Что такое Фуга? Значение слова Фуга в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Фуга -

Фуга - высшая форма полифонного стиля, развившаяся из имитации. Вдвухголосной и многоголосной Ф., как и в имитации, проводится тема, нотолько по известным установившимся правилам. Приемы проведения темы,установившиеся в Ф. (а именно имитация темы в строе квинтою выше строятемы, т. е. ответ), являлись в виде намеков уже у Клавдио Меруло (ум. в1604 г.), в органных ричеркари, а также у Джованни Габриели (1557 -1613), представителя венецианской школы, в его французских канцонах(Canzone alla francese). Вообще, во второй венецианской школе развиласьформа Ф. Из композиторов, подготовивших полный расцвет Ф. замечателенАлександр Польетти, умерший в 1683 г., за два года до рождения И. С.Баха. Его фуги; по зрелости формы, уже приближаются к фугам Баха.Зародившаяся и сложившаяся в Италии Ф. обязана дальнейшим своимразвитием германским композиторам. Тема для Ф. должна иметь формунебольшого предложения в главном строе. В ней допускается модуляция, встрое на квинту вверх, только в конце она должна быть мелодична,характерна, удобна для полифонической работы. Объем темы не превышаетоктавы. Тема не должна быть длинна, чтобы ее можно было легко запомнитьи узнавать в продолжение всей Ф. Длинная тема возможна только в томслучае, когда она имеет характер секвенции. Для темы достаточно трех,четырех или шести тактов, смотря по темпу. В скором темпе возможна темаи в восемь тактов. Характерною можно назвать ту тему, которая выдаетсясвоеобразным сопоставлением интервалов и разнообразным, но не пестрымритмом. В простой Ф. тема должна быть одноголосной. Ф. распадается натри части, но границы этих частей часто очерчены не особенно рельефно.Более применяется Ф. четырехголосная, 1-я часть ее начинается темою водном из голосов. По окончании ее вступает другой голос, с точнойимитацией темы в строе квинтою выше. Тема в главном строе называетсявождем (dux), тема в строе квинтою выше или ответ - спутником (comes).голос, начавший Ф. вождем, продолжает двигаться в то время, когда другойголос берет спутника. Контрапункт, исполняемый первым голосом во времяспутника, называется противусложением, которое часто пишется в двойномконтрапункте, имея в виду в продолжении Ф. помещать противусложение тоснизу, то сверху темы. Противусложение должно ритмически отличаться оттемы, чтобы давать последней рельеф. После вступления вождя и спутника,оба голоса исполняют небольшую двухголосную интермедию в ритмическомхарактере предыдущих тактов. После этой двухголосной интермедии илипромежуточного предложения в два или четыре такта, вступает третийголос, исполняющий вождя, а затем четвертый голос, исполняющий спутникана фоне трех других контрапунктирующих голосов. После этого проведениятемы по всем четырем голосам, называемого полным проведением, следуетчетырехголосная постлюдия или заключительное предложение, в строеквинтою выше строя вождя. Этим заканчивается первая часть Ф. Иногдапоявление темы в первой части бывает следующее: вождь, спутник, спутник,вождь. Такой порядок чередования называется инверсией. При этом междуспутниками нет интермедии или же она бывает очень коротка. В этой частитема является только в главном строе Ф., т. е. начальном, и в строеквинтою выше от главного. В других строях тема является во второй части.Если тема, прошедшая по всем голосам в первой части, появляется еще водном из четырех голосов, то такой прием называется проведением сверхмеры. Во второй части тема проводится в разных строях, находящихся сглавным строем Ф. в первой степени сродства и очень редко во второй.Иногда соблюдается квинтовое отношение между темой и ее имитацией. Крометого, в этой части прибегают к увеличению темы, придавая вдвое большуюдлительность каждой ноте темы, к уменьшению, придавая вдвое меньшуюдлительность каждой ноте темы, к исполнению темы, придавая каждому ееинтервалу направление обратное прежнему (напр., если тема шла на квартувверх, секунду вниз, терцию вверх и т. д., то при новом приеме онапойдет на кварту вниз, секунду вверх, терцию вниз и т. д.) Междупоявлениями темы должны применяться интермедии. В этой же частиприменяется стретто. Вторая часть оканчивается органным пунктом надоминанте главного строя. Над этим органным пунктом хорошо брать стреттоиз темы Ф. Третья часть начинается темой в главном строе. Она проводитсяпо всем голосам в главном строе, иногда является в строе субдоминанты;чаще ее проведение делается сжатым стретто. Ф. оканчивается органнымпунктом на тонике. Во второй и третьей частях допускаются некоторыевольности относительно интервалов темы, а также укорачивание илиудлинение первой ноты темы. Кроме того, она может менять место своеговступления; напр. если тема вступала на сильном времени, то она можетвступать на бывшем сильном времени или даже на слабом. Это тактовоеперемещение называется in contrario tempore. Точная имитация темысоблюдается в особенности в первой части Ф., но для большей мягкости вспутнике иногда делаются изменения. Эти изменения, в самом начале иликонце темы спутника, основаны на том, что ноты доминантового трезвучиястроя вождя заменяются нотами субдоминантового трезвучия строя спутника;напр. когда вождь начинается тоникой и вводным тоном (терциейдоминантового трезвучия), то спутник берет тонику нового строя и егошестую ступень (терцию субдоминантового трезвучия). Когда вождьначинается с тоники и доминанты или прямо с доминанты, то спутникначинается с тоники нового строя и субдоминанты или прямо ссубдоминанты; затем следует возвращаться в спутнике к такому жечередованию ступеней, как в вожде. Когда вождь модулирует в конце темы встрое доминанты, то спутник, приблизительно в том же месте, модулирует втон субдоминанты строя спутника. Ф., в которой спутник является строгойимитацией вождя, называется реальной; если же спутник видоизмененсообразно выше изложенным правилам, то Ф., называется тональной.Фрескобальди (1583 - 1644) считается установителем правил тональной Ф.Кроме четырехголосной, бывают Ф. двухголосные, в которых тема может бытьдлиннее применяемой в многоголосной Ф. Для удлинения двухголосной Ф., впервой части, после интермедии, первый голос берет спутника, а второй -вождя. В такой Ф. большое значение имеют интермедии. Характертрехголосной Ф. легче четырехголосной. Пятиголосная Ф. пишется вмедленном темпе и отличается гармонической полнотою. Такая Ф. пишетсядля двух одинаковых голосов и трех различных, напр., для двух сопрано,альта, тенора, баса, или для сопрано, альта, двух теноров и баса. Втаких Ф. лучше писать тему в пределах сексты, во избежаниеперекрещивания голосов. Не следует постоянно придерживатьсяпятиголосного сложения; надо периодически переходить к четырех и дажетрехголосному сложению. Бывают Ф. и с числом голосов больше пяти, напр.у Сарти. Многие Ф. отступают от формы изложенной выше четырехголоснойФ.; напр., в них нет разграничения частей, вторая часть находится вглавном строе, причем вследствие тональной монотонности прибегают кувеличению и уменьшению темы и т. п. Ф. бывает сопровождаемою, когдааккомпанемент или подкрепляет голоса Ф., или же идет самостоятельно,поясняя гармоническое содержание Ф. Есть Фуга с непрерывным басом (bassocontinuo), который двигается самостоятельно, без темы Ф., не составляяее голоса. Фугированным хоралом называется Ф., в которой строфа хораласлужит темою для Ф. Хорал с Ф. или хоральная Ф. состоит в том, чтоаккомпанементом хоральной мелодии служит Ф., причем строфы хоралапоявляются не непосредственно одна за другой, а с большими промежутками.Если в Ф. являются эпизоды гомофонические, но все же преобладает строгийфуговый стиль, при соблюдении формы. Ф., то последняя называетсясвободной Ф. Эту форму не следует смешивать с фугато, которое естьтолько отрывок Ф., являющийся посреди какогонибудь гомофоническогосочинения, как полифонический прием для возбуждения интереса. Ф. угето -небольшая Ф., с проведением темы в первой части и с весьма сокращеннымивторой и третьей частями. Если сочинение начинается Ф. и расходитсясвободно в гамофонию, то такой прием назыв. фугированным сложением. Оночасто встречается в хорах ораторий Генделя. Ф. с двумя проведеннымитемами назыв. двойною Ф. Такие две темы или два субъекта пишутся вдвойном контрапункте в октаве для того, чтобы они могли применятьсяодновременно и менять свои места. т. е. верхняя тема могла бы бытьпоставлена внизу, а нижняя - над ней. В двойной Ф. в первой частипроводится первая тема, во второй - вторая, в третьей части обе темысоединяются одновременно, причем каждая тема должна быть исполненакаждым из четырех голосов. Такая форма двойной Ф. встречается у Баха вCredo его торжественной мессы h-moll. Есть двойные Ф., в которых обетемы соединяются уже в первой части, напр. в Куriе из реквиема Моцарта.К разряду двойных Ф. относится и такая, в которой противусложение кспутнику в первой части постоянно и точно сопровождает тему. Тройная Ф.имеет три темы, четверная - четыре темы. Образчиком тройной Ф. можетслужить Куriе в мессе g-dur Баха. В этой Ф. в первой части проводитсяпервая тема, во второй - вторая и третья, а в третьей проводятся все трисоединенные темы. Такие темы должны быть написаны в тройномконтрапункте. Ф. бывают инструментальные - для фортепьяно, органа,оркестра - и вокальные. В последних принимается во внимание объемголосов. Вокальная Ф. более сжата, чем инструментальная, в которойгораздо больше свободы. Ф. достигла своего высшего развития у Генделя ив особенности И. С. Баха, а позднее у Моцарта. Замечательные, хотянемногочисленные образцы Ф. встречаются у Бетховена, а из позднейшихкомпозиторов - у Мендельсона и Брамса. Н. С.

Фуга

Фуга - высшая форма полифонного стиля, развившаяся из имитации. В двух голос ной и многоголосной Ф., как и в имитации, проводится тема, но только по известным установившимся правилам. Прием ы проведения темы,установившиеся в Ф. (а именно имитация темы в строе квинтою выше строятемы, т. е. ответ ), являлись в виде намеков уже у Клавдио Меруло (ум. в1604 г.), в органных ричеркари, а также у Джованни Габриели (1557 -1613), представителя венецианской школы, в его французских канцонах(Canzone alla francese). Вообще , во второй венецианской школе развиласьформа Ф. Из композиторов, подготовивших полный расцвет Ф. замечателенАлександр Польетти, умерший в 1683 г., за два года до рождения И. С.Баха. Его фуги; по зрелости формы, уже приближаются к фугам Баха.Зародившаяся и сложившаяся в Италии Ф. обязана дальнейшим своимразвитием германским композиторам. Тема для Ф. должна иметь формунебольшого предложения в главном строе. В ней допускается модуляция , встрое на квинту вверх , только в конце она должна быть мелодична,характерна, удобна для полифонической работы. Объем темы не превышаетоктавы. Тема не должна быть длинна, чтобы ее можно было легко запомнитьи узнавать в продолжение всей Ф. Длинная тема возможна только в томслучае, когда она имеет характер секвенции . Для темы доста точно трех, четыре х или шести тактов, смотря по темпу. В скором темпе возможна темаи в восемь тактов. Характер ною можно назвать ту тему, которая выдаетсясвоеобразным сопоставлением интервалов и разнообразным, но не пестрымритмом. В простой Ф. тема должна быть одноголосной. Ф. распадается натри части, но границы этих частей часто очерчены не особенно рельеф но. Более применяется Ф. четырехголосная, 1-я часть ее начинается темою водном из голосов. По окончании ее вступает другой голос, с точнойимитацией темы в строе квинтою выше. Тема в главном строе называетсявождем (dux), тема в строе квинтою выше или ответ - спутник ом (comes).голос, начавший Ф. вождем, продолжает двигаться в то время , когда другойголос берет спутника. Контрапункт , исполняемый первым голосом во времяспутника, называется противусложением, которое часто пишется в двойномконтрапункте, имея в виду в продолжении Ф. помещать противусложение тоснизу, то сверху темы. Противусложение должно ритмически отличаться оттемы, чтобы давать последней рельеф. После вступления вождя и спутника,оба голоса исполняют небольшую двухголосную интермедию в ритмическомхарактере предыдущих тактов. После этой двухголосной интермедии илипромежуточного предложения в два или четыре такта , вступает третийголос, исполняющий вождя, а затем четвертый голос, исполняющий спутникана фоне трех других контрапунктирующих голосов. После э того проведениятемы по всем четырем голосам, называемого полным проведение м, следуетчетырехголосная постлюдия или заключительное предложение , в строеквинтою выше строя вождя. Этим заканчивается первая часть Ф. Иногда появление темы в первой части бывает следующее: вождь , спутник, спутник,вождь. Такой порядок чередования называется инверсией. При этом междуспутниками нет интермедии или же она бывает очень коротка. В этой частитема является только в главном строе Ф., т. е. начальном, и в строеквинтою выше от главного. В других строях тема является во второй части. Если тема, прошедшая по всем голосам в первой части, появляется еще водном из четырех голосов, то такой прием называется проведением сверхмеры. Во второй части тема проводится в разных строях, находящихся сглавным строем Ф. в первой степени сродства и очень редко во второй.Иногда соблюдается квинтовое отношение между темой и ее имитацией. Кроме того, в этой части прибегают к увеличению темы, придавая вдвое большуюдлительность каждой ноте темы, к уменьшению, придавая вдвое меньшуюдлительность каждой ноте темы, к исполнению темы, придавая каждому ееинтервалу направление обратное прежнему (напр., если тема шла на квартувверх, секунду вниз , терцию вверх и т. д., то при новом приеме онапойдет на кварту вниз, секунду вверх, терцию вниз и т. д.) Между появлениями темы должны при менять ся интермедии. В этой же частиприменяется стретто . Вторая часть оканчивается органным пунктом надо минанте главного строя. Над этим органным пунктом хорошо брать стреттоиз темы Ф. Третья часть начинается темой в главном строе. Она проводитсяпо всем голосам в главном строе, иногда является в строе суб доминанты ;чаще ее проведение делается сжатым стретто. Ф. оканчивается органнымпунктом на тонике. Во второй и третьей частях допускаются некоторыевольности относительно интервалов темы, а также укорачивание илиудлинение первой ноты темы. Кроме того, она может менять место своеговступления; напр. если тема вступала на сильном времени , то она можетвступать на бывшем сильном времени или даже на слабом. Это тактовоеперемещение называется in contrario tempore. Точная имитация темысоблюдается в особенности в первой части Ф., но для больше й мягкости вспутнике иногда делаются изменения. Эти изменения, в самом начале иликонце темы спутника, основаны на том, что ноты доминантового трезвучиястроя вождя заменяются нотами субдоминантового трезвучия строя спутника;напр. когда вождь начинается тоникой и вводным тоном (терциейдоминантового трезвучия), то спутник берет тонику нового строя и егошестую ступень (терцию субдоминантового трезвучия). Когда вождьначинается с тоники и доминанты или прямо с доминанты, то спутникначинается с тоники нового строя и субдоминанты или прямо ссубдоминанты; затем следует возвращаться в спутнике к такому жечередованию ступеней, как в вожде. Когда вождь модулирует в конце темы встрое доминанты, то спутник, приблизительно в том же месте, модулирует втон субдоминанты строя спутника. Ф., в которой спутник является строгойимитацией вождя, называется реальной; если же спутник видоизмененсообразно выше изложенным правилам, то Ф., называется тональной.Фрескобальди (1583 - 1644) считается установителем правил тональной Ф.Кроме четырехголосной, бывают Ф. двухголосные, в которых тема может бытьдлиннее применяемой в многоголосной Ф. Для удлинения двухголосной Ф., впервой части, после интермедии, первый голос берет спутника, а второй -вождя. В такой Ф. большое значение имеют интермедии. Характертрехголосной Ф. легче четырехголосной. Пятиголосная Ф. пишется вмедленном темпе и отличается гармонической полнотою. Такая Ф. пишетсядля двух одинаковых голосов и трех различных, напр., для двух сопрано ,альта, тенора, баса , или для сопрано, альта, двух теноров и баса. Втаких Ф. лучше писать тему в пределах сексты, во избежаниеперекрещивания голосов. Не следует постоянно придерживатьсяпятиголосного сложения; надо периодически переходить к четырех и дажетрехголосному сложению. Бывают Ф. и с числом голосов больше пяти, напр.у Сарти . Многие Ф. отступают от формы изложенной выше четырехголоснойФ.; напр., в них нет разграничения частей, вторая часть находится вглавном строе, причем вследствие тональной монотонности прибегают кувеличению и уменьшению темы и т. п. Ф. бывает сопровождаемою, когдааккомпанемент или подкрепляет голоса Ф., или же идет самостоятельно,поясняя гармоническое содержание Ф. Есть Фуга с непрерывным басом (bassocontinuo), который двигается самостоятельно, без темы Ф., не составляяее голоса. Фугированным хоралом называется Ф., в которой строфа хораласлужит темою для Ф. Хорал с Ф. или хоральная Ф. состоит в том, чтоаккомпанементом хоральной мелодии служит Ф., причем строфы хоралапоявляются не непосредственно одна за другой, а с большими промежутками.Если в Ф. являются эпизоды гомофонические, но все же преобладает строгийфуговый стиль , при соблюдении формы. Ф., то последняя называетсясвободной Ф. Эту форму не следует смешивать с фугато , которое естьтолько отрывок Ф., являющийся посреди какогонибудь гомофоническогосочинения, как полифонический прием для возбуждения интереса. Ф. угето -небольшая Ф., с проведением темы в первой части и с весьма сокращеннымивторой и третьей частями. Если сочинение начинается Ф. и расходитсясвободно в гамофонию, то такой прием назыв. фугированным сложением. Оночасто встречается в хорах ораторий Генделя. Ф. с двумя проведеннымитемами назыв. двойною Ф. Такие две темы или два субъекта пишутся вдвойном контрапункте в октаве для того, чтобы они могли применяться одновременно и менять свои места . т. е. верхняя тема могла бы бытьпоставлена внизу , а нижняя - над ней. В двойной Ф. в первой частипроводится первая тема, во второй - вторая, в третьей части обе темысоединяются одновременно, причем каждая тема должна быть исполненакаждым из четырех голосов. Такая форма двойной Ф. встречается у Баха вCredo его торжественной мессы h-moll. Есть двойные Ф., в которых обетемы соединяются уже в первой части, напр. в Куriе из реквиема Моцарта.К разряду двойных Ф. относится и такая, в которой противусложение кспутнику в первой части постоянно и точно сопровождает тему. Тройная Ф.имеет три темы, четверная - четыре темы. Образчиком тройной Ф. можетслужить Куriе в мессе g-dur Баха. В этой Ф. в первой части проводитсяпервая тема, во второй - вторая и третья, а в третьей проводятся все трисоединенные темы. Такие темы должны быть написаны в тройномконтрапункте. Ф. бывают инструментальные - для фортепьяно , органа,оркестра - и вокальные. В последних принимается во внимание объемголосов. Вокальная Ф. более сжата, чем инструментальная, в которойгораздо больше свободы. Ф. достигла своего высшего развития у Генделя ив особенности И. С. Баха, а позднее у Моцарта. Замечательные, хотянемногочисленные образцы Ф. встречаются у Бетховена, а из позднейшихкомпозиторов - у Мендельсона и Брамса. Н. С.

Значение слова Фуга в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Хариус - Хариус, гаргус, харьюз, кутема (Thymallus vulgaris Nils.) ...
  • Харакири - Харакири или сеппуко (первое чисто японское слово, ...
  • Ханука - Ханука (евр. = обновление, освящение) еврейский праздник,установленный ...
  • Хан-чжоу-фу - Ханчжоуфу главн. гор. китайской провинции Чжэцзян. Расположен ...
  • Хамсин - Хамсин южный, жгучий, сухой ветер, наблюдаемый в ...
  • Хамелеоновые - Хамелеоновые или червеязычные (Chamaeleontes s. Vermilinguia s.Dendrosaura) ...
  • Хам - Хам (евр. "горячий, смуглый") младший сын Ноя. ...
  • Фрёбель - Фрёбель (ФридрихВильгельмАвгуст Frоbel) известный немецкийпедагог. Род. 21 ...
  • Фраунгофер - Фраунгофер (Joseph Fraunhofer) знаменитый оптик (1787 ...
  • Франца-Иосифа - ФранцаИосифа Земля архипелаг в Северном Ледовитом океане, ...
  • Франс - Франс (Анатоль France) известный французский романист и ...
  • Франклин - Франклин (сэр Джон Franklin. 1786 1848) ...
  • Фразеология - Фразеология (греч.) учение о синтаксических особенностях и ...
  • Фосфорит - Фосфорит (геол.) плотный или волокнистый агрегат апатита(Са5(РО4)3Сl ...
  • Нефть - Нефть (горное масло, петролеум; геолог.) представляет бесцветную,желтую, ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари