познавательный процесс , обеспечивающий запечатление , хранение и воспроизведение опыта. Многие исследователи, чтобы подчеркнуть функции памяти, предпочитают пользоваться терминами "запоминание" и " забывание " и избегают общего термина "память". Теории забывания. В объяснении феномен а забывания сложились две противоположные теории. Согласно одной из них, гипотезе неупотребления, забывание является следствием постепенного разрушения со временем нейрофизиологических следов того , что было выучено. Запоминание , напротив , связано с сохранение м таких следов. У этой теории немного сторонников, хотя сама идея неупотребления все еще присутствует, иногда неявно, в ряде трактовок памяти. Значительно более распространена теория интерференции, по которой объем забытого ( соответственно сохраненного) материал а определяется степень ю взаимодействия вновь поступившей информации с уже сложившимися привычками и имеющимися знаниями. Воз можно , эти две гипотезы в каких-то случаях одновременно приложимы к описанию работы памяти. Измерение запоминания. Обычно при измерении памяти исследуются разные стороны этого процесса, в том числе: а) простое запоминание нового материала; б) заучивание вновь знакомого материала, используемое для подсчета той экономии усилий, которую дает его частичное сохранение в памяти; в) измерение способ ности восстанавливать правильную после довательность фрагментов материала, если они предъявлялись в нарушенном порядке; г) степень узнавания исходной информации в случае ее смешения с новым или не связанным с ней материалом. Принципы запоминания. Среди наиболее хорошо изученных и важнейших принципов запоминания можно назвать следующие: а) забывание происходит быстрее всего сразу после заучивания, через некоторое время этот процесс замедляется; б) запоминание происходит тем лучше , чем выше уровень овладения материалом; в) при одинаковом уровне овладения материалом запоминанию способствует осмысленность запоминаемого или же более дробный способ подачи материала; г) запоминание тем лучше, чем больше повторяется заучиваемый материал; д) забывание происходит тем быстрее, чем более сходна ( вплоть до почти полного совпадения) последующая деятельность с той, что была ранее , до заучивания нового материала; е) чем выше уровень овладения последующим материалом, тем быстрее происходит забывание предыдущего; ж) материал вспоминается тем полнее, чем более сходна с изначальной ситуация в момент проверки уровня запоминания ( включая желание индивида запомнить и воспроизвести материал). Перенос и реминисценция . Успешность научения и запоминания во многом зависит от предшествующего научения. Влияние ранее сформированного навыка на овладение новым называют "переносом". Благоприятный эффект ( например , при повторении одних и тех же или сходных действий, как, скажем, при переходе от тенниса к бадминтону) обозначается как положительный перенос; если же эффект оказывается замедляющим, говорят об отрицательном переносе. Примером его может служить т.н. проактивное торможение - замедленное усвоение нового материала под влиянием ранее выученного ( особенно при большом объеме последнего и его сходстве по типу с новым). Известен и противоположный феномен - ретроактивное торможение, при котором ранее усвоенный материал забывается под влиянием заучивания нового. При определенных условиях, в частности при заучивании материала в большом объеме и с эмоциональным напряжением, через какое-то время наступает не забывание, а неожиданное улучшение памяти. Этот феномен называют реминисценцией. Она достигается благодаря внезапно возникающей способности вспомнить материал, лишь частично или временно освоенный ранее. См. также НАУЧЕНИЕ ; НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ .
Что такое память? Значение слова память в энциклопедии Кольера
память -
познавательный процесс, обеспечивающий запечатление, хранение и воспроизведение опыта.
Многие исследователи, чтобы подчеркнуть функции памяти, предпочитают пользоваться терминами "запоминание" и "забывание" и избегают общего термина "память".
Теории забывания. В объяснении феномена забывания сложились две противоположные теории. Согласно одной из них, гипотезе неупотребления, забывание является следствием постепенного разрушения со временем нейрофизиологических следов того, что было выучено. Запоминание, напротив, связано с сохранением таких следов. У этой теории немного сторонников, хотя сама идея неупотребления все еще присутствует, иногда неявно, в ряде трактовок памяти. Значительно более распространена теория интерференции, по которой объем забытого (соответственно сохраненного) материала определяется степенью взаимодействия вновь поступившей информации с уже сложившимися привычками и имеющимися знаниями. Возможно, эти две гипотезы в каких-то случаях одновременно приложимы к описанию работы памяти.
Измерение запоминания. Обычно при измерении памяти исследуются разные стороны этого процесса, в том числе: а) простое запоминание нового материала; б) заучивание вновь знакомого материала, используемое для подсчета той экономии усилий, которую дает его частичное сохранение в памяти; в) измерение способности восстанавливать правильную последовательность фрагментов материала, если они предъявлялись в нарушенном порядке; г) степень узнавания исходной информации в случае ее смешения с новым или не связанным с ней материалом.
Принципы запоминания. Среди наиболее хорошо изученных и важнейших принципов запоминания можно назвать следующие: а) забывание происходит быстрее всего сразу после заучивания, через некоторое время этот процесс замедляется; б) запоминание происходит тем лучше, чем выше уровень овладения материалом; в) при одинаковом уровне овладения материалом запоминанию способствует осмысленность запоминаемого или же более дробный способ подачи материала; г) запоминание тем лучше, чем больше повторяется заучиваемый материал; д) забывание происходит тем быстрее, чем более сходна (вплоть до почти полного совпадения) последующая деятельность с той, что была ранее, до заучивания нового материала; е) чем выше уровень овладения последующим материалом, тем быстрее происходит забывание предыдущего; ж) материал вспоминается тем полнее, чем более сходна с изначальной ситуация в момент проверки уровня запоминания (включая желание индивида запомнить и воспроизвести материал).
Перенос и реминисценция. Успешность научения и запоминания во многом зависит от предшествующего научения. Влияние ранее сформированного навыка на овладение новым называют "переносом". Благоприятный эффект (например, при повторении одних и тех же или сходных действий, как, скажем, при переходе от тенниса к бадминтону) обозначается как положительный перенос; если же эффект оказывается замедляющим, говорят об отрицательном переносе. Примером его может служить т.н. проактивное торможение - замедленное усвоение нового материала под влиянием ранее выученного (особенно при большом объеме последнего и его сходстве по типу с новым). Известен и противоположный феномен - ретроактивное торможение, при котором ранее усвоенный материал забывается под влиянием заучивания нового.
При определенных условиях, в частности при заучивании материала в большом объеме и с эмоциональным напряжением, через какое-то время наступает не забывание, а неожиданное улучшение памяти. Этот феномен называют реминисценцией. Она достигается благодаря внезапно возникающей способности вспомнить материал, лишь частично или временно освоенный ранее. См. также НАУЧЕНИЕ
; НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ
.
Однокоренные и похожие слова:
Значение слова память в других словарях:
- Что такое память? Энциклопедический словарь
- Определение термина память? Словарь Даля
- Толкование слова память? Словарь Ожегова
- Что означает слово память? Психологический словарь
- Что означает термин память? Исторический словарь
- Что такое память? Философский словарь
- Определение термина память? Социологический словарь
- Толкование слова память? Этимологический словарь Фасмера
- Что означает слово память? Словарь эпитетов
- Что означает термин память? Толковый словарь Ушакова
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- папство: папство в эпоху абсолютизма и революции - К статье ПАПСТВО В период 1718 вв. Католическая церковь ...
- папство: девятнадцатый век - К статье ПАПСТВО В 1846 МастаиФеретти, либеральный епископ Имолы, ...
- папство: великая западная схизма - К статье ПАПСТВО После возвращения папы Григория в Рим ...
- папская область - или Церковная область, Церковное государство (ит. Stati Pontifici ...
- папа - (греч. pappas, лат. papa), титул епископов Римских. Первоначально ...
- пантомима - театральное представление без слов, в котором смысл и ...
- панофский, эрвин - (Panofsky, Erwin) (18921968), немецкий и американский историк и ...
- палестина древняя - историческая область в Передней Азии, расположенная на восточном ...
- палеонтология: четвертичный - К статье ПАЛЕОНТОЛОГИЯ Современная эпоха 0,01 0,01 Современный человек. Современные животные и ...
- палеонтология: третичный - К статье ПАЛЕОНТОЛОГИЯ Плиоцен 56 7 Сокращение разнообразия млекопитающих. Современные растения. Миоцен 18 25 Максимальное разнообразие ...
- палеонтология: протерозой - К статье ПАЛЕОНТОЛОГИЯ 2000 2500 Беспозвоночные мало ископаемых остатков. Водоросли. ...
- палеонтология: пенсильваний - К статье ПАЛЕОНТОЛОГИЯ 25 305 Появление гинкго. (Вместе составляют каменноугольный период, ...
- палеонтология: палеозой - К статье ПАЛЕОНТОЛОГИЯПАЛЕОНТОЛОГИЯ: ПАЛЕОНТОЛОГИЯ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ К статье ПАЛЕОНТОЛОГИЯ На долю ...
- палеонтология: начало 225 млн. лет назад. длительность 160 млн. лет - К статье ПАЛЕОНТОЛОГИЯПАЛЕОНТОЛОГИЯ: НАЧАЛО 570 МЛН. ЛЕТ НАЗАД. ...
- пакистан: культура - ж. праздники - К статье ПАКИСТАН: КУЛЬТУРА Главные праздники в стране: День ...