Что такое Настоящее? Значение слова Настоящее в философском словаре

Настоящее - - понятие постмодернистской философии, в содержании которого традиционная семантика соответствующего термина переосмыслена в плане поворота от сугубо темпоральной его интерпретации к его трактовке в качестве единственной реальности бытия, различные конфигурации осмысления которой выступают в качестве проекций прошлого и будущего. Так, по оценке Делеза, "только настоящее существует во времени... Всякое будущее и прошлое таковы лишь в отношении к определенному настоящему... но при этом принадлежат более обширному настоящему. Всегда есть более обширное настоящее, вбирающее в себя прошлое и будущее". Именно и только Н., понятое как всеохватная тотальность данного нам бытия, характеризуется всей полнотой материальной событийности: "настоящее - это все; прошлое и будущее указывают только на относительную разницу между двумя настоящими" (Делез). В рамках постмодернистских аналитик Н. могут быть выделены два магистральных направления его исследования: 1) направление, центрированное анализом такого аспекта Н., как его имманентная неравновесность, обеспечивающая принципиальную нелинейность любой связанной с ним процессуальности. Фактически Н. в его постмодернистской интерпретации может быть понято как неравновесная среда , обладающая креативным потенциалом самоорганизации, по отношению к перманентному Н. которой все конкретно возможные ее модификации выступают в качестве своего рода аналога диссипативных структур: так, Деррида определяет актуальное состояние текста как характеризующееся своего рода "взвихренностью"; Делез связывает феномен креативного потенциала Н. с его "потрясением" (или "умопомешательством глубины") и т.п.; 2) направление, анализирующее феномен Н. в свете идеи историчности форм опыта (мы, согласно Фуко , не только "конечные", но и "исторически определенные существа"). В рамках данного подхода к Н. Фуко вводит в категориальный аппарат постмодернизма понятийную структуру " онтология настоящего" (или "онтология нас самих"), фундированную той презумпцией, что наличное состояние субъекта (как общества, так и индивида ) задана конкретно определенными, исторически артикулированными и социокультурно детерминированными нормативами дискурса , знания, власти и субъективности как таковой (см. " Смерть субъекта ", " Воскрешение субъекта "). Согласно самоопределению Фуко, данному в беседе "Нет - секс -королю" (1977), философская работа есть не что иное, как работа " историка настоящего". В свете этого, заданного презумпцией Н., подхода к предметности центральной задаче философа оказывается задача "анализировать наше собственное настоящее" (Фуко). А если учесть, что этот анализ выступает в постмодернизме в качестве программно критического ("аналитическая критика " у Деррида), то эта задача артикулируется как задача диагностики: от программы "диагностировать настоящее" у Фуко до известного обозначения Хабермаса в качестве "диагноста своего времени". В целом, в постмодернистской системе отсчета Н. выступает фактически основным предметом философского осмысления (см. " Основной вопрос философии "): "В форме столь же наивной, как сказка для детей, я скажу, что вопросом философии долгое время было: "В этом мире, где все гибнет, - что есть не-преходящего? Что мы суть - мы, которые должны умереть, - в отношении к тому, что не проходит?". Мне кажется, что начиная с XIX века философия непрестанно приближается к вопросу "Что происходит теперь, и что такое мы - мы, которые, быть может, суть не что иное и не более, чем то, что происходит теперь?". Вопрос философии - это вопрос об этом настоящем, которое и есть мы сами" (Фуко).


Синонимы: нынешнее, сегодня, сегодняшнее, сегодняшний день

Настоящее

- понятие постмодернистской философии, в содержании которого традиционная семантика соответствующего термина переосмыслена в плане поворота от сугубо темпоральной его интерпретации к его трактовке в качестве единственной реальности бытия, различные конфигурации осмысления которой выступают в качестве проекций прошлого и будущего. Так, по оценке Делеза, " только настоящее существует во времени ... Всякое будущее и прошлое таковы лишь в отношении к определенному настоящему... но при этом принадлежат более обширному настоящему. Всегда есть более обширное настоящее, вбирающее в себя прошлое и будущее". Именно и только Н., понятое как всеохватная тотальность данного нам бытия, характеризуется всей полнотой материальной событийности: "настоящее - это все; прошлое и будущее указывают только на относительную разницу между двумя настоящими" (Делез). В рамках постмодернистских аналитик Н. могут быть выделены два магистральных направления его исследования: 1) направление , центрированное анализ ом такого аспекта Н., как его имманентная неравновесность, обеспечивающая принципиальную нелинейность любой связанной с ним процессуальности. Фактически Н. в его постмодернистской интерпретации может быть понято как неравновесная среда , обладающая креативным потенциалом самоорганизации, по отношению к перманентному Н. которой все конкретно возможные ее модификации выступают в качестве своего рода аналога диссипативных структур: так, Деррида определяет актуальное состояние текста как характеризующееся своего рода "взвихренностью"; Делез связывает феномен креативного потенциала Н. с его "потрясением" (или "умопомешательством глубины") и т.п.; 2) направление, анализирующее феномен Н. в свете идеи историчности форм опыта (мы, согласно Фуко , не только "конечные", но и "исторически определенные существа"). В рамках данного подхода к Н. Фуко вводит в категориальный аппарат постмодернизма понятийную структуру " онтология настоящего" (или "онтология нас самих"), фундированную той презумпцией, что наличное состояние субъекта (как общества , так и индивида ) задана конкретно определенными, исторически артикулированными и социокультурно детерминированными нормативами дискурса , знания , власти и субъективности как таковой (см. " Смерть субъекта ", " Воскрешение субъекта "). Согласно самоопределению Фуко, данному в беседе "Нет - секс -королю" (1977), философская работа есть не что иное, как работа " историка настоящего". В свете этого , заданного презумпцией Н., подхода к предметности центральной задаче философа оказывается задача "анализировать наше собственное настоящее" (Фуко). А если учесть , что этот анализ выступает в постмодернизме в качестве программно критического ("аналитическая критика " у Деррида), то эта задача артикулируется как задача диагностики: от программы "диагностировать настоящее" у Фуко до известного обозначения Хабермаса в качестве "диагноста своего времени". В целом , в постмодернистской системе отсчета Н. выступает фактически основным предметом философского осмысления (см. " Основной вопрос философии "): "В форме столь же наивной, как сказка для детей, я скажу , что вопросом философии долгое время было : "В этом мире, где все гибнет, - что есть не-преходящего? Что мы суть - мы, которые должны умереть , - в отношении к тому , что не проходит?". Мне кажется , что начиная с XIX века философия непрестанно приближается к вопросу "Что происходит теперь , и что такое мы - мы, которые, быть может, суть не что иное и не более, чем то, что происходит теперь?". Вопрос философии - это вопрос об этом настоящем, которое и есть мы сами" (Фуко).

Значение слова Настоящее в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Нанак - (14691539) основатель сикхизма родился в Пенджабе (Индия) ...
  • Назореи - (др.евр. « назар » отказываться, воздерживаться) проповедники ...
  • Назаряне - христ. секта, возникшая в 20х гг. 19 ...
  • Нагуализм - (от мекс. «нагуал» — духхранитель) — развитая форма ...
  • Нагарджуна - (ок. 2 в.) др.инд. философ теолог, поэт, ...
  • Ноумен - философское понятие которое было введено в неоплатонизме ...
  • Номадология - (от общеевропейск. nomad кочевник) 1) в ...
  • Натурализм - (от лат. natura природа ) философская ...
  • Новшество - в единстве с ранее существующим составляет дуальную оппозицию, ...
  • Начальство - важное представление массового сознания, результат осмысления управляющего ...
  • Наука - особый ответ человека на вызов истории на ...
  • Народ - Раскол стимулирует понимание Н. через абсолютизацию первого ...
  • Неосознанное - 1. Недоосознанное. Неосознанное внутри сознательного. Тот или иной ...
  • Надобщение - 1. Общение через людей, а чаще через других ...
  • Платон - (427—347 до н.э.) — др.греч. мыслитель, наряду с ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари