Что такое Дионисий? Значение слова Дионисий в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Дионисий -

Дионисий Ареопагит - знатный афинянин, член афинского ареопага, был,по свидетельству Деян. Апост. (17, 34), проповедью ап. Павла обращен вхристианство; проходил, по словам Евсевия, епископское служение вАфинах, и умер мученическою смертью (по древним известиям, основанным насвидетельстве апологета Аристида). Его в средние века смешивали сДионисием, проповедником христианства в Галлии. Очень важен вопрос осочинениях, приписываемых Д. Ареопагиту. Первое указание на сочиненияего встречается в VI в. На диспуте монофизитов-севериан с православными,устроенном импер. Юстинианом в 533 г., монофизиты, ратуя противХалкедонского собора, ссылались, между прочим, на сочинения Д.Ареопагита, и на возражение православных, что таких сочинений не зналини св. Афанасий вел., ни св. Кирилл, боровшийся против Нестория,отвечали, что св. Кирилл цитировал их в своих сочинениях против ДиодораТарсийского и Феодора Монсуетского. Позже на сочинения Д. ссылались имонофизит Север, и православный антиохийский патриарх Ефрем, а ИоаннСкифопольский писал к ним толкования. С этих пор писания Д. приобрели вгреческой церкви высокое уважение. Преп. Максим Исповедник комментировалих, Пахимер (XIII в.) составил перифраз их. На Западе впервые ссылаетсяна сочинения Д., именно на сочинено "Небесная Иерархия", папа ГригорийВеликий. Импер. византийский Михаил послал экземпляр сочинений Д.Людовику Благочестивому (827), и они скоро приобрели особенное уважениеи на Западе, чему, может быть, способствовало то обстоятельство, что Д.Ареопагиту приписывали проповедь в Галлии, где, говорили, он ипострадал. Иоанн Скотт Эригена, по поручению Карла Лысого, перевелсочинения Д. и толкования к ним на латинский яз. В последующее время наЗападе Д. сделался руководителем мистического направления в богословии:его усердно изучали Гугон Сен-Викторский; Альберт Великий, Фома Аквинати др. Критика, в лице Лаврентия Валлы и потом Эразма Ротердамского,распутала смешение Д. афинского и Д. проповедника христианства в Галлии(раньше всех высказал сомнение в этом Петр Абеляр) и выставилавозражения против древности сочинений, приписываемых св. Д. Ареопагиту.С тех пор эти возражения не прекращаются: и протестантские, икатолические историки не находят возможным сочинения, известные подименем Д. Ареопагита, отнести к письменности мужей апостольских. Помнению ученых критиков, приписываемые Д. Ареопагиту сочинения: "Онебесной иерархии - peri thV ouraniaV ierarciaV"; "О церковной иерархии- peri thV ekklhsiastichV ierarciaV"; "Об именах Божиих - peri Jeiwnonomatwn"; "О таинственном богословии - peri mustikhV JeologiaV"; "10писем к разным лицам" - могли быть написаны в конце IV или в начале Vвека, христианским платоником. Это не бросает, впрочем, тени на самоесодержание сочинений. Такие авторитеты, как Максим Исповедник и ИоаннДамаскин, служат ручательством, что в них содержится истинное и здравоецерковное учение. Вопрос о сочинениях Д. обстоятельно изложен вэнциклопедии Герцога; там же приведена и литература вопроса. П. В.

Дионисий

Дионисий Ареопагит - знатный афинянин, член афинского ареопага, был,по свидетельству Деян. Апост. (17, 34), проповедь ю ап. Павла обращен вхристианство; проходил, по словам Евсевия, епископское служение вАфинах, и умер мученическою смертью (по древним известиям, основанным насвидетельстве апологета Аристида). Его в средние века смешивали сДионисием, проповедником христианства в Галлии. Очень важен вопрос осочинениях, приписываемых Д. Ареопагиту. Первое указание на сочиненияего встречается в VI в. На диспуте монофизитов-севериан с православными,устроенном импер. Юстинианом в 533 г., монофизиты, ратуя против Халкедонского собора, ссылались, между прочим, на сочинения Д.Ареопагита, и на возражение православных, что таких сочинений не зналини св. Афанасий вел., ни св. Кирилл , боровшийся против Нестория,отвечали, что св. Кирилл цитировал их в своих сочинениях против ДиодораТарсийского и Феодора Монсуетского. Позже на сочинения Д. ссылались имонофизит Север , и православный антиохийский патриарх Ефрем , а Иоанн Скифопольский писал к ним толкования . С этих пор писания Д. приобрели вгреческой церкви высокое уважение . Преп . Максим Исповедник комментировалих, Пахимер (XIII в.) составил перифраз их. На Западе впервые ссылаетсяна сочинения Д., именно на сочинено "Небесная Иерархия", папа Григорий Великий . Импер. византийский Михаил послал экземпляр сочинений Д.Людовику Благочестивому (827), и они скоро приобрели особенное уважениеи на Западе, чему , может быть , способствовало то обстоятельство , что Д.Ареопагиту приписывали проповедь в Галлии, где, говорили, он ипострадал. Иоанн Скотт Эригена, по поручению Карла Лысого, перевелсочинения Д. и толкования к ним на латинский яз. В последующее время наЗападе Д. сделался руководителем мистического направления в богословии:его усердно изучали Гугон Сен-Викторский; Альберт Великий, Фома Аквинати др. Критика , в лице Лаврентия Валлы и потом Эразма Ротердамского,распутала смешение Д. афинского и Д. проповедника христианства в Галлии(раньше всех высказал сомнение в этом Петр Абеляр ) и выставилавозражения против древности сочинений, приписываемых св. Д. Ареопагиту.С тех пор эти возражения не прекращаются: и протестантские, икатолические историки не находят возможным сочинения, известные подименем Д. Ареопагита, отнести к письменности мужей апостольских. Помнению ученых критиков, приписываемые Д. Ареопагиту сочинения: "Онебесной иерархии - peri thV ouraniaV ierarciaV"; "О церковной иерархии- peri thV ekklhsiastichV ierarciaV"; "Об именах Божиих - peri Jeiwnonomatwn"; "О таинственном богословии - peri mustikhV JeologiaV"; "10писем к разным лицам" - могли быть написаны в конце IV или в начале Vвека, христианским платоником. Это не бросает, впрочем , тени на самоесодержание сочинений. Такие авторитеты, как Максим Исповедник и ИоаннДамаскин, служат ручательством, что в них содержится истинное и здравоецерковное учение . Вопрос о сочинениях Д. обстоятельно изложен вэнциклопедии Герцога; там же приведена и литература вопроса. П. В.

Значение слова Дионисий в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Долгоруков - Долгоруков Василий Михайлович (1722 82). Опала, ...
  • Дождевые - Дождевые черви (Lumbricidae), семейство червей из отрядамалощетинковых (Oligochaeta), ...
  • Додэ - Додэ (Альфонс) известный франц. романист, род. в ...
  • Догматизм - Догматизм (от dogma, положение) философский термин, обозначающийопределенное ...
  • Доги - Доги несколько пород собак, происходящих от древних ...
  • Диэлектрики - Диэлектрики название, данное Михаилом Фарадеем телам непроводящимили, ...
  • Дифирамб - Дифирамб (diJuramboV) особый вид древнегреческой лирики,развивавшийся в ...
  • Дизентерия - Дизентерия (Dysenteria), кровавый понос специфическая заразнаяболезнь, характеризующаяся ...
  • Диез - Диез (dieze, diеse франц., diesis нем.) ...
  • Дивертисмент - Дивертисмент (забава, divertimento итал., divertissement франц.) ...
  • Дибич-Забалканский - ДибичЗабалканский (Иван Иванович, 1785 1831) граф, ...
  • Диатонический - Диатонический (греч. от dia через, jwnh ...
  • Диастола - Диастола сердца расслабленное состояние или покойная фаза ...
  • Диана - Диана древнеиталийская богиня света и луны (первоначально ...
  • Растениеводство - Растениеводство так называют ту часть агрономической науки, ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари