Что такое Синтаксис? Значение слова Синтаксис в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Синтаксис -

Синтаксис (греч. suntaxiV - "строй, система", в грамматике"конструкция, грамматический строй речи") - в европ. грамматике этимтермином обозначалась та часть ее, которая рассматривает законысочетания отдельных слов в целые предложения. Современная грамматика,признавая, что связная речь есть единственный объект научной грамматики,должна была изменить и взгляд на С. При таком взгляде не может быть речио сочетании отдельных слов в предложения, так как отдельных слов несуществует помимо предложений. Следовательно, задача С. заключается ванализе живой человеческой речи. Но в такой общей форме С. совпадал бы сграмматикой вообще, задача которой сводится к тому же. Синтаксическийанализ речи простирается только до пределов отдельного слова: анализслов составляет задачу морфологии (учения о формах слов, о склонении испряжении), учения об образовании основ (с помощью суффиксов) и фонетики(учения о звуках). Таким образом С. можно определить, как учение опредложении и его частях. В изложении грамматики С. обыкновенно являетсяпоследнею частью ее, наиболее сложною, но уже при разборе вопросовфонетики и морфологии предполагаются известными общие основы С. Вморфологии рассматриваются различные формы грамматических категорий(падежей, наклонений и т. д.), которые создались в связной речи, впредложении. Мы различаем, напр., род. пад. ед. числа рыбы от имен. пад.множ. числа рыбы, между тем как в самой форме этих двух слов нет никакойразницы. Следовательно, синтаксический анализ должен предшествоватьморфологическому. Внешние границы С., как учения о предложении и егочастях, определяют и его содержание. С. должен прежде всего датьопределение предложения, как единицы речи. Затем он занимается разборомразличных видов предложений (повествовательные и вопросительные, главныеи придаточные и т. д.), устанавливает части предложения (подлежащее,сказуемое, дополнение и т. д.), рассматривает порядок слов в предложениии его изменения в связи с оттенками смысла, ударение в предложении.Далее рассматриваются: связь частей предложения между собою (явлениясогласования подлежащего со сказуемым, определения с определяемымсловом, связь глагола с дополнением в различных падежах и т. д.).функции отдельных грамматических категорий (рода, числа, падежей,глагольных форм - залогов, наклонений, времен и т. д.), способысоединения предложений между собою (функции местоимений относительных идругих, союзов, частиц). Так как С., рассматривая функции грамматическихкатегорий, старается установить грамматическое их значение, то некоторыедают этому отделу С. название семасиологии , а под С. разумеют толькоучение о сочетании слов в предложении (согласование, порядок слов); нотакое определение С. не соответствует господствующему в наукеупотреблению этого термина. Изучение С. индоевропейских языков сделалонаибольшие успехи с тех пор, как европейские ученые познакомились ссанскритом. Сравнительно-исторический метод изучения грамматическихвопросов выдвинул совершенно новые задачи и в области С. Сравнениеиндоевропейских языков показало, что в период общей жизнииндоевропейских народов в их языке существовали уже известные типыпредложений, типы различных сочетаний грамматических форм между собою ит. д. По этим типам слагались новые предложения и создавались новыеобороты речи. Сравнительный С. старается, поэтому, восстановить этипервоначальные типы употребления (Gebrauchstupen) и определить, какимпутем развился из них современный и исторически известный грамматическийстрой речи индоевропейских языков. В результате такого исследованияоказывается, что грамматические категории находятся в беспрерывномпроцессе изменения: одни из них исчезают, другие появляются вновь. Вомногих случаях мы имеем возможность наблюдать, как одинаковыеграмматические категории создаются в различных языках независимо друг отдруга, причем, конечно, только в редких случаях совпадают и по звуковомусоставу. Исследование процессов создания и развития новых грамматическихкатегорий представляет самую интересную сторону синтаксическихисследований. Во всех индоевропейских языках создалась напр., категориянаречий. Различные разновидности этой категории создавались и висторический период существовании языков, создаются еще и теперь. Так,напр., франц. наречие на - ment развились из латинского творит. пад.mente (от mens - "ум"), латинские наречия на-iter - из винит, пад. словаiter ("путь") и т. п. Большинство существующих наречий представляютзастывшую форму какого-либо падежа (ср. русск, бегом, вечером и т. д.).Создание этой грамматической категории объясняется ослаблениемграмматической связи между падежем и глаголом. Такие же наречия могутобразовываться и от глаголов. Хорошим примером этого явления могутслужить русские деепричастия, представляющие из себя застывшие формыпричастий (напр. идя - форма муж. рода, идучи - форма жен. рода). Этипримеры показывают, как в языке разрушение одной категории идет рука обруку с созданием новой: русский язык утратил причастия настоящеговремени (русские причастия заимствованы из церковно-славянского языка) исоздал вместо них деепричастия. Такая же компенсация замечается вомногих языках в развитии функции предлогов вместо утрачиваемых илиутраченных падежей (франц., итал. и др. языки). Эти наблюдения даютвозможность решить некоторые вопросы более отдаленных периодов жизниязыков. Некоторые грамматические категории во всех индоевропейскихязыках несомненно возникли в каждом языке отдельно. Такова, напр.,Категория страдательного залога: особой формы страдательного залога несуществовало в общеиндоевропейском языке. Она возникла во многих языкахпрежде всего в именных формах, образованных от глагольных корней, напр.в причастии прошедшего времени на-tos (греч. dotoV, лат. datus -"данный", русск. бит). Не существовало, повидимому; и категории будущеговремени. которое в различных языках образуется различно, а в некоторых(как напр. в древненемецких языках) и вовсе не существует. На основаниитаких сравнений можно с большою вероятностью заключить, чтоиндоевропейский глагол первоначально вовсе не имел грамматич. категориивремени, но зато обладал очень развитой системой видов, из которыхкаждый обозначал, каким образом протекает действие, выражаемоеглагольным корнем: слагается ли оно из однородных мелких актов (какдействия "шагать", "глотать", "измерять" "дрожать" и т. п.), илипротекает равномерно (как "идти", "лететь", "бежать" и т. д.), илиисходит из своего начального момента (как "подниматься", "выходить" и т.д.); или, наконец, сосредоточивается в одном моменте (как "лопнуть","стукнуть" и т. п.). Каждому такому виду соответствовала и особая форма.Эта развитая система видов давала возможность, не выражая времени самоюформою глагола, передавать самые тонкие оттенки последовательностидействий при передаче события. Наибольшая необходимость ощущалась ввыражении прошедшего времени; для этого служили наречия. обозначавшие"раньше, прежде". Одно из таких наречий сделалось с течением временинепременным признаком прошедшего времени в греческом и санскритскомязыке, причем оно утратило свое первоначальное самостоятельное значение.Оно известно под именем приращения (augmentum: греч. e-, санскр. а-).Таким образом возникла Категория прошедшего времени. Категория будущеговремени возникла, по-видимому, из таких глаголов, которые обозначалидействие, указывая притом на конечный или начальный пункт его. Еслиглагол обозначает исходную точку действия в настоящем, то продолжениеего лежит в будущем - и наоборот, если глагол обозначает течениедействия в настоящем, с указанием на его конец, то конец этого действиялежит в будущем. Такие глаголы легко в форме настоящего временипринимают значение будущего (ср. напр. нем. er kommtgleich - "он сейчаспридет"). В русском яз. такое употребление сделалось правилом: всеглаголы совершенного вида, как говорят в грамматиках, не имея настоящеговремени, образуют будущее простое. Это будущее есть, в сущности,настоящее, принявшее на себя описанным выше путем роль будущего (напр.идет - наст. время, но придет, уйдет - будущее). Часто мы наблюдаем, чтонекоторые представления, первоначально чуждые грамматике,распространяясь в языке, превращаются в грамматические категории.Прекрасным примером этого служит грамматический род. Основа этойграмматической категории заключается в представлении полового различия.Возникнув первоначально в именах лиц женского и мужского пола,грамматический род распространился на имена других предметов, не имеющихникакого отношения к полу. Значительное количество существительных вомногих языках не было захвачено этим процессом: это - имена среднегорода. В других языках этот процесс прошел вполне, и все существительныераспределились по родам мужскому и женскому. Средний род исчез такимобразом, напр., в литовском яз., где от него сохранились тольконемногочисленные остатки, и во французском, где латинский средний родобыкновенно перешел в мужской. Первоначальное число падежей впраиндоевропейском языке - восемь: именительный. винительный,творительный, дательный, отложительный (ablativus), родительный, местныйи звательный. Нет оснований утверждать, что в более раннюю эпохусуществовало большее количество падежей, хотя такое предположение самопо себе не невероятно. Было высказано предположение (Hubschmann), что висторическом творительном падеже слились два первоначальные падежа:sociativus, обозначавший совместность, и instrumentalis, обозначавшийорудие; но так как есть возможность объяснить значение орудия иззначения совместности, то эта гипотеза не нужна. Первоначальная системападежей полнее всего сохранилась в санскритском языке. Славянские языкиутратили только один отложительный падеж, который в них совпал сродительным. Этот процесс, начало которого мы видим и в санскрите,произошел также в яз. греч. и германских. Затем во многих языках былутрачен местный падеж: в греческом он совпал с дательным и творительным,в латинском - с отложительным (ablativus), в германских языках - сдательным. Та же участь постигла и творительный падеж, который вгреческом совпал с дательным, в латинском - с отложительным. Этотпроцесс слияния нескольких падежей, известный под именем синкретизма,привел к сокращению количества падежей: в славянском - до семи (безотложительного), в латинском - до шести (без творительного и местного),в греческом - до пяти (без творительного, местного и отложительного).Такое обеднение формальной стороны этих языков не сопровождалось,однако, утратою функций старых падежей: они почти целиком перешли насохраненные падежи. Можно даже сказать, что иногда функции падежейрасширились: так, напр., греч. дательный сохранил все функциипервоначальных дательного, творительного и местного падежей, с которымион совпал по форме. И здесь, следовательно, мы наблюдаем ту жекомпенсацию функций грамматических категорий. Литература. По общим вопросам С. трудно указать одно сочинение,разбирающее их во всем объеме. Прекрасное выяснение многих вопросовможно найти у Потебни, "Из записок по русской грамматике" (изд. 2-е,Харьк., 1888; введение, стр. 1 - 123); кроме того см. В. Delbruck,"Vergleichende Syntax der indogermanischen Sprachen" (I часть, Страсб.,1893; II ч.. 1897; III ч. 1900 г.); H. Hubschmann, "Zur Casuslehre"(Мюнхен, 1875; подробная история вопроса). Дальнейшая литератураприведена у Дельбрюка, 1 ч., стр. XX сл.; I ч.. стр. XVI сл., и поотдельным вопросам в соответственных местах. Д. Кудрявский.

Синтаксис

Синтаксис ( греч . suntaxiV - " строй , система ", в грамматике"конструкция, грамматический строй речи ") - в европ. грамматике этим термином обозначалась та часть ее, которая рассматривает законысочетания отдельных слов в целые предложения. Современная грамматика,признавая, что связная речь есть единственный объект научной грамматики,должна была изменить и взгляд на С. При таком взгляде не может быть речио сочетании отдельных слов в предложения, так как отдельных слов несуществует помимо предложений. Следовательно , задача С. заключается в анализ е живой человеческой речи. Но в такой общей форме С. совпадал бы сграмматикой вообще , задача которой сводится к тому же. Синтаксическийанализ речи простирается только до пределов отдельного слова: анализслов составляет задачу морфологии ( учения о форма х слов, о склонении испряжении), учения об образовании основ (с помощью суффиксов) и фонетики(учения о звуках). Таким образом С. можно определить , как учение опредложении и его частях. В изложении грамматики С. обыкновенно являетсяпоследнею частью ее, наи более сложною, но уже при разборе вопросовфонетики и морфологии предполагаются известными общие основы С. Вморфологии рассматриваются различные формы грамматических категорий( падеж ей, наклонений и т. д.), которые создались в связной речи, впредложении. Мы различаем, напр., род. пад. ед. числа рыбы от имен. пад.множ. числа рыбы, между тем как в самой форме этих двух слов нет никакойразницы. Следовательно, синтаксический анализ должен предшествоватьморфологическому. Внешние границы С., как учения о предложении и егочастях, определяют и его содержание . С. должен прежде всего дать определение предложения, как единицы речи. Затем он занимается разборомразличных видов предложений (повествовательные и вопросительные, главныеи придаточные и т. д.), устанавливает части предложения (подлежащее,сказуемое, дополнение и т. д.), рассматривает порядок слов в предложениии его изменения в связи с оттенками смысла, ударение в предложении.Далее рассматриваются: связь частей предложения между собою ( явления согласования подлежащего со сказуемым, определения с определяемымсловом, связь глагол а с дополнением в различных падежах и т. д.). функции отдельных грамматических категорий ( рода , числа, падежей,глагольных форм - залогов, наклонений, времен и т. д.), способысоединения предложений между собою (функции местоимений относительных и друг их, союзов, частиц). Так как С., рассматривая функции грамматическихкатегорий, старается установить грамматическое их значение , то некоторыедают этому отделу С. название семасиологии , а под С. разумеют толькоучение о сочетании слов в предложении ( согласование , порядок слов); нотакое определение С. не соответствует господствующему в наукеупотреблению э того термина. Изучение С. индоевропейских язык ов сделалонаибольшие успехи с тех пор, как европейские ученые познакомились ссанскритом. Сравнительно-исторический метод изучения грамматическихвопросов выдвинул совершенно новые задачи и в области С. Сравнениеиндоевропейских языков показало, что в период общей жизнииндоевропейских народов в их языке существовали уже известные типыпредложений, типы различных сочетаний грамматических форм между собою ит. д. По этим типам слагались новые предложения и создавались новыеобороты речи. Сравнительный С. старается, поэтому , восстановить этипервоначальные типы употребления (Gebrauchstupen) и определить, каким путем развился из них современный и исторически известный грамматическийстрой речи индоевропейских языков. В результате такого исследованияоказывается, что грамматические категории находятся в беспрерывном процесс е изменения: одни из них исчезают, другие появляются вновь . Вомногих случаях мы имеем возможность наблюдать , как один аковыеграмматические категории создаются в различных языках независимо друг отдруга, причем , конечно , только в редких случаях совпадают и по звуковомусоставу. Исследование процессов создания и развития новых грамматическихкатегорий представляет самую интересную сторону синтаксическихисследований. Во всех индоевропейских языках создалась напр., категориянаречий. Различные разновидности этой категории создавались и висторический период существовании языков, создаются еще и теперь . Так,напр., франц . наречие на - ment развились из латинского творит. пад.mente (от mens - "ум"), латинские наречия на-iter - из винит, пад. словаiter ("путь") и т. п. Большинство существующих наречий представляютзастывшую форму какого-либо падежа (ср. русск, бегом , вечером и т. д.).Создание этой грамматической категории объясняется ослаблениемграмматической связи между падежем и глаголом. Такие же наречия могутобразовываться и от глаголов. Хорошим примером этого явления могутслужить русские деепричастия, представляющие из себя застывшие формыпричастий (напр. идя - форма муж. рода, идучи - форма жен. рода). Этипримеры показывают, как в языке разрушение одно й категории идет рука обруку с созданием новой: русский язык утратил причастия наст оящего времени (русские причастия заимствованы из церковно-славянского языка) исоздал вместо них деепричастия. Такая же компенсация замечается вомногих языках в развитии функции предлогов вместо утрачиваемых илиутраченных падежей (франц., итал . и др. языки ). Эти наблюдения даютвозможность решить некоторые вопросы более отдаленных периодов жизниязыков. Некоторые грамматические категории во всех индоевропейскихязыках несомненно возникли в каждом языке отдельно. Такова, напр., Категория страдательного залога : особой формы страдательного залога несуществовало в общеиндоевропейском языке. Она возникла во многих языкахпрежде всего в именных формах, образованных от глагольных корней, напр.в причастии прошедшего времени на-tos (греч. dotoV, лат. datus -"данный", русск. бит). Не существовало, повидимому ; и категории будущеговремени. которое в различных языках образуется различно , а в некоторых(как напр. в древненемецких языках) и вовсе не существует. На основаниитаких сравнений можно с большою вероятностью заключить , чтоиндоевропейский глагол первоначально вовсе не имел грамматич. категориивремени, но зато обладал очень развитой системой видов, из которыхкаждый обозначал, каким образом протекает действие , выражаемоеглагольным корнем: слагается ли оно из однородных мелких актов (какдействия "шагать", "глотать", "измерять" "дрожать" и т. п.), илипротекает равномерно (как "идти", "лететь", "бежать" и т. д.), илиисходит из своего начального момента (как "подниматься", "выходить" и т.д.); или, на конец , сосредоточивается в одном моменте (как "лопнуть","стукнуть" и т. п.). Каждому такому виду соответствовала и особая форма.Эта развитая система видов давала возможность, не выражая времени самоюформою глагола, передавать самые тонкие оттенки последовательностидействий при передаче события . Наибольшая необходимость ощущалась ввыражении прошедшего времени; для этого служили наречия. обозначавшие"раньше, прежде". Одно из таких наречий сделалось с течением временинепременным признаком прошедшего времени в греческом и санскритскомязыке, причем оно утратило свое первоначальное самостоятельное значение.Оно известно под именем приращения (augmentum: греч. e-, санскр. а-).Таким образом возникла Категория прошедшего времени. Категория будущеговремени возникла, по-видимому , из таких глаголов, которые обозначалидействие, указывая притом на конечный или начальный пункт его. Если глагол обозначает исходную точку действия в настоящем, то продолжениеего лежит в будущем - и наоборот , если глагол обозначает течениедействия в настоящем, с указанием на его конец, то конец этого действиялежит в будущем. Такие глаголы легко в форме настоящего временипринимают значение будущего (ср. напр. нем. er kommtgleich - "он сейчаспридет"). В русском яз. такое употребление сделалось правилом: всеглаголы совершенного вида , как говорят в грамматиках, не имея настоящеговремени, образуют будущее простое. Это будущее есть, в сущности,настоящее, принявшее на себя описанным выше путем роль будущего (напр.идет - наст. время , но придет, уйдет - будущее). Часто мы наблюдаем, чтонекоторые представления, первоначально чуждые грамматике,распространяясь в языке, превращаются в грамматические категории.Прекрасным примером этого служит грамматический род. Основа этойграмматической категории заключается в представлении полового различия.Возникнув первоначально в имена х лиц женского и мужского пола,грамматический род распространился на имена других предметов, не имеющихникакого отношения к полу. Значительное количество существительных вомногих языках не было захвачено этим процессом: это - имена сред него рода. В других языках этот процесс прошел вполне , и все существительныераспределились по родам мужскому и женскому. Средний род исчез такимобразом, напр., в литовском яз., где от него сохранились тольконемногочисленные остатки , и во французском, где латинский средний родобыкновенно перешел в мужской . Первоначальное число падежей впраиндоевропейском языке - восемь : именительный . винительный, творительный , дательный , отложительный (ablativus), родительный , местный и звательный . Нет оснований утверждать , что в более раннюю эпохусуществовало большее количество падежей, хотя такое предположение самопо себе не невероятно . Было высказано предположение (Hubschmann), что висторическом творительном падеже слились два первоначальные падежа:sociativus, обозначавший совместность , и instrumentalis, обозначавшийорудие; но так как есть возможность объяснить значение орудия иззначения совместности, то эта гипотеза не нужна. Первоначальная системападежей полнее всего сохранилась в санскритском языке. Славянские языкиутратили только один отложительный падеж, который в них совпал сродительным. Этот процесс, начало которого мы видим и в санскрите,произошел также в яз. греч. и германских. Затем во многих языках былутрачен местный падеж: в греческом он совпал с дательным и творительным,в латинском - с отложительным (ablativus), в германских языках - сдательным. Та же участь постигла и творительный падеж, который вгреческом совпал с дательным, в латинском - с отложительным. Этотпроцесс слияния нескольких падежей, известный под именем синкретизма,привел к сокращению количества падежей: в славянском - до семи (безотложительного), в латинском - до шести (без творительного и местного),в греческом - до пяти (без творительного, местного и отложительного).Такое обеднение формальной стороны этих языков не сопровождалось,однако, утратою функций старых падежей: они почти целиком перешли насохраненные падежи. Можно даже сказать , что иногда функции падежейрасширились: так, напр., греч. дательный сохранил все функциипервоначальных дательного, творительного и местного падежей, с которымион совпал по форме. И здесь , следовательно, мы наблюдаем ту жекомпенсацию функций грамматических категорий. Литература . По общим вопросам С. трудно указать одно сочинение,разбирающее их во всем объеме. Прекрасное выяснение многих вопросовможно найти у Потебни, "Из записок по русской грамматике" (изд. 2-е,Харьк., 1888; введение , стр. 1 - 123); кроме того см. В. Delbruck,"Vergleichende Syntax der indogermanischen Sprachen" (I часть, Страсб.,1893; II ч.. 1897; III ч. 1900 г.); H. Hubschmann, "Zur Casuslehre"(Мюнхен, 1875; подробная история вопроса). Дальнейшая литератураприведена у Дельбрюка, 1 ч., стр. XX сл.; I ч.. стр. XVI сл., и поотдельным вопросам в соответственных местах. Д. Кудрявский.

Однокоренные и похожие слова:

Значение слова Синтаксис в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Склероз - Склероз (медиц.) затвердение, уплотнение тканей артерий, сердца,мозга ...
  • Скерцо - Скерцо (scherzo) пьеса игривого, шутливого, а иногда ...
  • Скелет - Скелет твердая опора тела животного, мест прикрепления ...
  • Скауты - Скауты (воен.) конные разведчики в американскую войну ...
  • Скарлатти - Скарлатти (Alessandro Scarlatti) один из знаменитых итальянскихкомпозиторов ...
  • Скарабеи - Скарабеи (от греч. scaraboV жук) весьма ...
  • Скалистые - Скалистые горы (Rockymountains) так назыв. Горная система ...
  • Симптом - Симптом (медиц.) так назыв. признаки, по которым ...
  • Симеон - Симеон новый Богослов препод., писатель, родился в ...
  • Символ - Символ, С. веры. 1. Греч. слово to ...
  • Силуэт - Силуэт изображение предмета, подражающее тени, производимой им наплоской ...
  • Сила - Сила инерции (в механике) равна и прямо ...
  • Сикстинская - Сикстинская капелла одна из домовых церквей пап в ...
  • Сикомор - Сикомор название древесных растений: Platanns occidentalis и ...
  • Мишле - Мишле (Jules Michelet) знаменитый французский историк, род. ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари