Что такое Миракль? Значение слова Миракль в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Миракль -

Миракль (франц. miracle, от латин. miraculum - чудо) - средневековыемистерии, сюжетом которых было чудо или житие святого, или чудоБогородицы. М. произошли из гимнов в честь святых и из чтения их житий вцеркви. Латинские М. большей частью сочинялись (в рифмованных стихах) иразыгрывались студентами и молодыми клериками накануне праздникасвятому. Есть ряд таких М., где главным действующим лицом является св.Николай Чудотворец, и 4 из них приписываются Гиларию, ученику Абеляра(XII века); в некоторых встречаются припевы по-французски. От началаXIII в. есть французский стихотворный М. - Jeu (перевод лат. ludus) deSaint Nicolas, автор которого, Жан Бодель из Арраса, в основу своейдрамы положил известную легенду о том, как "варвар" доверил своесокровище св. Николаю, и когда это сокровище было похищено ворами,святой заставил их угрозами возвратить похищенное. Бодель предпослалсвоей пьесе пролог, где сказано, что она дается накануне Николина дня, исамую легенду значительно распространил и видоизменил: в его jeuизображается битва крестоносцев с мусульманами и победа последних;неизвестный "варвар" обратился в сарацинского короля, который послевозвращения сокровища принимает христианство, вместе с своим войском;наиболее творчества проявил автор в изображении воров, которые бранятсяи кутят, как appaскиe жулики (пьеса изд. Monmerque et Michel, "Theatrefr. au moyen age"). На этом древнейшем примере видно, что М. давалибольшую свободу творчеству и изображению реальной действительности,нежели другие роды средневековой драмы, и именно из них, приблагоприятных условиях, могла бы развиться новая художественная драма. ВАнглию М. перешли вместе с норманским завоеванием; известнодокументально (от Матвея Парижского), что в начале XII в. в Донстепле, вБедфордшире, давался М. о св. Екатерине, написанный (без сомненияпо-латыни) ученым нормандцем Гофреем (или Жофруа), который былвпоследствии аббатом в монастыре св. Альбана. В конце XII в. Фиц-Стефен,биограф Фомы Бекета, говорит о представлении М., из которых он,по-видимому, выделяет драматическое изображение целых житий мучеников.Именно в Англии, где средневековая драма раньше всего сблизилась сжизнью, М. были в таком ходу, что Miracle-Plays сделалось общимназванием для духовной драмы; жалобы Вильяма Вадингтона (Wilham deWadington), в его "Руководстве о грехах", на то, что в этихпредставлениях больше скандала, чем поучения, указывают на силуреального элемента в М. конца XIII в., даже разыгрываемых клириками. ВоФранции в XIII в. по городам основываются братства, под названием puys(puy - от podium), устраивающие поэтические состязания для прославленияБогородицы и святых. В XIV в. братства сочиняют и разыгрывают чудесаБогоматери, один большой сборник которых (42 пьесы) дошел до нас. ЭтиМ., за исключением рондо ангелов, написаны однообразным размером ивообще очень похожи друг на друга по манере обработки: при наивностихудожественных приемов и вялости действия, в них приятно поражаетбогатство сюжетов, верное воспроизведение жизни различных классовобщества, грубоватое, но сильное выражение страстей и душевныхнастроений, а иногда и оригинальная мотивировка действий и обрисовкахарактеров (изложение одного из М. о Богоматери см. "Всеобщ. историюлитературы" Корша и Кирпичникова II, 884 - 890). Из М., принадлежащих посюжетам к другим циклам, более известны "Варлаам, Иосафат и корольАвенир", обработанный по Золотой Легенде (21 действующее лицо, около1700 стихов), и "Роберт Дьявол" (47 действующих лиц, около 2000 стихов),сюжет которого взят из весьма распространенного авантюрного романа XIIIв. О М. см. L. Petit de Jullevile, "Les Муsteres" (Пар., 1880); G. Pariset U. Robert, "Miracles de Notre Dame en personnages" (П., 1876 - 81);E. Fournier, "Le Mystere de Rober le Diable" (П., 1879). Для Англии:Collier, "History of English Dramatic Poetry and Annals of Stage" (2изд., Лонд., 1879); Ward, "A History of English Dramatic Literature tothe death of queen Anne" (1875 - 76); Zschech, "Die Anfange des engl.Dramas" (Mapиенв. 1886); Ahn, "English Mysteries and Miracle Plays"(Трир, 1867); Geuee, "Die engl. Mirakelspiele und Moralitaten", в"Vortrage", издаваемых Вирхофом и Гольцендорфом. А. Кирпичников.

Миракль

Миракль (франц. miracle, от латин. miraculum - чудо) - средневековыемистерии, сюжетом которых было чудо или житие святого, или чудоБогородицы. М. произошли из гимнов в честь святых и из чтения их житий вцеркви. Латин ские М. больше й частью сочинялись (в рифмованных стихах) иразыгрывались студентами и молодыми клериками накануне праздникасвятому. Есть ряд таких М., где главным действующим лицо м является св.Николай Чудо творец, и 4 из них приписываются Гиларию, ученику Абеляра(XII века); в некоторых встречаются припевы по-французски. От началаXIII в. есть французский стихотворный М. - Jeu ( перевод лат. ludus) deSaint Nicolas, автор которого, Жан Бодель из Арраса, в основу своейдрамы положил известную легенду о том, как "варвар" доверил свое сокровище св. Николаю, и когда это сокровище было похищено ворами,святой заставил их угрозами возвратить похищенное. Бодель предпослалсвоей пьесе пролог , где сказано, что она дается накануне Николина дня, исамую легенду значительно распространил и видоизменил: в его jeuизображается битва крестоносцев с мусульманами и победа последних;неизвестный "варвар" обратился в сарацинского короля, который послевозвращения сокровища принимает христианство , вместе с своим войском;наи более творчества проявил автор в изображении воров, которые бранятсяи кутят, как appaскиe жулики ( пьеса изд. Monmerque et Michel, "Theatrefr. au moyen age"). На этом древнейшем примере видно , что М. давалибольшую свободу творчеству и изображению реальной действительности,нежели друг ие роды средневековой драмы, и именно из них, приблагоприятных условиях, могла бы развиться новая художественная драма . ВАнглию М. перешли вместе с норманским завоеванием; известнодокументально (от Матвея Парижского), что в начале XII в. в Донстепле, вБедфордшире, давался М. о св. Екатерине, написанный (без сомненияпо-латыни) ученым нормандцем Гофреем (или Жофруа), который былвпоследствии аббатом в монастыре св. Альбана. В конце XII в. Фиц-Стефен,биограф Фомы Бекета, говорит о представлении М., из которых он,по-видимому, выделяет драматическое изображение целых житий мучеников. Именно в Англии, где средневековая драма раньше всего сблизилась сжизнью, М. были в таком ходу, что Miracle-Plays сделалось общимназванием для духовной драмы; жалобы Вильяма Вадингтона (Wilham deWadington), в его "Руководстве о грехах", на то, что в этихпредставлениях больше скандала, чем поучения, указывают на силуреального элемента в М. конца XIII в., даже разыгрываемых клириками. Во Франц ии в XIII в. по городам основываются братства , под названием puys(puy - от podium), устраивающие поэтические состязания для прославленияБогородицы и святых. В XIV в. братства сочиняют и разыгрывают чудесаБогоматери, один большой сборник которых (42 пьесы) дошел до нас. ЭтиМ., за исключением рондо ангелов , написаны однообразным размером ивообще очень похожи друг на друга по манере обработки: при наивностихудожественных приемов и вялости действия, в них приятно поражаетбогатство сюжетов, верное воспроизведение жизни различных классовобщества, грубоватое, но сильное выражение страстей и душевныхнастроений, а иногда и оригинальная мотивировка действий и обрисовкахарактеров ( изложение одного из М. о Богоматери см. "Всеобщ. историюлитературы" Корша и Кирпичникова II, 884 - 890). Из М., принадлежащих посюжетам к другим циклам, более известны "Варлаам, Иосафат и корольАвенир", обработанный по Золотой Легенде (21 действующее лицо, около 1700 стихов), и "Роберт Дьявол" (47 действующих лиц, около 2000 стихов),сюжет которого взят из весьма распространенного авантюрного романа XIIIв. О М. см. L. Petit de Jullevile, "Les Муsteres" (Пар., 1880); G. Pariset U. Robert, "Miracles de Notre Dame en personnages" (П., 1876 - 81);E. Fournier, "Le Mystere de Rober le Diable" (П., 1879). Для Англии:Collier, "History of English Dramatic Poetry and Annals of Stage" (2изд., Лонд., 1879); Ward, "A History of English Dramatic Literature tothe death of queen Anne" (1875 - 76); Zschech, "Die Anfange des engl.Dramas" (Mapиенв. 1886); Ahn, "English Mysteries and Miracle Plays"(Трир, 1867); Geuee, "Die engl. Mirakelspiele und Moralitaten", в"Vortrage", издаваемых Вирхофом и Гольцендорфом. А. Кирпичников.

Значение слова Миракль в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Модель - Модель подобие какоголибо предмета, сделанное из дерева, ...
  • Могилы - Могилы. С какого времени человек стал заботиться ...
  • Многоножки - Многоножки (Myriapoda) класс суставчатоногих или членистоногих(Arthropoda), дышащие ...
  • Мнемосина - Мнемосина (Мnhmosunh) в греч. мифологии титанка, мать ...
  • Мичиган - Мичиган, oзepo (Michigan Lake) самое большое озеро ...
  • Михайловский - Михайловский (Николай Константинович) выдающийся публицист,социолог и критик. ...
  • Митрополит - Митрополит епископ митрополии, т. е. главного города ...
  • Миних - Миних, фон (БурхардХристофор Munnich, 1683 1767) ...
  • Минимум - Минимум (математич.). М. вообще называется наименьшая израссматриваемых ...
  • Минеральные - Минеральные воды (историч. и администр.; в медиц. отношении ...
  • Минерал - Минерал (от mina подземный ход, штольня). ...
  • Мимоза - Мимоза (Mimosa Ad.) травы, кустарники или средней ...
  • Мимесис - Мимесис (MimhsiV подражание, воспроизведение) насмешливоеповторение чужих ...
  • Мим - Мим вид народной комедии, у греков и ...
  • Уровень - Уровень жизни (экон. теория). У. жизни (перевод ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари