Что такое Рубинштейн Антон Григорьевич? Значение Рубинштейн Антон Григорьевич в биографическом словаре

Рубинштейн Антон Григорьевич - Рубинштейн (Антон Григорьевич) - русский композитор и виртуоз, один из величайших пианистов XIX столетия. Родился 16 ноября 1829 года в селе Вихватинец, в Бессарабии. Учился сначала у матери, затем у Виллуана , ученика Фильда. По словам Р., Виллуан был для него другом и вторым отцом. Девяти лет Р. уже выступил публично в Москве, в 1840 году - в Париже, где поразил таких авторитетов, как Обер, Шопен, Лист; последний назвал его наследником своей игры. Концертное его турне в Англии, Нидерландах, Швеции, Германии было блестящее. В Бреславле Р. исполнил свое первое сочинение для фортепиано ""Ундина"". В 1841 году Р. играл в Вене. С 1844 до 1849 года Р. жил за границей, где наставниками его были знаменитые контрапунктист Ден и композитор Мейербер. Чрезвычайно тепло относился к молодому Р. Мендельсон. Вернувшись в Петербург, он сделался заведующим музыкой при дворе великой княгини Елены Павловны . К этому времени относятся серия его фортепианных пьес и опера ""Дмитрий Донской"". 1854 - 1858 годы Р. провел за границей, концертируя в Голландии, Германии, Франции, Англии, Италии. В конце 50-х годов во дворце великой княгини Елены Павловны были устроены музыкальные классы, в которых преподавали Лешетицкий и Венявский и устраивались концерты под управлением Р., при участии хора любителей. В 1859 году Р., при содействии друзей и под покровительством великой княгини Елены Павловны, основал Русское музыкальное общество (см. XXI, 623). В 1862 году была открыта ""Музыкальная школа"", в 1873 году получившая название консерватории (см. XVI, 40). Р., назначенный директором ее, пожелал держать экзамен на диплом свободного художника этой школы и считался первым, который получил его. С 1867 года Р. предался опять концертной и усиленной композиторской деятельности. Особенно блестящим успехом сопровождалась его поездка в Америку в 1872 году. До 1887 года Р. жил то за границей, то в России. С 1887 до 1891 года вновь был директором Санкт-Петербургской консерватории. К этому времени относятся его публичные музыкальные лекции (числом 32, с сентября 1888 по апрель 1889 года). Помимо гениальной передачи фортепианных произведений авторов всех национальностей, начиная с XVI столетия и кончая современными, Р. дал на этих лекциях прекрасный очерк исторического развития музыки, записанный со слов самого лектора и изданный С. Кавос-Дехтяревой. Другая запись издана Ц.А. Кюи под заглавием ""История литературы фортепианной музыки"" (Санкт-Петербург, 1889). В этот же период времени возникли, по инициативе Р., общедоступные концерты. Упомянутым лекциям предшествовали в 1885 - 86 году исторические концерты, данные Р. в Петербурге и Москве, затем в Вене, Берлине, Лондоне, Париже, Лейпциге, Дрездене, Брюсселе. В 1889 году торжественно отпразднован в Санкт-Петербурге полувековой юбилей артистической деятельности Р. Покинув консерваторию, Р. опять жил то за границей, то в России. Скончался в Петергофе 8 ноября 1894 года и похоронен в Александро-Невской лавре. Как виртуоз-пианист, он не имел соперников. Техника пальцев и, вообще, развитие рук было для Р. только средством, орудием, но не целью. Индивидуальное глубокое понимание исполняемого, чудное, разнообразное туше, полнейшая естественность и непринужденность исполнения лежали в основе игры этого необычайного пианиста. Сам Р. говорил в своей статье ""Русская музыка"" (""Век"", 1861): ""Воспроизведение - это второе творение. Обладающий этой способностью сумеет представить прекрасным сочинение посредственное, придав ему оттенки собственного изображения; даже в творениях великого композитора он найдет эффекты, на которые тот или забыл указать, или о которых не думал"". Страсть к сочинению охватила Р., когда ему было 11 лет. Несмотря на недостаточную оценку композиторского дарования Р. публикой и, отчасти, критикой, он упорно и много работал почти во всех родах музыкального искусства. Число его сочинений достигло 119, не считая 12 опер и немалого количества фортепианных вещей и романсов, не помеченных как opus. Для фортепиано написано Р. 50 произведений, в том числе 4 фортепианных концерта с оркестром и фантазия с оркестром; затем идут 26 произведений для концертного пения, сольного и хорового, 20 произведений в области камерной музыки (сонаты со скрипкой, квартеты, квинтеты и пр.), 14 произведений для оркестра (6 симфоний, музыкально-характеристические картины ""Иоанн Грозный"", ""Дон-Кихот"", ""Фауст"", увертюры ""Антоний и Клеопатра"", концертная увертюра, торжественная увертюра, драматическая симфония, музыкальная картина ""Россия"", написанная для открытия выставки в Москве в 1882 году и пр.). Кроме того, им написаны концерты для скрипки и для виолончели с оркестром, 4 духовных оперы (оратории): ""Потерянный рай"", ""Вавилонская башня"", ""Моисей"", ""Христос"" и одна библейская сцена в 5 картинах - ""Суламит"", 13 опер: ""Дмитрий Донской, или Куликовская битва"" - 1849 год (3 действия), ""Хаджи Абрек"" (1 действие), ""Сибирские охотники"" (1 действие), ""Фомка-дурачок"" (1 действие), ""Демон"" (3 действия) - 1875 год, ""Фераморс"" (3 действия), ""Купец Калашников"" (3 действия) - 1880 год, ""Дети степей"" (4 действия), ""Маккавеи"" (3 действия) - 1875 год, ""Нерон"" (4 действия) - 1877 год, ""Попугай"" (1 действие), ""У разбойников"" (1 действие), ""Горюша"" (4 действия) - 1889 год, и балет ""Виноградная лоза"". Многие оперы Р. давались за границей: ""Моисей"" - в Праге в 1892 году, ""Нерон"" - в Нью-Йорке, Гамбурге, Вене, Антверпене, ""Демон"" - в Лейпциге, Лондоне, ""Дети степей"" - в Праге, Дрездене, ""Маккавеи"" - в Берлине, ""Фераморс"" - в Дрездене, Вене, Берлине, Кенигсберге, Данциге, ""Христос"" - в Бремене (1895). В Западной Европе Р. пользовался таким же вниманием, если не большим, как и в России. На добрые дела Р. пожертвовал много десятков тысяч, с помощью своих благотворительных концертов. Для молодых композиторов и пианистов он устраивал через каждые пять лет конкурсы в разных музыкальных центрах Европы, на проценты с капитала, предназначенного им для этой цели. Первый конкурс был в Санкт-Петербурге, под председательством Р., в 1890 году, второй - в Берлине, в 1895 году. Педагогическая деятельность не была любимым занятием Р.; тем не менее из его школы вышли Кросс , Терминская , Познанская, Якимовская, Кашперова, Голлидэй . Как дирижер, Р. был глубоким истолкователем исполняемых им авторов и, в первые годы существования концертов русского музыкального общества, пропагандистом всего прекрасного в музыке. Главные литературные труды Р.: ""Русское искусство"" (""Век"", 1861), автобиография, изданная М.И. Семевским в 1889 году и переведенная на немецкий язык (""Anton Rubinstein's Erinnerungen"", Лейпциг; 1893) и ""Музыка и ее представители"" (1891; переведена на многие иностранные языки). См. ""А. Г. Р."", биографический очерк и музыкальные лекции, С. Кавос-Дехтяревой (Санкт-Петербург, 1895); ""Антон Григорьевич Р."" (заметки к его биографии д-ра М. Б. Р-га. Санкт-Петербург, 1889; там же, 2-е изд.); ""Антон Григорьевич Р."" (в воспоминаниях Лароша , 1889, ib.); Emil Naumann ""Illustrirte Musikgeschichte"" (Берлин и Штутгарт); В.С. Баскин ""Русские композиторы. А. Г. Р."" (Москва, 1886); К. Галлер в № 721, 722, 723 ""Всемирной Иллюстрации"" за 1882 год; Albert Wolff ""La Gloriole"" (""Memoires d'un paristen"", П., 1888), ""Предстоящий 50-летний юбилей артистической деятельности А. Г. Р."" (""Царь-Колокол""); ""К 50-летнему юбилею А. Г. Р."", Don Mequez (Одесса, 1889); ""А. Г. Р."" (биографический очерк Н.М. Лисовского , ""Музыкальный Календарь-Альманах"", Санкт-Петербург, 1890); Riemen ""Opera-Handbuch"" (Лейпциг, 1884); Zabel ""Anton Rubinstein. Ein Kunsterleben"" (Лейпциг, 1891); ""Anton Rubinstein"", в английском журнале ""Review of Reviews"" (№ 15, декабрь 1894, Лондон); ""А. Г. Р."", статья В.С. Баскина (""Наблюдатель"", март, 1895); М.А. Давидова ""Воспоминания о А.Г. Рубинштейне"" (Санкт-Петербург, 1899). Н. С.

Рубинштейн Антон Григорьевич

Рубинштейн ( Антон Григорьевич) - русский композитор и виртуоз , один из величайших пианистов XIX столетия. Родился 16 ноября 1829 года в селе Вихватинец, в Бессарабии. Учился сначала у матери , затем у Виллуана , ученика Фильда . По словам Р., Виллуан был для него другом и вторым отцом. Девяти лет Р. уже выступил публично в Москве, в 1840 году - в Париже, где поразил таких авторитетов, как Обер , Шопен , Лист ; последний назвал его наследником своей игры . Концертное его турне в Англии, Нидерландах, Швеции, Германии было блестящее. В Бреславле Р. исполнил свое первое сочинение для фортепиано ""Ундина"". В 1841 году Р. играл в Вене. С 1844 до 1849 года Р. жил за границей, где наставниками его были знаменитые контрапунктист Ден и композитор Мейербер . Чрезвычайно тепло относился к молодому Р. Мендельсон . Вернувшись в Петербург , он сделался заведующим музыкой при дворе великой княгини Елены Павловны . К этому времени относятся серия его фортепианных пьес и опер а ""Дмитрий Донской "". 1854 - 1858 годы Р. провел за границей, концертируя в Голландии, Германии, Франции, Англии, Италии. В конце 50-х годов во дворце великой княгини Елены Павловны были устроены музыкальные классы , в которых преподавали Лешетицкий и Венявский и устраивались концерты под управлением Р., при участии хора любителей. В 1859 году Р., при содействии друзей и под покровительством великой княгини Елены Павловны, основал Русское музыкальное общество (см. XXI, 623). В 1862 году была открыта ""Музыкальная школа"", в 1873 году получившая название консерватории (см. XVI, 40). Р., назначенный директором ее, пожелал держать экзамен на диплом свободного художника этой школы и считался первым, который получил его. С 1867 года Р. предался о пять концертной и усиленной композиторской деятельности. Особенно блестящим успехом сопровождалась его поездка в Америку в 1872 году. До 1887 года Р. жил то за границей, то в России. С 1887 до 1891 года вновь был директором Санкт-Петербург ской консерватории. К этому времени относятся его публичные музыкальные лекции (числом 32, с сентября 1888 по апрель 1889 года). Помимо гениальной передачи фортепианных произведений авторов всех национальностей, начиная с XVI столетия и кончая современными, Р. дал на этих лекциях прекрасный очерк исторического развития музыки, записанный со слов самого лектора и изданный С. Кавос-Дехтяревой. Другая запись издана Ц.А. Кюи под заглавием ""История литературы фортепианной музыки"" (Санкт-Петербург, 1889). В этот же период времени возникли, по инициативе Р., общедоступные концерты. Упомянутым лекциям предшествовали в 1885 - 86 году исторические концерты, данные Р. в Петербурге и Москве, затем в Вене, Берлин е, Лондон е, Париже, Лейпциг е, Дрездене, Брюсселе. В 1889 году торжественно отпразднован в Санкт-Петербурге полувековой юбилей артистической деятельности Р. Покинув консерваторию, Р. опять жил то за границей, то в России. Скончался в Петергофе 8 ноября 1894 года и похоронен в Александро-Невской лавре. Как виртуоз-пианист, он не имел соперников. Техника пальцев и, вообще , развитие рук было для Р. только средством, орудием, но не целью. Индивидуальное глубокое понимание исполняемого, чудное, разнообразное туше , полнейшая естественность и непринужденность исполнения лежали в основе игры э того необычайного пианиста. Сам Р. говорил в своей статье ""Русская музыка"" (""Век"", 1861): ""Воспроизведение - это второе творение . Обладающий этой способностью сумеет представить прекрасным сочинение посредственное, придав ему оттенки собственного изображения; даже в творениях великого композитора он найдет эффекты, на которые тот или забыл указать , или о которых не думал"". Страсть к сочинению охватила Р., когда ему было 11 лет. Несмотря на недостаточную оценку композиторского дарования Р. публикой и, отчасти , критикой, он упорно и много работал почти во всех родах музыкального искусства. Число его сочинений достигло 119, не считая 12 опер и немалого количества фортепианных вещей и романсов, не помеченных как opus. Для фортепиано написано Р. 50 произведений, в том числе 4 фортепианных концерта с оркестром и фантазия с оркестром; затем идут 26 произведений для концертного пения , сольного и хорового, 20 произведений в области камерной музыки (сонаты со скрипкой, квартеты, квинтеты и пр.), 14 произведений для оркестра (6 симфоний, музыкально-характеристические картины ""Иоанн Грозный"", ""Дон-Кихот"", ""Фауст"", увертюры ""Антоний и Клеопатра"", концертная увертюра , торжественная увертюра, драматическая симфония , музыкальная картина ""Россия"", написанная для открытия выставки в Москве в 1882 году и пр.). Кроме того, им написаны концерты для скрипки и для виолончели с оркестром, 4 духовных оперы (оратории): ""Потерянный рай"", ""Вавилонская башня"", ""Моисей"", ""Христос"" и одна библейская сцена в 5 картинах - ""Суламит"", 13 опер: ""Дмитрий Донской, или Куликовская битва"" - 1849 год (3 действия), ""Хаджи Абрек"" (1 действие ), ""Сибирские охотники"" (1 действие), ""Фомка-дурачок"" (1 действие), ""Демон"" (3 действия) - 1875 год, ""Фераморс"" (3 действия), ""Купец Калашников"" (3 действия) - 1880 год, ""Дети степей"" (4 действия), ""Маккавеи"" (3 действия) - 1875 год, ""Нерон"" (4 действия) - 1877 год, ""Попугай"" (1 действие), ""У разбойников"" (1 действие), ""Горюша"" (4 действия) - 1889 год, и балет ""Виноградная лоза"". Многие оперы Р. давались за границей: ""Моисей"" - в Праге в 1892 году, ""Нерон"" - в Нью-Йорке, Гамбурге, Вене, Антверпене, ""Демон"" - в Лейпциге, Лондоне, ""Дети степей"" - в Праге, Дрездене, ""Маккавеи"" - в Берлине, ""Фераморс"" - в Дрездене, Вене, Берлине, Кенигсберге, Данциге, ""Христос"" - в Бремене (1895). В Западной Европе Р. пользовался таким же вниманием, если не большим, как и в России. На добрые дела Р. пожертвовал много десятков тысяч, с помощью своих благотворительных концертов. Для молодых композиторов и пианистов он устраивал через каждые пять лет конкурс ы в разных музыкальных центрах Европы, на проценты с капитала, предназначенного им для этой цели. Первый конкурс был в Санкт-Петербурге, под председательством Р., в 1890 году, второй - в Берлине, в 1895 году. Педагогическая деятельность не была любимым занятием Р.; тем не менее из его школы вышли Кросс , Терминская , Познанская, Якимовская, Кашперова, Голлидэй . Как дирижер , Р. был глубоким истолкователем исполняемых им авторов и, в первые годы существования концертов русского музыкального общества , пропагандистом всего прекрасного в музыке. Главные литературные труды Р.: ""Русское искусство"" (""Век"", 1861), автобиография , изданная М.И. Семевским в 1889 году и переведенная на немецкий язык (""Anton Rubinstein's Erinnerungen"", Лейпциг; 1893) и ""Музыка и ее представители"" (1891; переведена на многие иностранные языки ). См. ""А. Г. Р."", биографический очерк и музыкальные лекции, С. Кавос-Дехтяревой (Санкт-Петербург, 1895); ""Антон Григорьевич Р."" (заметки к его биографии д-ра М. Б. Р-га. Санкт-Петербург, 1889; там же, 2-е изд.); ""Антон Григорьевич Р."" (в воспоминаниях Лароша , 1889, ib.); Emil Naumann ""Illustrirte Musikgeschichte"" (Берлин и Штутгарт ); В.С. Баскин ""Русские композиторы. А. Г. Р."" ( Москва , 1886); К. Галлер в № 721, 722, 723 ""Всемирной Иллюстрации"" за 1882 год; Albert Wolff ""La Gloriole"" (""Memoires d'un paristen"", П., 1888), ""Предстоящий 50-летний юбилей артистической деятельности А. Г. Р."" (""Царь-Колокол""); ""К 50-летнему юбилею А. Г. Р."", Don Mequez ( Одесса , 1889); ""А. Г. Р."" (биографический очерк Н.М. Лисовского , ""Музыкальный Календарь-Альманах"", Санкт-Петербург, 1890); Riemen ""Opera-Handbuch"" (Лейпциг, 1884); Zabel ""Anton Rubinstein. Ein Kunsterleben"" (Лейпциг, 1891); ""Anton Rubinstein"", в английском журнале ""Review of Reviews"" (№ 15, декабрь 1894, Лондон); ""А. Г. Р."", статья В.С. Баскина (""Наблюдатель"", март , 1895); М.А. Давидова ""Воспоминания о А.Г. Рубинштейне"" (Санкт-Петербург, 1899). Н. С.

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:



Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари