Что такое Парменид? Значение слова Парменид в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Парменид -

Парменид - греческий философ конца VI и первой половины V в.,принадлежавший к элеатской школе. П. уже в зрелом возрасте сталслушателем Ксенофана, но не прямым его последователем; он уже ранее былобращен к философскому образу жизни пифагорейцами Амением и Диохайтом и,вероятно, принадлежал к пифагорейскому союзу, как и ученик его Зенон.Свое учение П. изложил в поэме "О природе", дошедшей до нас вмногочисленных фрагментах. Лучшее издание их, с нем. переводом иобъяснением, дал H. Diels ("Parmenides Lehrgedicht, 1897). П. влагает вуста богини откровение истины. Его поэма распадается на две части, вкоторых излагаются два пути познания - "путь истины" и "путь лжи".Первый состоит в признании существующим того, что есть второй - впризнании бытия того, чего нет. Есть только одно истинное бытие, истинносущее. Ложного бытия абсолютно нет: оно потому и ложно, что его нет.Нельзя сказать про небытие, что оно существует хотя бы отчасти, что онопознаваемо или мыслимо нами. Когда мы думаем, напр., о слове "небытие",то мы думаем о чем-то существующем; на самом деле то, чего нет, не можетбыть никаким образом ни в слове, ни в знании человека; мысль не можетотноситься к тому, чего нет. Но смертные блуждают в сфере ложнойчувственной видимости; они смешивают то, что есть, с тем, чего нет,считают бытие и небытие тождественными или полагают их наряду друг сдругом. Пифагорейцы представляли себе множество вещей, возникающих иуничтожающихся, разделенных между собой той пустотой, которую вдыхает всебя мир из окружающего его беспредельного пространства. С точки зренияП. все, что принимается за существующее в отдельности, есть лишь ложныйпризнак. Пустота есть либо небытие - и тогда ее нет вовсе, либо она естьбытие, нечто сущее - и тогда приходится опять-таки признать, что междусущим и сущим нет, и не может быть никакого промежутка. Сущее всецелоедино и непрерывно. Установив эти принципы, П. перечисляет признакиединого истинного бытия. Оно вечно, однородно, неподвижно, неизменно,совершенно. Сущее не может произойти из небытия или разрешиться внебытие, которого нет; оно не может произойти из другого бытия чем оносамо, или разрешиться в другое бытие, ибо бытие абсолютно равно себесамому. Нельзя сказать, что есть "другое", различное сущее: раз оноразличное, - оно не есть самое сущее; в нем предполагается доля небытия,отрицания, которое отличает его от истинно сущего, все различия мнимы,ибо все они сводятся к небытию. Все, кроме бытия, есть небытие илиабсолютное ничто. Сказать, что бытие было или будет, значит егоотрицать; оно вечно есть. Непроницаемость и неподвижность сущегодоказывается посредством отрицания пустоты, неизменность сущего -посредством отрицания всякого перехода между бытием и небытием. Этимсамым опровергается учение тех физиков, которые объясняли происхождениевещей посредством уплотнения и разрежения первоначальной стихии: разсущее равно себе, в нем не существует ничего неравного. Замечательно,что П. отвергал понятие о беспредельности сущего, признавая, вместе спифагорейцами, беспредельность за отрицательное определение:беспредельная пустота пифагорейцев, лежащая за сферой мира, естьнебытие. Сущее имеет свой предел в себе самом, и в своем внутреннемтождестве. Поскольку оно представляется со всех сторон определенным иограниченным, П. уподобляет его непроницаемому и неподвижномусферическому телу абсолютной плотности. Видимое разнообразие преходящихвещей есть лишь кажущееся и призрачное; для мысли есть только односущее, наполняющее собой все. Мысль не имеет другого объекта, кромесущего; отвлеченная от ложных чувственных представлений, она совпадает ссущим, не различается от него: "одно и тоже есть мысль и то, о чем онамыслит". Но если "по истине" все едино и вечно, то по "видимости" этоединство дробится на множество изменчивых и преходящих явлений,подвижных и разнообразных, в которых, в противность логической "истине",бытие соединяется с ложью небытия, преломляющей единое сущее намножество вещей, разделяя его пустотой в пространстве, дробя его вовремени на множество преходящих моментов. Аристотель говорит, что П.,вынужденный сообразоваться с видимым множеством явлений, должен быть,наряду с умопостигаемым единством, допустит два новых начала - теплое ихолодное: одно - сообразное бытию, небесный огонь, начало тепла и света,другое - сообразное небытию, начало холода, густого мрака. Сам П.называл их началами "света и ночи"; Аристотель отожествляет первое согнем, второе - с землей. Нетрудно заметить сходство этих начал сдуализмом древнейших пифагорейцев, которые признавали в основании сущегокоренное раздвоение начал положительного и отрицательного, света имрака, огня и беспредельного воздуха. Воздух, по представлению древнихфизиков - более или менее легкий туман, сгущающийся то в облака, то внебесную синеву. Точно также и ночь представлялась им особенным густым,темным телом, в роде той "тьмы египетской", которую до сих пор хранят ввиде порошка или ваксы в некоторых монастырях. Естественно, что такая"тьма" могла обращаться в землю. Логически в сфере истинного бытия нетпротивоположностей: это сфера чистого света - но в видимой, являющейсявселенной господствуют противоположности. Тонкий беспримерный эфирразлит всюду и проникает во все; ночь также кажется разлитой по всейсфере бытия, и она-то ложным образом отделяет сущее от сущего во времении пространстве; в ней единый свет то угасает, то возгорается,преломляясь в обманчивой игре лучей и меняя свои цвета. Вселенная естьвсеединая сфера сущего. "По истине" она однородна, непроницаема,неподвижна, неделима, полна бытия; а по "мнению" она состоит изнескольких концентрических светлых и темных сфер дня и ночи, вращающихсявокруг земли и сменяющих друг друга. Крайняя из таких сфер есть темнаянебесная твердь. Солнце не есть самостоятельный источник, а тольковосприемник дневного света. В центре вселенной царит великая богиня,управляющая процессом мучительного рождения всех существ - матерь всехбогов и всех тварей. Она создала небо и управляет его движениями, связаввсе своими цепями. Она же управляет судьбой душ, которых то посылает изсвета в ад, то вновь выводит на свет из ада - представление,показывающее, что П. разделял пифагорейское учение о переселении душ.Образ этой роковой богини-судьбы связывает обе части поэмы: переход отистины к лжи, от полноты бытия к призрачному, чувственному миру,первенцем которого является желание или эрос; - может быть толькороковым, так как сущее логически исключает множество. В философии П. иего школы мы находим первую попытку формулировать признаки бытиясубстанциального в противоположность являющемуся. Что такое учение, привсей своей односторонности, было необходимым моментом развития мысли -это доказывается уже примером ранней индийской философии, котораяпредставляет поразительные аналогии с концепцией П., не смотря на всеразличие практических тенденций. Но субстанция есть только одно изопределений сущего, и едва ли нужно доказывать, что абсолютное не можетбыть ни отвлеченным единством, ни физич. телом, каким оно оказывается вфилософии П. В софистике Горгия мы находим как бы саморазложение этойфилософии: отправляясь от ее посылок, Горгий последовательно доказывал,что знание о сущем столь же невозможно, как и знание о небытии: где нетразличия, там нет и знания, и бытие ничем не отличается от небытия. Вфилософии Платона мы находим положительную критику учения П. и по пыткувосполнить его абстрактное определение сущего другими, болееконкретными. Не смотря на свою отвлеченность, концепция П. дала мощныйтолчок греческому умозрению; его учение о неизменности субстанцииотразилось на учениях весьма различных, как, напр., на философииАнаскагора, Эмпедокла и атомистов. Кн. С. Трубецкой.

Парменид

Парменид - греческий философ конца VI и первой половины V в.,принадлежавший к элеатской школе. П. уже в зрелом возрасте сталслушателем Ксенофана, но не прямым его последователем; он уже ранее было бращен к философскому образу жизни пифагорейцами Амением и Диохайтом и,вероятно, принадлежал к пифагорейскому союзу, как и ученик его Зенон.Свое учение П. изложил в поэме "О природе", дошедшей до нас вмногочисленных фрагментах. Лучшее издание их, с нем. переводом иобъяснением, дал H. Diels ("Parmenides Lehrgedicht, 1897). П. влагает вуста богини откровение истины. Его поэма распадается на две части, вкоторых излагаются два пути по знания - "путь истины" и "путь лжи".Первый состоит в признании существующим того , что есть второй - впризнании бытия того, чего нет. Есть только одно истинно е бытие , истинносущее. Ложного бытия абсолютно нет: оно по тому и ложно, что его нет. Нельзя сказать про небытие , что оно существует хотя бы отчасти , что онопознаваемо или мыслимо нами . Когда мы думаем, напр., о слове "небытие",то мы думаем о чем-то существующем; на самом деле то, чего нет, не может быть никаким образом ни в слове, ни в знании человека; мысль не можетотноситься к тому, чего нет. Но смертные блуждают в сфере ложнойчувственной видимости; они смешивают то, что есть, с тем, чего нет,считают бытие и небытие тождественными или полагают их наряду друг сдругом. Пифагорейцы представляли себе множество вещей, возникающих иу ничто жающихся, разделенных между собой той пустотой, которую вдыхает всебя мир из окружающего его бес предел ьного пространства. С точки зренияП. все, что принимается за существующее в отдельности, есть лишь ложныйпризнак. Пустота есть либо небытие - и тогда ее нет вовсе , либо она естьбытие, нечто сущее - и тогда приходится опять-таки признать , что междусущим и сущим нет, и не может быть никакого промежутка. Сущее всецелоедино и непрерывно. Установив эти принципы , П. перечисляет признакиединого истинного бытия. Оно вечно , однородно, неподвижно, неизменно,совершенно. Сущее не может произойти из небытия или разрешиться внебытие, которого нет; оно не может произойти из другого бытия чем оносамо, или разрешиться в другое бытие, ибо бытие абсолютно равно себесамому. Нельзя сказать, что есть "другое", различное сущее: раз оноразличное, - оно не есть самое сущее; в нем предполагается доля небытия,отрицания, которое отличает его от истинно сущего, все различия мнимы,ибо все они сводятся к небытию. Все, кроме бытия, есть небытие илиабсолютное ничто. Сказать , что бытие было или будет , значит егоотрицать; оно вечно есть. Непроницаемость и неподвижность сущегодоказывается посредством отрицания пустоты, неизменность сущего -посредством отрицания всякого переход а между бытием и небытием. Этимсамым опровергается учение тех физиков, которые объясняли происхождениевещей посредством уплотнения и разрежения первоначальной стихии: разсущее равно себе, в нем не существует ничего неравного. Замечательно,что П. отвергал понятие о беспредельности сущего, признавая, вместе спифагорейцами, беспредельность за отрицательное определение :беспредельная пустота пифагорейцев, лежащая за сферой мира , естьнебытие. Сущее имеет свой предел в себе самом, и в своем внутреннемтождестве. Поскольку оно представляется со всех сторон определенным иограниченным, П. уподобляет его непроницаемому и неподвижномусферическому телу абсолютной плотности. Видимое разнообразие преходящихвещей есть лишь кажущееся и призрачное; для мысли есть только односущее, наполняющее собой все. Мысль не имеет другого объекта, кромесущего; отвлеченная от ложных чувственных представлений, она совпадает ссущим, не различается от него : "одно и тоже есть мысль и то, о чем онамыслит". Но если "по истине" все едино и вечно, то по "видимости" этоединство дробится на множество изменчивых и преходящих явлений,подвижных и разнообразных, в которых, в противность логической "истине",бытие соединяется с ложью небытия, преломляющей единое сущее намножество вещей, разделяя его пустотой в пространстве, дробя его вовремени на множество преходящих моментов. Аристотель говорит, что П.,вынужденный сообразоваться с видимым множеством явлений, должен быть,наряду с умопостигаемым единством, допустит два новых начала - теплое ихолодное: одно - сообразное бытию, небесный огонь , начало тепла и свет а,другое - сообразное небытию, начало холода, густого мрака. Сам П.называл их началами "света и ночи"; Аристотель отожествляет первое согнем, второе - с землей. Нетрудно заметить сходство этих начал сдуализмом древнейших пифагорейцев, которые признавали в основании сущегокоренное раздвоение начал положительного и отрицательного, света имрака, огня и беспредельного воздуха . Воздух , по представлению древнихфизиков - более или менее легкий туман , сгущающийся то в облака , то внебесную синеву. Точно также и ночь представлялась им особенным густым,темным телом , в роде той "тьмы египетской", которую до сих пор хранят ввиде порошка или ваксы в некоторых монастырях. Естественно, что такая"тьма" могла обращаться в землю. Логически в сфере истинного бытия нетпротивоположностей: это сфера чистого света - но в видимой, являющейсявселенной господствуют противоположности. Тонкий беспримерный эфирразлит всюду и проникает во все; ночь также кажется разлитой по всейсфере бытия, и она-то ложным образом отделяет сущее от сущего во времении пространстве; в ней единый свет то угасает, то возгорается,преломляясь в обманчивой игре лучей и меняя свои цвета . Вселенная естьвсеединая сфера сущего. "По истине" она однородна, непроницаема,неподвижна, неделима, полна бытия; а по "мнению" она состоит изнескольких концентрических светлых и темных сфер дня и ночи, вращающихсявокруг земли и сменяющих друг друга. Крайняя из таких сфер есть темнаянебесная твердь . Солнце не есть самостоятельный источник , а тольковосприемник дневного света. В центре вселенной царит великая богиня,управляющая процессом мучительного рождения всех существ - матерь всехбогов и всех тварей. Она создала небо и управляет его движениями, связаввсе своими цепями. Она же управляет судьбой душ, которых то посылает изсвета в ад, то вновь выводит на свет из ада - представление,показывающее, что П. разделял пифагорейское учение о переселении душ.Образ этой роковой богини-судьбы связывает обе части поэмы: переход отистины к лжи, от полноты бытия к призрачному, чувственному миру,первенцем которого является желание или эрос ; - может быть толькороковым, так как сущее логически исключает множество. В философии П. иего школы мы находим первую попытку формулировать признаки бытиясубстанциального в противоположность являющемуся. Что такое учение, привсей своей односторонности, было необходимым моментом развития мысли -это доказывается уже примером ранней индийской философии, котораяпредставляет поразительные аналогии с концепцией П., не смотря на всеразличие практических тенденций. Но субстанция есть только одно изопределений сущего, и едва ли нужно доказывать , что абсолютное не можетбыть ни отвлеченным единством, ни физич. телом, каким оно оказывается вфилософии П. В софистике Горгия мы находим как бы саморазложение этойфилософии: отправляясь от ее посылок, Горгий последовательно доказывал,что знание о сущем столь же невозможно , как и знание о небытии: где нетразличия, там нет и знания, и бытие ничем не отличается от небытия. Вфилософии Платона мы находим положительную критику учения П. и по пыткувосполнить его абстрактное определение сущего другими, болееконкретными. Не смотря на свою отвлеченность , концепция П. дала мощныйтолчок греческому умозрению; его учение о неизменности субстанцииотразилось на учениях весьма различных, как, напр., на философииАнаскагора, Эмпедокла и атомистов. Кн. С. Трубецкой.

Однокоренные и похожие слова:

Значение слова Парменид в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Пастель - Пастель цветные карандаши или картины, исполняемые такимикарандашами ...
  • Пассифлора - Пассифлора (Passiflora L.) род растений из семейства пассифлоровых.Лазящие ...
  • Пассакалья - Пассакалья (Passagallo итал., Passacaille франц.) ...
  • Паспорт - Паспорт (франц. passeport) одно из средств для ...
  • Паскевич - Паскевич (Иван Федорович), светлейший князь варшавский, графэриванский ...
  • Парша - Парша (favus, tinea favosa, teigne faveuse, Erbgrind) ...
  • Парусные - Парусные суда. Мореходные П. суда разделяются по ...
  • Параскева - Параскева П. великомученица, именуемая Пятница; дочь богатыхродителей, ...
  • Паранойя - Паранойя (Paronoia). По этимологическому значению это словосоответствует ...
  • Параллельные - Параллельные линии Прямые линии называются П., если ...
  • Параллелепипед - Параллелепипед шестигранник, каждая пара противоположных гранейкоторого суть ...
  • Паразитизм - Паразитизм. П. составляет лишь частный случай более ...
  • Парадигма - Парадигма (греч. paradeigma, "пример") в грамматике слово, ...
  • Параболоид - Параболоид Под именем П. подразумеваются поверхности второгопорядка, ...
  • Шхеры - Шхеры (понем. Scheeren, пошведски Skar, понорвежски и детскиSkaer, ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари