Что такое Секуляризация? Значение слова Секуляризация в социологическом словаре

1) Секуляризация - (от лат. saecula-ris - лшрской, светский )  - англ. secularization; нем. Sakularisierung. 1. Изъятие ч.-л. ( собственностьправо ,  суд) из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому. 2. Процесс ,  в результате к-рого все большие сектора общества, культуры, различные соц. группы и отдельные индивиды  освобождаются от религиозного санкционирования и влияния.

2) Секуляризация - - процесс ,  в ходе которого религиозная мысль, практика  и институты  утрачивают социальное  значение.

3) Секуляризация - идущий в современном обществе процесс  утраты религиозных смыслов и значений во всех сферах социальной, политической и культурной жизни. Снижение роли религиозных институтов в жизни общества и индивидов. Отделение  церкви от государства и в целом освобождение общественного и индивидуального сознания от влияния религии.

4) Секуляризация - - одно из центральных понятий социологии религии, обозначающее процесс  освобождения общества от религиозной опеки, контроля.

5) Секуляризация - – процесс ,  при котором подвергаются сомнению верования  в сверхъестественное и связанные с ним ритуалы ,  а институт  религии утрачивает свое социальное влияние  ( церковь  отделяется от системы правления).

6) Секуляризация - (от позднелат. saecularis - мирской, светский )  - десакрализация ( Сакрализация ) , процесс  уменьшения влияния религии на реализацию общественных и частных отношений, потеря религией своих позиций в культуре и обществе. Процесс С. означает полную или частичную независимость  от опеки религии и церкви и может характеризоваться следующими аспектами: экономическим (отторжение церковной собственности в пользу государства или частного лица), политическим (светское государство ) , культурными (светские искусство ,  образование ,  нормы  быта). Признаками С. служат: когнитивная автономизация ,  т.е. отход церковных понятий, норм и ценностей от их религиозной первоосновы (христианская любовь трансформируется в светский гуманизм ) ; встраивание религиозных представлений и логики в более широкую мировоззренческую систему в качестве вспомогательного элемента  или полное их выпадение из господствующего мировоззрения; превращение религии в один из социальных институтов наряду с другими, т.е. потеря религией статуса  центрального элемента социальной системы. Природа и значение  С. всегда выступали в философии и социологии религии предметом дискуссий. В доктринах французских просветителей-материалистов, а также О. Конта , К. Маркса , Б. Рассела, Э. Фромма , Ж.-П. Сартра, Т.О. Диа и др. С. предстает как естественный процесс "старения" религии, как следствие необратимого развития человеческого духа "от мифа к логосу": С. ведет к отмиранию религии, которую успешно замещает наука  и светская этика ,  помогающие эффективно решать современные проблемы. Противоположная точка зрения - Т. Парсонс , П. Бергер и религиозные философы - утверждает, что понимание  С. как линейного процесса вытеснения религии неверно: С. ведет не к упадку религии, а к видоизменению ее роли в современной культуре: сегодня религия  уходит из общества в человека  - религия в светской культуре выбирается добровольно, и это повышает ее значение для личности. Западная цивилизация  выросла на религиозной почве, и ничто не изменит этого "врожденного признака". Все положительные черты С. не могут покрыть ее ущербности - С. лишила религию ее важнейших социальных функций: ранее религия освящала и наделяла безусловным смыслом устои общественной и личной жизни, давала объединяющую идею, ценности ;  С. же постулирует, что нет ничего абсолютного, и это ведет к утрате смыслов и дезинтеграции как личности (внутреннего мира человека), так и общества (социальных институтов, морали). В европейской культуре процесс С. как широкомасштабное явление появляется в 15-16 вв. Его наиболее значимые этапы: Возрождение (акцент на посюсторонний мир, светское искусство, антропоцентризм как идеология  культуры); Реформация (разграничение светской и духовной власти), французское Просвещение  (закрепление начатой в 17 в. С. научной и общественной мысли) и период буржуазных революций (светское государство, принцип  свободы совести). С. является характерным признаком современного общества. К причинам  С. как признака современной западной культуры следует отнести: 1) светские политические режимы: отделение  церкви от государства, школы от церкви, уравнивание в правах  верующих и неверующих (и иноверцев); 2) развитие  науки как альтернативной религии объяснительной схемы, вытесняющей сферу сверхъестественного из сознания человека; 3) урбанизацию как процесс выпадения человека из-под власти природных условий, как фактор  изменения ритма жизни; 4) модернизацию и аккультурацию религии, т.е. своеобразное осовременивание традиционных религий через упрощение вероучения и культа ,  компромиссы  со стороны церкви по спорным вопросам, коммерциализацию религиозных праздников и т.п.; 5) переход некоторых социальных функций религии к другим социальным институтам, падение значимости этих функций в исполнении религиозных институтов. Д.К. Безнюк

7) Секуляризация - (secularization) - процесс  в современных обществах, в котором религиозные идеи и организации имеют тенденцию утрачивать влияние  перед лицом науки и других современных форм знания. Сюда относят снижение формальной принадлежности к церкви (например, числа крещений) или роли религии в образовании. Однако степень секуляризации в западных обществах весьма различается. В частности, в США число религиозных сторонников осталось высоким, что, возможно, объясняется потребностью  в социальном положении в обществе "тигеля для плавки" (Герберг, 1960). Не прекратились в современных обществах формирование и вербовка приверженцев новых культов и сект. Кроме того, значительное число людей продолжает исповедовать религию, несмотря на то что это может быть в усеченном виде и не соответствовать полной религиозной практике. Секуляризация  общества не сопровождает модернизацию, ибо возрождается религия  в некоторых модернизируемых странах (недавние исламские революционные движения ) , или в условиях постмодерна  сосуществует в более развитых обществах наряду с национальными движениями (например, в Польше).

Секуляризация

(от лат. saecula-ris - лшрской, светский )  - англ. secularization; нем. Sakularisierung. 1. Изъятие ч.-л. ( собственность ,  право ,  суд) из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому. 2. Процесс ,  в результате к-рого все большие сектора общества , культуры, различные соц. группы и отдельные индивиды  освобождаются от религиозного санкционирования и влияния.

- процесс ,  в ходе которого религиозная мысль, практика  и институты  утрачивают социальное  значение.

идущий в современном обществе процесс  утраты религиозных смыслов и значений во всех сферах социальной, политической и культурной жизни. Снижение роли религиозных институтов в жизни общества и индивидов. Отделение  церкви от государства и в целом освобождение общественного и индивидуального сознания от влияния религии.

- одно из центральных понятий социологии религии, обозначающее процесс  освобождения общества от религиозной опеки, контроля.

– процесс ,  при котором подвергаются сомнению верования  в сверхъестественное и связанные с ним ритуалы ,  а институт  религии утрачивает свое социальное влияние  ( церковь  отделяется от системы правления).

(от позднелат. saecularis - мирской, светский )  - десакрализация ( Сакрализация ) , процесс  уменьшения влияния религии на реализацию общественных и частных отношений, потеря религией своих позиций в культуре и обществе. Процесс С. означает полную или частичную независимость  от опеки религии и церкви и может характеризоваться следующими аспектами: экономическим (отторжение церковной собственности в пользу государства или частного лица), политическим (светское государство ) , культурными (светские искусство ,  образование ,  нормы  быта). Признаками С. служат: когнитивная автономизация ,  т.е. отход церковных понятий, норм и ценностей от их религиозной первоосновы (христианская любовь трансформируется в светский гуманизм ) ; встраивание религиозных представлений и логики в более широкую мировоззренческую систему в качестве вспомогательного элемента  или полное их выпадение из господствующего мировоззрения; превращение религии в один из социальных институтов наряду с другими, т.е. потеря религией статуса  центрального элемента социальной системы. Природа и значение  С. всегда выступали в философии и социологии религии предметом дискуссий. В доктринах французских просветителей-материалистов, а также О. Конта , К. Маркса , Б. Рассела, Э. Фромма , Ж.-П. Сартра, Т.О. Диа и др. С. предстает как естественный процесс "старения" религии, как следствие необратимого развития человеческого духа "от мифа к логосу": С. ведет к отмиранию религии, которую успешно замещает наука  и светская этика ,  помогающие эффективно решать современные проблемы. Противоположная точка зрения - Т. Парсонс , П. Бергер и религиозные философы - утверждает, что понимание  С. как линейного процесса вытеснения религии неверно: С. ведет не к упадку религии, а к видоизменению ее роли в современной культуре: сегодня религия  уходит из общества в человека  - религия в светской культуре выбирается добровольно, и это повышает ее значение для личности. Западная цивилизация  выросла на религиозной почве, и ничто не изменит этого "врожденного признака". Все положительные черты С. не могут покрыть ее ущербности - С. лишила религию ее важнейших социальных функций: ранее религия освящала и наделяла безусловным смыслом устои общественной и личной жизни, давала объединяющую идею, ценности ;  С. же постулирует, что нет ничего абсолютного, и это ведет к утрате смыслов и дезинтеграции как личности (внутреннего мира человека), так и общества (социальных институтов, морали). В европейской культуре процесс С. как широкомасштабное явление появляется в 15-16 вв. Его наиболее значимые этапы: Возрождение (акцент на посюсторонний мир, светское искусство, антропоцентризм как идеология  культуры); Реформация (разграничение светской и духовной власти), французское Просвещение  (закрепление начатой в 17 в. С. научной и общественной мысли) и период буржуазных революций (светское государство, принцип  свободы совести). С. является характерным признаком современного общества. К причинам  С. как признака современной западной культуры следует отнести: 1) светские политические режимы: отделение  церкви от государства, школы от церкви, уравнивание в правах  верующих и неверующих (и иноверцев); 2) развитие  науки как альтернативной религии объяснительной схемы, вытесняющей сферу сверхъестественного из сознания человека; 3) урбанизацию как процесс выпадения человека из-под власти природных условий, как фактор  изменения ритма жизни; 4) модернизацию и аккультурацию религии, т.е. своеобразное осовременивание традиционных религий через упрощение вероучения и культа ,  компромиссы  со стороны церкви по спорным вопросам, коммерциализацию религиозных праздников и т.п.; 5) переход некоторых социальных функций религии к другим социальным институтам, падение значимости этих функций в исполнении религиозных институтов. Д.К. Безнюк

(secularization) - процесс  в современных общества х, в котором религиозные идеи и организации имеют тенденцию утрачивать влияние  перед лицом науки и других современных форм знания. Сюда относят снижение формальной принадлежности к церкви (например, числа крещений) или роли религии в образовании. Однако степень секуляризации в западных обществах весьма различается. В частности, в США число религиозных сторонников осталось высоким, что, возможно, объясняется потребностью  в социальном положении в обществе "тигеля для плавки" (Герберг, 1960). Не прекратились в современных обществах формирование и вербовка приверженцев новых культов и сект. Кроме того, значительное число людей продолжает исповедовать религию, несмотря на то что это может быть в усеченном виде и не соответствовать полной религиозной практике. Секуляризация  общества не сопровождает модернизацию, ибо возрождается религия  в некоторых модернизируемых странах (недавние исламские революционные движения ) , или в условиях постмодерна  сосуществует в более развитых обществах наряду с национальными движениями (например, в Польше).

Значение слова Секуляризация в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Самостоятельность - англ. selfdependence; нем. Selbstandigkeit. Независимость ,  склонная ...
  • Саморегуляция - (от русск. самои лат. regulo устраиваю, привожу ...
  • Самореализация - (от русск. само и лат. realis вещественный, ...
  • Самоотчуждение - англ. selfalienation; нем. Selbstentfremdung. 1. По Гегелю ...
  • Самообразование - англ. selfeducation/instruction; нем. Selbstbildung/Bildung, autodidaktische. Приобретение знаний ...
  • Самонаблюдение - англ. introspection; нем. Selbstbeobachtung. 1. Наблюдение ,  объектом ...
  • Самодержавие - англ. autocracy; нем. Selbstherrschaft. Форма  правления, при ...
  • Сепаратизм - (от лат. separatio отделение )  англ. separatism; ...
  • Сенсуализм - (от лат. sesus восприятие ,  чувство )  ...
  • Симптом - См. ПРИЗНАК .  ...
  • Симпатия - (от греч. sympatheia сочувствие) англ. sympathy; ...
  • Символизм - англ. symbolism; нем. Symbolismus. Художественное направление, философскоэстетическая ...
  • Симбиоз - (от греч. symbiosis сожительство )  англ. ...
  • Сигнификат - англ. significat; нем. Signifikatum. Понятийная сторона, значение ...
  • Кривая - англ. curve; нем. Kurve. Обычно линия вообще, ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари