Что такое Орфизм? Значение слова Орфизм в философском словаре

1) Орфизм - - релит, течение, возникшее в 8-7 вв. до н. э. в Аттике , названо в честь легендарного Орфея. О. использовал культы Деметры и Диониса , тесно связанные с земледельч. магией, что дает основание считать его идеологией крестьянства. Руководители О. - пророки и исцелители - выступали с проповедью идей искупления, отстаивали аскетизм . Орфики (последователи О.) учили о душе как добром начале и о теле как «темнице» души, о загробном воздаянии. О. приписывается учение о метемпсихозе . Идеи О. были восприняты пифагореизмом, отчасти Платоном, а позднее - христианством . К 5 в. до н. э. О. выродился в мис-тич. культы.

2) Орфизм - речь идет о догматах, мистериях, философских принципах, приписываемых Орфею (мистическому поэту Древней Греции). Орфизм утверждал божественность души и нечистоту тела; смерть считалась освобождением, Центральное место занимала проблема будущей жизни.

3) Орфизм - - течение античной мифологии в позднеэпическом ее варианте, связанное с именами Мусея, Эпименида и генетически возводящееся к личности легендарного Орфея ( реальность которого как исторической фигуры была подвергнута рациональной критике уже в рамках античности - начиная с Аристотеля). Наряду с мифологическими версиями космогенеза Гомера и Гесиода, О. выступил важнейшим источником формирования античной философии. Философской основой учения являются сборники стихотворений, собранных поэтом-орфиком Ономакритом (Афины, 6 в. до н.э.), другими орфиками. Часть стихотворений приписывается самому Орфею Пифагор и Платон изучали и принимали учение орфиков. Особое распространение О. получил в 3-4 вв., в период борьбы язычества, христианства, неоплатонизма , гностицизма , манихейства. Из огромной орфической литературы до нас дошли только два памятника: Сб. 87 "Гимнов Орфею" и "Орфическая аргонавтика"; важнейшими источниками сведений об орфической теологии выступает трактат "О принципах" неоплатоника Дамаския (6 в.) и "Посольство по делам христиан" - раннехристианская апология Афеногора Афинского (2 в.), обращенная к Марку Аврелию. Сведения об О. содержатся также у Еврипида, Аристофана, Алкея, Пинда-ра, Исократа, Платона, Аристотеля, Прокла , Павсания, Климента Александрийского и др.). Теогония и этика в учении орфиков связаны неразрывно. Их теогония подобна теогонии Гесиода. Она основана на монотеизме . На вершине иерархии бытия стоит единый творец Зевс . Он, его супруга - мать Персефона и сын Дионис Загрей составляют единую троицу. Космогенезис начинается с Праначала мира (Хро-нос), рождающего хаос и эфир . В эфире Хронос "сотворил серебряное яйцо". Оно разделилось пополам и родился Бог Фанет ("Сияющий"). Из половинок яйца образовались небо и земля. Фанет заключает в себе всех других Богов и един с Ними. От Фанета родилась Ночь (Ехидна), от нее - Уран и Гея. Дальнейшая теогония развивается по Гесиоду: рождение нового Зевса, битва Богов и Титанов, растерзание Диониса Загрея, сына Зевса, спасение его сердца Афиной, новое рождение Загрея для мира, уничтожение Титанов молниями Зевса, создание и рождение из их праха человеческого рода - третьего от начала мира (1-й - золотой при Фанесе , 2-й - серебряный при Кроносе ), в котором "злая титаническая природа " (Платон, Законы 701в) соединена с божественной дионисической. Этическое учение основано на идее освобождения души из материи. Каждый человек , сотворенный из злого начала ( материя ) и имеющий душу - божественную искру жизни, - для того, чтобы вернуться к Божественному состоянию, должен очиститься, пройдя путь нравственного совершенствования. Аскетизм , воздержание, испытания в мистериях, подвиги в жизни - неотъемлемые элементы пути. О. опирается на учение о переселении душ, понимая тело как место временного заточения души. Перевоплощение - переход души из одного тела в другое - необходим для совершенствования, достижения бессмертия и переселения в царство Богов, мыслимое в О. как другие планеты и звезды. Учение Орфея прямо и косвенно заложило фундаментальные основы будущей античной философии в Греции, особенно сильно повлияв на содержание пифагореизма , а также на космогонию Анаксимандра, Гераклита, Парменида , Эмпедокла и, отчасти, Платона, и очищало религию от жреческой догматики и культовой обрядности. В.В. Лобач

Орфизм

- релит, течение , возникшее в 8-7 вв. до н. э. в Аттике , названо в честь легендарного Орфея. О. использовал культы Деметры и Диониса , тесно связанные с земледельч. магией, что дает основание считать его идеологией крестьянства. Руководители О. - пророки и исцелители - выступали с проповедью идей искупления, отстаивали аскетизм . Орфики (последователи О.) учили о душе как добром начале и о теле как «темнице» души, о загробном воздаянии. О. приписывается учение о метемпсихозе . Идеи О. были восприняты пифагореизмом, отчасти Платоном, а позднее - христианством . К 5 в. до н. э. О. выродился в мис-тич. культы.

речь идет о догматах, мистериях, философских принципах, приписываемых Орфею (мистическому поэту Древней Греции). Орфизм утверждал божественность души и нечистоту тела; смерть считалась освобождением, Центральное место занимала проблема будущей жизни.

- течение античной мифологии в позднеэпическом ее варианте, связанное с именами Мусея, Эпименида и генетически возводящееся к личности легендарного Орфея ( реальность которого как исторической фигуры была подвергнута рациональной критике уже в рамках античности - начиная с Аристотеля). Наряду с мифологическими версиями космогенеза Гомера и Гесиода, О. выступил важнейшим источником формирования античной философии. Философской основой учения являются сборники стихотворений, собранных поэтом-орфиком Ономакритом (Афины, 6 в. до н.э.), другими орфиками. Часть стихотворений приписывается самому Орфею Пифагор и Платон изучали и принимали учение орфиков. Особое распространение О. получил в 3-4 вв., в период борьбы язычества, христианства, неоплатонизма , гностицизма , манихейства. Из огромной орфической литературы до нас дошли только два памятника: Сб. 87 "Гимнов Орфею" и "Орфическая аргонавтика"; важнейшими источниками сведений об орфической теологии выступает трактат "О принципах" неоплатоника Дамаския (6 в.) и "Посольство по делам христиан" - раннехристианская апология Афеногора Афинского (2 в.), обращенная к Марку Аврелию. Сведения об О. содержатся также у Еврипида, Аристофана, Алкея, Пинда-ра, Исократа, Платона, Аристотеля, Прокла , Павсания, Климента Александрийского и др.). Теогония и этика в учении орфиков связаны неразрывно. Их теогония подобна теогонии Гесиода. Она основана на монотеизме . На вершине иерархии бытия стоит единый творец Зевс . Он, его супруга - мать Персефона и сын Дионис Загрей составляют единую троицу. Космогенезис начинается с Праначала мира (Хро-нос), рождающего хаос и эфир . В эфире Хронос "сотворил серебряное яйцо". Оно разделилось пополам и родился Бог Фанет ("Сияющий"). Из половинок яйца образовались небо и земля. Фанет заключает в себе всех других Богов и един с Ними. От Фанета родилась Ночь (Ехидна), от нее - Уран и Гея. Дальнейшая теогония развивается по Гесиоду: рождение нового Зевса, битва Богов и Титанов, растерзание Диониса Загрея, сына Зевса, спасение его сердца Афиной, новое рождение Загрея для мира, уничтожение Титанов молниями Зевса, создание и рождение из их праха человеческого рода - третьего от начала мира (1-й - золотой при Фанесе , 2-й - серебряный при Кроносе ), в котором "злая титаническая природа " (Платон, Законы 701в) соединена с божественной дионисической. Этическое учение основано на идее освобождения души из материи. Каждый человек , сотворенный из злого начала ( материя ) и имеющий душу - божественную искру жизни, - для того, чтобы вернуться к Божественному состоянию, должен очиститься, пройдя путь нравственного совершенствования. Аскетизм , воздержание, испытания в мистериях, подвиги в жизни - неотъемлемые элементы пути. О. опирается на учение о переселении душ, понимая тело как место временного заточения души. Перевоплощение - переход души из одного тела в другое - необходим для совершенствования, достижения бессмертия и переселения в царство Богов, мыслимое в О. как другие планеты и звезды. Учение Орфея прямо и косвенно заложило фундаментальные основы будущей античной философии в Греции, особенно сильно повлияв на содержание пифагореизма , а также на космогонию Анаксимандра, Гераклита, Парменида , Эмпедокла и, отчасти , Платона, и очищало религию от жреческой догматики и культовой обрядности. В.В. Лобач

Значение слова Орфизм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Образ - форма отражения и освоения человеком объектов мира. ...
  • Ответственность - высокая и постоянно возрастающая степень чувства ответственности ...
  • Оптимизм - (от лат. optimus eучший) умонастроение, придающее ...
  • Онтологизм - (греч. ontos, от einai быть, и logos ...
  • Оккультизм - (от лат. occult тайный, сокровенный) совокупность ...
  • Объяснение - раскрытие сущности происходящего, при котором событие имеющее ...
  • Объект - в современной философии внешнее по отношению к ...
  • Олицетворение - элемент религ. представлений, заключающийся в наделении человеч. ...
  • Октоих - (греч. осьмигласник) книга песнопений правосл. церкви на 8 ...
  • Окказионализм - (лат. occasio случай ) религ.идеалистич. течение ...
  • Огнепоклонство - 1) обозначение ритуального почитания огня, встречающегося как ...
  • Овидий - (Публий Овидий Назон, 43 до н. э. ...
  • Обскурантизм - (от лат. obscurus темный, затемняющий) противодействие прогрессу ...
  • Обрезание - религ. магич . обряд удаления крайней плоти ...
  • Вайвасвата - (Санскр.) Имя Седьмого Ману праотца расы после потопа, ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари