Что такое Богостроительство? Значение слова Богостроительство в философском словаре

1) Богостроительство - - филос.-этич. течение, возникшее в среде рус. социал-демократии после поражения революции 1905-1907. Его представители (В. Базаров, П. Юшкевич, А. Луначарский и др.; к Б. примыкал и М. Горький, но под воздействием В. И. Ленина порвал с ним) пытались соединить науч. социализм с религией, придать ему « характер религиозного верования». Значит, влияние на богостроителей оказали рост религ. настроений среди бурж. интеллигенции и махистская философия , прежде всего эмпириомонизм Богданова с его идеей индивидуально и коллективно организованного опыта . Сторонники Б. полагали, что этич. ценность марксист, миросозерцания, если оно примет религ. форму, будет понятнее массам , особенно верующим крестьянам. Поэтому богостроители стали говорить о космосе и народе как новых объектах поклонения, обожествлять народное творчество и коллективные чувства (напр., патриотизм ), борьбу же за социализм, к-рый, по их мнению, является высш. формой религии, рассматривать как богосозидание. Религия интерпретировалась Б. как мышление и мирочувствие, преодолевающее «контраст» между законами жизни и механизмом природы, а бог отождествлялся с комплексом идей, организующих соц. чувства. Хотя сторонники Б. подчеркивали, что их учение «диаметрально противоположно» богоискательству, родство того и другого не вызывало никаких сомнений. Идеи Б. популяризировались в печати, активно пропагандировались в организованной махистами на о. Капри партийной школе. В. И. Ленин и партия подвергли резкой критике Б. Против него выступил и Г. В. Плеханов. К началу первой мир. войны Б. в России прекратило свое существование .

2) Богостроительство - течение, возникшее в среде русских социал-демократов после поражения революции 1905 – 1907 гг. (В. А. Базаров, А. В. Луначарский, отчасти, М. Горький и др.). Его сторонники стремились придать марксистской теории социализма характер религиозного учения. Они объявили борьбу за социализм высшей формой религии и рассматривали ее как массовое религиозное творчество – богосозидание. Подвергалось критике как со стороны церкви, так и со стороны Г В. Плеханова, В. И. Ленина, большевиков. Накануне первой мировой войны прекратило свое существование .

3) Богостроительство - - религиозно-философское и идеологическое течение, возникшее в рус. социал-демократии после революции 1905-1907 гг. В условиях репрессивной политики царизма и распада массовых движений в об-ве начали расти настроения бессилия, апатии, пессимизма , усилился (особенно в литературе) интерес к религиозно-нравственным проблемам . Среди либеральной интеллигенции (не без влияния зап. мистицизма и декадентства) распространилось богоискательство - стремление обосновать новые религиозные ценности , среди церковных деятелей - реформационные чаяния. Это был своего рода протест против официального, "окаменевшего" православия и одновременно желание укрепить религию и авторитет церкви, подорванные из-за ее связи с государством . Интерес к религии усилился и в рабочих слоях, и среди социал-демократов, мн. из к-рых попытались по-новому осмыслить социалистические идеалы и общественные движения, придав им религиозную окраску. Вчерашние революционеры и атеисты, замечает современник, начали "стекаться на заседания религиозно-философского общества", чтобы обсуждать вопросы о социальной значимости религии и церкви с богоискателями. Но в отличие от последних они попытались обосновать Б., подразумевая под этим создание ("творческое строительство", ибо "богов не ищут, их создают") новых сверхиндивидуальных объектов религиозного "поклонения" и преобразования одновременно. Таковы, по мнению богостроителей (Базаров, Луначарский, Юшкевич и др.), вполне рационально толкуемые марксизмом " природа - космос ", " труд ", " техника ", " коллектив ", " творчество ". М. Горький, разделявший в этот период идеи Б. (" Исповедь ", 1908), ст. "О цинизме" (1908) закончил словами: "...религией человечества должна быть прекрасная и трагическая история его подвигов и страданий... в борьбе за свободу духа и за власть над силами природы!" Больше всех писавший о "богосочинительстве" Луначарский увидел в теории научного социализма "пятую великую религию, формулированную иудейством" ( Религия и социализм. Ч. 1. 1908. С. 145). Первые четыре - иудаизм и вышедшие из него христианство , ислам и пантеизм Спинозы. В учении Маркса ("пятой религии") уже "нет и не может возникнуть никаких трансцендентных представлений" (Там же). Это "религия без бога", т. е. религиозный атеизм . Согласно Б., суть всякой религии заключается в ценностной ориентации, в снятии противоречия между идеалом и действительностью . Этому лучше всего удовлетворяет Марксова теория социализма, к-рая становится "высшей формой религиозности". Т. обр., социализм - "религия труда", активизма , основанная не на мистических началах , а на реализме "чистого опыта " (центральное понятие философии Р. Авенариуса). Отбросив "ветхий плащ старого материализма " (Луначарский), богостроители опирались на эмпириокритицизм , "на философию коллективизма " Богданова с ее идеей организации опыта. В качестве "организующих" они рассматривали и религиозные понятия (бог, вера , чудо и др.). Они полагали, что в религиозной оболочке марксистский социализм в России будет легче усваиваться массами, особенно крестьянами. Для пропаганды своих взглядов представители Б. и эмпириокритицизма организовали в 1909 г. на о. Капри школу для рабочих - социал-демократов. Обстоятельный социальный и гносеологический анализ эклектической концепции богостроителей с диалектико-материалистической т. зр. дан в работах Ленина и Плеханова. Позднее "создание своеобразной философской теории, так называемого "богостроительства", Луначарский назвал своим "самым ложным шагом" и признал справедливость этого критического анализа (К вопросу о философской дискуссии 1908-1910 гг. // Литературное наследство. Т. 82. 1970. С. 497). Уже к началу 1-й мировой войны Б. как течение перестало существовать.

4) Богостроительство - — религиозно-философское течение в России, возникшее после поражения революции 1905—07 (Луначарский, В. Базаров, Юшкевич и др.); одно время к богостроителям примыкал Горький (“ Исповедь ”, 1907: “Разрушение личности”, 1909), но под воздействием Ленина порвал с Б. Целью Б., тесно связанного с “философией коллективизма ” Богданова, было, по словам Ленина, соединение научного социализма с религией, создание т. наз. религиозного атеизма , т. е. религии без бога. “...Социалист,— писал Луначарский,— религиознее старо-религиозного человека ” (“ Религия и социализм”. Ч. 1. 1908. С. 45), ибо объекты поклонения социалиста реальны — человеческий коллектив и космос . Богостроители говорили о “расцвете социалистического религиозного сознания”, а марксизм рассматривали гл. обр. как религиозно-философскую систему, указывающую людям путь к новой жизни. Они полагали, что в религиозной форме марксистское учение будет легче усваиваться массами и эффективнее выполнять свою организующую роль . Идеи Б. особенно широко пропагандировались в организованной (Богдановым и др.) на о. Капри (1909) школе. Хотя богостроители состояли в с.-д. партии и выступали против богоискательства, их теории по своему содержанию имели антимарксистскую направленность. Резкую критику. Б. дали Ленин и Плеханов. “...И в Европе и в России,— писал Ленин,— всякая, даже самая утонченная, самая благонамеренная защита или оправдание идеи бога есть оправдание реакции” (Т. 48. С. 232). Уже к началу 1-й мировой войны Б. как течение перестало существовать.

Богостроительство

- филос.-этич. течение , возникшее в среде рус. социал-демократии после поражения революции 1905-1907. Его представители (В. Базаров , П. Юшкевич , А. Луначарский и др.; к Б. примыкал и М. Горький , но под воздействием В. И. Ленин а порвал с ним) пытались соединить науч. социализм с религией, придать ему « характер религиозного верования». Значит, влияние на богостроителей оказали рост религ. настроений среди бурж . интеллигенции и махистская философия , прежде всего эмпириомонизм Богданова с его идеей индивидуально и коллективно организованного опыта . Сторонники Б. полагали, что этич. ценность марксист , миросозерцания, если оно примет религ. форму, будет понятнее массам , особенно верующим крестьянам. Поэтому богостроители стали говорить о космосе и народе как новых объектах поклонения, обожествлять народное творчество и коллективные чувства (напр., патриотизм ), борьбу же за социализм, к-рый, по их мнению, является высш. формой религии, рассматривать как богосозидание. Религия интерпретировалась Б. как мышление и мирочувствие, преодолевающее «контраст» между законами жизни и механизмом природы, а бог отождествлялся с комплексом идей , организующих соц. чувства. Хотя сторонники Б. подчеркивали, что их учение «диаметрально противоположно» богоискательству, родство того и другого не вызывало никаких сомнений. Идеи Б. популяризировались в печати, активно пропагандировались в организованной махистами на о. Капри партийной школе. В. И. Ленин и партия подвергли резкой критике Б. Против него выступил и Г. В. Плеханов . К началу первой мир. войны Б. в России прекратило свое существование .

течение , возникшее в среде русских социал-демократов после поражения революции 1905 – 1907 гг. (В. А. Базаров , А. В. Луначарский , отчасти, М. Горький и др.). Его сторонники стремились придать марксист ской теории социализм а характер религиозного учения. Они объявили борьбу за социализм высшей формой религии и рассматривали ее как массовое религиозное творчество – богосозидание. Подвергалось критике как со стороны церкви, так и со стороны Г В. Плеханов а, В. И. Ленин а, большевиков. Накануне первой мировой войны прекратило свое существование .

- религиозно-философское и идеологическое течение , возникшее в рус. социал-демократии после революции 1905-1907 гг. В условиях репрессивной политики царизма и распада массовых движений в об-ве начали расти настроения бессилия, апатии, пессимизма , усилился ( особенно в литературе) интерес к религиозно-нравственным проблемам . Среди либеральной интеллигенции (не без влияния зап. мистицизма и декадентства) расп рост ранилось богоискательство - стремление обосновать новые религиозные ценности , среди церковных деятелей - реформационные чаяния. Это был своего рода протест против официального, "окаменевшего" православия и одновременно желание укрепить религию и авторитет церкви, подорванные из-за ее связи с государством . Интерес к религии усилился и в рабочих слоях, и среди социал-демократов, мн. из к-рых попытались по-новому осмыслить социалистические идеалы и общественные движения, придав им религиозную окраску. Вчерашние революционеры и атеисты, замечает современник, начали "стекаться на заседания религиозно-философского общества", чтобы обсуждать вопросы о социальной значимости религии и церкви с богоискателями. Но в отличие от последних они попытались обосновать Б., подразумевая под этим создание ("творческое строительство", ибо "богов не ищут, их создают") новых сверхиндивидуальных объектов религиозного "поклонения" и преобразования одновременно. Таковы, по мнению богостроителей ( Базаров , Луначарский , Юшкевич и др.), вполне рационально толкуемые марксизмом " природа - космос ", " труд ", " техника ", " коллектив ", " творчество ". М. Горький , разделявший в этот период идеи Б. (" Исповедь ", 1908), ст. "О цинизме" (1908) закончил словами: "...религией человечества должна быть прекрасная и трагическая история его подвигов и страданий... в борьбе за свободу духа и за власть над силами природы!" Больше всех писавший о "богосочинительстве" Луначарский увидел в теории научного социализм а "пятую великую религию, формулированную иудейством" ( Религия и социализм. Ч. 1. 1908. С. 145). Первые четыре - иудаизм и вышедшие из него христианство , ислам и пантеизм Спинозы. В учении Маркса ("пятой религии") уже "нет и не может возникнуть никаких трансцендентных представлений" (Там же). Это "религия без бога", т. е. религиозный атеизм . Согласно Б., суть всякой религии заключается в ценностной ориентации, в снятии противоречия между идеалом и действительностью . Этому лучше всего удовлетворяет Марксова теория социализма, к-рая становится "высшей формой религиозности". Т. обр., социализм - "религия труда", активизма , основанная не на мистических началах , а на реализме "чис того опыта " (центральное понятие философии Р. Авенариуса). Отбросив "ветхий плащ старого материализма " (Луначарский), богостроители опирались на эмпириокритицизм , "на философию коллективизма " Богданова с ее идеей организации опыта. В качестве "организующих" они рассматривали и религиозные понятия (бог, вера , чудо и др.). Они полагали, что в религиозной оболочке марксист ский социализм в России будет легче усваиваться массами, особенно крестьянами. Для пропаганды своих взглядов представители Б. и эмпириокритицизма организовали в 1909 г. на о. Капри школу для рабочих - социал-демократов. Обстоятельный социальный и гносеологический анализ эклектической концепции богостроителей с диалектико-материалистической т. зр. дан в работах Ленин а и Плеханов а. Позднее "создание своеобразной философской теории, так называемого "богостроительства", Луначарский назвал своим "самым ложным шагом" и признал справедливость этого критического анализа (К вопросу о философской дискуссии 1908-1910 гг. // Литературное наследство. Т. 82. 1970. С. 497). Уже к началу 1-й мировой войны Б. как течение перестало существовать.

— религиозно-философское течение в России, возникшее после поражения революции 1905—07 ( Луначарский , В. Базаров , Юшкевич и др.); одно время к богостроителям примыкал Горький (“ Исповедь ”, 1907: “Разрушение личности”, 1909), но под воздействием Ленин а порвал с Б. Целью Б., тесно связанного с “философией коллективизма ” Богданова , было, по словам Ленина , соединение научного социализм а с религией, создание т. наз. религиозного атеизма , т. е. религии без бога. “...Социалист,— писал Луначарский,— религиознее старо-религиозного человека ” (“ Религия и социализм”. Ч. 1. 1908. С. 45), ибо объекты поклонения социалиста реальны — человеческий коллектив и космос . Богостроители говорили о “расцвете социалистического религиозного сознания”, а марксизм рассматривали гл. обр. как религиозно-философскую систему, указывающую людям путь к новой жизни. Они полагали, что в религиозной форме марксист ское учение будет легче усваиваться массами и эффективнее выполнять свою организующую роль . Идеи Б. особенно широко пропагандировались в организованной (Богдановым и др.) на о. Капри (1909) школе. Хотя богостроители состояли в с.-д. партии и выступали против богоискательства, их теории по своему содержанию имели антимарксистскую направленность. Резкую критику. Б. дали Ленин и Плеханов . “...И в Европе и в России,— писал Ленин,— всякая, даже самая утонченная, самая благонамеренная защита или оправдание идеи бога есть оправдание реакции” (Т. 48. С. 232). Уже к началу 1-й мировой войны Б. как течение перестало существовать.

Значение слова Богостроительство в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Бессознательное - "в широком смысле совокупность психических процессов, ...
  • Бог - Если все должно иметь причину, Бог тоже должен ...
  • Беспристрастность - Есть другая интеллектуальная добродетель отстраненность или беспристрастность ...
  • Бытие - — название первой книги Ветхого завета в рус. ...
  • Бухманизм - религ.этач. учение отрицающее соц. природу антагонистич. противоречий ...
  • Буддизм - одна из 3 мир. религий, зародившаяся в ...
  • Бревнарий - (naT.breviarium сборник кратких текстов) — служебник католич. ...
  • Благочестие - религиозность набожность, « истинное богопочитание». Согласно «Пространному ...
  • Благословление - условн. знак рукой (или возложение на голову ...
  • Благовещение - христ. праздник в православии относится к числу ...
  • Благо - в этике и философии все то, что ...
  • Библия - (треч. biblia книги) свод книг, составляющих св. ...
  • Бессмертие - в мифологии и религии фантастич. качество ...
  • Бес - в др.егип. религии бог веселья и пляски. ...
  • Фетишизм - (от фр. fetiche чары) характерное для ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари