878); Maurice Croiset, "Des idees moralesdans l'eloqu. polit. de D.". Речи Д. на русский яз. переводились неоднократно, начиная с концапрошлого века: "Речь Д. о венце, за Ктисифона против Есхина", с греч.,Пономарева (М. 1784), "Первая Демосфенова речь против Филиппа" (СПб.1776), "Демосфеново надгробное слово афинянам, убиенным при Херонее",перев. старорусского еп. Евгения (СПб. 1807, изд. росс. акд.) и пр. Изновейших: "Речи Д." (Каз. 1886), В. Краузе; "Олинеские речи Д." (сбиографией и характеристикой, М. 1883), И. Белорусова; "Олинеские речи ипервая речь против Филиппа" (Киев, 1885).

Демосфен

Демосфен - Один из знаменитейших ораторов древ него мира ; род. в Афин ах в 384 г. до Р. X., происходил из знатного рода . Главным учителемего в красноречии был Исей, по некоторым известиям, Д. был также ревностным учеником Платона и Исократа. С юных лет Д., мечтая о славеоратора, взял себе за образец Перикла и прилежно изучал Фукидида,переписав его восемь раз собственноручно . Афиняне в то время были оченьизбалованы по отношению к ораторам: от оратора требовались не тольковнутреннее содержание , но известная мимика , разные приемы рук, пальцев,положение тела во время речи, игра физиономии. Между тем Д. былкосноязычен, имел слабый голос , короткое дыхание , привычку подергивать плечо м и пр. Настойчивостью и энергией он победил, однако, все этинедостатки. Он учился ясно произносить слова, набирая в рот черепки икамешки, произнося речи на берегу моря, при шуме волн, заменявших вданном случае шум толпы; всходил на крутизны, громко читая поэтов;упражнялся в мимике перед зеркалом, причем спускавшийся с потолка мечколол его всякий раз, когда он, по привычке, приподнимал плечо. Изучаяобразцы красноречия, Д. по неделям не выходил из комнаты, обрив себеполовину головы , во избежание соблазна. Его первые попытки говоритьпублично не имели успеха; но, ободренный актером Сатиром, Д. продолжалработать над собой . В первый раз он обратил на себя серьезное внимание в процесс е против своих опекунов Афоба и Анетора, ограбивших его во времямалолетства. Д. выиграл процесс, но не вернул всего своего состояния.Политическая деятельность Д. началась с усилением Филипп а Македонского.Предвидя гибель афинской свободы, Д. выступил со своими знаменитымифилиппиками и олинфскими речами. В 352 г. он в первый раз энергичноуказал афинянам на тайные замыслы Филиппа и побуждал согражданпожертвовать всем для создания сильного флота и войска . Зорко следил онза всеми военными действиями Филиппа в Греции, горячо убеждая народпомогать противникам Филиппа, чтобы не дать ему усилиться . Д. не падалдухом от неудач; но когда Филипп силою и хитростью завоевал Фокиду,поставил свои условия Фивам, избран был сам в Число амфиктионовасудилища и прислал послов в Афины , Д. произнес речь "О мире" и советовалуступить перевесу силы , в ожидании удобной минуты для новой борьбы. Вскоре затем Филипп воспользовался враждой аргивян с лакедемонянами ипослал на помощь первым войско и деньги , надеясь проникнуть этим путем вПелопоннес. Тогда Д., с другими послами из Афин, отправился удержатьаргивян и мессенцев от союза с Филиппом. Несмотря на коварство Филиппа,послы которого уверяли афинян в его миролюбии и жаловались, что Д.напрасно восстановляет против него всю Грецию, Д., благодаря страстномукрасноречию и глубокому убеждению, снова разоблачил его во второй своейфилиппике и вложил в уста народа достойный ответ и вызов Филиппу.Заслуга Д. должна быть ценима на этот раз особенно высоко , потому чтоФилипп подкупами и другими средствами приобрел сильных друзей в Афинах;во главе их стоял Эсхин , явившийся опасным врагом Д. С ним и его партиейснова пришлось считаться Д., когда Филипп завоевал Эвбею, все болееугрожая свободе Афин. И на этот раз победили энергия , благородство италант Демосфена. Он поднял всю Грецию против Филиппа. Фокион, во главевойска, собранного по настоянию Д., изгнал из Эвбеи тиранов, посаженныхФилиппом. Вскоре затем Филипп принужден был также снять осаду Коринфа.Д. был увенчан золотым венцом, на празднике больших Дионисий ; но ему несуждено было завершить успешно дело рук своих. Вторая священная войнапозволила Филиппу проникнуть в самое сердце Греции; он захватил Элатею.Народ в Афинах пришел в отчаяние , узнав об этом . Один Д. не падал духом,и по его настоянию, при его личном содействии, между Афинами и Фивамисостоялся договор , повлекший за собой две победы . В Афинахторжествовали, на голову Д. возложили венок ; но радость эта былапоследнею и короткою. Битва при Херонее, в 338 г., положила конецсвободе и независимости Греции. Филипп, по своему обыкновению, старалсяпосле победы приобрести расположение Афин, отпустив пленных без выкупа,выдав тела убитых и пр.; но Д. не переставал предостерегать доверчивыхафинян. Он приобрел этим много врагов, так как лукавая кротость Филиппаи его деньги подкупали граждан. Однако , несмотря на происки Эсхина, Д.был снова увенчан народом. Борьба партий продолжалась много лет иокончилась полным торжеством Д., после речи его "О венце". Это последнеесостязание привлекло тысячи слушателей со всей Греции, и сам Эсхинпризнал совершенство красноречия своего знаменитого противника. Смерть Филиппа возбудила новые надежды. Д. убеждал не отдаватьгегемонию в руки наследника Филиппа, надеясь поднять снова всю Грецию идругие народы, покоренные царем. Александр не дал опомниться противниками быстро подавил волнение . Его победы не сломили духа Д. Онвоспользовался восстание м Фив, чтобы снова уговорить Афины свергнуть игоАлександра. Александр усмирил восстание, жестоко наказал Фивы,потребовал от афинян выдачи Д., но, уступая просьбам афинского народа,оставил ему благородного патриота. С этой поры , однако, судьбапреследовала Демосфена. Он был запутан врагами в большой процесс,приговорен к уплате крупной суммы, и, не имея ее, бежал в Этну иТрёзены. Когда умер Александр, казалось, счастье снова повернулось всторону Д. С торжеством встретили его афиняне и стали слушать его,вооружаясь к борьбе. Но скоро Антипатр, победитель восставших городов,осадил Афины, и Демосфен бежал в Калаурию. Здесь , окруженный врагами, онпринял яд в храме Посейдона, не желая отдаться живым в руки врагов(322). Афиняне вскоре поставили ему памятник вблизи этого храма. Речи Д. называют "зеркалом характера". Он не был ритором, не любилпридуманных украшений, но действовал на слушателей силою убеждения,логикой, строгим развитием мысли, кстати употребляя доводы и примеры. Вприготовлении к речам проводил он нередко целые ночи. Язык еговеличествен, но прост , серьезен и приятен, сжат, но вместе с темудивительно плавен. Он достигал успеха не стремлением к эффектам, нонравственной силой , благородством мысли, любовью к родине, ее чести , ееславе и ее прошлому. Число речей Д., известных в древности, было 65. Изних сохранилась 61, но в том числе несколько , принадлежность которых Д.сомнительна. Уже в древности Д. имел многих комментаторов, из которыхглавные - Дионисий Галикарнасский и Либаний. После Editio princeps (Венеция,1504) лучшие изд.: Reiske (Лпц., 1770), J. Bekker (Б. 1825, Лпц. 1854),Baiter et Sauppe ("Oratores Attici", Цюрих , 1838), Vomel (Пар., 1843) иDindorf (Оксф. 1846; Лпц. 1855). Отдельные речи, в особенностиФилиппики, обработаны во многих издан.: Doberenz, Westermann, Vomel(Франкф.), Franke (Лпц.). Лучшее толкование ко всем речам Д. -"Apparatus criticus et exegeticus ad D. etc." (Лонд. 1824; "Indices inapparatum etc.", Seiler'a, Лпц., 1833). Ср. Плутарх , "Vita Demosthenis";Schaumann, "Prolegomena ad D."; Schafer, "D. und seine Zeit" (Лпц.,1856); Georges Perrot, "Eloquence polit. et judic. a Athenes"; его же,"D. et ses contemporains" (1878); Maurice Croiset, "Des idees moralesdans l'eloqu. polit. de D.". Речи Д. на русский яз. переводились неоднократно, начиная с концапрошлого века: " Речь Д. о венце, за Ктисифона против Есхина", с греч.,Пономарева (М. 1784), "Первая Демосфенова речь против Филиппа" (СПб.1776), "Демосфеново надгробное слово афинянам, убиенным при Херонее",перев. старорусского еп. Евгения (СПб. 1807, изд. росс . акд.) и пр. Изновейших: "Речи Д." (Каз. 1886), В. Краузе ; "Олинеские речи Д." (сбиографией и характеристикой, М. 1883), И. Белорусова; "Олинеские речи ипервая речь против Филиппа" ( Киев , 1885).

Значение слова Демосфен в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Диаcпopa - Диаcпopa (греч. рассеяние) так называлась у евреев, ...
  • Джотто - Джотто диБондоне (Giotto di Воndone) один из ...
  • Джорджоне - Джорджоне (Giorgione), собственно Джорджо живописец итальянской(венецианской) школы, ...
  • Джонка - Джонка своеобразное китайское судно; отличительная особенность егопостройки ...
  • Джеферсон - Джеферсон (Фома Jefferson, 1743 1826) третий ...
  • Джейран - Джейран (Antillope subgutturosa Pall. ), или каракуйрюк ...
  • Джатака - Джатака (рождение) весьма характерный род произведений буддийскойлитературы ...
  • Делос - Делос (DhloV). Наименьший из Цикладских островов, знаменитый ...
  • Делиб - Делиб (Leo Delib) французский композитор (1830 ...
  • Делакруа - Делакруа (ФердинандВикторЭжен Delacroix) знаменитый франц.живописец, род. в ...
  • Декларация - Декларация прав человека и гражданина (declaration des droits ...
  • Декабрь - Декабрь (лат. December; греч. o dwdekatoV mhn; англ., ...
  • Деизм - Деизм термин весьма неопределенный. Обыкновенно противуполагаетсятеизму и ...
  • Дедукция - Дедукция (от deducere выводить) термин современной ...
  • Ильм - Ильм полевой (Ulmus campestris L.), дерево первой величины. ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари