- англ. realism; нем. Realismus. Филос. учения и школы, признающие реальность предмета познания - материальные вещи или идеальные поня-тия.2. В социологии -общетеоретическая и методол. ориентация (О. Конт , Г. Спенсер , Л. Гумплович , M. M. Ковалевский , Э. Дюркгейм ), согласно к-рой истинными носителями соц. реальности являются над- и сверхиндивидуальные целостности ( общество , государство , народ , семья и т. д.), а не конкретные (эмпирические) индивиды . 3. Ясное понимание и учет условий действительности при осуществлении ч.-л.
- филос. учения и школы, признающие реальность предмета познания - материальные вещи или идеальные понятия.
– подход к социальной действительности к надындивидуальному единству, системе отношений, независимой от индивидуального сознания.
(realism) - 1. ( Философия ) онтологическое утверждение, что объекты в мире существуют независимо от нашего осмысления или ощущения их (см. также Научный реализм ; ср. Материальной форме реализм противоположен философскому номинализму , скептицизму (в частности, Юма), феноменализму , нейтральному монизму (см. Разум ) , операционизму , инструментализму , а также философии Канта. Главное в понятии (способное объединить смыслы 1 и 3 ниже) - реалистическая наука стремится описывать природу и особенно "причинные силы" вещей, существующие независимо от наших описаний (см. Бхаскар, 1986). 2. (Реалистические формы идеалистической философии) - утверждение о существовании вне времени и пространства абстрактных форм или универсалий, определяющих объекты в мире. Оно включает следующее понятие : объекты в мире являются таковыми, какими мы их наблюдаем (см. Идеализм ) . 3. (Социологический реализм) - утверждение, согласно которому социальные действительность, структуры, потоки и т.д. выше и существовали раньше, чем индивидуальные акторы (своего рода социальная действительность Дюркгейм а, его концепция "социальных фактов как вещей"), ср. Методологический индивидуализм . 4. ( Литературная и культурная теория ) - утверждение о том, что литературные тексты дают реалистичное объяснение , способное при разборе казаться "реалистическим влиянием " , которому дискурс "подвергает читателя" (К. Маккейб "Теоретические очерки", 1985).