Что такое Авторитет? Значение слова Авторитет в социологическом словаре

1) Авторитет - - англ. authority; нем. Autoritat. 1. Общепризнанное значениевлияние  лица или организации в различных сферах  обществ, жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте .  2. Форма  власти, опирающаяся на престиж  и другие положительно оцениваемые членами общества ценности  субъекта, осуществляющего власть ,  трактуемая как естественная и уполномоченная. В более широком понимании - форма власти, основанная на принятой членами общества системе правовых норм и об-ществ.-экон. институтов. По М. Веберу - выделяются три вида А., отождествляемого с формой власти: А. - легальный, традиционный, харизматический. См. ГОСПОДСТВО . 

2) Авторитет - - общепризнанное значениевлияние  или "вес", к-рым пользуется человек ,  группа ,  обществ. организация ,  соц. ин-т; система  взглядов благодаря определенным своим качествам, достоинствам, заслугам. А. - комплексное интегральное качество  его субъекта (носителя авторитета ) , к-рое складывается из многих свойств, получивших широкое признание. А. выражает особого рода обществ. отношения между людьми и их общностями, к-рые основаны прежде всего на глубоком доверии к качествам и достоинствам его носителя. Выделяют А. официальный (формальный) и неофициальный (неформальный). Первый закрепляется с помощью норм, предписанных правил, положений, инструкций и т. п. и зависит от соц. роли его субъекта. Напр., А. официального руководителя в коллективе ,  административного аппарата (группы) в соц. организации, родителей и старших в семье и т. д. Второй реализуется через отношения к его субъекту со стороны др. людей. Неофициальный А. устанавливается прежде всего с помощью соц.-психологич. механизмов и получает психологич. обоснования через личные качества человека, его знания, умения и навыки ,  профессиональное мастерство  и жизненный опыт, т. е. через реальные достоинства носителя А. Различают также виды А. в зависимости от сферы обществ. жизни, в к-рой он проявляется, и от способов его влияния на других людей, напр., политич., научн., профессиональный, организационный, моральный и др. виды А. А. имеет соц. природу, поэтому он не задается априори, а приобретается, зарабатывается; в первую очередь, он зависит от успешности выполнения тех или иных соц. функций. А. руководителя, напр., определяется его соответствием современным требованиям, предъявляемым к управленческой деятельности, его идейно-политич. и морально-этич. качествами, компетентностью ,  организаторскими способностями и т. д. Поэтому приобретаемый руководителем А. не сохраняется длительное время ,  если руководитель не совершенствует постоянно свой стиль ,  формы и методы  работы с людьми. Лит.: Кейзеров Н.М. Власть  и авторитет. М., 1973; Руководитель коллектива. М., 1974; Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М., 1978; Китов А.И. Психология  хозяйственного управления. М., 1984; Свенцицкий А.Л. Социальная психология  управления. Л., 1986; Пригожин А.И. Современная социология организаций .  М., 1995. А.Л. Журавлев.

3) Авторитет - - в широком смысле общепризнанное влияние  лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте; в узком - одна из форм осуществления власти.

4) Авторитет - - установленное и узаконенное право  руководить действиями и поведением  других людей.

5) Авторитет - - уважение к власти, основанное на вере: 1) традиционное на вере в разум  предков; 2) рациональное - на вере в собственный разум; 3) хaризматическое - на вере в то, что для уважения к власти разум вообще не нужен.

6) Авторитет - – тип власти, при котором люди с готовностью подчиняются руководителю, поскольку считают его легитимным. Эта проблема  введена в социологию М.Вебером, который различал три типа авторитета ,  обеспечивающихся различными способами: 1. легально-рациональный авторитет  основан на подчинении формальным правилам, носителем которых является руководитель, вере в их законность; 2. традиционный авторитет  основан на вере в святость традиций и восприятии тех, кто управляет, как носителей данной традиции  (короли и королевы); 3. харизматический авторитет основан на вере в экстраординарные качества лидера, на исключительной преданности лидеру и безусловном следовании его приказам и введенным им правилам. Авторитет может искать себе опору в принуждении, вознаграждении и т.п.

7) Авторитет - - общепризнанное значениевлияние  или "вес", дающее обладающему им человеку  (группе, общественной организации, социальному институту )  узаконенное право  руководить поведением  и действиями других людей.

8) Авторитет - (лат. auctoritas - властьвлияние )  - значимость, которой обладают индивиды ,  общественные группы, социальные институты  и организации, не нуждающиеся в постоянном ее подтверждении, в ее доказательстве на деле. Носитель А. обладает определенным набором свойств и качеств, которые сами по себе обрели широкое общественное признание. Традиционно предполагается допустимость выделения формального (обусловленного административным положением лица) и неформального А. Неформальный А. осуществляет свое воздействие на развитие  событий посредством социально-психологических механизмов, а не властного ресурса. Принято также говорить о возможности обладания нравственным, политическим, религиозным и т.п. А. A. Wozniak

9) Авторитет - (authority) — установленное в сообществе или государстве политическое правление, основанное на одной или нескольких возможных формах  политической легитимации. См. Легитимный авторитет . 


Синонимы: вес, престиж

Авторитет

- англ. authority; нем. Autoritat. 1. Общепризнанное значение ,  влияние  лица или организации в различных сферах  обществ, жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте .  2. Форма  власти, опирающаяся на престиж  и другие положительно оцениваемые членами общества ценности  субъекта, осуществляющего власть ,  трактуемая как естественная и уполномоченная. В более широком понимании - форма власти, основанная на принятой членами общества системе правовых норм и об-ществ.-экон. институтов. По М. Веберу - выделяются три вида А., отождествляемого с формой власти: А. - легальный , традиционный , харизматический . См. ГОСПОДСТВО . 

- общепризнанное значение ,  влияние  или "вес", к-рым пользуется человек ,  группа ,  обществ. организация ,  соц. ин-т; система  взглядов благодаря определенным своим качествам, достоинствам, заслугам. А. - комплексное интегральное качество  его субъекта (носителя авторитета ) , к-рое складывается из многих свойств, получивших широкое признание. А. выражает особого рода обществ. отношения между людьми и их общностями, к-рые основаны прежде всего на глубоком доверии к качествам и достоинствам его носителя. Выделяют А. официальный ( форма льный) и неофициальный (неформальный). Первый закрепляется с помощью норм, предписанных правил, положений, инструкций и т. п. и зависит от соц. роли его субъекта. Напр., А. официального руководителя в коллективе ,  административного аппарата (группы) в соц. организации, родителей и старших в семье и т. д. Второй реализуется через отношения к его субъекту со стороны др. людей. Неофициальный А. устанавливается прежде всего с помощью соц.-психологич. механизмов и получает психологич. обоснования через личные качества человека, его знания, умения и навыки ,  профессиональное мастерство  и жизненный опыт, т. е. через реальные достоинства носителя А. Различают также виды А. в зависимости от сферы обществ. жизни, в к-рой он проявляется, и от способов его влияния на других людей, напр., политич., научн., профессиональный, организационный, моральный и др. виды А. А. имеет соц. природу, поэтому он не задается априори, а приобретается, зарабатывается; в первую очередь, он зависит от успешности выполнения тех или иных соц. функций. А. руководителя, напр., определяется его соответствием современным требованиям, предъявляемым к управленческой деятельности, его идейно-политич. и морально-этич. качествами, компетентностью ,  организаторскими способностями и т. д. Поэтому приобретаемый руководителем А. не сохраняется длительное время ,  если руководитель не совершенствует постоянно свой стиль ,  формы и методы  работы с людьми. Лит.: Кейзеров Н.М. Власть  и авторитет. М., 1973; Руководитель коллектива. М., 1974; Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М., 1978; Китов А.И. Психология  хозяйственного управления. М., 1984; Свенцицкий А.Л. Социальная психология  управления. Л., 1986; Пригожин А.И. Современная социология организаций .  М., 1995. А.Л. Журавлев.

- в широком смысле общепризнанное влияние  лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте; в узком - одна из форм осуществления власти.

- установленное и узаконенное право  руководить действиями и поведением  других людей.

- уважение к власти, основанное на вере: 1) традиционное на вере в разум  предков; 2) рациональное - на вере в собственный разум; 3) хaризматическое - на вере в то, что для уважения к власти разум вообще не нужен.

– тип власти, при котором люди с готовностью подчиняются руководителю, поскольку считают его легитимным. Эта проблема  введена в социологию М.Вебером, который различал три типа авторитета ,  обеспечивающихся различными способами: 1. легально-рациональный авторитет  основан на подчинении форма льным правилам, носителем которых является руководитель, вере в их законность; 2. традиционный  авторитет  основан на вере в святость традиций и восприятии тех, кто управляет, как носителей данной традиции  (короли и королевы); 3. харизматический авторитет основан на вере в экстраординарные качества лидера, на исключительной преданности лидеру и безусловном следовании его приказам и введенным им правилам. Авторитет может искать себе опору в принуждении, вознаграждении и т.п.

- общепризнанное значение ,  влияние  или "вес", дающее обладающему им человеку  (группе, общественной организации, социальному институту )  узаконенное право  руководить поведением  и действиями других людей.

(лат. auctoritas - власть ,  влияние )  - значимость, которой обладают индивиды ,  общественные группы, социальные институты  и организации, не нуждающиеся в постоянном ее подтверждении, в ее доказательстве на деле. Носитель А. обладает определенным набором свойств и качеств, которые сами по себе обрели широкое общественное признание. Традиционно предполагается допустимость выделения форма льного (обусловленного административным положением лица) и неформального А. Неформальный А. осуществляет свое воздействие на развитие  событий посредством социально-психологических механизмов, а не властного ресурса. Принято также говорить о возможности обладания нравственным, политическим, религиозным и т.п. А. A. Wozniak

(authority) — установленное в сообществе или государстве политическое правление, основанное на одной или нескольких возможных форма х  политической легитимации. См. Легитимный авторитет . 

Значение слова Авторитет в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Архетип - (от греч. arche начало и typos ...
  • Артефакт - (от лат. artefactum искусственно сделанное) англ. ...
  • Аренда - (от польск. arenda) англ. lease/rent; нем. Pacht. ...
  • Арго - (от фр. argot) англ. argot, slang; нем. ...
  • Апперцепция - (от лат. ad при, к и perceptio ...
  • Аудитория - англ. audience; нем. Publikum. Совокупность  лиц, являющихся ...
  • Атомизм - (от греч. atomos неделимый) англ. atomism; ...
  • Агрегат - (от лат. aggregatio присоединение, накопление) англ. ...
  • Агнация - (от лат. agnatio родство  по мужской линии) ...
  • Агитация - (от лат. agitatio приведение в движение ,  ...
  • Авункулат - (от лат. avunculus дядя по матери) ...
  • Администрация - англ. administration; нем. Verwaltung. 1. Иерархия  организационных ...
  • Аддитивность - (от лат. additivus прибавляемый) англ. additivity; ...
  • Адаптация - англ. adaptation; нем. Adaptation. 1. Приспособление  самоорганизующихся ...
  • Японизация - (Japanization) — принятие японской организационной практики в других ...


МЕНЮ

Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари