- англ. leisure; нем. Freizeit. Часть нерабочего времени , к-рая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей. См. СОЦИОЛОГИЯ ДОСУГА .
- совокупность видов деятельности (см. Вид деятельности ) , предназначенных для удовлетворения физич., духовных и соц. потребностей людей в свободное время . Время , затраченное на них, - время досуга - это часть свободного времени . Функции Д. (досуговой деятельности) совпадают с функциями свободного времени (см. Время свободное ) . Виды деятельности Д. служат как отдыху, так и развитию личности, удовлетворению потребности в развлечениях и общении. В узком смысле слова под Д. понимают отдых и развлечения: посещение учреждений культуры и массовых зрелищ, игры, танцы, чтение и т. д. В широком смысле слова отдых и развлечения охватывают более широкий круг видов деятельности, включая творческие и любительские занятия, занятия физкультурой и спортом. Перечень досуговых занятий содержит не менее 40 видов деятельности, объединяемых при изучении бюджетов времени (см.) в следующие группы: творческие и любительские занятия, пользование средствами массовой информации, посещение учреждений культуры и зрелищ, общение , занятия физкультурой и спортом, пассивный отдых и др. досуговые занятия. Различают активный Д. и пассивный Д. Первый вид связан с активными (как физич., так и умственными) занятиями, различн. видами деятельности - игрой, пением, конструированием, спортивными занятиями и т. д. Второй вид связан с пассивными видами времяпрепровождения, когда человек выступает в виде пассивного зрителя, "потребителя" культурных ценностей или с ничегонеделаньем. Пассивные формы Д. получили в последнее десятилетие широкое распространение. Этому содействовало развитие телевидения, транзисторных радиоприемников и т.п. В.Д. Патрушев
- часть свободного времени , используемая для удовлетворения личных физических, духовных и социальных потребностей.
- время для свободной самореализации, когда человек наконец-то способен сделать то, чего от пего безуспешно добиваются па работе.
- время , свободное от профессиональной занятости и домашних обязанностей. Количество свободного времени постоянно увеличивается: с менее чем 1тыс. часов в год в доиндустриальных обществах до 4 тыс. часов в год в современных индустриальных странах. Рабочее время составляет около 40 часов в неделю. Именно с этой тенденцией связаны быстрые темпы роста индустрии досуга , обеспечивающей различные способы его проведения. Способы проведения досуга (или его типы) существенно различаются по разным основаниям: полу, классовой принадлежности, возрасту, доходу и т.п. Так, жизнь молодежи и пенсионеров организована главным образом вокруг досуга; у женщин свободного времени меньше, чем у мужчин; мужчины проводят больше свободного времени вне дома, чем женщины, и т.д. В значительной мере формы досуга обусловлены культурой массового потребления. Но есть и тенденции, позволяющие рассматривать определенные формы досуга как сферу растущего сопротивления стандартизации и рыночным отношениям. В 1950-х гг. появились концепции "общества досуга", "посттрудового общества". В них современное общество рассматривается как общество , в котором труд утрачивает свое прежнее доминирующее значение : сокращение рабочего времени ведет к возрастанию роли досуга, который займет то место, которое в прошлом занимал труд, станет главным жизненным интересом и главным основанием идентичности человека .
- совокупность видов деятельности, ориентированных на удовлетворение физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время и связанных преимущественно с отдыхом и развлечениями: чтением , играми, танцами, посещением учреждений культуры и массовых зрелищ, любительскими занятиями, занятиями физкультурой и спортом.
(leasure) — 1. Время , свободное от работы и рутинных домашних обязанностей и пригодное для восстановления, расслабления, хобби, отдыха, а также культурных и художественных занятий. 2. Деятельность , занимающая " свободное время " . Теоретики досуга (см. К. Ройек " Капитализм и теория досуга", 1985) обычно либо подчеркивали "личную свободу" проведения досуга по сравнению с трудовыми и семейными обязанностями, либо иллюзию свободы, выявляя ограничения выбора в связи с домашними обязанностями (особенно у женщин), и пути формирования таких ограничений, обусловленные культурой массового потребления и капиталистическим обществом . Интерес социологов к досугу вырос в 1980-е гг., отталкиваясь от индустриальной социологии эры изобилия 50-х гг., породившей теорию постиндустриального общества. Дьюбин (1955) даже доказывал, что досуг заменил работу, превратившись в "главный жизненный интерес". Последующие исследования посвящались изучению отношений между работой и досугом (см. Паркер, 1971; Роберте, 1970), продемонстрировав сложную модель таких отношений и непрерывное центральное значение работы. К тому же вопрос досуга стал важен с точки зрения двух критических теоретических традиций: марксистского структурализма и культурных исследований, склонных рассматривать досуг в современном обществе как существенно "ограниченный" капитализмом. Однако новые подходы считают его сферой растущего сопротивления к товаризации и стандартизации (см. Хорн и др., 1987; Холл и Джефферсон, 1976; Грюно, 1983). Затем социологи стали охватывать множество других проблем, поставленных постмодерном и постмодернизмом и культурой массового потребления. См. также Культурные исследования ; Сопротивление через ритуал . Досуг, происходящий от латинского Нсеге — "быть позволенным", имеет общее происхождение с "лицензией" и, следовательно, содержит в самом себе дуализм свободы и управления, личной воли и принуждения, с которым имеют дело современные теоретики социологии. См. также Спорт ; Игра ; Общительность .