(от лат. structura - строение , расположение, порядок ) - англ. structure; нем. Struktur. Расположение и связь частей, составляющих целое; внутреннее строение ч.-л. Структуры можно различать : по сфере существования - материальные (физические, биологические, химические) и идеальные (психические, познавательные , логические); по характеру связи - порядковые, композиционные, топологические; по направленности - субстанциальные и функциональные: по разнообразию связей - простые и сложные.
(от лат. structure - строение , расположение , порядок ) - расположение и связь частей, составляющих целое; внутреннее строение ч.-л. Структуры можно различать : по сфере существования - материальные (физич., биологич., химич.) и идеальные (психич., познавательные , логич.); по характеру связи - порядковые, композиционные, топологические; по направленности - субстанциальные и функциональные; по разнообразию связей - простые и сложные.
совокупность жестко закрепленных и взаимосвязанных элементов.
(лат. structura) - взаимо расположение и связь составных частей чего-либо; строение
(лат. structura - строение , расположение , порядок ) - совокупность внутренних связей, строение, внутреннее устройство объекта . Иногда в определении понятия С. добавляют, что указанные внутренние связи устойчивы и что они обеспечивают целостность объекта и его тождественность самому себе. Подобное ограничение, по-видимому, излишне, так как в некоторых отраслях знания рассматриваются объекты с переменной, нестационарной и т.п. Понятие С. и родственные ему (такие, как связь , отношение , взаимодействие ) играют важную роль в общей теории систем и при использовании системного подхода в различных областях деятельности; понятие С. тесно связано с понятием " функция " . также: Система , Структурно-функциональный анализ . Н.Н. Леонов
(structure) — 1. Упорядочение элементов в определенную модель , например, каких-либо институциализированных социальных классификаций (роли, организации и т.д.) в "образовательную структуру" или "структуру занятости" (см. также Социальная структура ; Структурный функционализм ) . 2. Правила ("глубинная структура " ), лежащие в основе поверхностной структуры (особенно в аналогичной грамматике) (см. также Лингвистика ; Леви-Стросс). Для Гидденса (1984) "структура" в этом смысле относится к "правилам и воз можно стям", содержащимся в воспроизводстве социальных систем (см. также Структурация ; Структурационная теория ) . Различие (смыслы 1 и 2), выводимое между "поверхностными" и "глубинными структурами", также важно в структурализме (значения 3 и 5). Наибольшая критика термина исходит от теоретиков символической интеракции, социальной феноменологии и герменевтики. По их мнению, социология должна помещать в центр причастность акторов к созданию и воссозданию социального мира через символическое значение . Люди, а не структуры, создают социальный порядок . Даже если к структурам относиться как к "правилам", то и тогда они создаются людьми. Компромисс между теориями структуры и теориями значения зачастую предпринимался социальными теоретиками. В 1960-х гг. П.Л. Бергер с коллегами предложил "диалектическую" теорию "социального конструирования действительности". Согласно ей, "социальная структура характеризуется не как что-либо способное стоять само по себе, отдельно от создавшей ее человеческой деятельности", а однажды построенная, она "противостоит индивидууму (и) как чуждая фактичность (и) как средство принуждения" (Бергер и Пулберг, 1966). Сконструированная людьми действительность лишь принимает видимость ее создания некой внешней, нечеловеческой силой. Более позднее предположение Гидденса о том, что "структуры" всегда можно в принципе исследовать с точки зрения их структурации "как ряда воспроизведенных практик" (Гидденс, 1976) и что структуры "и сдерживают, и облегчают", дает еще один пример подхода , предлагающего компромисс между теориями деятельности и теориями структуры (см. Дуальность структуры ; Структурация; Структурационная теория ) . См. также Структура и воля .