(Moore, George Edward) (1873-1958), английский философ. Родился в Лондоне 4 ноября 1873. В 1898-1904 член совета Тринити-колледжа Кембридж ского университета, с 1911 читал лекции по этике, а с 1925 профессор философии в Кембридже. В 1940-1944 преподавал в ряде американских колледжей и университетов, затем вернулся в Кембридж. В 1921-1947 Мур - редактор журнала "Майнд" ("Mind"). В 1918 был избран членом Британской академии наук, в 1951 награжден орденом "За заслуги". Умер Мур в Кембридже 24 октября 1958. Мур - один из самых влиятельных мыслителей в современной англо-американской философии; это влияние обусловлено не только предложенным им методом философствования, но и рядом концепций, с которыми связывают его имя. Усилия Мура были направлены на анализ относительно частных, хотя и фундаментальных философских проблем; и он стремился до конца разобраться в смысл е высказываний философов и предпосылок, на которых зиждилась истинность либо ложность их тезис ов. В сферу его интересов входили этика , теория познания и методы философского анализа. Многие его идеи послужили началом целых направлений в философии, однако сам он в дальнейшем нередко отвергал или серьезно видоизменял свои тезисы. Главным вкладом Мура в этику был анализ смысла фундаментальных этических понятий - "добра", "правильности" и "долга", прежде всего в работе Начала этики (Principia Ethica, 1903). С его точки зрения, добро постижимо только в непосредственной интуиции (т.н. этический интуитивизм ). Мур энергично критиковал главные этические системы за попытку определить смысл "добра" в "натуралистических" терминах удовольствия, полезности и др. В его понимании интуиция позволяет увидеть , что благие вещи в жизни суть определенные целостности, состоящие из эстетических наслаждений, любви и дружбы. Работы Мура по теории познания позволяют говорить о нем как о пионере движения , ставившего целью возрождение платоновского реализма. В статье Опровержение идеализма (The refutation of idealism, 1903), опубликованной в журнале "Майнд", были подвергнуты критике субъективистские теории познания, например теория Беркли , в которой существование вещей поставлено в зависимость от их восприятия. Во многих существенных моментах Мур оставался реалистом, хотя в ряде пунктов счел свои ранние взгляды сомнительными. В статье Природа суждения (The nature of judgement, 1898), также оказавшей большое влияние на последующее развитие философии и логики, он подверг подробному анализу и критике одно из главных допущений гегельянства (в частности, системы Ф.Брэдли), а именно тезис о том, что не существует чисто внешних отношений. Согласно абсолютному идеализму, все отношения являются внутренними и необходимыми. Представление о "внутренних отношениях" опирается на холистическое учение о том, что свойства индивидуальных вещей в каком-то смысле вторичны по отношению к свойствам всей Вселенной в целом , такая же зависимость прослеживается между разумом и "внешними объектами". Критика теории внутренних отношений была проведена Муром и Б.Расселом с точки зрения т.н. атомистической картины мира , согласно которой мир состоит из множества индивидов, отношения между которыми существуют или не существуют в силу случайных обстоятельств. Работы Мура, посвященные методу философии, привлекли внимание к роли лингвистического анализа в решении философских проблем. Мур пытался показать , что ряд традиционных проблем нельзя считать подлинными, поскольку они возникают вследствие неверного употребления обыденного языка. Он также встал на защиту позиции здравого смысла и шотландской школы Т.Рида. Плодотворной для многих областей философии оказалось предложенное им в этой связи различение между пониманием смысла таких суждений здравого смысла, как "Земля существовала многие годы", и способностью провести правильный анализ этого смысла. Среди публикаций Мура отметим также Философ ские исследования (Philosophical Studies, 1922); Некоторые главные проблемы философии (Some Main Problems of Philosophy, 1953); Философские работы (Philosophical Papers, 1959); Книга общих мест , 1919-1953 (Commonplace Book, 1919-1953, 1962).
Что такое мур, джордж эдвард? Значение мур, джордж эдвард в энциклопедии Кольера
мур, джордж эдвард -
(Moore, George Edward) (1873-1958), английский философ. Родился в Лондоне 4 ноября 1873. В 1898-1904 член совета Тринити-колледжа Кембриджского университета, с 1911 читал лекции по этике, а с 1925 профессор философии в Кембридже. В 1940-1944 преподавал в ряде американских колледжей и университетов, затем вернулся в Кембридж. В 1921-1947 Мур - редактор журнала "Майнд" ("Mind"). В 1918 был избран членом Британской академии наук, в 1951 награжден орденом "За заслуги". Умер Мур в Кембридже 24 октября 1958.
Мур - один из самых влиятельных мыслителей в современной англо-американской философии; это влияние обусловлено не только предложенным им методом философствования, но и рядом концепций, с которыми связывают его имя. Усилия Мура были направлены на анализ относительно частных, хотя и фундаментальных философских проблем; и он стремился до конца разобраться в смысле высказываний философов и предпосылок, на которых зиждилась истинность либо ложность их тезисов.
В сферу его интересов входили этика, теория познания и методы философского анализа. Многие его идеи послужили началом целых направлений в философии, однако сам он в дальнейшем нередко отвергал или серьезно видоизменял свои тезисы.
Главным вкладом Мура в этику был анализ смысла фундаментальных этических понятий - "добра", "правильности" и "долга", прежде всего в работе Начала этики (Principia Ethica, 1903). С его точки зрения, добро постижимо только в непосредственной интуиции (т.н. этический интуитивизм). Мур энергично критиковал главные этические системы за попытку определить смысл "добра" в "натуралистических" терминах удовольствия, полезности и др. В его понимании интуиция позволяет увидеть, что благие вещи в жизни суть определенные целостности, состоящие из эстетических наслаждений, любви и дружбы.
Работы Мура по теории познания позволяют говорить о нем как о пионере движения, ставившего целью возрождение платоновского реализма. В статье Опровержение идеализма (The refutation of idealism, 1903), опубликованной в журнале "Майнд", были подвергнуты критике субъективистские теории познания, например теория Беркли, в которой существование вещей поставлено в зависимость от их восприятия. Во многих существенных моментах Мур оставался реалистом, хотя в ряде пунктов счел свои ранние взгляды сомнительными. В статье Природа суждения (The nature of judgement, 1898), также оказавшей большое влияние на последующее развитие философии и логики, он подверг подробному анализу и критике одно из главных допущений гегельянства (в частности, системы Ф.Брэдли), а именно тезис о том, что не существует чисто внешних отношений. Согласно абсолютному идеализму, все отношения являются внутренними и необходимыми. Представление о "внутренних отношениях" опирается на холистическое учение о том, что свойства индивидуальных вещей в каком-то смысле вторичны по отношению к свойствам всей Вселенной в целом, такая же зависимость прослеживается между разумом и "внешними объектами". Критика теории внутренних отношений была проведена Муром и Б.Расселом с точки зрения т.н. атомистической картины мира, согласно которой мир состоит из множества индивидов, отношения между которыми существуют или не существуют в силу случайных обстоятельств.
Работы Мура, посвященные методу философии, привлекли внимание к роли лингвистического анализа в решении философских проблем. Мур пытался показать, что ряд традиционных проблем нельзя считать подлинными, поскольку они возникают вследствие неверного употребления обыденного языка. Он также встал на защиту позиции здравого смысла и шотландской школы Т.Рида. Плодотворной для многих областей философии оказалось предложенное им в этой связи различение между пониманием смысла таких суждений здравого смысла, как "Земля существовала многие годы", и способностью провести правильный анализ этого смысла.
Среди публикаций Мура отметим также Философские исследования (Philosophical Studies, 1922); Некоторые главные проблемы философии (Some Main Problems of Philosophy, 1953); Философские работы (Philosophical Papers, 1959); Книга общих мест, 1919-1953 (Commonplace Book, 1919-1953, 1962).
Однокоренные и похожие слова:
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- мусульмане: династия омейядов - в. убийство хусейна - К статье МУСУЛЬМАНЕ: ДИНАСТИЯ ОМЕЙЯДОВ В годы правления Язида ...
- мусульмане: династия омейядов - а. муавия - (ПРАВИЛ В 661680) К статье МУСУЛЬМАНЕ: ДИНАСТИЯ ОМЕЙЯДОВ Несмотря на ...
- мусульмане: возникновение ислама - К статье МУСУЛЬМАНЕ Период пророчества. Центром Аравии времени возникновения ...
- мусульмане: аббасидская империя - б. эллинистические влияния - К статье МУСУЛЬМАНЕ: АББАСИДСКАЯ ИМПЕРИЯ В отличие от германских ...
- мусульмане: аббасидская империя - (7501258) К статье МУСУЛЬМАНЕ Победа Аббасидов ознаменовала окончательный переход от ...
- мустафа решид-паша - (Mustafa Reshid Pasha) (18001858), турецкий государственный деятель периода ...
- мусоргский, модест петрович - (18391881), русский композитор. Родился 21 марта 1839 в ...
- музыкальная форма - Под "формой" в музыке подразумеваются организация музыкального целого, ...
- музыка популярная: новые жанры - К статье МУЗЫКА ПОПУЛЯРНАЯ Америка стала еще и родиной ...
- музыка популярная: истоки - К статье МУЗЫКА ПОПУЛЯРНАЯ В далеком прошлом все виды ...
- музиль, роберт - (Musil, Robert) (18801942), австрийский писатель, снискавший мировую известность ...
- мубарак, мухаммед хосни - (Mubarak, Muhammad Husni) (р. 1928), президент Египта. Родился ...
- мрамор - кристаллическизернистая метаморфическая карбонатная порода, продукт перекристаллизации известняка, реже ...
- моэм, уильям сомерсет - (Maugham, William Somerset) (18741965), английский писатель. Родился 25 ...
- ричардсон, сэмюел - (Richardson, Samuel) (16891761), английский писатель и типограф, признанный ...