Что такое Фетишизм? Значение слова Фетишизм в философском словаре

1) Фетишизм - - иллюзорное, приобретающее подчас массовый характер представление о том, что то или иное явление или действие способно само по себе в отрыве от других явлений гарантировать, быть ключом к решению узловых назревших задач общества. В основе Ф. лежит тотем , тотемическое мышление , вера в господство внешней силы над человеком. Ф. - результат недостаточного уровня критики культуры, уровня рефлексии. Банкротство одной формы Ф. может смениться утверждением другой его формы. В истории второго глобального периода можно обнаружить последовательную смену одной формы Ф. другой: организационного, машинного, экономического ( экономический материализм ), политического, геологического личностного фетишизма (персонификации), фетишизма элитарности, политического, а также биологического Ф. Основное заблуждение интеллигенции и массового сознания также является формой Ф., так как они сводят решение всех проблем общества к его слиянию с одним из полюсов оппозиции: первое лицо - народ .

2) Фетишизм - (от франц. fetiche - талисман , амулет , идол ) - поклонение неодушевленным предметам, к-рым приписываются сверхъ-естеств. свойства. Ф. — один из элементов религ. мировосприятия, входящий как сост. часть практически во все ранние формы религии и развитые религ. системы. Объектами поклонения - фетишами -могут быть камни, палки, деревья, любые предметы . Они могут быть естеств. происхождения или созданы человеком. Формы почитания фетишей также разнообразны: от принесения им жертв до вколачивания в них гвоздя с целью причинить духу боль и тем самым вернее заставить исполнить адресованную ему просьбу. Ф. широко распространен и в совр. религиях , например поклонение «черному камню» в Мекке у мусульман, ступам -реликвариям с останками умерших монахов и аскетов в буддизме , многочисл. «чудотворным» иконам и мощам в христианстве.

3) Фетишизм - (от фр. fetiche - чары) - характерное для язычества суеверное почитание определенных вещей, понимаемых как места нахождения духов, способных исполнять желания их обладателей, содействовать их успехам, исцелять и защищать от вреда со стороны враждебных сил.

4) Фетишизм - (франц.- талисман , амулет, идол ): поклонение неодушевленным предметам материального мира, которые наделяются сверхъестественными свойствами. Одна из ранних форм религии, приверженцы которой избирали в качестве объектов почитания камни, палки, деревья, кости, перья, а позднее человеческие поделки (фигурки животных, птиц). Перед фетишами совершали всевозможные ритуалы , им приносили разнообразные жертвы. В настоящее время фетишизм занимает одно из центральных мест в традиционных верованиях коренного населения различных регионов Австралии, Азии, Африки, Новой Зеландии. В переосмысленном виде фетишизм есть во всех современных (национальных и мировых) религиях , например, поклонение святым местам – камням, рощам, источникам, могилам святых и т. п. Проявления фетишизма в быту – вера в охранительную силу талисманов, амулетов, особенно распространенная в среде спортсменов, школьников, студентов.

5) Фетишизм - (фр. ietichisme. от порт. волшебство) - в морали это совокупность ложных представлений о природе нравственных ценностей. Выражается в придании им внеисторического (естественного или сверхъестественного) характера ; связан с догматизмом в морали и этическим абсолютизмом. Моральный Ф. имеет определенные социальные и гносеологические корни. В классово антагонистическом об-ве, где действуют стихийные социальные законы , как показали еще К. Маркс и Ф. Энгельс, идеологические представления часто отрываются от тех социальных отношений, к-ры-ми они обусловливаются, и приобретают в головах людей вид неких абсолютов, довлеющих над их сознанием . Одна из разновидностей такого явления -моральный Ф., проявляющийся по-разному. Часто в сознании людей нравственные понятия настолько прочно срастаются с теми явлениями, к-рые они характеризуют с т. зр. их морального значения (напр., «Воровство есть зло»), что людям начинает казаться, будто эти явления имеют нравственный смысл сами по себе, независимо от породивших их социальных отношений и от общественной практики человека . Ф. такого рода не только присущ обыденному моральному сознанию, но и получает теоретико-философское выражение в нек-рых буржуазных этических учениях, Так, натуралистическая разновидность Ф. ( Натурализм ) заключается в том, что моральным ценностям приписывается естественное происхождение. Утверждается, что добро и зло заложены в самом устройстве вселенной или же коренятся в естественной природе человека, в его стремлении к наслаждению, счастью ( Гедонизм , Эвдемонизм ). Иногда же происхождение моральных ценностей выводится из некоего абсолютного начала , объективного духа или бога. Добро есть то, что отвечает воле или разуму бога или же соответствует закону абсолютного духа. Такова т. зр. объективно-идеалистической и религиозной разновидностей морального Ф. ( Неотомизм , Неопротестан тизм). Иногда Ф. выражается в придании моральным понятиям самоочевидного характера ( Интуитивизм ). Ф. может проявляться также и в том, что явлениям, имеющим природное происхождение, напр. стихийным бедствиям (наводнениям, пожарам, землетрясениям, эпидемиям), приписывается моральное значение . В них усматривается действие злых космических сил или божественная кара людям за их «прегрешения». Здесь религиозная разновидность морального Ф, смыкается с фатализмом. Социальные корни морального Ф. отмирают в социалистическом об-ве, основанном на общественной собственности на средства производства , где люди ставят под свой контроль действие объективных социальных законов и начинают применять их планомерно и сознательно. По мере того как люди осознают общественный смысл тех нравственных требований, к-рые они выполняют, исчезают и условия , порождающие моральный Ф.

6) Фетишизм - (португальское feitiсо — волшебство) — общественное от ношение (экономическое, идеологическое и т. п.) и соответствующее ему воззрение, приписывающее вещам самим по себе специфически социальные качества, а созданные культурой свойства принимающее за нечто природное. Метафизический материализм н просветительская критика видели в Ф. только иллюзию индивидуальных сознаний, следствие обмана и т. п. Марксизм же раскрыл объективное содержание Ф. Исторически первоначальная форма Ф. была порождена крайне низким уровнем культуры первобытного человека и выражалась в наделении предметов-фетишей чудесной способностью намеренно влиять на его жизнь ( Магия , Тотемизм ). Элементы Ф. сохранились почтя во всех совр. формах догматического сознания. Товарное, н особенно капиталистическое. производство делает Ф. присущим повседневной практике. Ее элементарная форма — фетишистский характер товара, при к-ром. происходит его персонификация и одновременно овеществление товаропроизводителей. Последним их отношения скажутся именно тем, что они представляют собой на самом деле, т. е. не непосредственно общественными отношениями самих лиц в их труде , а, напротив, вещными отношениями лиц и общественными отношениями вещей” (Маркс К.. Энгельс Ф. Т. 23. С. 83). Ф. проявляется в культе денег, золота, в приписывании капиталу способности к самовозрастанию независимо от труда. в фанатическом преклонении перед символами власти, политическими институтами, в наделении магическим влиянием идеологических представлений, лозунгов. Во всех этих случаях результатам (материальным над духовным) человеческой деятельности придается самостоятельность и могущество над людьми Маркс показал, что корни Ф.— в объективном извращении и перевертывании отношения между субъектом и объектом, в отчуждении и овеществлении социальных отношений, т. е. в низведении человека до уровня вещи или исполнителя вещных функций. В ходе строительства нового об-ва преодолеваются источники и формы Ф. и утверждаются “прозрачно-разумные” (Маркс) отношения между людьми как личностями.

Фетишизм

- иллюзорное, приобретающее подчас массовый характер представление о том, что то или иное явление или действие способно само по себе в отрыве от других явлений гарантировать , быть ключом к решению узловых назревших задач общества . В основе Ф. лежит тотем , тотемическое мышление , вера в господство внешней силы над человеком. Ф. - результат недостаточного уровня критики культуры, уровня рефлексии. Банкротство одной формы Ф. может смениться утверждением другой его формы. В истории второго глобального периода можно обнаружить последовательную смену одной формы Ф. другой: организационного, машинного, экономического ( экономический материализм ), политического, геологического личностного фетишизма (персонификации), фетишизма элитарности, политического, а также биологического Ф. Основное заблуждение интеллигенции и массового сознания также является формой Ф., так как они сводят решение всех проблем общества к его слиянию с одним из полюсов оппозиции: первое лицо - народ .

(от франц. fetiche - талисман , амулет , идол ) - поклонение неодушевленным предметам, к-рым приписываются сверхъ-естеств. свойства. Ф. — один из элементов религ. мировосприятия, входящий как сост. часть практически во все ранние формы религии и развитые религ. системы. Объектами поклонения - фетишами -могут быть камни, палки, деревья, любые предметы . Они могут быть естеств. происхождения или созданы человеком. Формы почитания фетишей также разнообразны: от принесения им жертв до вколачивания в них гвоздя с целью причинить духу боль и тем самым вернее заставить исполнить адресованную ему просьбу. Ф. широко распространен и в совр. религиях , например поклонение «черному камню» в Мекке у мусульман, ступам -реликвариям с останками умерших монахов и аскетов в буддизме , многочисл. «чудотворным» иконам и мощам в христианстве.

(от фр. fetiche - чары) - характер ное для язычества суеверное почитание определенных вещей, понимаемых как места нахождения духов, способных исполнять желания их обладателей, содействовать их успехам, исцелять и защищать от вреда со стороны враждебных сил.

(франц.- талисман , амулет, идол ): поклонение неодушевленным предметам материального мира, которые наделяются сверхъестественными свойствами. Одна из ранних форм религии, приверженцы которой избирали в качестве объектов почитания камни, палки, деревья, кости, перья, а позднее человеческие поделки (фигурки животных, птиц). Перед фетишами совершали всевозможные ритуалы , им приносили разнообразные жертвы. В настоящее время фетишизм занимает одно из центральных мест в традиционных верованиях коренного населения различных регионов Австралии, Азии, Африки, Новой Зеландии. В переосмысленном виде фетишизм есть во всех современных (национальных и мировых) религиях , например, поклонение святым местам – камням, рощам, источникам, могилам святых и т. п. Проявления фетишизма в быту – вера в охранительную силу талисманов, амулетов, особенно распространенная в среде спортсменов, школьников, студентов.

(фр. ietichisme. от порт. волшебство) - в морали это совокупность ложных представлений о природе нравственных ценностей. Выражается в придании им внеисторического (естественного или сверхъестественного) характер а ; связан с догматизмом в морали и этическим абсолютизмом. Моральный Ф. имеет определенные социальные и гносеологические корни. В классово антагонистическом об-ве, где действуют стихийные социальные законы , как показали еще К. Маркс и Ф. Энгельс, идеологические представления часто отрываются от тех социальных отношений, к-ры-ми они обусловливаются, и приобретают в головах людей вид неких абсолютов, довлеющих над их сознанием . Одна из разновидностей такого явления -моральный Ф., проявляющийся по-разному. Часто в сознании людей нравственные понятия настолько прочно срастаются с теми явлениями, к-рые они характеризуют с т. зр. их морального значения (напр., «Воровство есть зло»), что людям начинает казаться, будто эти явления имеют нравственный смысл сами по себе , независимо от породивших их социальных отношений и от общественной практики человека . Ф. такого рода не только присущ обыденному моральному сознанию, но и получает теоретико-философское выражение в нек-рых буржуазных этических учениях, Так, натуралистическая разновидность Ф. ( Натурализм ) заключается в том, что моральным ценностям приписывается естественное происхождение. Утверждается, что добро и зло заложены в самом устройстве вселенной или же коренятся в естественной природе человека, в его стремлении к наслаждению, счастью ( Гедонизм , Эвдемонизм ). Иногда же происхождение моральных ценностей выводится из некоего абсолютного начала , объективного духа или бога. Добро есть то, что отвечает воле или разуму бога или же соответствует закону абсолютного духа. Такова т. зр. объективно-идеалистической и религиозной разновидностей морального Ф. ( Неотомизм , Неопротестан тизм). Иногда Ф. выражается в придании моральным понятиям самоочевидного характера ( Интуитивизм ). Ф. может проявляться также и в том, что явлениям, имеющим природное происхождение, напр. стихийным бедствиям (наводнениям, пожарам, землетрясениям, эпидемиям), приписывается моральное значение . В них усматривается действие злых космических сил или божественная кара людям за их «прегрешения». Здесь религиозная разновидность морального Ф, смыкается с фатализмом. Социальные корни морального Ф. отмирают в социалистическом об-ве, основанном на общественной собственности на средства производства , где люди ставят под свой контроль действие объективных социальных законов и начинают применять их планомерно и сознательно. По мере того как люди осознают общественный смысл тех нравственных требований, к-рые они выполняют, исчезают и условия , порождающие моральный Ф.

(португальское feitiсо — волшебство) — общественное от ношение (экономическое, идеологическое и т. п.) и соответствующее ему воззрение, приписывающее вещам самим по себе специфически социальные качества, а созданные культурой свойства принимающее за нечто природное. Метафизический материализм н просветительская критика видели в Ф. только иллюзию индивидуальных сознаний, следствие обмана и т. п. Марксизм же раскрыл объективное содержание Ф. Исторически первоначальная форма Ф. была порождена крайне низким уровнем культуры первобытного человека и выражалась в наделении предметов-фетишей чудесной способностью намеренно влиять на его жизнь ( Магия , Тотем изм ). Элементы Ф. сохранились почтя во всех совр. формах догматического сознания. Товарное, н особенно капиталистическое. производство делает Ф. присущим повседневной практике. Ее элементарная форма — фетишистский характер товара, при к-ром. происходит его персонификация и одновременно овеществление товаропроизводителей. Последним их отношения скажутся именно тем, что они представляют собой на самом деле, т. е. не непосредственно общественными отношениями самих лиц в их труде , а, напротив, вещными отношениями лиц и общественными отношениями вещей” (Маркс К.. Энгельс Ф. Т. 23. С. 83). Ф. проявляется в культе денег, золота, в приписывании капиталу способности к самовозрастанию независимо от труда. в фанатическом преклонении перед символами власти, политическими институтами, в наделении магическим влиянием идеологических представлений, лозунгов. Во всех этих случаях результат ам (материальным над духовным) человеческой деятельности придается самостоятельность и могущество над людьми Маркс показал, что корни Ф.— в объективном извращении и перевертывании отношения между субъектом и объектом, в отчуждении и овеществлении социальных отношений, т. е. в низведении человека до уровня вещи или исполнителя вещных функций. В ходе строительства нового об-ва преодолеваются источники и формы Ф. и утверждаются “прозрачно-разумные” (Маркс) отношения между людьми как личностями.

Значение слова Фетишизм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Феб - — см. Аполлон. ...
  • Фатум - (лат. fatum ) у др. римлян ...
  • Фатима - деревушка недалеко от Лиссабона, вблизи крой в ...
  • Фатализм - (от лат. fatalis предопределенный судьбой, роковой) ...
  • Фантазия - психич. деятельность человека создающая образы и мысленные ...
  • Факих - см. Улемы . ...
  • Фавн - — в др.римск. мифологии — бог гор, лесов, ...
  • Умозрение - — способ теоретического постижения истины, основанный на отвлеченных ...
  • Утопия - (от греч. ou не и topos место ...
  • Утилитаризм - (от греч. utilitas польза выгода) точка зрения ...
  • Устойчивость - постоянство, пребывание в одном состоянии; противоположность ...
  • Условие - то, от чего зависит нечто другое (обусловленное), ...
  • Универсум - (от лат. Universum, summa rerum) единая Вселенная ...
  • Универсалии - (от лат. unlversalis общий ) в схоластике ...
  • Примитив - простой элемент окружающего мира, действие которого понятно ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари