Что такое кир? Значение слова кир в библейской энциклопедии

кир - Кир (город - Ам.1:5 , Ам.9:7 , Ис.22:6 , 4Цар.16:9 ) - первое, самое древнее указание на означенный город встречается у ·пр. Амоса, в указанной выше цитате, как о месте колена, которое назначено было Богом для Сириян. Действительно, Феглафелассар, царь Сирийский, отвел Дамасских Сириян в плен, как об этом и было предсказано прежде (4Цар.16:9 ). Вероятно, на этот самый город указывает и ·проч. Исаия (Ис.22:9 ). Определить местоположение оного в настоящее время очень трудно. ·г.Кир находился под владычеством Ассирии - вот все, что мы можем положительно сказать об оном. II. Кир (Ис.44:28 и ·др.) - победитель трех могущественнейших народов древности: Мидян, Лидиян и Вавилонян, основатель Мидо-Персидской монархии и освободитель Евреев из Вавилонского плена. Первоначально он назывался именем Аградар, имя же Кир сделалось его царским титулом, когда он занял выдающееся место в общественной жизни и деятельности. Этот замечательный муж в первый раз упоминается в ·свящ. Писании, как предмет пророчества, произнесенного ·пр. Исаиею, еще за полтора века, до его рождения (Ис.44:28 ). Который (·т.е. Господь) говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою, и скажет Иерусалиму: ты будешь построен! и храму: ты будешь основан! так гласит означенное удивительное пророчество. Прежде чем Иудея сделалась Персидскою областью или прежде чем два колена были отведены в плен в Вавилон, ·пр. Исаия был вдохновлен Духом Божиим прямо изречь означенное пророчество с указанием даже имени Кира, как будущего освободителя Евреев от семидесятилетнего плена Вавилонского (Ис.41:2 , 6, Ис.44:28 , Ис.45:1 ). Он был особенным орудием в Деснице Божией для разрушения Вавилона (Ис.45:1 ,3). ·свящ. Писание не упоминает о ранних летах жизни Кира, но мы можем заимствовать краткий очерк оной из Геродота и других светских классических историков. Отец Кира был Камбиз, потомок древних Персидских царей, но когда Кир родился, то он не был еще признан за лицо царского происхождения и жил в неизвестности; но вот Астиаг, царь Мидийский, выбрал Камбиза в мужья для своей дочери Манданы. По рождении Кира, около 599 до ·Р.Х., Астиаг, заботясь о безопасности своего престола, приказал было убить младенца, но это бесчеловечное предприятие, к счастью, не осуществилось и Кир оставался при Персидском дворе (Персия была присоединена тогда к Мидии), доколе среди вельмож и народа не вспыхнуло возмущение против Астиага, вследствие его несправедливого и жестокого правления. При вторичном столкновении Астиага с Киром первый был взят в плен и Мидийская монархия постепенно уступала свое место Персидской. Впрочем Кир не захватил еще кормила правления и владычества над Персиею, так как его дядя, Циаскар (упоминаемый под именем Дария в ·кн. ·пр. Даниила), был первым монархом Мидо-Персидской монархии. В видении ·пр. Даниила (·гл. 8) упоминается об овне и козле и при этом овен представляется двурогим, что, по общему мнению комментаторов, относилось к царям Мидийскому и Персидскому. Действительно завоевания Кира простирались на ·з. до Егейского моря, на ·с. - по ту сторону Армении и на ·ю. - до Египта; но так как его завоевания и царство не составляли особого предмета означенного видения, то в пророчестве содержится только краткое указание на Кира, а о нем более не упоминается в ·свящ. Писании до самого завоевания им Вавилона. Покорив Малую Азию, Кир обратил свое внимание на Вавилон, - этот золотой город, славу царств, красоту Халдейского величия, составлявший по-видимому давний предмет его честолюбивых намерений. Главные биографы Кира (Ксенофонт и Геродот) представляют жизнь и подвиги не совсем в одинаковом свете. Его завоевания, как мы уже заметили выше, распространились почти по всему свету, но самым блестящим из них было, конечно, взятие им Вавилона в 538 или 539 до ·Р.Х. Впрочем нет особенной нужды входить во все биографические подробности царствования Кира, за исключением разве тех событий из его жизни, которые непосредственно связывали его имя с историею народа Иудейского. Довольно сказать о Кире, что он был царем могущественным и мудрым, отличался благоразумием и мудростью в мирное время, равно как мужеством и храбростью в военное. Слава его царствования озарила особенным блеском всю историю Востока того времени, а Библия проливает еще новый свет на личность этого в высшей степени замечательного монарха. По взятии Вавилона, он приказал возвратить Иудеев, томившихся 70 лет в плену, в их отечественную землю, и щедро снабдил их денежными средствами к возобновлению Иерусалимского храма (·1Езд. 1 - 4). Откуда Кир мог узнать такое откровение, что Божественное существо называется "Господом, Богом небесным?" И как он узнал, что Господь повелел ему возобновить храм в Иерусалиме? О почему, презрев все языческие божества, он весь успех и величие приписал единому Господу Богу? Несомненно, он должен был иметь для сего какое либо особенное вразумление и духовное озарение свыше. Для решения этих важных вопросов остановимся вкратце мыслию на замечательном повествовании о Кире Иосифа Флавия, а этот историк говорит следующее: Кир, при чтении книги ·пр. Исаии, встретил между прочим следующее относящееся к своему лицу пророчество: "Который (·т.е. Господь) говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: ты будешь построен! и храму - ты будешь основан"... Так на то была особенная воля Божия, чтобы Кир, властитель великих и многих народов, отвел народ Иудейский в страну его и построил храм Господу! (Ис.44:28 , Езд.1:1 ,4). Это было предсказано Исаиею за 140 лет до разрушения храма, потому когда Кир прочитал означенное пророчество и удивлялся Божественному могуществу и всеведению, им овладело сильное желание осуществить на самом деле предсказание; вследствие чего он созвал знатнейших Иудеев, находившихся в Вавилоне, и сказал им: "Кто есть из вас, из всего народа Его, - да будет Бог его с ним, - и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа, Бога Израилева, того Бога, Который в Иерусалиме" (Езд.1:3 ). По слову царя, более 42,000 Иудеев, покровительствуемые указом Вира, получивши от него в дар сосуды дома Господня и другие сокровища, взятые из Иерусалима еще Навуходоносором, возвратились в свое отечество и вскоре заложили храм Богу в Иерусалиме (Езд.1:1 , 8, ·гл. 3). Впрочем, может быть, Кир был возбужден к такому великодушному делу и ·проч. Даниилом, который находился при царском дворе в царствование Кира в такой же силе, как и при его предшественнике, Дарие (Дан.6:29 ). Кир однако же не дожил до окончания построения Иерусалимского храма. В одном из сражений с Массагетами, воинственным народом, обитавшим на южных беретах Каспийского моря по ту сторону Армении, был ранен и умер от раны. Есть предание, что храбрая царица Массагетов, Томириса, в отмщение за убийство Киром ее сына, приказала отрубить ему голову и бросив оную в сосуд, наполненный кровью, воскликнула: "Насыщайся кровью, которой ты постоянно жаждал!" Впрочем сказания о смерти Кира различны: так например Ксенофонт в своей Киропедии передает, что Кир спокойно умер в своем дворце и похоронен на своей родине в Персидском городе Пасаргадах и что прах его заключался в великолепной гробнице, которую охраняли особые жрецы. На Персидский престол по смерти Кира вступил старший сын его Камбиз. Но Персы, как говорит предание, долгое время по смерти чтили память Кира, называя его своим родителем.

кир

Кир ( город - Ам.1:5 , Ам.9:7 , Ис.22:6 , 4Цар.16:9 ) - первое, самое древнее указание на означенный город встречается у ·пр. Амоса, в указанной выше цитате, как о месте колена, которое назначено было Богом для Сириян. Действительно , Феглафелассар, царь Сирийский, отвел Дамасских Сириян в плен , как об этом и было предсказано прежде (4Цар.16:9 ). Вероятно, на этот самый город указывает и ·проч. Исаия (Ис.22:9 ). Определить место положение оного в настоящее время очень трудно . ·г.Кир находился под владычеством Ассирии - вот все, что мы можем положительно сказать об оном. II. Кир (Ис.44:28 и ·др.) - победитель трех могущественнейших народ ов древности: Мидян, Лидиян и Вавилонян, основатель Мидо-Персидской монархии и освободитель Евреев из Вавилонского плена . Первоначально он назывался именем Аградар, имя же Кир сделалось его царским титулом, когда он занял выдающееся место в общественной жизни и деятельности. Этот замечательный муж в первый раз упоминается в ·свящ. Писании, как предмет пророчества, произнесенного ·пр. Исаиею, еще за полтора века, до его рождения (Ис.44:28 ). Который (·т.е. Господь) говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою, и скажет Иерусалиму: ты будешь построен! и храм у: ты будешь основан! так гласит означенное удивительное пророчество . Прежде чем Иудея сделалась Персидскою областью или прежде чем два колена были отведены в плен в Вавилон, ·пр. Исаия был вдохновлен Духом Божиим прямо изречь означенное пророчество с указанием даже имени Кира , как будущего освободителя Евреев от семидесятилет него плена Вавилонского (Ис.41:2 , 6, Ис.44:28 , Ис.45:1 ). Он был особенным орудием в Деснице Божией для разрушения Вавилона (Ис.45:1 ,3). ·свящ. Писание не упоминает о ранних летах жизни Кира, но мы можем заимствовать краткий очерк оной из Геродот а и других свет ских классических историк ов. Отец Кира был Камбиз, потомок древних Персидских царей, но когда Кир родился, то он не был еще признан за лицо царского происхождения и жил в неизвестности; но вот Астиаг, царь Мидийский, выбрал Камбиза в мужья для своей дочери Манданы. По рождении Кира, около 599 до ·Р.Х., Астиаг, заботясь о безопасности своего престол а, приказал было убить младенца, но это бесчеловечное предприятие , к счастью, не осуществилось и Кир оставался при Персидском дворе (Персия была присоединена тогда к Мидии ), доколе среди вельмож и народа не вспыхнуло возмущение против Астиага, вследствие его несправедливого и жестокого правления. При вторичном столкн овен ии Астиага с Киром первый был взят в плен и Мидийская монархия постепенно уступала свое место Персидской. Впрочем Кир не захватил еще кормила правления и владычества над Персиею, так как его дядя , Циаскар (упоминаемый под именем Дария в ·кн. ·пр. Даниила), был первым монархом Мидо-Персидской монархии. В видении ·пр. Даниила (·гл. 8) упоминается об овне и козле и при этом овен представляется двурогим, что, по общему мнению комментаторов, относилось к царям Мидийскому и Персидскому. Действительно завоевания Кира простирались на ·з. до Егейского моря, на ·с. - по ту сторону Армении и на ·ю. - до Египта; но так как его завоевания и царство не составляли особого предмета означенного видения , то в пророчестве содержится только краткое указание на Кира, а о нем более не упоминается в ·свящ. Писании до самого завоевания им Вавилона. Покорив Малую Азию, Кир обратил свое внимание на Вавилон, - этот золотой город, славу царств, красоту Халдейского величия, составлявший по-видимому давний предмет его честолюбивых намерений. Главные биографы Кира ( Ксенофонт и Геродот) представляют жизнь и подвиги не совсем в одинаковом свете. Его завоевания, как мы уже заметили выше, распространились почти по всему свету, но самым блестящим из них было, конечно , взятие им Вавилона в 538 или 539 до ·Р.Х. Впрочем нет особенной нужды входить во все биографические подробности царствования Кира, за исключением разве тех событий из его жизни, которые непосредственно связывали его имя с историею народа Иудейского. Довольно сказать о Кире, что он был царем могущественным и мудрым, отличался благоразумием и мудростью в мирное время, равно как мужеством и храбростью в военное. Слава его царствования озарила особенным блеском всю историю Востока того времени , а Библия проливает еще новый свет на личность этого в высшей степени замечательного монарха. По взятии Вавилона, он приказал возвратить Иудеев, томившихся 70 лет в плену, в их отечественную землю, и щедро снабдил их денежными средствами к возобновлению Иерусалимского храма (·1Езд. 1 - 4). Откуда Кир мог узнать такое откровение , что Божественное существо называется "Господом, Богом небесным?" И как он узнал, что Господь повелел ему возобновить храм в Иерусалиме? О почему , презрев все языческие божества, он весь успех и величие приписал единому Господу Богу? Несомненно, он должен был иметь для сего какое либо особенное вразумление и духовное озарение свыше . Для решения этих важных вопросов остановимся вкратце мыслию на замечательном повествовании о Кире Иосифа Флавия, а этот историк говорит следующее: Кир, при чтении книги ·пр. Исаии, встретил между прочим следующее относящееся к своему лицу пророчество: "Который (·т.е. Господь) говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: ты будешь построен! и храму - ты будешь основан"... Так на то была особенная воля Божия, чтобы Кир, властитель великих и многих народов, отвел народ Иудейский в страну его и построил храм Господу! (Ис.44:28 , Езд.1:1 ,4). Это было предсказано Исаиею за 140 лет до разрушения храма, потому когда Кир прочитал означенное пророчество и удивлялся Божественному могуществу и всеведению, им овладело сильное желание осуществить на самом деле предсказание ; вследствие чего он созвал знатнейших Иудеев, находившихся в Вавилоне, и сказал им: "Кто есть из вас, из всего народа Его, - да будет Бог его с ним, - и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа, Бога Израилева, того Бога, Который в Иерусалиме" (Езд.1:3 ). По слову царя, более 42,000 Иудеев, покровительствуемые указом Вира , получивши от него в дар сосуд ы дома Господня и другие сокровища, взятые из Иерусалима еще Навуходоносором, возвратились в свое отечество и вскоре заложили храм Богу в Иерусалиме (Езд.1:1 , 8, ·гл. 3). Впрочем, может быть , Кир был возбужден к такому великодушному делу и ·проч. Даниилом, который находился при царском дворе в царствование Кира в такой же силе, как и при его предшественнике, Дарие (Дан.6:29 ). Кир однако же не дожил до окончания построения Иерусалимского храма. В одном из сражений с Массагетами, воинственным народом, обитавшим на южных беретах Каспийского моря по ту сторону Армении, был ранен и умер от раны . Есть предание , что храбрая царица Массагетов, Томириса, в отмщение за убийство Киром ее сына, приказала отрубить ему голову и бросив оную в сосуд, наполненный кровью, воскликнула: "Насыщайся кровью, которой ты постоянно жаждал!" Впрочем сказания о смерти Кира различны: так например Ксенофонт в своей Киропедии передает, что Кир спокойно умер в своем дворце и похоронен на своей родине в Персидском городе Пасаргадах и что прах его заключался в великолепной гробнице, которую охраняли особые жрецы . На Персидский престол по смерти Кира вступил старший сын его Камбиз. Но Персы , как говорит предание, долгое время по смерти чтили память Кира, называя его своим родителем.

Значение слова кир в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • кис - Кис (западня, ловушка, сети) имя следующих лиц: а) (1Цар.9:1 ...
  • кирос - Кирос (Неем.7:47 ) лицо из Нефинеев, сыновья которого ...
  • киринеи, киринеянин, кирены - Киринеи, Киринеянин, Кирены (·1Мак.15:23, Мат.27:32 и ·др.) главный ...
  • кириаф-санна - КириафСанна (город книг, или письмен) (Нав.15:49 ). КириафСанна и ...
  • кинана - Кинана (1Цар.30:29 ) быть может, это название того ...
  • кимгам - Кимгам (тоска, томление) (2Цар.19:37 ,38,40) сын Верзеллия, Галаадитянина, ...
  • киликия - Киликия (Деян.6:9 Деян.21:39 ) область в ·ю.в. части ...
  • килан - Килан (·2Езд.5:15) из Израильтян, сыновья которого возвратились из ...
  • нанея - Нанея (·2Мак.1:13,15) божество Ассириян, Персов и других восточных ...
  • седмины даниила - семьдесят седмин - Седмины Даниила семьдесят седмин (Дан.9:24 ,27) это ...
  • астусиим - Астусиим (1Пар.1:32 ) из сынов Дедана, сына Иокшана, ...
  • ваквук - Ваквук (излияние) (Неем.7:53 ) из Нефинеев, возвратившихся из ...
  • кедар - Кедар (темный, мрачный, черный) имя двух лиц: а) (Быт.25:13 ...
  • афай - Афай (рожденный в благоприятное время, благовременный) (1Пар.12:11 ) ...
  • александрийцы - Александрийцы (Деян.6:9 ) Иудеи из Александрии, которые присутствовали ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари