Что такое Сионизм? Значение слова Сионизм в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Сионизм -

Сионизм - так называется в последнее время движение, направленное кнациональному возрождению евреев в Палестине. Тяготение туда, гдепротекла с лишком 1000-летняя история еврейского народа и где, по еговерованиям, должны исполниться обетования пророков, не прекращалосьсреди евреев в течение всего 18-векового периода их рассеяния. Вежедневных молитвах евреи не перестают молить Бога о восстановленииграда Давида в прежнем величии и о возвращении рассеянного народа настарую родину. Как в произведениях народной лирики и эпоса, в псалмах италмудических сказаниях, так и в творениях еврейских поэтов (Особеннойславой пользуются в этой области песни-сиониды Иегуды Галеви, частьювошедшие в состав молитв.) тоска по Палестипе выражается в яркихобразах. Она обнаруживается также в непрерывном ряде массовых движений,паломничеств и эмиграций в Палестину. В первые века по разрушении храмастремление евреев в Палестину носит характер военно-политический изаканчивается массовым истреблением евреев при подавлении римлянамивосстания Баркохбы. Позже не проходит почти ни одного века, в которыйгде-нибудь среди евреев не возникло бы палестино-мессианское движение,иногда охватывающее значительную часть народа. Особенно широкие размерыприняло в XVII в. мессианское движение Саббатая-Цеви, распространившеесясреди евреев Малой Азии, Европейской Турции и Польши и коснувшееся дажеевреев Голландии. Несмотря на опасности, с которыми было связанопутешествие в Святую землю, евреи не только совершали непрерывныепаломничества в Палестину (Палестина до наших дней называется у евреев"Erezlsrael", т. е. земля Израиля.), но и стремились к основанию тамхотя бы незначительных еврейских поселков и к поселению там хотя бы подстарость. В XIX в. тоска по Палестине, в связи с верой в национальноевозрождение, остается неизменной в народе, но принимает новые формы вслоях, проникнутых европейским просвещением. Под влияниемнационально-освободительных движений первой половины XIX в. в Зап.Европе раздались первые одинокие голоса в пользу восстановленияполитического бытия еврейского народа. В 1862 г. М. Гесс, редактор"Rheinische Zeitung" и горячий поборник идей "Молодой Германии", в своейкниге: "Rom und Jerusalem. Die letzte Nationalitatsfrage", настаивает нанеобходимости особой территории для свободного развития еврейскойнациональной индивидуальности и на невозможности разрешения еврейскоговопроса иным путем, как возвращением евреям прав политической нации вПалестине. Одновременно с этим Эрнест Лагаранн в брошюре: "La questionorientale" горячо призывает евреев восстановить свою национальную жизньв Палестине и обращается ко всем европейским народам - и французам вособенности - с призывом помочь евреям в этом великом для цивилизацииВостока деле. В 1861 г. пользовавшийся среди евреев высоким авторитетомторнский раввин Г. Калишер, в 3 части своей книги: "Emuno Jischoro"(Праведная вера) и отдельно в книге "Drischath-Zion" (искание Сиона,1865), развивает мысль о необходимости, не выжидая пришествия Meccии,теперь же приступить к основанию в Палестине земледельческих колоний. Наеврейском митинге в Мельбурне (в Австралии), в 1861 г., былопостановлено учредить комитет для сбора пожертвований на делоземледельческой колонизации Палестины. Первые практические шаги квозрождению еврейского земледелия в Палестине были сделаны в конце1860-х годов Моисеем Монтефиоре и представителем парижского "AllianceIsraelite", Шарлем Неттером. М. Монтефиоре приобрел для этой целиучасток земли близ Яффы; но попытка его не удалась, вследствиенеподходящего состава лиц, избранного для устройства колонии. Гораздоболее успеха имела основанная в 1869 г., по инициативе Неттера,агрономическая школа "Микве-Израиль", близ Яффы; школа эта должна быласлужить рассадником агрономов, которые могли бы обучить земледелиюпалестинских евреев. После смерти Неттера сочувствие "Аллианса" кнасаждению еврейского земледелия в Палестине охладело и до 1890-х гг.яффская школа, дав агрономическое образование нескольким сотнямпитомцев, на развитие собственно еврейского земледелия в Палестине неимела заметного влияния. В конце 1870-х годов среди палестинских евреевстремление к земледелию начинает пробуждаться, и несколькими лицамиприобретается (1878) близ Яффы участок земли, на котором ныне находитсяколония Песах-Тикво. Новая эпоха в национальном и связанном с нимколонизационном движении евреев в Палестину начинается с первой половины1880-х гг. В 1881 - 82 гг. на юге России произошел ряд еврейскихпогромов. Лишенные крова и средств к существованию и не уверенные всвоей безопасности, евреи образовали эмиграционный поток, направившийся,главным образом, к нашей западной границе, оттуда разлившийся по всемкрупным городам зап. Европы и отхлынувший затем в Сев. Америку. Во главедвижения стала интеллигентная молодежь. В Киеве, Харькове и Одессемногие евреи покидали университеты и гимназии и образовывали группы,которые должны были направиться в Палестину или другую страну, где будетприобретена особая территория для еврейского народа. В то же время вРоссии, Галиции, Румынии и Болгарии возникают кружки так назыв."Ховове-Цион" (друзей Сиона) или "палестинофилов", с целью содействияоснованию в Палестине еврейских земледельческих колоний и подъемунационального самосознания евреев посредством изучения еврейской историии литературы и превращения древнееврейского в живой разговорный язык ( Веврейских начальных школах в Яффе и соседних с нею колониях преподаваниевсех предметов ведется в настоящее время на библейском языке.). И в Зап.Европе, где с 1880-х годов особенно усилилось антисемитское движение,возникают с той же целью студенческие союзы - в Вене, Берлине,Гейдельберге, Париже и других университетских городах. Еврейскоенациональное движение встретило сочувствие и в некоторой частихристианского общества, особенно в Англии. Известный путешественник поВостоку и дипломат, сэр Лауренс Олифант, в 1882 - 88 гг. всецелопосвятил себя ходатайству пред турецким правительством о разрешенииевреям основывать колонии в Палестине, где он и умер, оказывая еврейскимколонистам всевозможную поддержку. Мысль о необходимости объединениямногочисленных палестинофильских кружков России, Румынии, Галиции идруг. стран, появившаяся в самом начале движения, была впервыеосуществлена в 1884 г. на съезде представителей кружков, в прусскомгородке (близ русской границы) Каттовице. Здесь было положено основаниеобществу "Друзей Cиона" имени М. Монтефиоре, с временным комитетом вОдессе. В 1887 - 89 гг., на съездах в Варшаве, Друскениках и Вильне,продолжалась объединительная и организационная деятельность русскихпалестинофилов. В 1890 г. был утвержден устав "Обществавспомоществования евреям-земледельцам и ремесленникам в Сирии иПалестине", с комитетом в Одессе и подчиненным последнему управлением вПалестине. Цель общества - поощрение евреев, поселившихся в Сирии иПалестине, к производительному (преимущественно - земледельческому)труду. Общество не в праве ни оказывать поддержку лицам, намеревающимсяпоселиться в Палестине, ни содействовать вообще переселению евреев вПалестину (за 9-ти летнее существование общество израсходовало наподдержку еврейских колонистов в Палестине около 150 тыс. руб.). Такимобразом в круг деятельности официально утвержденного общества моглавойти лишь часть задач кружков "Друзей Сиона", число которых продолжалорасти. Свободнее могли организоваться заграничные кружки "Друзей Сиона",объединенные в начале 1890-х гг. парижским центральным комитетом. В 1890- 91 гг. эмиграционное движение евреев в Палестину достигает своегоапогея и вызывает со стороны турецкого правительства запрещение въезда вПалестину русских евреев массами и на продолжительный срок; несколькосотен семейств бедных евреев не были пущены с пароходов на берег ивозвращены на тех же пароходах обратно. Под влиянием этих событий имедленных успехов палестинской колонизации (в течение первых 10-ти летосновано около 18 колоний, с населением до 5000 чел.; затем дальнейшеерасширение колонизации приостановилось), в лагере палестинофиловначинают обрисовываться различные течения. Особенное значение получаетнаправление, известное под именем духовного палестинофильства ( Во главеего стоит О. Гинцберг, известный в еврейской литературе публицист,пишущий под псевдонимом Ахад-Гаом.). По убеждению представителей этогонаправления, деятельность палестинофилов в настоящее время должна бытьнаправлена не к колонизации Палестины, а к культурному развитию народа ик созданию новой системы национального воспитания ( В последние 5 летсионисты во многих городах усердно занялись изданием для народапросветительных книг, устройством библиотек, народных чтений, субботнихшкол, начальных школ и т п.). Палестина, впредь до возможности открытойи широкой колонизации, должна служить лишь духовным центром еврейства;пока достаточно образовать там хотя немногочисленное, но образцовоееврейское земледельческое население, которое служило бы ядром будущейколонизации. В противоположность духовным, практические палестинофилывыдвигают на первый план колонизацию Палестины, причем они не задаютсяникакими широкими проектами, а надеются на постепенное естественноеусиление еврейской эмиграции в Палестину и колонизации этой страны(колонизационная система практических палестинофилов известна подназванием системы инфильтрации). В середине 1890-х гг. возникает третьенаправление - так назыв. политический С. (С этих пор название "С."вытесняет из употребления название "Палестинофильство"; под С. вообщеразумеется все еврейское национальное движение последних 18 лет, причемразличают религиозный С., духовный или культурный С. и политичекий С.),- обязанное своим развитием деятельности венского журналиста Теод.Герцля и его книге "Judenstaat" (1896; есть русск. перев.). Герцлькатегорически заявляет, что основание еврейского государства есть нетолько насущная потребность евреев, но и всего цивилизованного мира;средства для этого он видит в объединении всех евреев в одном союзе,который, путем международного соглашения, добился бы уступки со стороныТурции территории в Палестине для образования еврейского государства.Систему инфильтрации практических палестинофилов Герцль решительноотвергает. В 1897 г. в Базеле собрался первый Конгресс сионистов (около200 представителей кружков из всех частей света) для выработки программыдеятельности и организации сионистской лиги. Конгресс принял следующуюпрограмму: С. стремится создать для еврейского народа обеспеченноепубличным правом убежище (Heimstatte) в Палестине.

Сионизм

Сионизм - так называется в последнее время движение , направленное кнациональному возрождению евреев в Палестине. Тяготение туда , гдепротекла с лишком 1000-летняя история еврейского народа и где, по еговерованиям, должны исполниться обетования пророков, не прекращалось среди евреев в течение всего 18-векового периода их рассеяния. Вежедневных молитвах евреи не перестают молить Бога о восстановленииграда Давида в прежнем величии и о возвращении рассеянного народа настарую родину. Как в произведениях народной лирики и эпоса, в псалмах италмудических сказаниях, так и в творениях еврейских поэтов ( Особенно йславой пользуются в этой области песни-сиониды Иегуды Галеви , часть ювошедшие в состав молитв.) тоска по Палестипе выражается в яркихобразах. Она обнаруживается также в непрерывном ряде массовых движений,паломничеств и эмиграций в Палестину. В первые века по разрушении храмастремление евреев в Палестину носит характер военно- политический изаканчивается массовым истреблением евреев при подавлении римлянамивосстания Баркохбы. Позже не проходит почти ни одного века, в которыйгде-нибудь среди евреев не возникло бы палестино-мессианское движение,иногда охватывающее значительную часть народа. Особенно широкие размерыприняло в XVII в. мессианское движение Саббатая-Цеви, распространившеесясреди евреев Малой Азии, Европейской Турции и Польши и коснувшееся дажеевреев Голландии. Несмотря на опасности, с которыми было связанопутешествие в Святую землю, евреи не только совершали непрерывныепаломничества в Палестину ( Палестина до наших дней называется у евреев"Erezlsrael", т. е. земля Израиля.), но и стремились к основанию там хотя бы незначительных еврейских поселков и к поселению там хотя бы подстарость. В XIX в. тоска по Палестине, в связи с верой в национальноевозрождение, остается неизменной в народе, но принимает новые формы вслоях, проникнутых европейским просвещением. Под влияниемнационально-освободительных движений первой половины XIX в. в Зап.Европе раздались первые одинокие голоса в пользу восстановленияполитического бытия еврейского народа. В 1862 г. М. Гесс , редактор"Rheinische Zeitung" и горячий поборник идей "Молодой Германии", в своейкниге: "Rom und Jerusalem. Die letzte Nationalitatsfrage", настаивает нанеобходимости особой территории для свободного развития еврейскойнациональной индивидуальности и на невозможности разрешения еврейскоговопроса иным путем , как возвращением евреям прав политической нации вПалестине. Одновременно с этим Эрнест Лагаранн в брошюре: "La questionorientale" горячо призывает евреев восстановить свою национальную жизньв Палестине и обращается ко всем европейским народам - и французам вособенности - с призывом помочь евреям в этом великом для цивилизацииВостока деле. В 1861 г. пользовавшийся среди евреев высоким авторитетомторнский раввин Г. Калишер, в 3 части своей книги : "Emuno Jischoro"(Праведная вера ) и отдельно в книге "Drischath-Zion" ( искание Сиона,1865), развивает мысль о необходимости, не выжидая пришествия Meccии,теперь же приступить к основанию в Палестине земледельческих колоний. Наеврейском митинге в Мельбурне (в Австралии), в 1861 г., былопостановлено учредить комитет для сбора пожертвований на делоземледельческой колонизации Палестины. Первые практические шаги квозрождению еврейского земледелия в Палестине были сделаны в конце1860-х годов Моисеем Монтефиоре и пред ставителем парижского "AllianceIsraelite", Шарлем Неттером. М. Монтефиоре приобрел для этой цели участок земли близ Яффы; но попытка его не удалась, вследствиенеподходящего состава лиц, избранного для устройства колонии. Гораздоболее успеха имела основанная в 1869 г., по инициативе Неттера,агрономическая школа "Микве-Израиль", близ Яффы; школа эта должна была служить рассадником агрономов, которые могли бы обучить земледелиюпалестинских евреев. После смерти Неттера сочувствие "Аллианса" кнасаждению еврейского земледелия в Палестине охладело и до 1890-х гг.яффская школа, дав агрономическое образование нескольким сотнямпитомцев, на развитие собственно еврейского земледелия в Палестине неимела заметного влияния. В конце 1870-х годов среди палестинских евреевстремление к земледелию начинает пробуждаться , и несколькими лицамиприобретается (1878) близ Яффы участок земли, на котором ныне находитсяколония Песах-Тикво. Новая эпоха в национальном и связанном с нимколонизационном движении евреев в Палестину начинается с первой половины1880-х гг. В 1881 - 82 гг. на юге России произошел ряд еврейскихпогромов. Лишенные крова и средств к существованию и не уверенные всвоей безопасности, евреи образовали эмиграционный поток , направившийся,главным образом, к нашей западной границе, оттуда разлившийся по всемкрупным городам зап. Европы и отхлынувший затем в Сев. Америку. Во главе движения стала интеллигентная молодежь . В Киеве, Харькове и Одессемногие евреи покидали университеты и гимназии и образовывали группы,которые должны были направиться в Палестину или другую страну, где будетприобретена особая территория для еврейского народа. В то же время вРоссии, Галиции, Румынии и Болгарии возникают кружки так назыв."Ховове-Цион" (друзей Сиона) или "палестинофилов", с целью содействияоснованию в Палестине еврейских земледельческих колоний и подъемунационального самосознания евреев посредством изучения еврейской историии литературы и превращения древнееврейского в живой разговорный язык ( Веврейских начальных школах в Яффе и соседних с нею колониях преподаваниевсех предметов ведется в настоящее время на библейском языке.). И в Зап.Европе, где с 1880-х годов особенно усилилось антисемитское движение,возникают с той же целью студенческие союзы - в Вене, Берлине,Гейдельберге, Париже и других университетских городах. Еврейскоенациональное движение встретило сочувствие и в некоторой частихристианского общества, особенно в Англии. Известный путешественник поВостоку и дипломат , сэр Лауренс Олифант, в 1882 - 88 гг. всецелопосвятил себя ходатайству пред турецким правительством о разрешенииевреям основывать колонии в Палестине, где он и умер, оказывая еврейскимколонистам всевозможную поддержку. Мысль о необходимости объединениямногочисленных палестинофильских кружков России, Румынии, Галиции идруг. стран, появившаяся в самом начале движения, была впервыеосуществлена в 1884 г. на съезде представителей кружков, в прусскомгородке (близ русской границы) Каттовице. Здесь было положено основание обществу "Друзей Cиона" имени М. Монтефиоре, с временным комитетом вОдессе. В 1887 - 89 гг., на съездах в Варшаве, Друскениках и Вильне,продолжалась объединительная и организационная деятельность русских палестинофилов. В 1890 г. был утвержден устав " Общества вспомоществования евреям-земледельцам и ремесленникам в Сирии иПалестине", с комитетом в Одессе и подчиненным последнему управлением вПалестине. Цель общества - поощрение евреев, поселившихся в Сирии иПалестине, к производительному ( преимущественно - земледельческому)труду. Общество не в праве ни оказывать поддержку лицам, намеревающимсяпоселиться в Палестине, ни содействовать вообще переселению евреев вПалестину (за 9-ти летнее существование общество израсходовало наподдержку еврейских колонистов в Палестине около 150 тыс. руб.). Такимобразом в круг деятельности официально утвержденного общества моглавойти лишь часть задач кружков "Друзей Сиона", число которых продолжалорасти. Свободнее могли организоваться заграничные кружки "Друзей Сиона",объединенные в начале 1890-х гг. парижским центральным комитетом. В 1890- 91 гг. эмиграционное движение евреев в Палестину достигает своегоапогея и вызывает со стороны турецкого правительства запрещение въезда вПалестину русских евреев массами и на продолжительный срок ; несколькосотен семейств бедных евреев не были пущены с пароходов на берег ивозвращены на тех же пароходах обратно . Под влиянием этих событий имедленных успехов палестинской колонизации (в течение первых 10-ти летосновано около 18 колоний, с население м до 5000 чел.; затем дальнейшеерасширение колонизации приостановилось), в лагере палестинофиловначинают обрисовываться различные течения. Особенное значение получаетнаправление, известное под именем духовного палестинофильства ( Во главеего стоит О. Гинцберг, известный в еврейской литературе публицист,пишущий под псевдонимом Ахад-Гаом.). По убеждению представителей этого направления, деятельность палестинофилов в настоящее время должна бытьнаправлена не к колонизации Палестины, а к культурному развитию народа ик созданию новой системы национального воспитания ( В последние 5 летсионисты во многих городах усердно занялись изданием для народапросветительных книг, устройством библиотек, народных чтений, субботнихшкол, начальных школ и т п.). Палестина, впредь до возможности открытойи широкой колонизации, должна служить лишь духовным центром еврейства;пока достаточно образовать там хотя немногочисленное, но образцовоееврейское земледельческое население, которое служило бы ядром будущейколонизации. В противоположность духовным, практические палестинофилывыдвигают на первый план колонизацию Палестины, причем они не задаютсяникакими широкими проектами, а надеются на постепенное естественноеусиление еврейской эмиграции в Палестину и колонизации этой страны(колонизационная система практических палестинофилов известна под название м системы инфильтрации). В середине 1890-х гг. возникает третьенаправление - так назыв. политический С. (С этих пор название "С."вытесняет из употребления название "Палестинофильство"; под С. вообщеразумеется все еврейское национальное движение последних 18 лет, причемразличают религиозный С., духовный или культурный С. и политичекий С.),- обязанное своим развитием деятельности венского журналиста Теод.Герцля и его книге "Judenstaat" (1896; есть русск. перев.). Герцлькатегорически заявляет, что основание еврейского государства есть нетолько насущная потребность евреев, но и всего цивилизованного мира;средства для этого он видит в объединении всех евреев в одном союзе,который, путем международного соглашения, добился бы уступки со стороныТурции территории в Палестине для образования еврейского государства.Систему инфильтрации практических палестинофилов Герцль решительноотвергает. В 1897 г. в Базеле собрался первый Конгресс сионистов (около200 представителей кружков из всех частей света) для выработки программыдеятельности и организации сионистской лиги. Конгресс принял следующуюпрограмму: С. стремится создать для еврейского народа обеспеченноепубличным правом убежище (Heimstatte) в Палестине.

Значение слова Сионизм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Сковорода - Сковорода (Григорий Саввич, 1722 94) украинский ...
  • Склифосовский - Склифосовский (Николай Васильевич) заслуженный проф., директор Имп.клинического ...
  • Скиты - Скиты так называются келии, устраиваемый при больших ...
  • Скептицизм - Скептицизм С. называется одно из основных философских ...
  • Скворец - Скворец (Sturnus) палеарктичесюй род певчих птиц из ...
  • Скаты - Скаты (Rajidae) подотряд рыб, соединяемый с акулами ...
  • Скарлатина - Скарлатина острая инфекционная болезнь, характеризующаяся разлитойбледнорозовой мелкоточечной ...
  • Симфония - Симфония (греч. созвучие) название оркестрового сочинения внескольких частях. ...
  • Симулятивные - Симулятивные или притворные болезни так наз. мнимые ...
  • Симонов - Симонов мужской ставропигиальный 1го класса монастырь в ...
  • Сименс - Сименс (Эрнст Вернер фонSiemens, 181692) знаменитый герм.инженер, ...
  • Симбиоз - Симбиоз термин неодинаково понимаемый учеными: одни понимают под ...
  • Силурийская - Силурийская система вторая из геологических систем, содержащихископаемые остатки ...
  • Сикхи - Сикхи (на языке хинди "ученики") или сейки ...
  • Усть-Каменогорск - УстьКаменогорск уездн. гор. Семипалатинской обл., при впадении ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари