Что такое Московичи? Значение слова Московичи в социологическом словаре

Московичи - (Moscovici) Серж (р. 1925) - французский психолог и социолог, один из авторов теории социальных представлений. Профессор высшей школы социальных наук, директор Центра социально-технологических исследований (Париж). Основные работы: "Очерк о природе человеческой истории" (1968); "Век толп. Исторический трактат по психологии масс" (1981); " Технология  изобретения богов" (1988); "От коллективных представлений к социальным представлениям" (1989) и др. В отличие от коллективных представлений в концепции Дюркгейма , обладающих принудительным характером по отношению к индивиду  и развивающихся под воздействием сил sui generis на протяжении многих поколений, одних и тех же во всем обществе, социальные представления (по М.) - это знания и верования ,  которые возникли в повседневной коммуникации и имеют соответствующую структуру. Теория  социальных представлений должна определить: как возникают и строятся концептуальные схемы, как формируется система  значений и личностных смыслов субъекта в ходе социальных интеракций. Эти системы интерпретации, классификации и типологии организованы совершенно различным образом в разных культурах ,  классах или группах  и составляют мир мнений культур, классов или групп. Представления можно рассматривать как форму социальной реконструкции реальности с особым языком, логикой и структурой импликаций. Понятия, содержащиеся в представлениях, получают благодаря натурализации квазифизическую форму существования, которая позволяет им быть конституирующим фактором социальной реальности. Речь  идет о своеобразной онтологии здравого смысла, ограничивающей "свое" пространство  индивида. Социальный процесс  - это процесс  когнитивного освоения действительности, в котором объекты  и индивиды познаются и дифференцируются на основе моделей предыдущего опыта. Но выражая отношение  к социально значимым объектам, социальные представления не репродуктивны. Источником изменений служит трансформация содержаний, возбуждающая в обществе определенные образцы, язык  и идеи, которые делают возможными коммуникацию и действия. Новые сущности ( харизмабессознательное, комплексы )  обогащают онтологию общества и придают "реальности" новую форму. Факт  репрезентации отличает объяснительное познание  здравого смысла от описательного познания науки и выполняет адаптационную (странного к обычному) и регуляционную (поведения) функции. Активная роль  социальных представлений определяется их измерениями: информативностью, установкой и "полем представления" - оригинальным понятием  концепции, обозначающим иерархизированное единство элементов содержания, образных и смысловых компонентов. С концепцией социальных представлений у М. тесно связано исследование  психологии масс (толп). В последней фиксируется резкое противопоставление поведения индивида вне толпы его же поведению в составе толпы. Особо анализируется категория  публики как рассеянной толпы, ее превращенной формы, складывающейся во многом под воздействием средств массовой коммуникации. В своем анализе  М. следует традиции ,  заданной Лебоном (частично, Тардом), дает свою интерпретацию версии взаимоотношения толпы и вождя, по Фрейду, преломляя их через концепцию социальных представлений. При этом указывая на нежелательность психологизации темы, М. одновременно предостерегает и от недооценки возможностей психологии в ее анализе. Д.М. Булынко

Московичи

(Moscovici) Серж (р. 1925) - французский психолог и социолог , один из авторов теории социальных представлений. Профессор высшей школы социальных наук, директор Центра социально -технологических исследований ( Париж ). Основные работы: "Очерк о природе человеческой истории" (1968); "Век толп. Исторический трактат по психологии масс " (1981); " Технология  изобретения богов" (1988); "От коллективных представлений к социальным представлениям" (1989) и др. В отличие от коллективных представлений в концепции Дюркгейма , обладающих принудительным характером по отношению к индивиду  и развивающихся под воздействием сил sui generis на протяжении многих поколений, одних и тех же во всем обществе, социальные представления (по М.) - это знания и верования ,  которые возникли в повседневной коммуникации и имеют соответствующую структуру. Теория  социальных представлений должна определить : как возникают и строятся концептуальные схемы, как формируется система  значений и личностных смыслов субъекта в ходе социальных интеракций. Эти системы интерпретации, классификации и типологии организованы совершенно различным образом в разных культурах ,  классах или группах  и составляют мир мнений культур, классов или групп. Представления можно рассматривать как форму социальной реконструкции реальности с особым язык ом, логикой и структурой импликаций. Понятия, содержащиеся в представлениях, получают благодаря натурализации квазифизическую форму существования, которая позволяет им быть конституирующим фактором социальной реальности. Речь  идет о своеобразной онтологии здравого смысла, ограничивающей "свое" пространство  индивида. Социальный  процесс  - это процесс  когнитивного освоения действительности, в котором объекты  и индивиды познаются и дифференцируются на основе моделей предыдущего опыта. Но выражая отношение  к социально значимым объектам, социальные представления не репродуктивны. Источником изменений служит трансформация содержаний, возбуждающая в обществе определенные образцы, язык  и идеи , которые делают возможными коммуникацию и действия. Новые сущности ( харизма ,  бессознательное , комплексы )  обогащают онтологию общества и придают "реальности" новую форму. Факт  репрезентации отличает объяснительное познание  здравого смысла от описательного познания науки и выполняет адаптационную (странного к обычному) и регуляционную (поведения) функции . Активная роль  социальных представлений определяется их измерениями: информативностью, установкой и "полем представления" - оригинальным понятием  концепции, обозначающим иерархизированное единство элементов содержания, образных и смысловых компонентов. С концепцией социальных представлений у М. тесно связано исследование  психологии масс (толп). В последней фиксируется резкое противопоставление поведения индивида вне толпы его же поведению в составе толпы. Особо анализируется категория  публики как рассеянной толпы, ее превращенной формы, складывающейся во многом под воздействием средств массовой коммуникации. В своем анализе  М. следует традиции ,  заданной Лебоном (частично, Тардом), дает свою интерпретацию версии взаимоотношения толпы и вождя, по Фрейду, преломляя их через концепцию социальных представлений. При этом указывая на нежелательность психологизации темы, М. одновременно предостерегает и от недооценки возможностей психологии в ее анализе. Д.М. Булынко

Однокоренные и похожие слова:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Мотивация - (motivation) ( Психология )  — побудитель поведения. Это ...
  • Монополия - (monopoly) — рынок определенного изделия, на котором доминирует ...
  • Мультикультурализм - (multiculturalism) — признание культурного плюрализма  и содействие ему. ...
  • Медикализация - процесс ,  в ходе которого происходит распространение ...
  • Мегамашина - понятие ,  употребляемое для обозначения обезличенной, технократически ...
  • Маркетинг - концепция  управления производственносбытовой деятельностью ,  согласно которой ...
  • Метод - (греч. methodos путь к чемулибо, прослеживание, исследование ...
  • Миграция - – территориальное перемещение какихлибо групп населения. ...
  • Модель - упрощенное представление действительности. ...
  • Многомерный - имеющий несколько сторон или элементов. ...
  • Методика - (гр. methodike) совокупность  способов целесообразного проведения какойлибо ...
  • Менталитетет - общая духовная направленность, относительно целостная совокупность  мыслей, ...
  • Мультиколлинеарность - положение, при котором одна или более независимых ...
  • Мониторинг - один из наиболее эффективных способов повторного социологического ...
  • Атрибут - (от лат. attribuo придаю, наделяю) англ. ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари