(лат. fuga, "бегство", "быстрое течение"), контра пункт ическая (полифоническая) форма музыкальной композиции, основанная на развитии одной темы, которая проводится попеременно в разных голос ах (вокальных или инструментальных). Фуга выросла из канона , а также из таких жанров органной музыки 16 в., как ричеркар и канцона , с той разницей, что в ричеркаре и канцоне могли развиваться не одна , а несколько тем. Наи более полное выражение фуга получила в сочинениях И.С.Баха (1685-1750). Баховская фуга обычно состоит из трех основных разделов - экспозиции, разработки и репризы. В фуге по меньшей мере два голоса; чаще всего встречаются трех- и четырехголосные фуги. Тема фуги, как правило , лаконичная, с четкими ритмикой и мелодическим рисунком. В экспозиции четырехголосной фуги первое проведение темы обычно одноголосное. Затем второй голос повторяет тему, преимущественно в тональности доминанты (т.н. ответ ). Одновременно первый голос продолжает контрапунктировать теме, звучащей во втором голосе, - это т.н. противосложение, которое затем используется в разработке. Далее третий голос вступает с темой (в основной тональности, на октаву выше или ниже первого голоса); четвертый голос излагает ответ в доминантовой тональности. Экспозиция заканчивается совместным звучанием четырех голосов. Разработка начинается эпизодом в несколько более простой фактуре. В принципе способ изложения разработки имеет много общего с экспозицией: тема проводится в разных голосах и разных тональностях. В репризе тема возвращается в исходной тональности; в этом разделе наступает кульминация фуги. Перед завершением формы часто вводится т.н. органный пункт ( выдержанный звук ) на доминанте, финальная каденция приводит к тонике. В репризе (а иногда и ранее ) появляется также стретта - уплотненное изложение темы в накладывающихся друг на друга голосах. Прием ы развития темы в разработке и репризе Бах и его современники во многом заимствовали у своих предшественников, работавших в 16 в. Среди подобных приемов наиболее распространена инверсия , или обращение (интервалы темы излагаются в противоположном направлении по высоте, но в том же ритме). Такой прием, как ракоход (возвратное движение темы), больше заметен на глаз , чем на слух . Весьма часто встречаются уменьшение ( ускорение ) или увеличение ( замедление ) темы: первое чаще в эпизодах, а второе , особенно при проведении темы в басу, в заключении фуги. В музыке 20 в. четырехголосная фуга наблюдается в композициях А.Шёнберга, а также П.Хиндемита и других неоклассицистов. С их творчеством связан определенный ренессанс фуги, которая находилась (за некоторыми исключениями) в забвении в период между смертью Бетховена и Первой мировой войной. В России развитие фуги на практике и теоретического учения о контрапункте связано с именем С.И.Танеева.
Что такое фуга? Значение слова фуга в энциклопедии Кольера
фуга -
(лат. fuga, "бегство", "быстрое течение"), контрапунктическая (полифоническая) форма музыкальной композиции, основанная на развитии одной темы, которая проводится попеременно в разных голосах (вокальных или инструментальных). Фуга выросла из канона, а также из таких жанров органной музыки 16 в., как ричеркар и канцона, с той разницей, что в ричеркаре и канцоне могли развиваться не одна, а несколько тем.
Наиболее полное выражение фуга получила в сочинениях И.С.Баха (1685-1750). Баховская фуга обычно состоит из трех основных разделов - экспозиции, разработки и репризы. В фуге по меньшей мере два голоса; чаще всего встречаются трех- и четырехголосные фуги. Тема фуги, как правило, лаконичная, с четкими ритмикой и мелодическим рисунком. В экспозиции четырехголосной фуги первое проведение темы обычно одноголосное. Затем второй голос повторяет тему, преимущественно в тональности доминанты (т.н. ответ). Одновременно первый голос продолжает контрапунктировать теме, звучащей во втором голосе, - это т.н. противосложение, которое затем используется в разработке. Далее третий голос вступает с темой (в основной тональности, на октаву выше или ниже первого голоса); четвертый голос излагает ответ в доминантовой тональности. Экспозиция заканчивается совместным звучанием четырех голосов.
Разработка начинается эпизодом в несколько более простой фактуре. В принципе способ изложения разработки имеет много общего с экспозицией: тема проводится в разных голосах и разных тональностях. В репризе тема возвращается в исходной тональности; в этом разделе наступает кульминация фуги. Перед завершением формы часто вводится т.н. органный пункт (выдержанный звук) на доминанте, финальная каденция приводит к тонике. В репризе (а иногда и ранее) появляется также стретта - уплотненное изложение темы в накладывающихся друг на друга голосах.
Приемы развития темы в разработке и репризе Бах и его современники во многом заимствовали у своих предшественников, работавших в 16 в. Среди подобных приемов наиболее распространена инверсия, или обращение (интервалы темы излагаются в противоположном направлении по высоте, но в том же ритме). Такой прием, как ракоход (возвратное движение темы), больше заметен на глаз, чем на слух. Весьма часто встречаются уменьшение (ускорение) или увеличение (замедление) темы: первое чаще в эпизодах, а второе, особенно при проведении темы в басу, в заключении фуги. В музыке 20 в. четырехголосная фуга наблюдается в композициях А.Шёнберга, а также П.Хиндемита и других неоклассицистов. С их творчеством связан определенный ренессанс фуги, которая находилась (за некоторыми исключениями) в забвении в период между смертью Бетховена и Первой мировой войной.
В России развитие фуги на практике и теоретического учения о контрапункте связано с именем С.И.Танеева.
Значение слова фуга в других словарях:
- Что такое фуга? Энциклопедический словарь
- Определение термина фуга? Словарь Даля
- Толкование слова фуга? Словарь Ожегова
- Что означает слово фуга? Исторический словарь
- Что означает термин фуга? Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
- Что такое фуга? Словарь иностранных слов
- Определение термина фуга? Этимологический словарь Фасмера
- Толкование слова фуга? Толковый словарь Ушакова
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- функций теория: классическая теория - К статье ФУНКЦИЙ ТЕОРИЯ Богатство и разнообразие теории функций ...
- функ, казимеж - (Funk, Casimir) (18841967), американский биохимик польского происхождения. Родился ...
- фундамент - к. замена по частям - К статье ФУНДАМЕНТ На коротких участках через определенные интервалы ...
- фундамент - и. опоры моста - К статье ФУНДАМЕНТ Опоры моста (устои и быки) ...
- фундамент - ж. опускной колодец - К статье ФУНДАМЕНТ Открытый опускной колодец представляет собой полую ...
- фундамент - д. подводные фундаменты - К статье ФУНДАМЕНТ Для обеспечения безопасного пространства для рабочих ...
- фундамент - в. забивные сваи - К статье ФУНДАМЕНТ В случае слабых грунтов применяются фундаменты, ...
- фридрих вильгельм iii - (Friedrich Wilhelm III) (17701840), прусский король (c 1797) ...
- фридрих вильгельм i - (Friedrich Wilhelm I) (16881740), второй в истории король ...
- фридрих ii - I (Friederich II) (11941250), германский король и император Священной ...
- фридрих - германский император - (Friedrich) (18311888), германский император (и прусский король Фридрих ...
- фрескобальди, джироламо - (Frescobaldi, Girolamo) (15831643), итальянский органист и композитор, автор ...
- френо, филип морен - (Freneau, Philip Morin) (17521832), американский поэт. Родился 2 ...
- фрейм, дженет - (Frame, Janet) (р. 1924), новозеландская писательница. Родилась 28 ...
- сёрль, джон - (Searle, John) (р. 1932), американский философ. Родился 31 ...