— физически необходимая связь между явлениями, при которой за одним из них всякий раз следует друг ое. Первое явление называется причиной, второе — действием или следствие м. Понятие «П. с.» — одно из тех понятий, без ссылки на которое обходится только редкое из наших рассуждений. Знание явлений — это прежде всего знание их возникновения и развития. В старину между стенами здания , подлежащего сносу, помещали прочный железный стержень и разводили под ним костер . От нагревания стержень удлинялся, распирая стены, и они разваливались. Нагревание здесь причина, расширение стержня - ее следствие. Камень попадает в окно , и оно разлетается на осколки . Молния ударяет в дерево , оно раскалывается и обугливается. Извергается вулкан , пепел засыпает многометровым слоем город , и он гибнет. Начинается дождь , и на земле через некоторое время образуются лужи. Во всех этих случаях одно явление — причина — вызывает, порождает, производит и т. п. другое явление — свое следствие. П. с. не дана в опыте, ее можно установить только посредством рассуждения. В логике разработаны определенные методы проведения таких рассуждений, получившие название канонов, или методов, индукции. Первая формулировка этих методов была дана еще в начале XVII в. англ. философом Ф. Бэконом. Систематически они были исследованы в прошлом веке англ. философом и логиком Д. С. Миллем. Отсюда их наименование — «каноны (методы) Бэкона — Милля». Методы индукции опираются на определенные свойства причинной связи . (1) Причина всегда предшествует во времени следствию. Основываясь на этом свойстве, мы всегда ищем причину интересующего явления только среди тех явлений, которые предшествовали ему, и не обращаем внимания на все, что случилось позднее . (2) П. с. необходима: всякий раз, когда есть причина, неизбежно наступает и следствие. Необходимость , присущая П. с., является физической необходимостью, присущей закон ам природы и наз. также онтологической, или каузальной, необходимостью. Физическая необходимость, как принято считать , слабее логической необходимости, присущей законам логики: логически необходимое является также физически необходимым, но не наоборот . (3) Причина не только предшествует следствию и всегда сопровождается им, она порождает и обусловливает следствие. Понятие «порождения» не является ясным и носит во многом антропоморфный характер , но без него нельзя однозначно охарактеризовать П. с. Без него не удается, в частности, отличить причину от повод а, т. е. события , непосредственно предшествуюшего другому событию, делающему возможным его наступление , но не порождающему и не определяющему его. Допустим , на нитке подвешен камень. Нитка перерезается, камень падает. Ясно, что перерезание нитки - только повод, а причина - земное притяжение . Если бы камень лежал на полу или находился в состоянии невесомости, он, лишенный подвески, все-таки не упал бы. Понятие порождения необходимо и для отличения П.с. от постоянно го следования явлений друг за другом, не являющегося причинным. День постоянно и с физической необходимостью наступает после ночи, но ночь не порождает день и потому не является его причиной. (4) Для П. с. характерно, что с изменением интенсивности или силы действия причины соответствующим образом меняется и интенсивность следствия. (5) Причинность , наконец , всеобща: нет и не может быть беспричинных явлений; все в мире возникает только в результате действия определенных причин. Это - т. наз. закон, или принцип , причинности, требующий естественного объяснения явлений природы и общества и исключающий их объяснение с помощью каких-то сверхъестественных сил. Логические связи утверждений о П. с. исследуются логикой причинности, возникшей в 50-е годы этого века.

Что такое Причинная Связь? Значение Причинная Связь в словаре логики
Причинная Связь - — физически необходимая связь между явлениями, при которой за одним из них всякий раз следует другое. Первое явление называется причиной, второе — действием или следствием. Понятие «П. с.» — одно из тех понятий, без ссылки на которое обходится только редкое из наших рассуждений. Знание явлений — это прежде всего знание их возникновения и развития. В старину между стенами здания, подлежащего сносу, помещали прочный железный стержень и разводили под ним костер. От нагревания стержень удлинялся, распирая стены, и они разваливались. Нагревание здесь причина, расширение стержня - ее следствие. Камень попадает в окно, и оно разлетается на осколки. Молния ударяет в дерево, оно раскалывается и обугливается. Извергается вулкан, пепел засыпает многометровым слоем город, и он гибнет. Начинается дождь, и на земле через некоторое время образуются лужи. Во всех этих случаях одно явление — причина — вызывает, порождает, производит и т. п. другое явление — свое следствие. П. с. не дана в опыте, ее можно установить только посредством рассуждения. В логике разработаны определенные методы проведения таких рассуждений, получившие название канонов, или методов, индукции. Первая формулировка этих методов была дана еще в начале XVII в. англ. философом Ф. Бэконом. Систематически они были исследованы в прошлом веке англ. философом и логиком Д. С. Миллем. Отсюда их наименование — «каноны (методы) Бэкона — Милля». Методы индукции опираются на определенные свойства причинной связи. (1) Причина всегда предшествует во времени следствию. Основываясь на этом свойстве, мы всегда ищем причину интересующего явления только среди тех явлений, которые предшествовали ему, и не обращаем внимания на все, что случилось позднее. (2) П. с. необходима: всякий раз, когда есть причина, неизбежно наступает и следствие. Необходимость, присущая П. с., является физической необходимостью, присущей законам природы и наз. также онтологической, или каузальной, необходимостью. Физическая необходимость, как принято считать, слабее логической необходимости, присущей законам логики: логически необходимое является также физически необходимым, но не наоборот. (3) Причина не только предшествует следствию и всегда сопровождается им, она порождает и обусловливает следствие. Понятие «порождения» не является ясным и носит во многом антропоморфный характер, но без него нельзя однозначно охарактеризовать П. с. Без него не удается, в частности, отличить причину от повода, т. е. события, непосредственно предшествуюшего другому событию, делающему возможным его наступление, но не порождающему и не определяющему его. Допустим, на нитке подвешен камень. Нитка перерезается, камень падает. Ясно, что перерезание нитки - только повод, а причина - земное притяжение. Если бы камень лежал на полу или находился в состоянии невесомости, он, лишенный подвески, все-таки не упал бы. Понятие порождения необходимо и для отличения П.с. от постоянного следования явлений друг за другом, не являющегося причинным. День постоянно и с физической необходимостью наступает после ночи, но ночь не порождает день и потому не является его причиной. (4) Для П. с. характерно, что с изменением интенсивности или силы действия причины соответствующим образом меняется и интенсивность следствия. (5) Причинность, наконец, всеобща: нет и не может быть беспричинных явлений; все в мире возникает только в результате действия определенных причин. Это - т. наз. закон, или принцип, причинности, требующий естественного объяснения явлений природы и общества и исключающий их объяснение с помощью каких-то сверхъестественных сил. Логические связи утверждений о П. с. исследуются логикой причинности, возникшей в 50-е годы этого века.
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- Связка - — в традиционной логике элемент простого суждения, соединяющий ...
- Референция - — отношение между обозначаемым и обозначающим, между предметом ...
- Релевантная Логика - одна из наиболее известных неклассических теорий логического ...
- Рекурсивное Определение - (от лат. recurso возвращаюсь) — метод определения ...
- Разрешимая Теория - — теория, для которой существует эффективная процедура (алгоритм), ...
- Разрешающая Процедура - см.: Разрешения проблема. ...
- Разделительно-Категорическое Умозаключение - умозаключение, в котором одна из посылок — разделительное ...
- Предметная Область - или: Универсум рассуждения, область теории, — множество объектов, ...
- Предикат - (от лат. praedicatum сказанное) языковое выражение, ...
- Превращение - (лат. obversio) в традиционной логике — вид непосредственного ...
- Правило Отделения - см.: Модус поненс. ...
- Правило Вывода - — правило, определяющее переход от посылок к следствиям. ...
- После Этого Значит По Причине Этого - (лат. post hoc ergo propter hoc) — логическая ...
- Понятие - общее имя, имеющее относительно ясное и устойчивое ...
- Возможность Логическая - одна из модальных характеристик высказывания, наряду с ...