Что такое Потребность? Значение слова Потребность в социологическом словаре

1) Потребность - -англ. necessity/ need; нем. Bedurfnis. Нужда  в ч.-л. необходимом для поддержания жизнедеятельности организма ,  человеческой личности, соц. группы, общества в целом; побудитель активности. Различают П. первичные, вторичные, биол., социальные; а также по сфере деятельности - П. труда ,  познания, общения, отдыха; по объекту  - материальные и духовные, этические, эстетические и т. д.; по их функциональной роли - доминирующие и второстепенные (периферийные), устойчивые и ситуативные; по субъекту  - индивидуальные, групповые, коллективные, общественные.

2) Потребность - - состояние недостатка в ч.-л., состояние, стимулирующее деятельность ,  направленную на восполнение этого недостатка, одна из отличительных черт всякой жизнедеятельности. П. могут испытывать организмы, индивиды ,  соц. группы, организации, предприятия, учреждения, об-во в целом. Человеческие П. бывают неосознанными (их называют влечениями) и осознанными. П. лежат в основе образования ценностей. Осознание П. служит формированию интереса ,  мотива ,  ориентации, установки, цели, решения, действия. П. составляют единую систему и классифицируются по различн. критериям: материальные и духовные (или культурные), индивидуальные и групповые, производственные и непроизводственные, рациональные и нерациональные, текущие и ожидаемые, реальные и идеальные, жизненно важные и второстепенные, традиционные и новые, постоянные и временные, самодовлеющие и престижные, элементарные и сложные, возвышенные и низменные и т. д. По критерию происхождения П. делятся на естественные или биогенные, первичные (в самосохранении - пище, воде, отдыхе, сне, тепле, сохранении здоровья, воспроизведении потомства, сексуальные и др.) и социогенные, вторичные (в самоутверждении, общении, различн. достижениях, в дружбе, любви и т. д.; в знаниях, саморазвитии; в творчестве, самовыражении). Не только вторичные, но и первичные П. людей, в отличие от животных, носят обществ., а не просто биологич. характер. Они опосредствуются обществ. производством ,  об-вом, к-рое определяет конкретные формы их проявления удовлетворения. Социологией изучаются соц. П. людей: П. в биении в самосохранении, самоутверждении, саморазвитии, самовыражении; социогенез  вторичных П.; особенности обществ. формирования конкретных проявлений и способов удовлетворения первичных П. Психологией П. исследуются как источник активности, первопричина поведения личности или соц. группы и рассматриваются как особое психологич. явление. П. человека  порождаются в процессе  обществ.-историч. развития. Отправным пунктом в осмыслении П. выкупает идея о них как об изначально движущей силе, источнике и причине деятельности человека. Невозможно представить деятельность без П., и наоборот, чем разнообразнее деятельность человека, тем богаче его П. В психологии встречается ряд определений П. Анализ  их позволяет выделить три категории  П., к-рые понимаются как нужды, как требования организма и как отношения. Первое определение  традиционно и наиболее распространено. Оно вполне достаточно для внешнего описания П., но не для выражения их сущности. Во втором определении причина  развертывания активности скрыта в самом организме, а не в объектах среды. Согласно третьему определению, П. - это не просто нужда  и не просто требования, побуждения организма, а определенные отношения человека к объективной реальности. Это определение позволяет учесть в развертывании П. роль  как субъекта, так и объекта .  Исходным и самым глубоким смыслом данного определения является противоречие  между субъектом и объектом. За П. как идеальными явлениями стоит определенная объективная реальность, в к-рой человек ищет не истину, а меру использования в своей жизни того или иного класса  вещей. Он поставлен в данном случае в ценностное отношение  к вещам, к-рое отражается в психике человека в виде П. Испытывая П., человек чувствует зависимость от предмета, способного удовлетворить ее. В этом отношении он оказывается страдающим, зависимым существом. Но он стремится выйти из такой зависимости. В его переживаниях возникает своеобразное внутреннее беспокойство и он ищет способы и предметы удовлетворения этой П. Переживание П. выражается в стремлении снять внутренний конфликт ,  разрядить напряжение, получить удовлетворение  и относительное успокоение. Поэтому П. можно рассматривать как способ развертывания деятельности человека. Вот почему П. оказываются источником активности человека. Лит.: Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции .  М., 1971; Михайлов Н.Н. Потребности как социологическая категория .  Челябинск, 1974; Проблемы формирования социогенных потребностей. Т. 1, 2. Тбилиси, 1974-1981; Магун B.C. Потребности и психология  социальной деятельности личности. Л., 1983; Асеев В.Г. Структура  мотивации поведения//Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. М., 1988. И.В. Бестужев-Лада, Н.В. Кучевская.

3) Потребность - - первоисточник мотивации, это нужда  в том, что необходимо для существования личности ( коллектива ,  общества), их нормального функционирования. Потребность - осознанная необходимость в производстве, распределении, обмене  и потреблении материальных благ, социальных и культурных ценностей.

4) Потребность - - Главной побудительной силой человека ,  группы, общества является потребность ,  под которой понимается объективно обусловленный запрос личности в необходимых для существования благах и деятельности по их приобретению. Не имея еды, одежды, жилища, духовных благ люди не могут существовать. А чтобы все это иметь, они должны производить, трудиться. Следовательно, люди трудятся потому, что им необходимо удовлетворить потребности. Потребности активизируют человека. Если нет потребности, не может быть и активности. Однако побудительной силой обладают осознанные потребности. Потребности, осознаваясь людьми, отражают в их психике несоответствие внешних условий их внутренним требованиям и предопределяют их деятельность  по устранению такого несоответствия. Потребность - первоисточник мотивации, это нужда  в том, что необходимо для существования личности, их нормального функционирования. Первичные - физиологические потребности человека в пище, одежде, жилье, продлении рода и др. определяют самое необходимое для его жизни. Потребности более высокого порядка - духовные, культурные, интеллектуальные, социальные определяют положение человека на производстве и в обществе. К последним относится и потребность в труде . 


Синонимы: нужда, потребность

Потребность

-англ. necessity/ need; нем. Bedurfnis. Нужда  в ч.-л. необходимом для поддержания жизнедеятельности организма ,  человеческой личности, соц. группы, общества в целом ; побудитель активности. Различают П. первичные, вторичные, биол., социальные; а также по сфере деятельности - П. труда ,  познания, общения, отдыха; по объекту  - материальные и духовные, этические, эстетические и т. д.; по их функциональной роли - доминирующие и второстепенные (периферийные), устойчивые и ситуативные; по субъекту  - индивидуальные, групповые, коллективные, общественные.

- состояние недостатка в ч.-л., состояние, стимулирующее деятельность ,  направленную на восполнение этого недостатка, одна из отличительных черт всякой жизнедеятельности. П. могут испытывать организмы, индивиды ,  соц. группы, организации, предприятия, учреждения, об-во в целом . Человеческие П. бывают неосознанными (их называют влечениями) и осознанными. П. лежат в основе образования ценностей. Осознание П. служит формированию интереса ,  мотива ,  ориентации, установки, цели, решения, действия. П. составляют единую систему и классифицируются по различн. критериям: материальные и духовные (или культурные), индивидуальные и групповые, производственные и непроизводственные, рациональные и нерациональные, текущие и ожидаемые, реальные и идеальные, жизненно важные и второстепенные, традиционные и новые, постоянные и временные, самодовлеющие и престижные, элементарные и сложные, возвышенные и низменные и т. д. По критерию происхождения П. делятся на естественные или биогенные, первичные (в самосохранении - пище, воде, отдыхе, сне, тепле, сохранении здоровья, воспроизведении потомства, сексуальные и др.) и социогенные, вторичные (в самоутверждении, общении, различн. достижениях, в дружбе, любви и т. д.; в знаниях, саморазвитии; в творчестве, самовыражении). Не только вторичные, но и первичные П. людей, в отличие от животных, носят обществ., а не просто биологич. характер. Они опосредствуются обществ. производством ,  об-вом, к-рое определяет конкретные формы их проявления удовлетворения. Социологией изучаются соц. П. людей: П. в биении в самосохранении, самоутверждении, саморазвитии, самовыражении; социогенез  вторичных П.; особенности обществ. формирования конкретных проявлений и способов удовлетворения первичных П. Психологией П. исследуются как источник активности, первопричина поведения личности или соц. группы и рассматриваются как особое психологич. явление. П. человека  порождаются в процессе  обществ.-историч. развития. Отправным пунктом в осмыслении П. выкупает идея о них как об изначально движущей силе, источнике и причине деятельности человека. Невозможно представить деятельность без П., и наоборот, чем разнообразнее деятельность человека, тем богаче его П. В психологии встречается ряд определений П. Анализ  их позволяет выделить три категории  П., к-рые понимаются как нужды, как требования организма и как отношения. Первое определение  традиционно и наиболее распространено. Оно вполне достаточно для внешнего описания П., но не для выражения их сущности. Во втором определении причина  развертывания активности скрыта в самом организме, а не в объектах среды. Согласно третьему определению, П. - это не просто нужда  и не просто требования, побуждения организма, а определенные отношения человека к объективной реальности. Это определение позволяет учесть в развертывании П. роль  как субъекта, так и объекта .  Исходным и самым глубоким смыслом данного определения является противоречие  между субъектом и объектом. За П. как идеальными явлениями стоит определенная объективная реальность, в к-рой человек ищет не истину, а меру использования в своей жизни того или иного класса  вещей. Он поставлен в данном случае в ценностное отношение  к вещам, к-рое отражается в психике человека в виде П. Испытывая П., человек чувствует зависимость от предмета, способного удовлетворить ее. В этом отношении он оказывается страдающим, зависимым существом. Но он стремится выйти из такой зависимости. В его переживаниях возникает своеобразное внутреннее беспокойство и он ищет способы и предметы удовлетворения этой П. Переживание П. выражается в стремлении снять внутренний конфликт ,  разрядить напряжение, получить удовлетворение  и относительное успокоение. Поэтому П. можно рассматривать как способ развертывания деятельности человека. Вот почему П. оказываются источником активности человека. Лит.: Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции .  М., 1971; Михайлов Н.Н. Потребности как социологическая категория .  Челябинск, 1974; Проблемы формирования социогенных потребностей. Т. 1, 2. Тбилиси, 1974-1981; Магун B.C. Потребности и психология  социальной деятельности личности. Л., 1983; Асеев В.Г. Структура  мотивации поведения//Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. М., 1988. И.В. Бестужев-Лада, Н.В. Кучевская.

- первоисточник мотивации, это нужда  в том, что необходимо для существования личности ( коллектива ,  общества ), их нормального функционирования. Потребность - осознанная необходимость в производстве, распределении, обмене  и потреблении материальных благ, социальных и культурных ценностей.

- Главной побудитель ной силой человека ,  группы, общества является потребность ,  под которой понимается объективно обусловленный запрос личности в необходимых для существования благах и деятельности по их приобретению. Не имея еды, одежды, жилища, духовных благ люди не могут существовать. А чтобы все это иметь, они должны производить, трудиться. Следовательно, люди трудятся потому, что им необходимо удовлетворить потребности. Потребности активизируют человека. Если нет потребности, не может быть и активности. Однако побудительной силой обладают осознанные потребности. Потребности, осознаваясь людьми, отражают в их психике несоответствие внешних условий их внутренним требованиям и предопределяют их деятельность  по устранению такого несоответствия. Потребность - первоисточник мотивации, это нужда  в том, что необходимо для существования личности, их нормального функционирования. Первичные - физиологические потребности человека в пище, одежде, жилье, продлении рода и др. определяют самое необходимое для его жизни. Потребности более высокого порядка - духовные, культурные, интеллектуальные, социальные определяют положение человека на производстве и в обществе. К последним относится и потребность в труде . 

Значение слова Потребность в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Полифилия - (от греч. polys многий и phylon ...
  • Политика - англ. politics/policy; нем. Politik. 1. Сфера  деятельности, ...
  • Политеизм - (от греч. polys многий и theos ...
  • Полис - (от греч. polis городгосударство  (1) и от ...
  • Полимерия - (от греч. polymereia многообразие) англ. polymerism; ...
  • Полигенизм - (от греч. polys многий и genos ...
  • Порядок - англ. order; нем. Ordnung. 1. Упорядоченность, организованность ...
  • Посредник - англ. mediator /intermediary; нем. Vermittler. Лицо, организация ,  ...
  • Поселение - англ. settlement; нем. Siedlung. Постоянно или временно ...
  • Правосудие - англ. justice; нем. Rechtsprechung. Разрешение судом конкретных вопросов ...
  • Правосознание - англ. legal consciousness; нем. Rechtsbewu?tsein. Совокупность  взглядов, ...
  • Правопорядок - англ. law and order; нем. Rechtsordnung. Порядок  обществ, ...
  • Правонарушение - англ. delinquensy/transgression; нем. Rechtsverletzung. Неправомерное действие ,  являющееся ...
  • Предрассудок - англ. prejudice; нем. Vorurteil. Устойчивое предубеждение  по поводу ...
  • Модель - (от лат. modulus мера, образец) 1. ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари