Что такое япония: история - н. культура эдо? Значение япония: история - н. культура эдо в энциклопедии Кольера

япония: история - н. культура эдо - К статье ЯПОНИЯ: ИСТОРИЯ

В период Токугава выкристаллизовалась и та культура, которую последующие поколения стали считать традиционной для Японии. В некоторых сферах, особенно касающихся вопросов этики, политических и общественных приоритетов, она явилась результатом очередной волны китаизации. Неоконфуцианство времен Сунской династии было принято в качестве официальной философии бакуфу Токугава и класса самураев уже в начале этого периода. Оно преподавалось в официальных школах, а тексты раздавались ученикам для изучения дома. Это гарантировало глубокое внедрение в сознание японцев конфуцианских взглядов на поведение и взаимоотношения в семье. Менее броским, хотя столь же глубоким было воздействие китайских воззрений в области истории, экономики и естественных наук.

Далеко не все сводилось к влиянию извне и тем более к механическому заимствованию. Явные различия между китайским и японским обществом привели к попыткам специфической японской интерпретации прошлого страны со стороны ее историков, что выразилось, например, в трудах Арай Хакусэки (1657-1725) и Рай Санъё (1780-1832). В религии наблюдалось возрождение синтоизма. Его ярчайшим представителем был Мотоори Норинага (1730-1801), работа которого с древними текстами не только способствовала освобождению синтоизма от многовековых наслоений буддизма, но и создала предпосылки для возникновения мифа о божественном происхождении императора.

В литературе и искусстве получили развитие национальные жанры. Центральной была тема укиё, отражавшая динамичную среду веселых домов городских кварталов. Актеры и куртизанки были любимыми персонажами разноцветных лубочных изданий, достигших высокого уровня технического и художественного оформления в 18 в., и действовали также в романах и коротких рассказах популярных прозаиков той эпохи, например Ихара Сайкаку (1642-1693). Сам театр, как кукольный, так и более поздний кабуки, специализировался совсем на других темах. Пьесы, в частности написанные крупнейшим драматургом Тикамацу Мондзаэмоном (1653-1724), отражали главным образом противоречие между долгом и искушением в контексте мести или любви. Создавая подобные произведения, авторы, несомненно, помогали аудитории очутиться в романтическом мире, в котором, однако, узнавались элементы повседневной реальности. Все эти произведения пользовались популярностью, но их нельзя было отнести к разряду изысканных. Проза, цветные гравюры, кабуки - ничто не сумело занять положения, подобного тому, который был у но или пейзажной живописи в китайском стиле. Феодалы все еще проявляли интерес к настенным картинам, выполненным в старых традициях. Эстеты по-прежнему практиковали чайную церемонию или писали стихи в подражание китайским образцам. Таким образом, Япония входила в современный период своей истории, имея фактически две сосуществующие культуры. В 19 в. к ним добавилась еще одна - позаимствованная в Западной Европе.

япония: история - н. культура эдо

К статье ЯПОНИЯ: ИСТОРИЯ В период Токугава выкристаллизовалась и та культура , которую последующие поколения стали считать традиционной для Японии. В некоторых сферах, особенно касающихся вопросов этики, политических и общественных приоритетов, она явилась результатом очередной волны китаизации. Неоконфуцианство времен Сунской династии было принято в качестве официальной философии бакуфу Токугава и класса самураев уже в начале этого периода. Оно преподавалось в официальных школах, а тексты раздавались ученикам для изучения дома . Это гарантировало глубокое внедрение в сознание японцев конфуцианских взглядов на поведение и взаимоотношения в семье. Менее броским, хотя столь же глубоким было воздействие китайских воззрений в области истории, экономики и естественных наук. Далеко не все сводилось к влиянию извне и тем более к механическому заимствованию. Явные различия между китайским и японским обществом привели к попыткам специфической японской интерпретации прошлого страны со стороны ее историков, что выразилось, например , в трудах Арай Хакусэки (1657-1725) и Рай Санъё (1780-1832). В религии наблюдалось возрождение синтоизма. Его ярчайшим представителем был Мотоори Норинага (1730-1801), работа которого с древними текстами не только способствовала освобождению синтоизма от многовековых наслоений буддизма, но и создала предпосылки для возникновения мифа о божественном происхождении императора. В литературе и искусстве получили развитие национальные жанры. Центральной была тема укиё, отражавшая динамичную среду веселых домов городских кварталов. Актеры и куртизанки были любимыми персонажами разноцветных лубочных изданий, достигших высокого уровня технического и художественного оформления в 18 в., и действовали также в романах и коротких рассказах популярных прозаиков той эпохи, например Ихара Сайкаку (1642-1693). Сам театр , как кукольный , так и более поздний кабуки , специализировался совсем на других темах. Пьесы, в частности написанные крупнейшим драматургом Тикамацу Мондзаэмоном (1653-1724), отражали главным образом противоречие между долгом и искушением в контексте мести или любви. Создавая подобные произведения, авторы, несомненно , помогали аудитории очутиться в романтическом мире, в котором, одна ко , узнавались элементы повседневной реальности. Все эти произведения пользовались популярностью, но их нельзя было отнести к разряду изысканных. Проза , цветные гравюры, кабуки - ничто не сумело занять положения, подобного тому , который был у но или пейзажной живописи в китайском стиле. Феодалы все еще проявляли интерес к настенным картинам, выполненным в старых традициях. Эстеты по-прежнему практиковали чайную церемонию или писали стихи в подражание китайским образцам. Таким образом, Япония входила в современный период своей истории, имея фактически две сосуществующие культуры. В 19 в. к ним добавилась еще одна - позаимствованная в Западной Европе.

Однокоренные и похожие слова:

изба японка японцы японча япония япония: государственный строй япония: история япония: история - а. истоки япония: история - б. китайское влияние япония: история - в. нара и хэйан япония: история - г. фудзивара япония: история - д. дальнейшее развитие япония: история - е. тайра и минамото япония: история - ж. военное правительство камакура япония: история - з. ёритомо умер в 1199 япония: история - и. асикага япония: история - й. гражданская война и объединение япония: история - к. христианский век япония: история - л. общество токугава япония: история - м. экономические перемены и реформа япония: история - о. реставрация мэйдзи япония: история - п. эра реформ япония: история - р. международное признание япония: история - с. западная культура и мысль япония: история - т. либеральные 1920-е годы япония: история - у. япония после 1945 япония: культура япония: культура - а. образование япония: культура - б. литература и искусство япония: культура - в. библиотеки и музеи япония: культура - г. издательское дело япония: культура - д. спорт япония: культура - е. обычаи и праздники япония: население япония: население - а. демография япония: население - б. этническое происхождение и язык япония: население - в. размещение населения

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:



Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари