Что такое Богопознание? Значение слова Богопознание в философском словаре

1) Богопознание - - богосл. и ре-лиг.-филос. понятие , означающее возможность , пределы и пути постижения божеств, сущности человеком. Традиционно христ. т. зр. по этому вопросу сводится к утверждению, что бог непостижим для человеч. разума и может быть познан только в той мере, в какой он сам раскрывает себя в посюстороннем мире. Различные концепции Б. имеют целью восполнить недостаточность т. н. рациональных доказательств бытия бога, к-рые в конечном счете сводятся к онтологич. доказательству, содержащему ту логическую ошибку, что существование бога выводится из наличия представлений о его существовании. Гл. задачей всех разновидностей Б. является утверждение бытия бога посредством определения его осн. качеств. особенностей. Христ. теология выделяет естеств. и откровенный путь Б. Первый сводится к рационалистич. обоснованию божеств. свойств, построенных на извращенном истолковании различных аспектов реальной действительности. Второй (называется также путем опытного Б.) опирается на признание библ. рассказов о боге непререкаемой истиной, на переживание верующими «божеств. присутствия», на « озарение », чувство благоговения человека перед божеств, величием, на наличие самой веры. Совр. теологи ввиду неудовлетворенности верующих ортодокс. схемами теизма предлагают перейти к новым символам выражения божеств, реальности. Они предпринимают попытки разработать новый язык Б., адекватный представлениям человека нашего времени, сформулировать новые принципы герменевтики, понятные миру, где господствуют секулярные идеи . В этом вопросе богословы апеллируют к религ. философии, охотно принимают и берут на вооружение ранее осуждавшийся пантеизм , поддерживают такие представления, в к-рых бог перестает быть статичным, потусторонним, аитропоморф. существом, а выступает в роли динамич. начала , имманентного всем сферам соц. и духовной жизни общества и человека.

2) Богопознание - - познание того, что Бог есть, осмысление свидетельств Его присутствия и действия в мире и в истории. Оно не имеет целью понять разумом Его сущность . Классическая формула каппадокийцев: Бог непостижим по сущности, но познаваем в своих энергиях - силах или действиях в мире. В томизме разум постигает Бога по аналогии. Неполнота знания Бога не означает его ложности. Имеет источники: 1) в познании мира, в осмыслении его разумного устроения, совершенства, красоты, величия, благости; 2) в самопознании, ибо человек создан по образу и подобию Божию, значит Бог открывает Себя не только в космосе , но и в глубинах человеческой души; 3) из священной истории, открывающей вторжение Бога в жизнь мира в своих ключевых событиях : " Богопознание есть по существу божественная история , а не мыслительный процесс " (К.Барт); 4) из Откровения, данного в Св. Писании и принимаемого с верой; 5) в духовном восхождении к Богу, в личном опыте встреч с Ним, в жизни согласно Его Слову. 6) В Новом Завете Бог познается через Иисуса Христа, явившего в Себе Бога наиболее полным образом; истинность богопознания достигается в жизни согласно воле Отца на пути нравственной чистоты, верности правде Христовой и в духе подлинной любви к Богу и ближнему. Нередко говорят также и о церковно-мистериальной стороне Богопознания.

Богопознание

- богосл. и ре-лиг.-филос. понятие , означающее возможность , пределы и пути постижения божеств, сущности человеком. Традиционно христ. т. зр. по этом у вопросу сводится к утверждению, что бог непостижим для человеч. разума и может быть познан только в той мере, в какой он сам раскрывает себя в посюстороннем мире. Различные концепции Б. имеют целью восполнить недостаточность т. н. рациональных доказательств бытия бога, к-рые в конечном счете сводятся к онтологич. доказательству, содержащему ту логическую ошибку, что существование бога выводится из наличия представлений о его существовании. Гл. задачей всех разновидностей Б. является утверждение бытия бога посредством определения его осн. качеств. особенностей. Христ . теология выделяет естеств. и откровенный путь Б. Первый сводится к рационалистич. обоснованию божеств. свойств, построенных на извращенном истолковании различных аспектов реальной действительности. Второй (называется также путем опытного Б.) опирается на признание библ . рассказов о боге непререкаемой истиной, на переживание верующими «божеств. присутствия», на « озарение », чувство благоговения человека перед божеств, величием, на наличие самой веры. Совр. теологи ввиду неудовлетворенности верующих ортодокс . схемами теизма предлагают перейти к новым символам выражения божеств, реальности. Они предпринимают попытки разработать новый язык Б., адекватный представлениям человека нашего времени , сформулировать новые принципы герменевтики, понятные миру, где господствуют секулярные идеи . В этом вопросе богословы апеллируют к религ. философии, охотно принимают и берут на вооружение ранее осуждавшийся пантеизм , поддерживают такие представления, в к-рых бог перестает быть статичным, потусторонним, аитропоморф. существом, а выступает в роли динамич. начала , имманентного всем сферам соц. и духовной жизни общества и человека.

- познание того, что Бог есть, осмысление свидетельств Его присутствия и действия в мире и в истории. Оно не имеет целью понять разумом Его сущность . Классическая формула каппадокийцев: Бог непостижим по сущности, но познаваем в своих энергиях - силах или действиях в мире. В томизме разум постигает Бога по аналогии. Неполнота знания Бога не означает его ложности. Имеет источники: 1) в познании мира, в осмыслении его разумного устроения, совершенства, красоты, величия, благости; 2) в самопознании, ибо человек создан по образу и подобию Божию, значит Бог открывает Себя не только в космосе , но и в глубинах человеческой души; 3) из священной истории, открывающей вторжение Бога в жизнь мира в своих ключевых событиях : " Богопознание есть по существу божественная история , а не мыслительный процесс " (К.Барт); 4) из Откровения, данного в Св. Писании и принимаемого с верой; 5) в духовном восхождении к Богу, в личном опыте встреч с Ним, в жизни согласно Его Слову. 6) В Новом Завете Бог познается через Иисуса Христ а, явившего в Себе Бога наиболее полным образом; истинность богопознания достигается в жизни согласно воле Отца на пути нравственной чистоты, верности правде Христовой и в духе подлинной любви к Богу и ближнему. Нередко говорят также и о церковно-мистериальной стороне Богопознания.

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Бог - Если все должно иметь причину, Бог тоже должен ...
  • Беспристрастность - Есть другая интеллектуальная добродетель отстраненность или беспристрастность ...
  • Бытие - — название первой книги Ветхого завета в рус. ...
  • Бухманизм - религ.этач. учение отрицающее соц. природу антагонистич. противоречий ...
  • Буддизм - одна из 3 мир. религий, зародившаяся в ...
  • Бревнарий - (naT.breviarium сборник кратких текстов) — служебник католич. ...
  • Брахманизм - религия в Др. Индии, явившаяся, по существу, ...
  • Благословление - условн. знак рукой (или возложение на голову ...
  • Благовещение - христ. праздник в православии относится к числу ...
  • Благо - в этике и философии все то, что ...
  • Библия - (треч. biblia книги) свод книг, составляющих св. ...
  • Бессмертие - в мифологии и религии фантастич. качество ...
  • Бес - в др.егип. религии бог веселья и пляски. ...
  • Бенефиции - (лат. beneficium благодеяние ) — в католич. ...
  • Бесконечный - Совокупность элементов является бесконечной, когда в качестве составных ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари