( синто , т. е. путь богов - китаизир. калька др.-яп. слова каннагара), шинтоизм -традиц. нац. религия японцев. Сложился в раннефеод. эпоху (6-7 вв.) на базе родоплемен. анимистич. культ ов и шаманства. Этот процесс совпал с укоренением на яп. почве буддизм а , и после периода соперничества духов енство обеих религий выработало модус сосуществования, т. н. рёбу-синто ( двуединый С.), по к-рому боги С. признаются аватарами различных персонажей буддизма. В наст . вр. более половины населения Японии формально исповедует обе религии, отправляя обряды жизн. цикла ( благословение новорожденных, брак ) в синтоист, храмах, а похоронно-поминальные обряды - в буддийских. В 19-20 вв. возник ряд неосинтоист, сект, к-рые отрицают буддизм и сосредоточивают все стороны культа в своих рамках. После революции Мэйдзи (1868) и до поражения Японии во второй мировой войне в 1945 С. был гос. культом. Он состоял из следующих слоев: династийный С., культ к-рого отправлялся в рамках им-перат. семьи, якобы происходящей от солнечной богини Аматэра-су; тенноизм, обожествлявший императора; храмовый С., с культом различных локальных и общеяп. богов; домашний С., с культом богини Аматэрасу ; народный , или вульгарный . С., с культом не вошедших в гос. систему локальных божеств и духов, отправлявшийся у природных объектов. С 1946 С. отделен от гос-ва, храмовый С. организационно раздроблен между отд. храмами и их ассоциациями. В бытность гос. религией С. играл крайне реакц. роль в раздувании монархо-милитарист. пропаганды. В наст. вр. он является знаменем правых кругов, ратующих за ремилитаризацию Японии. Среди трудящихся масс , в т. ч. и в кругах, все еще пользующихся синтоист. обрядностью , идейн. влияние С. невелико.
(кит.- путь богов): путь небесных божеств, выражающийся в регулярном чередовании всего и в смене времен года. Синто изм – древняя религия японцев, основанная на одухотворенности всех вещей, ибо в каждой вещи есть свое ками(бог). Синтоизм не знает абсолютного конца, его идеал – бесконечное продолжение земной жизни. Люди не умирают, а, изменив форму существования, остаются жить на той же земле.
(япон. " синто " - путь , учение богов) - традиционно сложившаяся и наи более распространенная (наряду с буддизм ом) религия в Японии. Основой С. послужили первобытно-общинные представления о существовании множества богов (ками) в образах животных (преимущественно лисиц), растений, камней, явлений природы, а также о людях (гл. обр. умерших), якобы обладающих сверхъестественной силой. Согласно С, человек происходит от одного из этих богов, среди которых наибольшим предпочтением пользуется боги ня Солнца - Аматерасу, а император (микадо) считается потомком Аматерасу и ее представителем на земле, родоначальником всех японцев, и только через него, согласно идеям С, осуществляется связь людей с божествами. Приверженцы С. верят, что душа умершего при определенных условиях может стать ками, способным в свою очередь воплотиться в синтай - ритуальный предмет (меч, зеркало , фигурка Бога, дощечка с его именем и др.), которые становятся объектом поклонения. Основными элементами службы в С. являются очищение ( хараи ), жертвоприношение (син-сэй), краткая молитва (норито) и возлияние (наораи). С проникновением в Японию буддизма (с 6 в.) С. теряет монопольное положение. В результате соперничества С. и буддизма духов енство обеих религий пришло к соглашению, по которому боги С, признаются аватарами (см. Аватара ) различных персонажей буддизма. В результате часть японцев фактически исповедует две религии: благословение новорожденных, брак , местные праздники отмечаются в синтоистском храме , а поминально-похоронные обряды совершаются преимущественно по буддийским канонам. В 17-18 в. в. активно действовала т.наз. "историческая школа" (М. Камо, Н. Мотоори и др.) с целью укрепить С. и возродить культ императора. С 1868 ( после революции 1867-1868) С. был провозглашен государственной религией и формально таковой считался до 1945. Поражение Японии во второй мировой войне подорвало авторитет С. с его культом императора. В декабре 1945 синтоистские учреждения были отделены от государства, а 1 января 1946 японский император публично отказался от своего "божественного" происхождения. Однако в 1966 (декабрь) правительство Японии восстановило в качестве национального праздника прежний день основания империи (11 февраля 660 до н.э.). Число приверженцев С. в современной Японии невелико. А.А. Круглов
(япон. “ синто ” — путь богов) — религия , возник шая в Японии при первобытнообщинном строе, претерпела в своем развитии значительные изменения. Впервые термин “синто” стал употребляться в 18 в., чтобы отличить С. от буддизм а , из к-рого были заимствованы мн. обряды и представления. В 1868 С. был провозглашен государственной религией и формально был ею до 1945; фактически С. стал терять свое значение с конца 19 в. Гл. в С.— поклонение многочисленным ками (духам), к-рые первоначально олицетворялись в животных, растениях, предметах, явлениях природы и душах предков. Согласно С., связь между божествами и людьми осуществляется через императора (микадо) — потомка Ама-терасу ( боги ни солнца) и ее представителя на земле. Микадо считается родоначальником всех японцев, и ему воздаются божественные почести. С поражением Японии во 2-й. мировой воине божественное происхождение микадо стало отрицаться, хотя в нек-рых отношениях С. модернизируется и возрождается.