I (Bacon, Francis) (1909-1992), английский художник . Для его творчества характерны пугающие искажения пропорций человеческих фигур, олицетворяющих отчужденность и один очество. По стилю произведения Бэкон а близ ки к сюрреализму и абстракционизму, однако в них всегда присутствуют узнаваемые формы, часто взятые из фотографий. Фрэнсис Бэкон родился 28 октября 1909 в Дублине, в семье англичан, и провел большую часть детства в переездах между Ирландией в Англией. В возрасте 16 лет он был вынужден покинуть родительский дом, в 1925-1927 жил в Берли не и Париже. Cледующие 17 лет занимался живописью и время от времени выставлял свои картины, но был недоволен ими и в 1942 почти все уничтожил. С 1944 начался период последовательного развития творчества Бэкона; уже в первом произведении нового этапа - Три этюда фигур у подножия Распятия (Лондон, галерея Тэйт) - человеческие фигуры приобретают гротескные формы. Большинство следующих его работ - изображение одинокой фигуры в интерьере. В картинах 1940-х и 1950-х годов используется образность призрачного и фантастического, в композиционную структуру картины включаются непонятные, неопределенные части тел, отрубленные головы , фигуры, прикованные к стулу или кровати. Кажется , что эти фигуры пойманы в ловушку самой краской, которая стирает их очертания, проникает в их плоть , превращает их в абстракцию. В серии вариаций на тему Портрета папы Иннокентия X Веласкеса (1951) Бэкон анализирует воз можно сти выражения в живописи душевного напряжения. В картинах художника 1960-х и 1970-х годов вместо призраков, пойманных краской и кистью, предстают человеческие фигуры со скрюченными конечностями и искаженными чертами. Двусмысленность композиций еще более углубляется благодаря появлению нового круга образов: это фотоаппараты и фотографии, зеркала , тени , газеты и зрители. В качестве примера можно привести картину Этюды человеческого тела (1970). Большие ретроспективные выставки Бэкона были организованы в галерее Тэйт в Лондоне (1962), в Гран-Пале в Париже (1971) и в музее Метрополитен в Нью-Йорке (1975). Умер Бэкон в Мадриде 28 апреля 1992. II (Bacon, Francis) (1561-1626), барон Веруламский, виконт Сент-Олбанский, английский государственный деятель , эссе ист и философ . Родился в Лондоне 22 января 1561, был младшим сыном в семье сэра Николаса Бэкона, лорд а-хранителя Большой государственной печати. Учился в Тринити-колледже Кембриджского университета в течение двух лет, затем три года провел во Франции в свите английского посла. После смерти отца в 1579 остался практически без средств к существованию и пост упил для изучения права в школу барристеров "Грейз инн". В 1582 стал барристером, а в 1584 членом парламента и вплоть до 1614 играл видную роль в дебатах на сессиях палаты общин. Время от времени он составлял послания королеве Елизавете, в которых стремился беспристрастно подойти к насущным политическим вопросам; возможно , последуй королева его советам, некоторых конфликтов между короной и парламентом можно было бы избежать . Однако его способ ности государственного деятеля не помогали его карьере, отчасти по той причине, что лорд Берли видел в Бэконе соперника своему сыну, отчасти же из-за того , что потерял расположение Елизаветы , мужественно возражая, по принципиальным соображениям, против принятия билля о субсидиях на покрытие расходов, понесенных в войне с Испанией (1593). Приблизительно в 1591 он стал советником фаворита королевы графа Эссекс а, предложившего ему щедрое вознаграждение . Впрочем , Бэкон дал понять па трон у, что предан прежде всего своей стране, и когда в 1601 Эссекс попытался организовать переворот , Бэкон, будучи королевским адвокатом, принял участие в его осуждении как государственного изменника. При Елизавете Бэкон так и не поднялся до сколько-нибудь высоких постов, однако после того, как в 1603 на трон взошел Яков I Стюарт , быстро продвинулся по службе. В 1607 он занял должно сть генерального стряпчего, в 1613 - генерального атторнея, в 1617 - лорда-хранителя Большой государственной печати, а в 1618 получил пост лорда-канцлера, самый высокий в структуре судебной власти. В 1603 Бэкону было пожаловано звание рыцаря, он был возведен в титул барона Веруламского в 1618 и виконта Сент-Олбанского в 1621. В том же году он был обвинен в получении взяток . Бэкон признал получение подарков от людей, дела которых разбирались в суде, однако отрицал, что это как-либо повлияло на его решение . Бэкона лишили всех постов и запретили появляться при дворе. Оставшиеся до смерти годы он провел в уединении. Главным литературным творением Бэкона считаются Опыты (Essayes), над которыми он непрерывно работал в течение 28 лет; десять эссе были опубликованы в 1597, а к 1625 в книге было собрано уже 58 эссе, часть которых вышла в третьем издании в переработанном виде (Опыты, или Наставления нравственные и политические, The Essayes or Counsels, Civill and Morall). Стиль Опытов лаконичен и назидателен, изобилует учеными примерами и блестящими метафорами. Бэкон называл свои опыты "отрывочными размышлениями" о честолюбии, приближенных и друзьях, о любви, богатстве, о занятиях наукой, о почестях и славе, о превратностях вещей и других аспектах человеческой жизни. В них можно найти холод ный расчет , к которому не примешаны эмоции или непрактичный идеализм , советы тем, кто делает карьеру. Встречаются, например , такие афоризмы : "Все, кто поднимается высоко , проходят по зигзагам винтовой лестницы" и "Жена и дети - заложники судьбы, ибо семья является помехой на пути свершения великих дел, как добрых , так и злых". Трактат Бэкона О мудрости древних (De Sapientia Veterum, 1609) является аллегорическим толкованием скрытых истин, содержащихся в древних мифах. Его История царствования Генриха VII (Historie of the Raigne of King Henry the Seventh, 1622) отличается живыми характеристиками и ясным политическим анализом. Несмотря на занятия Бэкона политикой и юриспруденцией, главным делом его жизни были философия и наука , и он величественно провозгласил: "Все знание - область моего попечения". Аристотелевскую дедукцию, в то время занимавшую главенствующие позиции , он отвергал как неудовлетворительный способ философствования. На его взгляд , должен быть предложен новый инструмент мышления, "новый органон", с помощью которого можно было бы произвести восстановление человеческого знания на более надежной основе. Общий набросок "великого плана восстановления наук" был сделан Бэконом в 1620 в предисловии к труду Новый Органон , или Истинные указания для истолкования природы (Novum Organum). В этой работе предусматривалось шесть частей: общий обзор современного состояния наук, описание нового метод а получения истинного знания, свод эмпирических данных, обсуждение вопросов, подлежащих дальнейшему исследованию, предварительные решения и, наконец , сама философия. Бэкону удалось сделать лишь наброски первых двух частей. Первая была названа О пользе и успехе знания (Of the Proficience and Advancement of Learning, Divine and Humane, 1605), латинский вариант которой, О достоинстве и приумножении наук (De Dignitate et Augmentis Scientiarum, 1623), вышел с исправлениями и множеством добавлений. По Бэкону, существует четыре вида "идолов", которые осаждают умы людей. Первый вид - идолы рода (ошибки, которые человек делает в силу самой своей природы). Второй вид - идолы пещеры (ошибки, обусловленные предрассудками). Третий вид - идолы площади (ошибки, порождаемые неточностями в использовании языка). Четвертый вид - идолы театра (ошибки, совершаемые вследствие принятия различных философских систем). Описывая ходячие предрассудки, мешающие развитию науки , Бэкон предлагал трехчастное разделение знания, произведенное согласно психическим функциям, и относил историю к памяти, поэзию к воображению и философию (в которую он включал науки) к разуму. Он также давал обзор границ и природы человеческого познания в каждой из этих категорий и указывал на важные области исследования, до сих пор бывшие в небрежении. Во второй части книги Бэкон описывал принципы индуктивного метода , с помощью которого предлагал свергнуть всех идолов разума. В незаконченной повести Новая Атлантида (The New Atlantis, написана в 1614, опубл. в 1627) Бэкон описывает утопическое сообщество ученых, занимающихся собиранием и анализом данных всякого рода согласно схеме третьей части великого плана восстановления. Новая Атлантида - превосходный социальный и культурный строй , существующий на острове Бенсалем, затерянном где-то в Тихом океане. Религия атлантов - христианство , чудесным образом открытое жителям острова ; ячейкой общества является весьма почитаемая семья; тип правления по сути дела монархия . Главным учреждением государства является Соломонов дом, Коллегия Шести Дней Творения, исследовательский центр , из которого исходят научные открытия и изобретения, обеспечивающие счастье и процветание граждан. Иногда считают, что именно Соломонов дом послужил прообразом Лондонского королевского общества, учрежденного во время царствования Карла II в 1662. Борьба Бэкона против авторитетов и метода "логических дистинкций", выдвижение нового метода познания и убеждение в том, что исследование должно начинать с наблюдений, а не с теорий, ставят его в один ряд с важнейшими представителями научной мысли Нового времени. Впрочем, он не получил сколько-нибудь значительных результатов - ни в эмпирическом исследовании, ни в области теории , а его метод индуктивного познания через исключения, который , как он полагал, будет продуцировать новое знание "подобно машине", не получил признания в экспериментальной науке. В марте 1626, решив проверить , в какой степени холод замедляет процесс гниения, он экспериментировал с курицей, набив ее снегом, однако при этом простудился. Умер Бэкон в Хайгейте близ Лондона 9 апреля 1626.
Что такое бэкон, фрэнсис? Значение бэкон, фрэнсис в энциклопедии Кольера
бэкон, фрэнсис -
I
(Bacon, Francis) (1909-1992), английский художник. Для его творчества характерны пугающие искажения пропорций человеческих фигур, олицетворяющих отчужденность и одиночество. По стилю произведения Бэкона близки к сюрреализму и абстракционизму, однако в них всегда присутствуют узнаваемые формы, часто взятые из фотографий. Фрэнсис Бэкон родился 28 октября 1909 в Дублине, в семье англичан, и провел большую часть детства в переездах между Ирландией в Англией. В возрасте 16 лет он был вынужден покинуть родительский дом, в 1925-1927 жил в Берлине и Париже. Cледующие 17 лет занимался живописью и время от времени выставлял свои картины, но был недоволен ими и в 1942 почти все уничтожил. С 1944 начался период последовательного развития творчества Бэкона; уже в первом произведении нового этапа - Три этюда фигур у подножия Распятия (Лондон, галерея Тэйт) - человеческие фигуры приобретают гротескные формы. Большинство следующих его работ - изображение одинокой фигуры в интерьере. В картинах 1940-х и 1950-х годов используется образность призрачного и фантастического, в композиционную структуру картины включаются непонятные, неопределенные части тел, отрубленные головы, фигуры, прикованные к стулу или кровати. Кажется, что эти фигуры пойманы в ловушку самой краской, которая стирает их очертания, проникает в их плоть, превращает их в абстракцию. В серии вариаций на тему Портрета папы Иннокентия X Веласкеса (1951) Бэкон анализирует возможности выражения в живописи душевного напряжения. В картинах художника 1960-х и 1970-х годов вместо призраков, пойманных краской и кистью, предстают человеческие фигуры со скрюченными конечностями и искаженными чертами. Двусмысленность композиций еще более углубляется благодаря появлению нового круга образов: это фотоаппараты и фотографии, зеркала, тени, газеты и зрители. В качестве примера можно привести картину Этюды человеческого тела (1970). Большие ретроспективные выставки Бэкона были организованы в галерее Тэйт в Лондоне (1962), в Гран-Пале в Париже (1971) и в музее Метрополитен в Нью-Йорке (1975). Умер Бэкон в Мадриде 28 апреля 1992.
|