(от лат. secta - школа , учение ) - англ. sect; нем. Sekte. 1. Неинституализированная сплоченная соц. группа , объединенная на добровольных началах верой в избранное учение; как правило , изолированная, оппозиционная или даже враждебная по отношению к общепринятым целям, нормам , создающая путем харизмы собственную систему ценностей и норм и признающая ее единственно правильной. 2. Тип религиозной организации, часто противопоставляющей себя господствующей в данном обществе церкви и светской власти. Характеризуется: претензией на исключительность собственных доктрин, ценностей и роли ; настроениями избранничества; стремлением к нравственному самосовершенствованию; строгим соблюдением предписанных норм и установок; подчеркиванием равенства всех ее членов; отрицанием института священства.
(sect). Религиозное течение, отошедшее от основного ортодоксального русла.
– религиозная организация , которая отвергает ценности остального общества и требует «обращения» в свою веру и исполнения соответствующих ритуалов.
(sect) - религиозное, а иногда и светское, социальное движение , характеризующееся отрицанием ортодоксальных религиозных и/или светских учреждений, доктрин, действий, например, шекеры, квакеры, амиши. Социологи идентифицировали сектантство с относительно низким уровнем институционализации и с тенденцией к ереси. Эрнст Трельч (1912) провел различие между "церквами" и "сектами" (см. также Церковно-сектантская типология ) . Если первые были охарактеризованы как консервативные, ортодоксальные, иерархические, тираниченные традиции и ритуалы , обладающие высокой степенью организации и институционализации, то вторые - как радикальные, эгалитарные, проявляя низкую степень организации и институционализации. "Сектанты" ценили непосредственную деятельность выше ритуальной практики. Трельч считал секту и церковь полярными противоположностями. Его работа посвящалась сектантским движениям в рамках христианства и, следовательно, едва ли применима вне этого контекста , в частности, к странам "третьего мира", где особенно много сектантских движений. Позже Брайан Уилсон (1973) признал "секты" "самоотличаемыми движениями протеста " , направленными не обязательно против ортодоксальных церквей, но и против государственных и других светских учреждений в обществе. Уилсон отвергает дихотомную модель Трельча и утверждает, что было бы полезно исследовать сектантские движения с точки зрения отношения между следующими социальными факторами: доктриной, степенью организации, формами ассоциации, социальной ориентации и деятельности. Их можно классифицировать по "ответам миру". Многие сектантские движения проявляют определенную степень конфликта и напряженности по отношению и к религиозному, и к светскому социальному миру. Следовательно, сектанты часто желают добиться как избавления, так и спасения от ортодоксальных культурных форм, традиций, учреждений. Уилсон утверждает, что в их среде имеется по крайней мере семь возможных ответов миру и на "проблему зла": "конверсионистский", "революционный", "интроверсионный", "манипуляционный", "чудотворческий", "реформистский" и "утопический". Выйдя за пределы степени организации и доктринной ереси, можно исследовать сектантские движения, возникшие вне христианской культуры. См. также Культ ; Милленарызм и милленаристское движение; Грузовой культ ; Религия ; Магия ; Социология религии ; Новые религиозные движения.