Что такое Крестьяне? Значение слова Крестьяне в социологическом словаре

Крестьяне - (peasants) — "мелкие сельскохозяйственные производители, которые с помощью простых орудий и труда  членов своих семей получают продукцию главным образом для собственного потребления, прямого или косвенного, и для выполнения обязательств перед обладателями политической и экономической власти" (Шейнин, 1988). До 1960-х гг. крестьянство в значительной степени игнорировалось социологией как не игравшее существенной роли в истории. хотя данная группа  существовала на протяжении большей части зафиксированной истории и во многих частях мира. С 1960-х гг. публикация работ таких авторов, как Вольф (1966) и Баррингтон Mh (1967), начала менять сложившиеся представления, внедряя социологию подходы ,  разработанные в антропологии и политической экономии. Роль  крестьянства во время  войны во Вьетнаме, а также рост его политической активности в Латинской Америке и Азии поставила под вопрос общепринятое мнение  о его пассивности В русле марксистских работ, отчасти под влиянием  маоизма (см. Мао Цзедун )  и событий в Китае в революции 1949 г. и впоследствии, обсуждалось, представляло ли крестьянство стран "третьего мира" революционную силу социализма .  Это особенно проявилось в свете исследований, видевших пролетариат  развитого капиталистического мира как включенную в господствующий капиталистический мир рабочую аристократию. В настоящее время существует важная область междисциплинарных исследований в этой области. Но один из наиболее важных споров посвящен тому, можно ли выявить особую категорию крестьянства как концептуально, так и эмпирически. Шейнин — один из самых сильных и наиболее влиятельных защитников данного понятия. С учетом всех направлений, способствовавших изучению крестьянства в нынешнем столетии, он доказывает, что у него есть четыре основные взаимосвязанные характеристики: (а) семейное хозяйство — главная экономическая единица, вокруг которой организовано производство ,  труд и потребление ;  инь, (б) земледелие  — основной вид деятельности ,  сочетающийся с минимальной специализацией и семейным обучением работе; (в) имеется особый "крестьянский жизненный путь", основанный на местной деревенской общине, охватывающий большинство сфер социальной жизни и культуры, отличающийся от городской жизни и от жизни других социальных групп; (г) крестьяне  политически, экономически и социально подчинены группам, не состоящим из крестьян, против которых изобрели различные методы  сопротивления, вплоть до восстания или бунта .  Имеются и два других вспомогательных аспекта: (д) определенная социальная динамика  предполагает циклическое изменение  в поколениях, сглаживающее со временем неравенство  посредством раздела земли и увеличения (уменьшения) семейного труда в семейном цикле; (е) специфическая для современного мира общая модель  структурного развития втягивает крестьян в рыночные отношения, часто путем влияния таких внешних факторов, как агробизнес ,  и способствует инкорпорации в национальную политику. Точный результат их общих процессов не предопределен. В зависимости от обстоятельств крестьянство выживает за счет миграции, сочетания наемного труда в городских или сельских районах с некоторыми элементами земледелия, становясь рабочими-крестьянами или полностью превращаясь в сельский пролетариат. Далее, между крестьянами и другими фермерами обычно проводятся два общих различия. Во-первых, с племенными народами за счет (Поуст, 1972): (а) скорее групповой или индивидуальной, чем общинной собственности на землю; (б) общественного разделения труда, не полностью основанном на родстве; (в) вовлеченности в рыночные отношения, даже если ее степень незначительная; (г) политических иерархий и государственной структуры, которой они подчинены; (д) культуры не столь гомогенной, как у племенных народов, сосуществующей с культурами других групп того же общества. Во-вторых, с мелкими капиталистическими семейными фермерами, применяющими в основном семейный труд, но также и наемный, покупающими семена, удобрения, домашний скот и т. д., продающими большую часть продукции. Таким образом, и затраты, и продукция являются товарами. Крестьяне наиболее четко выявляются в аграрных обществах. Какое же воздействие на них имело возникновение капитализма !  Для некоторых авторов это ставит проблему расслоения крестьянства, увеличивающееся с развитием  капитализма. Согласно Ленину, одно из отличий наблюдается между, во-первых, богатыми крестьянами, имеющими больше земли, чем требуется для собственного потребления, и либо сдающими ее в аренду, либо нанимающими на работу других; во-вторых, средними, соответствующими используемому здесь определению крестьянина; в-третьих, беднейшими, не имеющими столько земли, чтобы удовлетворить собственные потребности, и посему продающими свой труд за деньгиОпределение  беднейшего крестьянина дается Малазиеном: "тот, кто должен переселиться на чужую землю". Актуальная проблема :  становятся ли с развитием капитализма богатые крестьяне капиталистическими фермерами, беднейшие — пролетариями, а средние - теми или другими. До последнего десятилетия в этой области игнорировался вопрос о Гендере .  Теперь все более признается, что патриархальные отношения являются основными и женщины часто разными способами превращаются в подчиненных, выполняя тяжелую работу. Разделение труда  между ними и мужчинами находится в зависимости от времени и места, но имеется всегда. Общественная идентичность  крестьянских женщин ограничена, а в чрезвычайных случаях, типа Китая до 20-го столетия, они едва ли считались людьми. Есть несколько сильных аргументов в пользу того, что понятию «крестьянин» вообще нет места в социально-научном анализе .  Полли Хилл (1986), опираясь на свою работу в Африке и Азии, утверждает следующее: во времени и в пространстве есть множество способов благодаря которым сельские фермеры обеспечивают проживание и организуют свою социальную жизньлишь небольшая часть людей соответствует определению крестьянства, ибо индивидуум в течение жизни  может заниматься торговлей, наемным трудом, мелким земледелием, обменом или наймом других. Другие доказывали, что концептуально данный термин  имеет неопределенные значения, ведь нельзя объяснить определением "крестьянин" общество ,  экономику или политику таким же образом, как с помощью других понятий. Ведутся дебаты и о том, является ли подходящим значение ,  уделяемое крестьянской семье, в формулировках Шейнина и подобных авторов. Акцент на семье сделал советский экономист Чаянов (см. Торнер и др., 1966). Однако при данной степени внутрисемейных связей, важности деревни во многих крестьянских общинах  и влияния не крестьянских групп на крестьян не ясно, является ли динамика крестьянской жизни наилучшим образом приближен- ной к семье как к главной единице анализа. Некоторые из этих аргументов убедительны и все еще питают споры. См. также Кресть- янское общество; Крестьянская политика ;  Крепостное право ;  Пере- ход от феодализма  к капитализму; Испольщина

Крестьяне

(peasants) — "мелкие сельскохозяйственные производители, которые с помощью п рост ых орудий и труд а  членов своих семей получают продукцию главным образом для собственного потребления, прямого или косвенного, и для выполнения обязательств перед обладателями политической и экономической власти" (Шейнин, 1988). До 1960-х гг. крестьянство в значительной степени игнорировалось социологией как не игравшее существенной роли в истории. хотя данная группа  существовала на протяжении больше й части зафиксированной истории и во многих частях мира . С 1960-х гг. публикация работ таких авторов, как Вольф (1966) и Баррингтон Mh (1967), начала менять сложившиеся представления, внедряя социологию подходы ,  разработанные в антропологии и политической экономии. Роль  крестьянства во время  войны во Вьетнаме, а также рост его политической активности в Латинской Америке и Азии поставила под вопрос общепринятое мнение  о его пассивности В русле марксистских работ, отчасти под влиянием  маоизма (см. Мао Цзедун )  и событий в Китае в революции 1949 г. и впоследствии , обсуждалось, представляло ли крестьянство стран "третьего мира" революционную силу социализма .  Это особенно проявилось в свете исследований, видевших пролетариат  разви того капиталистического мира как включенную в господствующий капиталистический мир рабочую аристократию. В настоящее время существует важная область междисциплинарных исследований в этой области. Но один из наи более важных споров посвящен тому , можно ли выявить особую категорию крестьянства как концептуально, так и эмпирически. Шейнин — один из самых сильных и наиболее влиятельных защитников данного понятия. С учетом всех направлений, способствовавших изучению крестьянства в нынешнем столетии, он доказывает, что у него есть четыре основные взаимосвязанные характеристики : (а) семейное хозяйство — главная экономическая единица , вокруг которой организовано производство ,  труд и потребление ;  инь, (б) земледелие  — основной вид деятельности ,  сочетающийся с минимальной специализацией и семейным обучением работе; (в) имеется особый "крестьянский жизненный путь", основанный на местной деревенской общине, охватывающий большинство сфер социально й жизни и культуры, отличающийся от городской жизни и от жизни других социальных групп; (г) крестьяне  политически, экономически и социально подчинены группам, не состоящим из крестьян, против которых изобрели различные методы  сопротивления, вплоть до восстания или бунта .  Имеются и два других вспомогательных аспекта: (д) определенная социальная динамика  предполагает циклическое изменение  в поколениях, сглаживающее со временем неравенство  посредством раздела земли и увеличения (уменьшения) семейного труда в семейном цикле; (е) специфическая для современного мира общая модель  структурного развития втягивает крестьян в рыночные отношения , часто путем влияния таких внешних факторов, как агробизнес ,  и способствует инкорпорации в национальную политику. Точный результат их общих процессов не предопределен. В зависимости от обстоятельств крестьянство выживает за счет миграции , сочетания наемного труда в городских или сельских районах с некоторыми элементами земледелия, становясь рабочими-крестьянами или полностью превращаясь в сельский пролетариат. Далее , между крестьянами и другими фермерами обычно проводятся два общих различия. Во-первых, с племенными народами за счет (Поуст, 1972): (а) скорее групповой или индивидуальной, чем общинной собственности на землю; (б) общественного разделения труда, не полностью основанном на родстве; (в) вовлеченности в рыночные отношения, даже если ее степень незначительная; (г) политических иерархий и государственной структуры, которой они подчинены; (д) культуры не столь гомогенной, как у племенных народов, сосуществующей с культурами других групп того же общества . Во-вторых, с мелкими капиталистическими семейными фермерами, применяющими в основном семейный труд, но также и наемный , покупающими семена , удобрения , домашний скот и т. д., продающими большую часть продукции. Таким образом, и затраты , и продукция являются товарами. Крестьяне наиболее четко выявляются в аграрных обществах. Какое же воздействие на них имело возникновение капитализма !  Для некоторых авторов это ставит проблему расслоения крестьянства, увеличивающееся с развитием  капитализма. Согласно Ленину, одно из отличий наблюдается между, во-первых , богатыми крестьянами, имеющими больше земли, чем требуется для собственного потребления, и либо сдающими ее в аренду, либо нанимающими на работу других; во-вторых , сред ними , соответствующими используемому здесь определению крестьянина; в-третьих , беднейшими, не имеющими столько земли, чтобы удовлетворить собственные потребности , и посему продающими свой труд за деньги .  Определение  беднейшего крестьянина дается Малазиеном: "тот, кто должен переселиться на чужую землю". Актуальная проблема :  становятся ли с развитием капитализма богатые крестьяне капиталистическими фермерами, беднейшие — пролетариями, а средние - теми или другими. До последнего десятилетия в этой области игнорировался вопрос о Гендере .  Теперь все более признается, что патриархальные отношения являются основными и женщины часто разными способами превращаются в подчиненных, выполняя тяжелую работу. Разделение труда  между ними и мужчинами находится в зависимости от времени и места , но имеется всегда . Общественная идентичность  крестьянских женщин ограничена, а в чрезвычайных случаях, типа Китая до 20-го столетия, они едва ли считались людьми. Есть несколько сильных аргументов в пользу того, что понятию «крестьянин» вообще нет места в социально-научном анализе .  Полли Хилл (1986), опираясь на свою работу в Африке и Азии, утверждает следующее: во времени и в пространстве есть множество способов благодаря которым сельские фермеры обеспечивают проживание и организуют свою социальную жизнь ;  лишь небольшая часть людей соответствует определению крестьянства, ибо индивидуум в течение жизни  может заниматься торговлей, наемным трудом, мелким земледелием, обменом или наймом других. Другие доказывали, что концептуально данный термин  имеет неопределенные значения, ведь нельзя объяснить определением "крестьянин" общество ,  экономику или политику таким же образом, как с помощью других понятий. Ведутся дебаты и о том, является ли подходящим значение ,  уделяемое крестьянской семье, в формулировках Шейнина и подобных авторов. Акцент на семье сделал советский экономист Чаянов (см. Торнер и др., 1966). Однако при данной степени внутрисемейных связей, важности деревни во многих крестьянских общинах  и влияния не крестьянских групп на крестьян не ясно , является ли динамика крестьянской жизни наилучшим образом приближен- ной к семье как к главной единице анализа. Некоторые из этих аргументов убедительны и все еще питают споры . См. также Кресть- янское общество; Крестьянская политика ;  Крепостное право ;  Пере- ход от феодализма  к капитализму; Испольщина . 

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Консумеризм - (consumerism) — 1. Приоритетное значение  и поддержка культуры ...
  • Конструкция - (construct) — теоретическое или эвристическое социологическое понятие .  ...
  • Консенсус - (consensus) — существование в обществе, общине или группе ...
  • Конкурс - (screening) — использование академических квалификаций в качестве средства ...
  • Конвенционализм - (conventionalism) 1. ( Психология )  чрезмерная приверженность ...
  • Конъюнктура - (conjuncture) ( марксизм )  — баланс  сил, определенных ...
  • Конформность - (conformity) (в психологии) поведение ,  управляемое давлением ...
  • Каста - (португ. casta род, поколение ,  происхождение )  ...
  • Коммунитаризм - (communitarianism, от англ. "community" сообщество )  ...
  • Коммунизм - (лат. communis общий) одна из радикальных ...
  • Когорта - в системе социальногуманитарного знания группа  лиц, ...
  • Концепция - (лат. conceptio понимание ,  единый замысел, ведущая ...
  • Концепт - (лат. conceptus понятие )  содержание понятия ,  ...
  • Конфликт - (от лат. conflictus столкновение) в широком ...
  • Новояз - термин ,  введенный в гуманитарный оборот Оруэллом ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари