Что такое Богоискательство? Значение слова Богоискательство в философском словаре

1) Богоискательство - - религ.-идеологич. течение, возникшее в нач. 20 в. в России. Его представляли различные круги либеральной интеллигенции - литераторы , философы , религ.-церк. деятели (Д. Мережковский, Н. Минский, П. Перцов, В. Розанов, С. Булгаков, Н. Бердяев, В. Тернавцев и др.). Богоискатели критиковали социалистич. теории, прежде всего марксизм и его филос. принципы , отстаивали религ.-идеалистич. миросозерцание. Понимая, что христ. церковь (в т. ч. и правосл.) скомпрометировала себя апологией господств. порядков, богоискатели стали говорить о необходимости выработать новое религ. сознание , неохристианство , о поисках бога, соответствующего современности. Появились теории мистич. реализма , анархизма , соборного индивидуализма и т. п. Цель этого мифотворчества заключалась в том, чтобы блокировать растущее влияние науч. социализма на прогрес. слои интеллигенции, на передовую ^асть рабочего класса . По мнению сторонников Б., соц. движения, вся культура могут быть плодотворны только в том случае, если через них будет осуществляться идеал христ. общественности, т. е. идеал богочеловечества, если дело соц. преобразования освободится от «политич. окраски» и станет делом религ. Тогда учение о революции и клас. борьбе делается просто излишним. Идеи богоискателей изложены в сб. «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1918). Науч. оценка Б. дана в трудах В. И. Ленина, Г. В. Плеханова и др. марксистов.

2) Богоискательство - религиозно-философское течение, возникшее в начале 20 в. в среде русской либеральной интеллигенции (Д. С. Мережковский, 3. Н. Гиппиус, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, В. В. Розанов и др.). Критикуя официальное русское православие за отрыв от современности, богоискатели высказались за формирование нового религиозного сознания, которое помогло бы установлению царства Божия на земле. Их идеи изложены в сборниках «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1919). Богоискательство осуждалось и осуждается Русской православной церковью как лжехристианство.

3) Богоискательство - - религиозно-философское течение, возникшее в нач. XX в. в среде рус. либеральной интеллигенции - философов, литераторов, "новоправославных" священников (Мережковский, Бердяев, Розанов, Булгаков, 3. Н. Гиппиус, Минский, Д. В. Философов, А. В. Карташев и др.). Переход к "новому религиозному сознанию" как религиозно-философской основе Б. Бердяев связывал с именем Федорова (Русские богоискатели // Духовный кризис интеллигенции. С. 27-38). Корни "богоискания" он усматривал в вечном начале Б. рус. души, литературы (особенно Тютчева и Достоевского), "всей русской философии" (начиная с Чаадаева, славянофилов и др.). В понимании Бердяева, Б. как "ночная", сверхрациональная, трансцендентная полоса в истории рус. самосознания всегда противостояла "дневной", официально признанной и рациональной. В кон. XIX - нач. XX в. часть рус. интеллигенции, названная Булгаковым в сб. "Вехи" "духовно-аристократической", стала отходить от ценностей демократической ("народопоклоннической") интеллигенции в направлении идеализма , религии, национальной идеи и др. духовных ценностей. В 1901 г. в Петербурге во многом благодаря инициативе Мережковского были основаны Религиозно-философские собрания под председательством будущего патриарха епископа Сергия (Страгородского), на к-рых светские и церковные богоискатели обсуждали проблемы обновления православия на основе "нового Откровения" и " святой плоти". Подобные же собрания в 1901-1903 гг. происходили в Москве, Киеве, Тифлисе и нек-рых др. городах. Работы богоискателей печатались в журн. "Новый путь " (Спб., 1903-1904), " Вопросы жизни" (Спб., 1905), "Весы" (М., 1904-1909) и др., а также в сб. " Проблемы идеализма " (М., 1902), "Вопросы религии" (М., 1906-1908), "Вехи" (М., 1909), "Из глубины" (М., 1918). Среди богоискателей можно выделить два осн. направления. Представители первого обращались не только к идеям В. С. Соловьева и Достоевского, но и А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, С. Кьеркегора и др. (Мережковский, Бердяев, Розанов, Шестов и др.), а представители второго помимо учения Соловьева активно использовали соч. отцов церкви и были ближе к традиционному рус. православию (Флоренский, Булгаков). Если второе направление можно условно назвать "софиологическим" в связи с большим значением , к-рое приобрела в нем идея Софии (см. Софиология ), то первое, как главенствующее, получило множество наименований: "неохристианство", " новое религиозное сознание ", "новый идеализм", "мистический реализм ", " трансцендентный индивидуализм " и т. д. Мережковский, одним из первых заговоривший о "новом религиозном сознании", рассматривал его как стремление к окончательной победе над смертью (с помощью спасенного и спасающего Христа), к слиянию неба и земли, духа и плоти, Христа и языческого бога ( Диониса , Венеры и др.), Христа и Антихриста , к свободной, религиозно-оргиастически наполненной жизни. Бердяев подчеркивал "безмерную ценность индивидуальности" и таинственную, религиозную сущность любого творчества. Разгадку смысла личной и мировой жизни, а также стремление построить на основе обновленного христианства "новую культуру" и "новую общественность" он связывал с борьбой против житейского ("хождение в церковь по праздничным дням и выполнение мертвых обрядов...") и исторического (сатанинские пытки, гонения, сращивание православия с самодержавием) христианства. " Жизнь пола, жизнь общественная, вся прелесть мировой культуры, искусство и наука оказались на полюсе, противоположном религиозному сознанию исторического христианства", - писал он (Sub specie aeternitatis. С. 347). Интеллигенция , по его мнению, отошла от глубины бытия, от ценностей личности, свободы и творчества, от подлинной рус. литературы и философии, от национальных чувств, а народ в революционное время во многом предстал не "богоносцем", а черносотенным или красносотенным "громилой с черной душой". "Без Бога не может жить народ, разлагается человек " (Духовный кризис интеллигенции. С. 60). "Неохристианская" религия , по Бердяеву, наследует от католичества - культ , от православия - мистическое созерцание , от протестантизма - свободу совести и личное начало . Конечной общественной целью для Мережковского была богочеловеческая "безгосударственная религиозная общественность", а для Бердяева - теократия как тысячелетнее " непосредственное царство Христа" на земле, к-рая в политическом отношении близка к анархизму , в экономическом - к социализму , а в мистическом - к религии Бога "любви, свободы и жизни", в к-рой должны сойтись "все богатства мира, все ценности культуры, вся полнота жизни " ( Новое религиозное сознание и общественность. С. 205). В годы революции и гражданской войны Бердяев вместе с др. богоискателями создал в Москве Вольную академию духовной культуры, а после изгнания в 1922 г. из России при помощи амер. организации YMCA - Религиозно-философскую академию в Берлине (с 1925 г. - в Париже). Он стал редактором религиозно-философского журн. "Путь", участвовал в деятельности изд-ва YMCA-Press. Софиологи организационно оформились в эмиграции в 1923 г., когда был утвержден устав "Софийского братства", а в 1924 г. начались его заседания. Учредителями выступили Булгаков (глава братства), Г. В. Вернадский, Зеньковский, Новгородцев, Флоровский. Нек-рые члены братства (В. Н. Ильин, Вернадский, Флоровский) примыкали какое-то время и к евразийству. Вместе с др. религиозными философами софиологи создали Православный богословский ин-т, руководили зарубежным рус. студенческим христианским движением . С Б. в значительной мере связана специфика рус. духовной культуры нач. XX в., художественное, философское и богословское творчество мн. деятелей "серебряного века".

4) Богоискательство - — религиозно-философское течение в России, стремившееся доказать, что цель общественного развития заключается в осуществлении идеалов правильно понимаемого “нового” христианства. Идеи Б. были особенно популярны в буржуазно-интеллигентской среде после поражения революции 1905—07. Они широко обсуждались в литературе и религиозно-философских об-вах. Представители Б.— философы и писатели-декаденты: Бердяев, Д. Мережковский (“Не мир, но меч”, 1908, и др.), Н. Минский (“0 свободе религиозной совести”, 1902; “ Религия будущего”, 1905) и др. призывали к “новому отношению” к заветам Христа, к некой “религиозной реформации”, пытались, как отмечал Ленин, оживить и по-новому укрепить в народе религию. Они говорили, что цель жизни заключается в поисках бога, что назначение истории — реализация божественного в человечестве, создание богочеловечества, т. е. социальной организации, покоящейся на религиозных основах. В отличие от традиционного христианства с его потусторонним царством божьим, богоискатели полагали, что религиозные идеалы (вечная жизнь , “святая общественность” и т. д.) якобы могут быть воплощены здесь, на земле. Они отстаивали иррационализм , в мистическом познании, в откровении видели наиболее верный способ достижения истины.

Богоискательство

- религ.-идеологич. течение , возникшее в нач. 20 в. в России. Его представляли различные круги либеральной интеллигенции - литераторы , философы , религ.-церк. деятели (Д. Мережковский , Н. Минский , П. Перцов , В. Розанов , С. Булгаков , Н. Бердяев , В. Тернавцев и др.). Богоискатели критиковали социалистич. теории , прежде всего марксизм и его филос. принципы , отстаивали религ.- идеал истич. миросозерцание . Понимая, что христ . церковь (в т. ч. и правосл.) скомпрометировала себя апологией господств. порядков, богоискатели стали говорить о необходимости выработать новое религ. сознание , неохристианство , о поисках бога, соответствующего современности. Появились теории мистич. реализма , анархизма , соборного индивидуализма и т. п. Цель этого мифотворчества заключалась в том, чтобы блокировать растущее влияние науч. социализма на прогрес. слои интеллигенции, на передовую ^асть рабочего клас са . По мнению сторонников Б., соц. движения , вся культура могут быть плодотворны только в том случае, если через них будет осуществляться идеал христ. общественности, т. е. идеал богочеловечества, если дело соц. преобразования освободится от «политич. окраски» и станет делом религ. Тогда учение о революции и клас. борьбе делается просто излишним. Идеи богоискателей изложены в сб. «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1918). Науч. оценка Б. дана в трудах В. И. Ленина , Г. В. Плеханова и др. марксистов.

религиозно-философское течение , возникшее в начале 20 в. в среде русской либеральной интеллигенции (Д. С. Мережковский , 3. Н. Гиппиус, Н. А. Бердяев , С. Н. Булгаков , В. В. Розанов и др.). Критикуя официальное русское православие за отрыв от современности, богоискатели высказались за формирование нового религиозного сознания, которое помогло бы установлению царства Божия на земле. Их идеи изложены в сборниках «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1919). Богоискательство осуждалось и осуждается Русской православной церковь ю как лже христ ианство.

- религиозно-философское течение , возникшее в нач. XX в. в среде рус. либеральной интеллигенции - философов, литераторов, "новоправославных" священников ( Мережковский , Бердяев , Розанов , Булгаков , 3. Н. Гиппиус, Минский , Д. В. Философов, А. В. Карташев и др.). Переход к "новому религиозному сознанию" как религиозно-философской основе Б. Бердяев связывал с именем Федорова (Русские богоискатели // Духовный кризис интеллигенции. С. 27-38). Корни "богоискания" он усматривал в вечном начале Б. рус. души, литературы (особенно Тютчева и Достоевского), "всей русской философии" (начиная с Чаадаева, славянофилов и др.). В понимании Бердяева, Б. как "ночная", сверхрациональная, трансцендентная полоса в истории рус. самосознания всегда противостояла "дневной", официально признанной и рациональной. В кон. XIX - нач. XX в. часть рус. интеллигенции, названная Булгаковым в сб. "Вехи" "духовно-аристократической", стала отходить от ценностей демократической ("народопоклоннической") интеллигенции в направлении идеал изма , религии, национальной идеи и др. духовных ценностей. В 1901 г. в Петербурге во многом благодаря инициативе Мережковского были основаны Религиозно-философские собрания под председательством будущего патриарха епископа Сергия (Страгородского), на к-рых светские и церковные богоискатели обсуждали проблемы обновления православия на основе "нового Откровения" и " святой плоти". Подобные же собрания в 1901-1903 гг. происходили в Москве, Киеве, Тифлисе и нек-рых др. городах. Работы богоискателей печатались в журн. "Новый путь " (Спб., 1903-1904), " Вопросы жизни" (Спб., 1905), "Весы" (М., 1904-1909) и др., а также в сб. " Проблемы идеализма " (М., 1902), "Вопросы религии" (М., 1906-1908), "Вехи" (М., 1909), "Из глубины" (М., 1918). Среди богоискателей можно выделить два осн. направления. Представители первого обращались не только к идеям В. С. Соловьева и Достоевского, но и А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, С. Кьеркегора и др. (Мережковский, Бердяев, Розанов, Шестов и др.), а представители второго помимо учения Соловьева активно использовали соч. отцов церкви и были ближе к традиционному рус. православию (Флоренский, Булгаков). Если второе направление можно условно назвать "софиологическим" в связи с большим значением , к-рое приобрела в нем идея Софии (см. Софиология ), то первое, как главенствующее, получило множество наименований: " неохристианство ", " новое религиозное сознание ", "новый идеализм", "мистический реализм ", " трансцендентный индивидуализм " и т. д. Мережковский, одним из первых заговоривший о "новом религиозном сознании", рассматривал его как стремление к окончательной победе над смертью (с помощью спасенного и спасающего Христ а), к слиянию неба и земли, духа и плоти, Христа и языческого бога ( Диониса , Венеры и др.), Христа и Антихриста , к свободной, религиозно-оргиастически наполненной жизни. Бердяев подчеркивал "безмерную ценность индивидуальности" и таинственную, религиозную сущность любого творчества. Разгадку смысла личной и мировой жизни, а также стремление построить на основе обновленного христианства "новую культуру" и "новую общественность" он связывал с борьбой против житейского ("хождение в церковь по праздничным дням и выполнение мертвых обрядов...") и исторического (сатанинские пытки, гонения, сращивание православия с самодержавием) христианства. " Жизнь пола, жизнь общественная, вся прелесть мировой культуры, искусство и наука оказались на полюсе, противоположном религиозному сознанию исторического христианства", - писал он (Sub specie aeternitatis. С. 347). Интеллигенция , по его мнению, отошла от глубины бытия, от ценностей личности, свободы и творчества, от подлинной рус. литературы и философии, от национальных чувств, а народ в революционное время во многом предстал не "богоносцем", а черносотенным или красносотенным "громилой с черной душой". "Без Бога не может жить народ, разлагается человек " (Духовный кризис интеллигенции. С. 60). "Неохристианская" религия , по Бердяеву, наследует от католичества - культ , от православия - мистическое созерцание , от протестантизма - свободу совести и личное начало . Конечной общественной цель ю для Мережковского была богочеловеческая "безгосударственная религиозная общественность", а для Бердяева - теократия как тысячелетнее " непосредственное царство Христа" на земле, к-рая в политическом отношении близка к анархизму , в экономическом - к социализму , а в мистическом - к религии Бога "любви, свободы и жизни", в к-рой должны сойтись "все богатства мира, все ценности культуры, вся полнота жизни " ( Новое религиозное сознание и общественность. С. 205). В годы революции и гражданской войны Бердяев вместе с др. богоискателями создал в Москве Вольную академию духовной культуры, а после изгнания в 1922 г. из России при помощи амер. организации YMCA - Религиозно-философскую академию в Берлине (с 1925 г. - в Париже). Он стал редактором религиозно-философского журн. "Путь", участвовал в деятельности изд-ва YMCA-Press. Софиологи организационно оформились в эмиграции в 1923 г., когда был утвержден устав "Софийского братства", а в 1924 г. начались его заседания. Учредителями выступили Булгаков (глава братства), Г. В. Вернадский, Зеньковский, Новгородцев, Флоровский. Нек-рые члены братства (В. Н. Ильин, Вернадский, Флоровский) примыкали какое-то время и к евразийству. Вместе с др. религиозными философами софиологи создали Православный богословский ин-т, руководили зарубежным рус. студенческим христианским движением . С Б. в значительной мере связана специфика рус. духовной культуры нач. XX в., художественное, философское и богословское творчество мн. деятелей "серебряного века".

— религиозно-философское течение в России, стремившееся доказать, что цель общественного развития заключается в осуществлении идеал ов правильно понимаемого “нового” христианства. Идеи Б. были особенно популярны в буржуазно-интеллигентской среде после поражения революции 1905—07. Они широко обсуждались в литературе и религиозно-философских об-вах. Представители Б.— философы и писатели-декаденты: Бердяев , Д. Мережковский (“Не мир, но меч”, 1908, и др.), Н. Минский (“0 свободе религиозной совести”, 1902; “ Религия будущего”, 1905) и др. призывали к “новому отношению” к заветам Христ а, к некой “религиозной реформации”, пытались, как отмечал Ленин, оживить и по-новому укрепить в народе религию. Они говорили, что цель жизни заключается в поисках бога, что назначение истории — реализация божественного в человечестве, создание богочеловечества, т. е. социальной организации, покоящейся на религиозных основах. В отличие от традиционного христианства с его потусторонним царством божьим, богоискатели полагали, что религиозные идеалы (вечная жизнь , “святая общественность” и т. д.) якобы могут быть воплощены здесь, на земле. Они отстаивали иррационализм , в мистическом познании, в откровении видели наиболее верный способ достижения истины.

Однокоренные и похожие слова:

Значение слова Богоискательство в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Беспристрастность - Есть другая интеллектуальная добродетель отстраненность или беспристрастность ...
  • Бытие - — название первой книги Ветхого завета в рус. ...
  • Бухманизм - религ.этач. учение отрицающее соц. природу антагонистич. противоречий ...
  • Буддизм - одна из 3 мир. религий, зародившаяся в ...
  • Бревнарий - (naT.breviarium сборник кратких текстов) — служебник католич. ...
  • Брахманизм - религия в Др. Индии, явившаяся, по существу, ...
  • Брахма - в индуизме одно из лиц, составляющих наряду ...
  • Благовещение - христ. праздник в православии относится к числу ...
  • Благо - в этике и философии все то, что ...
  • Библия - (треч. biblia книги) свод книг, составляющих св. ...
  • Бессмертие - в мифологии и религии фантастич. качество ...
  • Бес - в др.егип. религии бог веселья и пляски. ...
  • Бенефиции - (лат. beneficium благодеяние ) — в католич. ...
  • Беллона - богиня войны в римск. мифологии, соответствует греч. ...
  • Антропогенез - (от греч. anthropos — человек genesis происхождение) ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари