Что такое Текст? Значение слова Текст в социологическом словаре

1) Текст - (от лат. textus - соединение) - англ. text; нем. Text. В семиосоциопсихологии - единица общения, выступающая как целостная совокупность  коммуникативно-познавательных элементов, функционально объединенных (для данной конкретной цели общения) в замкнутую иерархическую содержательно-смысловую структуру на основе общей концепции или замыслов партнеров по общению.

2) Текст - - в общем плане  связная и полная последовательность знаков. Проблема  Т., возникая на пересечении лингвистики, поэтики, литературоведения, семиотики, начинает активно обсуждаться в гуманитарном познании второй половины 20 в. В центре внимания полемики оказалась проблема раскрытия ресурсов смыслопорождения или трансформации значения в знаковых макрообразованиях, сопровождающаяся признанием некорректности или недостаточности денотации в качестве основной модели значения. Существуют как расширенная философски нагруженная (романоязычные страны, Германия), так и более частная (англосаксонский вариант) трактовки Т. Условно их можно обозначить как имманентный (рассматривающий Т. как автономную реальность, выявляющий его внутреннюю структуру) и репрезентативный (выясняющий специфику Т. как особой формы представления знаний о внешней им действительности) подходы .  С двумя основными аспектами Т. - внешней связностью, от грамматического строя до нарративной структуры, а также цельностью, внутренней осмысленностью, требующей (в силу своей неочевидности) интерпретации, - связаны различия структуралистского и герменевтического направлений в рамках имманентного подхода к Т. Первое, опираясь на традицию соссюрианской лингвистики, обособляющей язык  в систему, существующую "в себе и для себя", восходит к анализу  морфологии русской сказки В. Проппа. В классическом (связанном прежде всего с антропологией К. Леви-Строса - ) структурализме   Т. обозначен в виде задачи  - как искомая совокупность  культурных кодов, в соответствии с которыми организуется знаковое многообразие культуры. Герменевтика  выступала против картезианской программы субъект-объектного, предполагающего инструментальную роль  языка и философствования на пути постижения некоторой духовной реальности (например, " жизнь "  В. Дильтея) из нее самой. Герменевтика шла от понимания филологических Т. в качестве отпечатков целостной субъективности Автора (Ф. Шлейермахер) к представлениям о Т. (литературы, диалога )  как языковом выражении герменевтического, онтологически осмысленного опыта, неотделимое от содержания этого опыта (М. Хайдеггер, Г.-Г. Гадамер), как атрибутивном способе существования самого жизненного мира человека  (П. Рикер). Статус  Т. как одного из центральных философских концептов наиболее последовательно и развернуто утверждается в постструктурализме   (зачастую именно с ним принято связывать введение в интеллектуальный обиход термина  "Т."). Постструктуралистские течения - "грамматология" Деррида , "текстовой анализ" Р. Барта , "семанализ" Ю. Кристевой и др., - переходя от научно ориентированного изучения готового знака  к описанию процессов его порождения, по существу лишенных определенной методологии, сближаются с интерпретативными процедурами освоения Т., полагая, однако, что интерпретация  направлена "в глубь смысла", а наиболее же адекватным для текстового чтения является поверхностное движение по цепочке метонимии. Изучение Т., таким образом, претендует на открытие  некоего "среднего пути" (Ц. Тодоров) между конкретностью литературы и абстрактностью лингвистики. В целом, учитывая всю метафорическую насыщенность и размытость понятия Т., с постструктуралистских позиций Т. характеризуется как: 1) "сеть" генерации значений без цели и без центра (основной идеи, общей формулы, сведение к которой задавало каноны классической критики и, шире, философии); 2) опровержение "мифа о филиации", наличия источников и влияний, из исторической суммы которых возникает произведение; как анонимный Т., динамический, смысловой горизонт для всех институциализовавшихся (в печатной форме, например) Т.; 3) "множественность смысла", принципиальная открытость, незавершенность значений, не поддающаяся определению и иерархизации со стороны властных структур (или конституирующая первичный уровень власти) и отсылающая к сфере желания, нетематизируемой пограничной области культуры. По мере расширения зоны текстологических исследований их предметом становятся не только вербальные тексты ,  но и "Т." живописи, кинематографа, архитектуры (Ф. Джеймисон  - , Ч. Дженкс и др.). Репрезентативный подход к осмыслению Т. опирается на более частные гуманитарные дисциплины - когнитивную психологию, порождающую лингвистику, микросоциологию и др. Лингвистическая теория  Т. (Ж. Петефи, Т. ван Дейк - ) концентрируется на изучении закономерностей сочетания предложений и возможностях макроструктурной семантической интерпретации коммуникативных Т. (например, в Т. газетных новостей входят заголовок, вводная фраза, перечисление событий, комментарий, реакция  и т.д., в совокупности определяющие целостность сообщения). Основу понимания Т. в этом случае составляют актуализации различных "моделей ситуаций", личностных знаний носителей языка, аккумулирующих их предшествующий опыт. Прагматика  и социолингвистика  (Д. Серл, Дж. Остин, С. Эрвин-Трипп) прослеживают прагматические связи между лингвистическими структурами и социальными действиями; функцию особых Т. в этом случае выполняют рассказы повседневной жизни, словесные дуэли между подростками и т.д. также: Структурализм, Постструктурализм. А.Р. Усманова

3) Текст - (text) — письменная запись (например, книги) или иное символическое представление (пленки, телевизионные программы, художественные формы). В отличие от "речи", текст  может независимо существовать вне автора и контекста  его произведения. В большей мере, чем авторский голос и предпосланные структуры языка  (решающий фактор ,  по мнению Соссюра), текст живет сам по себе и значение  приобретается из отношений между текстами, то есть путем интертекстуальности (см. Структурализм ;  Децентрированное "Я"). Для Дерриды (см. Деконструкция )  любое предположение о том, что текст может иметь определенное значение, является смещенным, ибо signifiers всегда "подвижны". Точка зрения, выработанная многими современными исследованиями средств массовой коммуникации, в том числе телевидения, состоит в том, что тексты не только "утверждают свои значения". См. также Деконструкция Постструктурализм .  Ср. Герменевтика . 

Текст

(от лат. textus - соединение ) - англ. text; нем. Text. В семиосоциопсихологии - единица общения, выступающая как целостная совокупность  коммуникативно-познавательных элементов, функционально объединенных (для данной конкретной цели общения) в замкнутую иерархическую содержательно-смысловую структуру на основе общей концепции или замыслов партнеров по общению.

- в общем плане  связная и полная последовательность знаков. Проблема  Т., возникая на пересечении лингвистики, поэтики, литературоведения, семиотики, начинает активно обсуждаться в гуманитарном познании второй половины 20 в. В центре внимания полемики оказалась проблема раскрытия ресурсов смыслопорождения или трансформации значения в знаковых макрообразованиях, сопровождающаяся признанием некорректности или недостаточности денотации в качестве основной модели значения. Существуют как расширенная философски нагруженная (романоязычные страны, Германия), так и более частная (англосаксонский вариант) трактовки Т. Условно их можно обозначить как имманентный (рассматривающий Т. как автономную реальность, выявляющий его внутреннюю структуру) и репрезентативный (выясняющий специфику Т. как особой формы представления знаний о внешней им действительности) подходы .  С двумя основными аспектами Т. - внешней связностью, от грамматического строя до нарративной структуры, а также цельностью, внутренней осмысленностью, требующей (в силу своей неочевидности) интерпретации, - связаны различия структуралистского и герменевтического направлений в рамках имманентного подхода к Т. Первое, опираясь на традицию соссюрианской лингвистики, обособляющей язык  в систему, существующую "в себе и для себя", восходит к анализу  морфологии русской сказки В. Проппа. В классическом (связанном прежде всего с антропологией К. Леви-Строса - ) структурализме   Т. обозначен в виде задачи  - как искомая совокупность  культурных кодов, в соответствии с которыми организуется знаковое многообразие культуры. Герменевтика  выступала против картезианской программы субъект-объектного, предполагающего инструментальную роль  языка и философствования на пути постижения некоторой духовной реальности (например, " жизнь "  В. Дильтея) из нее самой. Герменевтика шла от понимания филологических Т. в качестве отпечатков целостной субъективности Автора (Ф. Шлейермахер) к представлениям о Т. (литературы, диалога )  как языковом выражении герменевтического, онтологически осмысленного опыта, неотделимое от содержания этого опыта (М. Хайдеггер, Г.-Г. Гадамер), как атрибутивном способе существования самого жизненного мира человека  (П. Рикер). Статус  Т. как одного из центральных философских концептов наиболее последовательно и развернуто утверждается в постструктурализме   (зачастую именно с ним принято связывать введение в интеллектуальный обиход термина  "Т."). Постструктуралистские течения - "грамматология" Деррида , "текстовой анализ" Р. Барта , "семанализ" Ю. Кристевой и др., - переходя от научно ориентированного изучения готового знака  к описанию процессов его порождения, по существу лишенных определенной методологии, сближаются с интерпретативными процедурами освоения Т., полагая, однако, что интерпретация  направлена "в глубь смысла", а наиболее же адекватным для текстового чтения является поверхностное движение по цепочке метонимии. Изучение Т., таким образом, претендует на открытие  некоего "среднего пути" (Ц. Тодоров) между конкретностью литературы и абстрактностью лингвистики. В целом, учитывая всю метафорическую насыщенность и размытость понятия Т., с постструктуралистских позиций Т. характеризуется как: 1) "сеть" генерации значений без цели и без центра (основной идеи, общей формулы, сведение к которой задавало каноны классической критики и, шире, философии); 2) опровержение "мифа о филиации", наличия источников и влияний, из исторической суммы которых возникает произведение; как анонимный Т., динамический, смысловой горизонт для всех институциализовавшихся (в печатной форме, например) Т.; 3) "множественность смысла", принципиальная открытость, незавершенность значений, не поддающаяся определению и иерархизации со стороны властных структур (или конституирующая первичный уровень власти) и отсылающая к сфере желания, нетематизируемой пограничной области культуры. По мере расширения зоны текстологических исследований их предметом становятся не только вербальные тексты ,  но и "Т." живописи, кинематографа, архитектуры (Ф. Джеймисон  - , Ч. Дженкс и др.). Репрезентативный подход к осмыслению Т. опирается на более частные гуманитарные дисциплины - когнитивную психологию, порождающую лингвистику, микросоциологию и др. Лингвистическая теория  Т. (Ж. Петефи, Т. ван Дейк - ) концентрируется на изучении закономерностей сочетания предложений и возможностях макроструктурной семантической интерпретации коммуникативных Т. (например, в Т. газетных новостей входят заголовок, вводная фраза, перечисление событий, комментарий, реакция  и т.д., в совокупности определяющие целостность сообщения). Основу понимания Т. в этом случае составляют актуализации различных "моделей ситуаций", личностных знаний носителей языка, аккумулирующих их предшествующий опыт. Прагматика  и социолингвистика  (Д. Серл, Дж. Остин, С. Эрвин-Трипп) прослеживают прагматические связи между лингвистическими структурами и социальными действиями; функцию особых Т. в этом случае выполняют рассказы повседневной жизни, словесные дуэли между подростками и т.д. также: Структурализм, Постструктурализм. А.Р. Усманова

(text) — письменная запись (например, книги) или иное символическое представление (пленки, телевизионные программы, художественные формы). В отличие от "речи", текст  может независимо существовать вне автора и контекста  его произведения. В большей мере, чем авторский голос и предпосланные структуры языка  (решающий фактор ,  по мнению Соссюра), текст живет сам по себе и значение  приобретается из отношений между текстами, то есть путем интертекстуальности (см. Структурализм ;  Децентрированное "Я"). Для Дерриды (см. Деконструкция )  любое предположение о том, что текст может иметь определенное значение, является смещенным, ибо signifiers всегда "подвижны". Точка зрения, выработанная многими современными исследованиями средств массовой коммуникации, в том числе телевидения, состоит в том, что тексты не только "утверждают свои значения". См. также Деконструкция Постструктурализм .  Ср. Герменевтика . 

Значение слова Текст в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Техника - (от греч. techne искусство ,  мастерство ,  ...
  • Тренинг - 1. Специальный тренировочный режим, тренировка. 2. Процесс ...
  • Традиционализм - соц.филос. направление, в основе крого лежит представление ...
  • Трансферты - – товары, услуги или денежные средства, предоставляемые в ...
  • Толерантность - – привыкание организма к воздействию какоголибо агента (например, ...
  • Туран - северовосточные области Евразийского континента ,  степные просторы ...
  • Теллурократия - греч. " власть  посредством земли" или "сухопутное ...
  • Теорема - (от греч. theoreo рассматриваю) англ. theorem; ...
  • Теократия - (от греч. theos Бог и kratos ...
  • Теогония - (от греч. theos Боги honcia рождение) англ. ...
  • Тенденциозность - (от лат. tendentia направленность) англ. tendency; ...
  • Теория - (от греч. theoria рассмотрение, исследование ,  учение )  ...
  • Терминал - (от лат. terminalis заключительный, окончательный) англ. ...
  • Теоцентризм - (от греч. theos Бог и лат. centrum ...
  • Диссиденты - представители новой элиты, критически относящиеся к старой ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари