Что такое Секуляризация? Значение слова Секуляризация в философском словаре

1) Секуляризация - (от поздне-лат. saecularis - мирской, светский) — процесс освобождения различных сфер общества, обществ. групп-, индивид , сознания, деятельности и поведения людей, соц. отношений и институтов от влияния религии. Падение влияния религии выражается в изменении ее места в об-ве, сужении круга выполняемых функций, в отчуждении церк. собственности в пользу гос-ва, освобождении от релит. санкционирования гос.-правовых отношений, изъятии образования из ведения церкви, развитии светского искусства и морали и т. д. Не на всех этапах процесс С. включал в себя все эти элементы . В средние века он сдерживался духовной диктатурой церкви, однако постепенно расширялся по мере утверждения бурж. отношений. Развитие капитализма ускорило процесс С. Особенно отчетливо обнаруживалось падение влияния церкви в эпоху Возрождения, в период Реформации, подготовки бурж. революций. Франц. бурж. революция не только активизировала процесс превращения церк. и монастыр. земель в собственность светских властей, но и частично осуществила принципы свободы совести, понимаемой как свобода вероисповедания, отделила церковь от гос-ва, отчасти изъяла образование из ведения церкви. В капиталистич. об-ве процесс С. носит противореч. характер . С одной стороны, рабочий класс , руководствуясь марксист.-ленин. теорией, ведет борьбу за преобразование общества на социалистич. началах . Развитие науки и техники также способствует ослаблению влияния религии. С другой стороны, действует ряд факторов, сдерживающих С. и укрепляющих позиции религии. В бурж. об-ве имеются глубокие соц. корни религии - эксплуатация , клас. гнет, стихийность обществ, развития, неизбежно порождающие в сознании масс религ. верования. В совр. условиях буржуазия стремится использовать религию для укрепления существующего строя. Создаются бурж.-клерик. партии, пытающиеся сакрализовать (см. Сакрализация ) сознание людей и различные сферы обществ, жизни. Получают широкое развитие идеалистич. и религ.-филос. течения, попираются принципы свободы совести. В социалистич. об-ве соц. корни религии подорваны, и потому процесс С. отличается глубиной, широтой и полнотой. Наряду с преодолением религии происходит утверждение науч.-материалистич. взглядов на мир, подлинно гуманных норм и ценностей в сознании, поведении и отношениях людей.

2) Секуляризация - (от лат. saeculum - мирской, светский) - процесс обмирщения различных областей общественной жизни и культуры, переход к образу жизни, при котором деятельность человека развертывается без связи с Высшим бытием и отрицается его роль в жизни человека. Евангелие ориентирует на то, чтобы не было никакого конформизма христиан по отношению к "духу века сего", но проповедь Благой Вести и свидетельство жизни по Евангелию обращены ко всем, кто живет в среде "рода сего и века сего". Многие в Католичестве и Православии относятся к секуляризации отрицательно. " Отношение Протестантизма к сфере секулярного весьма положительно, потому что, согласно одному из его принципов, священное не ближе к Высшему, чем профанное . Этот принцип отрицает, что какая-либо из этих сфер имеет большее право на милость , чем другая: обе они бесконечно далеки и бесконечно близки к Божественному" (П.Тиллих). Ответом на вызов секуляризации стало предложение Д.Бонхёффера отказаться от былой и "лишь внешней религиозной оболочки христианства" ради духовно подлинного и внутренне свободного "безрелигиозного христианства", способного "мирским" языком "говорить о Боге - без религии, т.е. без обусловленных временем предпосылок метафизики, душевной жизни человека и т.д. и т.п.".

3) Секуляризация - (от позднелат. saecularis - мирской, светский) - первоначально отчуждение собственности религиозных организаций в пользу государства, передача церковных земель и имущества в светское владение. Иногда так называют также изъятие из церковного ведения образования, отказ от духовного звания и т. п. Постоянное обогащение религиозных организаций, церкви нередко приходило и приходит в столкновение с интересами светской власти, предпринимателей, мирских институтов. Это обусловливает стремление светских властей к С. Обращение церковных (храмовых) имений в собственность государства практиковалось уже в древности (например, в Древнем Египте при Аменхотепе IV). В Западной Европе борьба за освобождение государства от контроля церкви и акты С. сопровождали всю историю образования централизованных национальных государств, вызывая стойкое сопротивление католической церкви. Особенно широкий масштаб С. приняла в Европе, начиная с XVI в., со времени Реформации, направленной на подчинение деятельности церкви интересам буржуазии. В России огромный рост церковного землевладения также столкнулся с интересами развивающегося централизованного государства, в связи с чем в течение XV - XVII вв. производились неоднократные попытки ограничить церковное землевладение. Так, на основании указа о С. Екатерины II (1764 г.) у монастырей и архиерейских домов было отобрано 8,5 млн. десятин земли. Декретом 1917 г. все церковные и монастырские земли были национализированы, но после 1990 г. церковь в России вновь обрела право владеть землей. С конца XIX в. в западной социологии понятие С. стало пониматься более широко, а именно как десакрализация , всякая форма эмансипации от религии и церковных институтов. В марксистской литературе под С. понимаются различные исторические этапы высвобождения от религиозного влияния всех сфер жизнедеятельности общества и личности, а также процесс лишения религиозных институтов социальных функций, вытеснение религиозных представлений и замена их атеистическими взглядами. Под С. можно также понимать эмансипацию от социоцентрических религий (культов личности, избранного народа , партии и т. д.). Д. В. Пивоваров

4) Секуляризация - (лат.-светский, мирской): 1) первоначально – передача церковных земель и имущества в светское (государственное) владение. В России крупнейшая секуляризация была произведена в 1764 г. Екатериной 2, а после 1917 г.– Советской властью ; 2) с конца 19 в.– процесс освобождения различных сфер общественной, государственной и личной жизни от религиозноцерковного влияния. Характерные признаки : изменение места и роли религии в жизни общества – сужение круга государственных и общественных функций, выполняемых церковью , отчуждение церковной собственности в пользу государства, изъятие образования из ведения церкви, развитие светской морали и т. п.

5) Секуляризация - - освобождение от религиозного влияния всех сфер жизнедеятельности общества.

6) Секуляризация - — процесс освобождения всех сфе общественной и личной жизни из-под контроля рели гии (от лат. saeculum — срок жизни, характеристик преходящего, временного бытия в противополож ность божественному, вечному; начиная с Августин «секулярный» — это мирской, светский). В широко! смысле слова С. начинается с разграничения сакраль ного и профанного, с десакрализации каких-то облас тей жизни. Действия, явления, вещи становятся про фанными, когда в них перестает проявляться святое , j они превращаются в эпизоды повседневной жизни люди едят, чтобы насытиться, поют и танцуют рад! удовольствия — это действия секулярные, т.е. HI имеющие магического или религиозного смысла. В антич. мире философско-рационалистическа! критика сакральных ин-тов и мифологии обосновыва ла «самостоянье» человека в пределах обычной жизни ему не следует просить у богов то, чего он может добиться сам. Уже с 11 — 12 в. в Европе судопроизводство образование , здравоохранение из ведения церкви, духовенства постепенно переходят в руки светских властей. Мощный стимул к разграничению функций гос-ва и церкви дала Реформация ([6 в.). Так, в протестантском учении о «мирском призвании» человека егс профессиональная деятельность обретает религиозную ценность . Утверждение самодержавия в России также сопровождалось признанием приоритета светской власти: «царство» выше «священства». В современном понимании С. — это процесс ослабления воздействия религии и церкви на все сферы жизни общества, на сознание , поведение , быт и стиль жизни людей. Это влечет за собой обмирщение религии, активизацию светских форм деятельности (в политике, финансах и пр.) религиозных организаций. Сегодня все труднее становится проповедовать образ Бога в его традиционном понимании, убеждать аудиторию в необходимости обращаться к нему для разрешения реальных проблем. Язык религии становится все более чуждым не только языку науки, но и повседневной жизни. Секулярными, т.е. свободными от религиозной детерминации, оказываются важнейшие области жизни и ин-ты современного общества: гос-во и законодательство, рыночная экономика , естественные, социальные и гуманитарные науки, искусство . Идеи, которыми руководствуется современное сознание в различных областях духовного творчества, представляют автономные, самостоятельные по отношению к религии системы. При этом все же существует некое ядро секулярности в разных модификациях как отличительная черта именно общества современного типа. С. — не одномерное автоматическое «преодоление религии», но сложный, внутренне противоречивый и неоднозначный по своим последствиям процесс. Как показали исследования Э. Дюркгейма, Э. Трёльча, М. Вебера, а позднее П.А. Сорокина, П. Бергера, X. Люббе, современная светская европейская культура выросла на основе средневековой христианской культуры и немыслима вне преемственной связи с ней. Больше того, развитие нетрадиционных религий и укрепление позиций давно сложившихся церквей в кон. 20 в. позволяют говорить о возрождении религии как неотъемлемого компонента европейской культуры. Есть основания полагать, что не эта тенденция определяет будущее религии, поскольку базовые структуры секулярного сознания, даже при наличии симптомов «религиозного возрождения», все же сохраняются, находясь в пределах общего секулярного стиля современной жизни. В пользу такого вывода говорит и растущая «функционализация религии», т.е. ее использование в нерелигиозных целях (политических, идеологических, психотерапевтических и пр.). Оценка С. религиозным сознанием была и остается противоречивой. Она колеблется между признанием С. в качестве неизбежного развития импульсов, заложенных в самой религии (« теология родительного падежа» Ф. Гогартена), и неприятием С. как отпадения от Бога, забвения религиозных заповедей ( фундаментализм ). Представляется, что дело обстоит сложнее: секуляризация необратима, но поиск святынь продолжается. В. И. Гараджа

7) Секуляризация - - " процесс освобождения определенных сфер общества и культуры от господства религиозных институтов и символов" (Berger P.L. The Social Reality of Religion Faber and Faber. 1969. P. 106); "исчезновение непременной религиозной обусловленности символов, на которых строится культура " (Cox H. The secular city. N.Y., 1966. P. 35). С. имеет две стороны: отрицательную - вытеснение из человеческой жизни и разрушение ее религиозного содержания, и положительную - наполнение человеческой жизни автономным, внерелигиозным светским содержанием . В основе С. лежит вытеснение и замещение социального знания, характерного для религиозной культуры, социальным знанием , характерным для светской культуры.

8) Секуляризация - (лат. "saeculum", "век") - схоластический термин , обозначающий переход от "града божьего" к "граду земному", в августиновском понимании. Отрыв от священного истока, переход к "светскому", "веку сему". В архаических формах церковного русского языка эквивалентом термина " секуляризация " было мало употребляемое сегодня слово "обмирщвление", от слова "мир". Понятия "век сей" и "мир сей" на языке христианского богословия являются синонимами.

9) Секуляризация - (от позднелат. saecularis - мирской, светский) - первоначально отторжение или передача церковного имущества и земель в светское (государственное) владение, т.е. их "обмирщение". С конца 19 в. - любая форма освобождения от религиозных и церковных институтов, от религиозного влияния сфер жизни общества и личности. Англ. вольнодумцы, к примеру , называли свою свободную от христианства жизненную философию секуляризмом (см. G. Holyoke. Secularism, the practical Philosophy of the People, 1854).

Секуляризация

(от поздне-лат. saecularis - мирской , светский ) — процесс освобождения различных сфер общества , обществ. групп-, индивид , сознания, деятельности и поведения людей, соц. отношений и институтов от влияния религии. Падение влияния религии выражается в изменении ее места в об-ве, сужении круга выполняемых функций, в отчуждении церк. собственности в пользу гос-ва, освобождении от релит. санкционирования гос.-правовых отношений, изъятии образования из ведения церкви, развитии светского искусства и морали и т. д. Не на всех этапах процесс С. включал в себя все эти элементы . В средние века он сдерживался духовной диктатурой церкви, однако постепенно расширялся по мере утверждения бурж . отношений. Развитие капитализма ускорило процесс С. Особенно отчетливо обнаруживалось падение влияния церкви в эпоху Возрождения, в период Реформации, подготовки бурж. революций. Франц . бурж. революция не только активизировала процесс превращения церк. и монастыр. земель в собственность светских властей, но и частично осуществила принципы свободы совести, понимаемой как свобода вероисповедания, отделила церковь от гос-ва, отчасти изъяла образование из ведения церкви. В капиталистич. об-ве процесс С. носит противореч. характер . С одной стороны, рабочий клас с , руководствуясь марксист.-ленин. теорией, ведет борьбу за преобразование общества на социалистич. началах . Развитие науки и техники также способствует ослаблению влияния религии. С другой стороны, действует ряд факторов, сдерживающих С. и укрепляющих позиции религии. В бурж. об-ве имеются глубокие соц. корни религии - эксплуатация , клас. гнет , стихийность обществ, развития, неизбежно порождающие в сознании масс религ. верования . В совр. условиях буржуазия стремится использовать религию для укрепления существующего строя. Создаются бурж.-клерик. партии, пытающиеся сакрализовать (см. Сакрализация ) сознание людей и различные сферы обществ, жизни. Получают широкое развитие идеалистич. и религ.-филос. течения, попираются принципы свободы совести. В социалистич. об-ве соц. корни религии подорваны, и потому процесс С. отличается глубиной, широтой и полнотой. Наряду с преодолением религии происходит утверждение науч.-материалистич. взглядов на мир, подлинно гуманных норм и ценностей в сознании, поведении и отношениях людей.

(от лат. saeculum - мирской , светский ) - процесс обмирщения различных областей общественной жизни и культуры, переход к образу жизни, при котором деятельность человека развертывается без связи с Высшим бытием и отрицается его роль в жизни человека. Евангелие ориентирует на то, чтобы не было никакого конформизма христиан по отношению к "духу века сего", но проповедь Благой Вести и свидетельство жизни по Евангелию обращены ко всем, кто живет в среде "рода сего и века сего". Многие в Католичестве и Православии относятся к секуляризации отрицательно. " Отношение Протестантизма к сфере секулярного весьма положительно, потому что, согласно одному из его принципов, священное не ближе к Высшему, чем профанное . Этот принцип отрицает, что какая-либо из этих сфер имеет большее право на милость , чем другая: обе они бесконечно далеки и бесконечно близки к Божественному" (П.Тиллих). Ответом на вызов секуляризации стало предложение Д.Бонхёффера отказаться от былой и "лишь внешней религиозной оболочки христианства" ради духовно подлинно го и внутренне свободного "безрелигиозного христианства", способного "мирским" языком "говорить о Боге - без религии, т.е. без обусловленных временем предпосылок метафизики, душевной жизни человека и т.д. и т.п.".

(от позднелат. saecularis - мирской , светский ) - первоначально отчуждение собственности религиозных организаций в пользу государства, передача церковных земель и имущества в светское владение. Иногда так называют также изъятие из церковного ведения образования, отказ от духовного звания и т. п. Постоянное обогащение религиозных организаций, церкви нередко приходило и приходит в столкновение с интересами светской власти, предпринимателей, мирских институтов. Это обусловливает стремление светских властей к С. Обращение церковных (храмовых) имений в собственность государства практиковалось уже в древности (например, в Древнем Египте при Аменхотепе IV). В Западной Европе борьба за освобождение государства от контроля церкви и акты С. сопровождали всю историю образования централизованных национальных государств, вызывая стойкое сопротивление католической церкви. Особенно широкий масштаб С. приняла в Европе, начиная с XVI в., со времени Реформации, направленной на подчинение деятельности церкви интересам бурж уазии. В России огромный рост церковного землевладения также столкнулся с интересами развивающегося централизованного государства, в связи с чем в течение XV - XVII вв. производились неоднократные попытки ограничить церковное землевладение. Так, на основании указа о С. Екатерины II (1764 г.) у монастырей и архиерейских домов было отобрано 8,5 млн. десятин земли. Декретом 1917 г. все церковные и монастырские земли были национализированы, но после 1990 г. церковь в России вновь обрела право владеть землей. С конца XIX в. в западной социологии понятие С. стало пониматься более широко, а именно как де сакрализация , всякая форма эмансипации от религии и церковных институтов. В марксистской литературе под С. понимаются различные исторические этапы высвобождения от религиозного влияния всех сфер жизнедеятельности общества и личности, а также процесс лишения религиозных институтов социальных функций, вытеснение религиозных представлений и замена их атеистическими взглядами. Под С. можно также понимать эмансипацию от социоцентрических религий (культов личности, избранного народа , партии и т. д.). Д. В. Пивоваров

(лат.- светский , мирской ): 1) первоначально – передача церковных земель и имущества в светское (государственное) владение. В России крупнейшая секуляризация была произведена в 1764 г. Екатериной 2, а после 1917 г.– Советской властью ; 2) с конца 19 в.– процесс освобождения различных сфер общественной, государственной и личной жизни от религиозноцерковного влияния. Характер ные признаки : изменение места и роли религии в жизни общества – сужение круга государственных и общественных функций, выполняемых церковь ю , отчуждение церковной собственности в пользу государства, изъятие образования из ведения церкви, развитие светской морали и т. п.

- освобождение от религиозного влияния всех сфер жизнедеятельности общества .

— процесс освобождения всех сфе общественной и личной жизни из-под контроля рели гии (от лат. saeculum — срок жизни, характер истик преходящего, временного бытия в противополож ность божественному, вечному; начиная с Августин «секулярный» — это мирской , светский ). В широко! смысле слова С. начинается с разграничения сакраль ного и профанного, с десакрализации каких-то облас тей жизни. Действия, явления, вещи становятся про фанными, когда в них перестает проявляться святое , j они превращаются в эпизоды повседневной жизни люди едят, чтобы насытиться, поют и танцуют рад! удовольствия — это действия секулярные, т.е. HI имеющие магического или религиозного смысла. В антич. мире философско-рационалистическа! критика сакральных ин-тов и мифологии обосновыва ла «самостоянье» человека в пределах обычной жизни ему не следует просить у богов то, чего он может добиться сам. Уже с 11 — 12 в. в Европе судопроизводство образование , здравоохранение из ведения церкви, духовенства постепенно переходят в руки светских властей. Мощный стимул к разграничению функций гос-ва и церкви дала Реформация ([6 в.). Так, в протестантском учении о «мирском призвании» человека егс профессиональная деятельность обретает религиозную ценность . Утверждение самодержавия в России также сопровождалось признанием приоритета светской власти: «царство» выше «священства». В современном понимании С. — это процесс ослабления воздействия религии и церкви на все сферы жизни общества , на сознание , поведение , быт и стиль жизни людей. Это влечет за собой обмирщение религии, активизацию светских форм деятельности (в политике, финансах и пр.) религиозных организаций. Сегодня все труднее становится проповедовать образ Бога в его традиционном понимании, убеждать аудиторию в необходимости обращаться к нему для разрешения реальных проблем. Язык религии становится все более чуждым не только языку науки , но и повседневной жизни. Секулярными, т.е. свободными от религиозной детерминации, оказываются важнейшие области жизни и ин-ты современного общества: гос-во и законодательство, рыночная экономика , естественные, социальные и гуманитарные науки, искусство . Идеи, которыми руководствуется современное сознание в различных областях духовного творчества, представляют автономные, самостоятельные по отношению к религии системы. При этом все же существует некое ядро секулярности в разных модификациях как отличительная черта именно общества современного типа. С. — не одномерное автоматическое «преодоление религии», но сложный, внутренне противоречивый и неоднозначный по своим последствиям процесс. Как показали исследования Э. Дюркгейма, Э. Трёльча, М. Вебера, а позднее П.А. Сорокина, П. Бергера, X. Люббе, современная светская европейская культура выросла на основе средневековой христианской культуры и немыслима вне преемственной связи с ней. Больше того, развитие нетрадиционных религий и укрепление позиций давно сложившихся церквей в кон. 20 в. позволяют говорить о возрождении религии как неотъемлемого компонента европейской культуры. Есть основания полагать, что не эта тенденция определяет будущее религии, поскольку базовые структуры секулярного сознания, даже при наличии симптомов «религиозного возрождения», все же сохраняются, находясь в пределах общего секулярного стиля современной жизни. В пользу такого вывода говорит и растущая «функционализация религии», т.е. ее использование в нерелигиозных целях (политических, идеологических, психотерапевтических и пр.). Оценка С. религиозным сознанием была и остается противоречивой. Она колеблется между признанием С. в качестве неизбежно го развития импульсов, заложенных в самой религии (« теология родительного падежа» Ф. Гогартена), и неприятием С. как отпадения от Бога, забвения религиозных заповедей ( фундаментализм ). Представляется, что дело обстоит сложнее: секуляризация необратима, но поиск святынь продолжается. В. И. Гараджа

- " процесс освобождения определенных сфер общества и культуры от господства религиозных институтов и символов" (Berger P.L. The Social Reality of Religion Faber and Faber. 1969. P. 106); "исчезновение непременной религиозной обусловленности символов, на которых строится культура " (Cox H. The secular city. N.Y., 1966. P. 35). С. имеет две стороны: отрицательную - вытеснение из человеческой жизни и разрушение ее религиозного содержания, и положительную - наполнение человеческой жизни автономным, внерелигиозным светским содержанием . В основе С. лежит вытеснение и замещение социального знания, характер ного для религиозной культуры, социальным знанием , характерным для светской культуры.

(лат. "saeculum", "век") - схоластический термин , обозначающий переход от "града божьего" к "граду земному", в августиновском понимании. Отрыв от священного истока, переход к "светскому", "веку сему". В архаических формах церковного русского языка эквивалентом термина " секуляризация " было мало употребляемое сегодня слово "обмирщвление", от слова "мир". Понятия "век сей" и "мир сей" на языке христианского богословия являются синонимами.

(от позднелат. saecularis - мирской , светский ) - первоначально отторжение или передача церковного имущества и земель в светское (государственное) владение, т.е. их "обмирщение". С конца 19 в. - любая форма освобождения от религиозных и церковных институтов, от религиозного влияния сфер жизни общества и личности. Англ. вольнодумцы, к примеру , называли свою свободную от христианства жизненную философию секуляризмом (см. G. Holyoke. Secularism, the practical Philosophy of the People, 1854).

Значение слова Секуляризация в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Скопцы - одна из изуверских старых рус. сект, выделившаяся ...
  • Скиния - (от греч. skene шалаш, шатер) пр.евр. ...
  • Сирены - в др.греч. мифологии полуптицыполуженщины, обитавшие якобы ...
  • Сионисты - приверженцы сионизма . ...
  • Сион - 1) в правосл. культе сосуд из серебра ...
  • Синедрион - (греч. совет) в 1 в. до ...
  • Син - в вавилонск. религии бог луны, света ...
  • Сатана - (от др.евр. сатан, букв. — противодействующий), дьявол — ...
  • Санкхья - одна из ортодокс. школ др.инд. философии. Учение ...
  • Самокрещенцы - см. Спасовский толк . ...
  • Салии - (лат. Salii, от salio прыгаю, пляшу) ...
  • Сакрализация - (от лат. sacer священный) 1) вовлечение ...
  • Саваоф - (от др.евр. цебабот воинственный) — в иудаизме ...
  • Сущность - (лат. haecceitas этовость и quidditas чтойность) ...
  • Логицизм - — одно из осн. направлений обоснования математики, стремящееся ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари