(в логике) - понятие , являющееся более общим (широким) по отношению к некоторому другому (видовому) понятию. В биологии род и, особенно , вид определены. В биологии род объединяет близкие по происхождению виды, в обществе под родом понимается коллектив близких родственников, ведущих происхождение от общего предка. В лингвистике род существительных определяется отношениями "живое-неживое", "мужское - женское", при этом возможны сочетания для женского и мужского: - живое-женское ( женщина , собака , лошадь , корова ); - неживое-женское ( полка , скамья , хата , стихия ); - неживое-мужское (пол, стол , дом, огонь , дым); - живое-мужское ( мужчина , человек , волк , конь , вол). Для среднего рода : неживое-среднее ( окно , стихия); живое-среднее ( дитя , животное , растение ). Ассоциативный блок . Род может быть богатый , бедный , знатный , знаменитый и неизвестный , средний , мужской и женский , вид - хороший или плохой , а пол - деревянным, глиняным или каменным.
группа существ или объектов, обладающих общими свойствами. Род обозначает биологическую группу, большую, чем вид. Так, род собаки (полат. сиз) включает различные виды: волк , лиса и собственно собака . Для Аристотеля понятие рода не основано на вещах: в отличие от понятия вида род собаки – лишь общее имя, общая идея , созданная умом, тогда как волк, лиса и т.д. – реальность . В логике определение образуется из рода и «специфического отличия».
- 1) в архаических обществах обособленная общественно-производственная группа людей, связанных кровнородственными связями, основанная на единой, совместного пользования (т. н. общественной) собственности и коллектив ном труде ; 2) таксономическая ступень в теории классификаций биологических существ; 3) определенная градация иерархической дифференцировки понятия по степени общности (например, родо-видовые признаки ); 4) древнее славянское божество.
- общая философская характеристика для группы предметов с общими существенными свойствами, несущественные свойства которых отличаются друг от друга. Аристотель характеризовал эти общие свойства, общность которых со времени Платона рассматривалась как метафизическая действительность и в средние века играла важную роль в качестве "универсалий" (см. Всеобщее ), как "существенно-всеобщее в отдельных вещах". В логике понятие рода является упорядочивающим понятием, которое, имея более высокую степень общности, охватывает ряд менее общих понятий (см. Вид). В систематике растений и животных род (лат. genus) - это группа родственных видов; группы близких родов образуют семейство. Родовой (от франц. generigue - принадлежащий роду) - относящийся к роду (genus). Противоположность - специфический .
— основанная на кровных связях форма общности людей, возникшая в первобытных общинах на базе экономических отношений. Данные последних исследований свидетельству ют, что родовая общность не обязательно присуща всем на рода м. Р. изначально существовал в мужской и женской формах ( Патриархат . Матриархат ) в качестве отдельного объединения, а в виде групп родственников, живших в разных общинах. Р. служил ядром общин, сплачивал в единое целое их членов, обеспечивал воспроизводство потомства, способного к труду и социальным отношениям , посредством регулирования брачно-семейных отношений, совместного воспитания и материального обеспечения детей. Родовые отношения обычно выступали в качестве формы социальных связей членов общины, играли определяющую роль в производстве, распределении, культовых действиях и т. д., обусловливали родовой характер управления жизнью общины (выборность старейшин и вождей из членов родового ядра общины, их сменяемость и т. п.). Т. обр., взаимодействуя, Р. и родовая община представляли социальную структуру, определяемую как родовой строй, здесь господствовала общественная собственность на землю, отсутствовала имущественная и социальная дифференциация , участие в общественных делах являлось правом и долгом всех взрослых членов общины. С развитием первобытнообщинного строя постепенно увеличивалась численность Р., они объединялись во фратрии (братства), фратрии — в племена, а те — в союзы племен. Прогресс производительных сил, развитие товарно-денежных отношений между общинами и семьями предопределили разложение Р., роль к-рого в общественной жизни уменьшается в классовом об-ве.