Что такое Каста? Значение слова Каста в социологическом словаре

1) Каста - (от португ. casta - род, поколение )  - англ. caste; нем. Kaste. 1. Обособленная обществ, группа ,  члены к-рой связаны происхождением  или правовым положением, принадлежность к к-рой является наследственной (напр., кастовая система  в Индии). 2. В широком смысле  - обществ, группа, ревниво оберегающая свою замкнутость, обособленность и свои сословные или групповые привилегии.

2) Каста - (от португ. casta - род, поколение )  - 1. Обособленная обществ. группа ,  члены к-рой связаны происхождением  или правовым положением, принадлежность к к-рой является наследственной (напр., кастовая система  в Индии). 2. Обществ. группа, ревниво оберегающая свою замкнутость, обособленность и свои сословные или групповые привилегии.

3) Каста - - социальная группа  ( страта ) , членством в которой человек  обязан исключительно своим рождением.

4) Каста - — замкнутая, эндогамная группа  людей, обособленных вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных занятий и профессий.

5) Каста - - замкнутые, эндогамные (см. экзогамия и эндогамия  ) страты с аскриптивным (приписанным) членством (см. статус социальный  ) и полным отсутствием социальной мобильности, составляющие основу особой исторической формы социальной стратификации – кастовой. В чистом виде кастовая система  существовала в индуистской Индии. Корни ее уходят далеко в историю (около 3 тыс.лет ). Кастовая система при помощи религии жестко закрепляет определенное разделение труда ,  сформировавшееся на этнической основе, - каждой касте разрешается только определенный род занятий. Касты занимают свои места в соответствии со степенью "ритуальной чистоты", т.е. по религиозному признаку. В Индии существовали четыре кастовых группы и одна внекастовая – неприкасаемые .  С 1947 года кастовое разделение перестало поддерживаться государством ,  но его социальная роль  все еще остается очень значительной.

6) Каста - (португ. casta - род, поколение ,  происхождение )  - эндогамная группа  людей, занимающая строго ранжированное место в социальной иерархии , связанная с традиционными занятиями и ограниченная социальной традицией в общении друг с другом. В той или иной форме признаки кастового деления имелись в общественном строе многих древних и средневековых социумов (К. воров в Древнем Египте, самураев в Японии и т.д.). Только в Индии кастовая организация  сформировалась во всеобъемлющую социальную систему. По индийской конституции (1950) К. равноправны и кастовая дискриминация  запрещена законом (1955). Вместе с тем определенные кастовые различия в Индии, прежде всего в сельской местности, существуют до настоящего времени. В современном обществе могут существовать определенные социально-классовые группы, функционирующие по кастовым механизмам (от элитных до маргинальных). С.Ю. Солодовников

7) Каста - (caste) — форма  социальной стратификации, включенная в иерархически выстроенную систему; замкнутая, эндогамная страта ,  членство в которой является предписанным, контакты с другими стратами ограничены, а мобильность  теоретически исключена. Хотя она отражает экономическое неравенство ,  вытекающее из разрешения членам каждой из каст только определенного рода занятий, но в конечном счете основана на внеэкономических критериях. В самой чистой форме — в индуистской Индии — кастовый принцип  религиозен: касты занимают места в соответствии со степенью ритуальной чистоты", приписанной их членам и роду деятельности. Некоторые комментаторы, однако, расширяют термин ,  распространяя его на ситуации, в которых разделение подкреплено расовыми антипатиями и, возможно, легальными санкциями, как до недавнего времени в Южной Африке (см. Апартеид )  и в отдельных южных штатах США (например, Доллард " Каста  и класс  в южном городе " , 1937). Этимология  термина также спорна. Он происходит от португальского casta, но остается неясным, был ли это первоначально общий термин для обозначения класса или категории  либо он более определенно увязывался с понятиями чистоты и родовитости. Исторически, как полагают некоторые, единственно истинная форма кастовой стратификации существует в Индии в связи с индуизмом. Более чем 3000-летние истоки данной системы не ясны. Вероятно, они имеют двойную основу — этнос  и профессиональную специализацию. Обширная субконтинентальная область Индии была заселена рядом этнических групп; отношения между ними часто менялись вследствие завоеваний и разных профессиональных умений. Кастовая система ,  следовательно, возникает вне моделей особенного, политического и социального подчинения, а профессиональная специализация  и этнические антипатии предполагают барьеры для контактов. Отсюда ее развитие  обосновано двумя фактами: обеспечением группировками объединений для коллективных нормативных установок в собирании урожая и податей; наличием могущественного духовенства (брахманов), способного внедрить табу  в сформировавшийся свод ритуальных правил, которые иногда усиливаются сочетанием со светскими нормами. Система, которую усовершенствовали брахманы ,  покоилась на пяти основных элементах: четырех кастовых группах  ( варнах )  и одной внекастовой — "неприкасаемых". Они занимали и занимают места в иерархии ритуальной чистоты, проистекавшей от разрешенных только их членам образа  жизни и рода занятий. Высшие касты брахманов и кшатрий, последняя представляла светских и военных правителей, а также землевладельцев. Далее следуют касты предпринимательских средних классов (вайшьи) и работников, слуг, рабов (шудры). В самом низу стоят внекастовые или неприкасаемые  (хариджан), выполняющие самую грязную работу и считающиеся ритуально не чистыми. Варна, однако, составляет лишь самое многочисленное подразделение системы, а в определении повседневных социальных действий больше значат ее регионально основанные подразделения, индивидуальные касты и подкасты — джати  (дословный перевод  — отделять "породы" и "разновидность"). Каждая из джати имеет собственный социальный  ранг и свод кастовых правил, разработанных для поддержания ритуальной исключительности группы посредством ограничения или запрещения браков, комменсальности, а также социальных и физических контактов за пределами границ касты. Кроме того, они ритуально регулируют трудовую занятость  и методы  ее выполнения. Правила подкрепляются светскими и духовными санкциями, исходящими от карательных полномочий властей касты, общественного мнения и индуистской теодицеи. Последняя связана с верой в перевоплощение. Положение личности внутри касты — награда либо наказание  за верное или неверное соблюдение кастовых правил в ее предшествующих воплощениях. Так как ранг  внутри касты дается от рождения и сохраняется в течение всего воплощения, то единственная надежда на достижение  личностью более высокого ранга в следующем рождении связана с точным исполнением кастовых обязанностей. Это — мощный стимул  приверженности правилам касты. В индуистском мировоззрении данную структуру духовного и социального управления подкрепляют два символа :  дхарма  — высший порядок всех природных и социальных вещей, включая социальное  поведение и социальные отношения ,  соответствующие члену определенной касты, и карма  — общая доктрина перевоплощения. Именно отсюда Вебер вывел теорию порабощающего традиционализма  индусских народов. Он также полагал, что кастовая система препятствовала развитию капитализма  в Индии, по крайней мере, по трем причинам :  подразделения системы не позволяли городским "средним классам" увязать установление права человека  со свободой собственности, на чем покоится капитализм; разнообразие законов в каждой касте препятствовало появлению общей и "универсальной" законодательной системы, подходящей к капиталистическому развитию; ритуальные стереотипы  о связанных с кастой трудовой занятости и технике мешали мобильности рабочей силы и применению новых технологий. Реальная действительность касты, однако, отличается от теоретических запретов. Одно из важных отличий — существование процесса ,  известного как санскритизация ,  то есть отдельная джати может преуспевать в повышении своего положения в иерархии, постепенно усваивая поведение  и убеждения ,  свойственные членам более высокой касты. На практике, что несколько расходится с представлениями Вебера, промышленное развитие в Индии, начиная с 1900-х гг., показало приспособление  образцов трудового поведения каст к новым экономическим требованиям. Так что связь между кастовой системой и экономическим развитием более гибкая, чем иногда принято думать. Начиная с 1947 г. кастовое разделение не получает поддержку со стороны государства, но ее социальная роль  все еще остается значительной. В числе известных общих работ о касте находятся: В. Бугле "Очерки о кастовой системе" (1970) и Л. Дюмон "Гомоиераркикус: кастовая система и ее значение "  (1970). См. также Класс; Социальные перегородки; ср. Государства; Рабство . 

Каста

(от португ. casta - род, поколение )  - англ. caste; нем. Kaste. 1. Обособленная обществ, группа ,  члены к-рой связаны происхождением  или правовым положением, принадлежность к к-рой является наследственной (напр., кастовая система  в Индии ). 2. В широком смысле  - обществ, группа, ревниво оберегающая свою замкнутость , обособленность и свои сословные или групповые привилегии.

(от португ. casta - род, поколение )  - 1. Обособленная обществ. группа ,  члены к-рой связаны происхождением  или правовым положением, принадлежность к к-рой является наследственной (напр., кастовая система  в Индии ). 2. Обществ. группа, ревниво оберегающая свою замкнутость , обособленность и свои сословные или групповые привилегии.

- социальная  группа  ( страта ) , членством в которой человек  обязан исключительно своим рождением.

— замкнутая, эндогамная группа  людей, обособленных вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных занятий и профессий.

- замкнутые, эндогамные (см. экзогамия и эндогамия  ) страты с аскриптивным (приписанным) членством (см. статус социальный  ) и полным отсутствием социальной мобильности, составляющие основу особой исторической формы социальной стратификации – кастовой. В чистом виде кастовая система  существовала в индуистской Индии . Корни ее уходят далеко в историю (около 3 тыс.лет ). Кастовая система при помощи религии жестко закрепляет определенное разделение труда ,  сформировавшееся на этнической основе, - каждой касте разрешается только определенный род занятий. Касты занимают свои места в соответствии со степенью "ритуальной чистоты", т.е. по религиозному признаку. В Индии существовали четыре кастовых группы и одна внекастовая – неприкасаемые .  С 1947 года кастовое разделение перестало поддерживаться государством ,  но его социальная роль  все еще остается очень значительной.

(португ. casta - род, поколение ,  происхождение )  - эндогамная группа  людей, занимающая строго ранжированное место в социальной иерархии , связанная с традиционными занятиями и ограниченная социальной традицией в общении друг с другом. В той или иной форме признаки кастового деления имелись в общественном строе многих древних и средневековых социумов (К. воров в Древнем Египте, самураев в Японии и т.д.). Только в Индии кастовая организация  сформировалась во всеобъемлющую социальную систему. По индийской конституции (1950) К. равноправны и кастовая дискриминация  запрещена законом (1955). Вместе с тем определенные кастовые различия в Индии, прежде всего в сельской местности, существуют до настоящего времени. В современном обществе могут существовать определенные социально-классовые группы, функционирующие по кастовым механизмам (от элитных до маргинальных). С.Ю. Солодовников

(caste) — форма  социальной стратификации, включенная в иерархически выстроенную систему; замкнутая, эндогамная страта ,  членство в которой является предписанным, контакты с другими стратами ограничены, а мобильность  теоретически исключена. Хотя она отражает экономическое неравенство ,  вытекающее из разрешения членам каждой из каст только определенного рода занятий, но в конечном счете основана на внеэкономических критериях. В самой чистой форме — в индуистской Индии — кастовый принцип  религиозен: касты занимают места в соответствии со степенью ритуальной чистоты", приписанной их членам и роду деятельности. Некоторые комментаторы, однако, расширяют термин ,  распространяя его на ситуации, в которых разделение подкреплено расовыми антипатиями и, возможно, легальными санкциями, как до недавнего времени в Южной Африке (см. Апартеид )  и в отдельных южных штатах США (например, Доллард " Каста  и класс  в южном городе " , 1937). Этимология  термина также спорна. Он происходит от португальского casta, но остается неясным, был ли это первоначально общий термин для обозначения класса или категории  либо он более определенно увязывался с понятиями чистоты и родовитости. Исторически, как полагают некоторые, единственно истинная форма кастовой стратификации существует в Индии в связи с индуизмом. Более чем 3000-летние истоки данной системы не ясны. Вероятно, они имеют двойную основу — этнос  и профессиональную специализацию. Обширная субконтинентальная область Индии была заселена рядом этнических групп; отношения между ними часто менялись вследствие завоеваний и разных профессиональных умений. Кастовая система ,  следовательно, возникает вне моделей особенного, политического и социального подчинения, а профессиональная специализация  и этнические антипатии предполагают барьеры для контактов. Отсюда ее развитие  обосновано двумя фактами: обеспечением группировками объединений для коллективных нормативных установок в собирании урожая и податей; наличием могущественного духовенства (брахманов), способного внедрить табу  в сформировавшийся свод ритуальных правил, которые иногда усиливаются сочетанием со светскими нормами. Система , которую усовершенствовали брахманы ,  покоилась на пяти основных элементах: четырех кастовых группа х  ( варнах )  и одной внекастовой — "неприкасаемых". Они занимали и занимают места в иерархии ритуальной чистоты, проистекавшей от разрешенных только их членам образа  жизни и рода занятий. Высшие касты брахманов и кшатрий, последняя представляла светских и военных правителей, а также землевладельцев. Далее следуют касты предпринимательских средних классов (вайшьи) и работников, слуг, рабов (шудры). В самом низу стоят внекастовые или неприкасаемые  (хариджан), выполняющие самую грязную работу и считающиеся ритуально не чистыми. Варна, однако, составляет лишь самое многочисленное подразделение системы, а в определении повседневных социальных действий больше значат ее регионально основанные подразделения, индивидуальные касты и подкасты — джати  (дословный перевод  — отделять "породы" и "разновидность"). Каждая из джати имеет собственный социальный  ранг и свод кастовых правил, разработанных для поддержания ритуальной исключительности группы посредством ограничения или запрещения браков, комменсальности, а также социальных и физических контактов за пределами границ касты. Кроме того, они ритуально регулируют трудовую занятость  и методы  ее выполнения. Правила подкрепляются светскими и духовными санкциями, исходящими от карательных полномочий властей касты, общественного мнения и индуистской теодицеи. Последняя связана с верой в перевоплощение. Положение личности внутри касты — награда либо наказание  за верное или неверное соблюдение кастовых правил в ее предшествующих воплощениях. Так как ранг  внутри касты дается от рождения и сохраняется в течение всего воплощения, то единственная надежда на достижение  личностью более высокого ранга в следующем рождении связана с точным исполнением кастовых обязанностей. Это — мощный стимул  приверженности правилам касты. В индуистском мировоззрении данную структуру духовного и социального управления подкрепляют два символа :  дхарма  — высший порядок всех природных и социальных вещей, включая социальное  поведение и социальные отношения ,  соответствующие члену определенной касты, и карма  — общая доктрина перевоплощения. Именно отсюда Вебер вывел теорию порабощающего традиционализма  индусских народов. Он также полагал, что кастовая система препятствовала развитию капитализма  в Индии, по крайней мере, по трем причинам :  подразделения системы не позволяли городским "средним классам" увязать установление права человека  со свободой собственности, на чем покоится капитализм; разнообразие законов в каждой касте препятствовало появлению общей и "универсальной" законодательной системы, подходящей к капиталистическому развитию; ритуальные стереотипы  о связанных с кастой трудовой занятости и технике мешали мобильности рабочей силы и применению новых технологий. Реальная действительность касты, однако, отличается от теоретических запретов. Одно из важных отличий — существование процесса ,  известного как санскритизация ,  то есть отдельная джати может преуспевать в повышении своего положения в иерархии, постепенно усваивая поведение  и убеждения ,  свойственные членам более высокой касты. На практике, что несколько расходится с представлениями Вебера, промышленное развитие в Индии, начиная с 1900-х гг., показало приспособление  образцов трудового поведения каст к новым экономическим требованиям. Так что связь между кастовой системой и экономическим развитием более гибкая, чем иногда принято думать. Начиная с 1947 г. кастовое разделение не получает поддержку со стороны государства, но ее социальная роль  все еще остается значительной. В числе известных общих работ о касте находятся: В. Бугле "Очерки о кастовой системе" (1970) и Л. Дюмон "Гомоиераркикус: кастовая система и ее значение "  (1970). См. также Класс; Социальные перегородки; ср. Государства; Рабство . 

Значение слова Каста в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Культуризация - процесс  усвоения индивидом ценностей и опыта других ...
  • Капитал - (от лат. capitalis главный) англ. capital; ...
  • Канон - (от греч. /canon норма ,  правило )  ...
  • Канал - (от лат. canalis труба, желоб) англ. ...
  • Карьеризм - англ. careerism; нем. Karrierismus. Погоня за личным ...
  • Картель - англ. cartel; нем. Kartell. Форма  монополистического объединения, ...
  • Капитализм - англ. capitalism; нем. Kapitalismus. 1. Тип социальноэкономической ...
  • Кодификация - (от лат. codex книга, перечень и facero ...
  • Кодекс - (от лат. codex книга ,  перечень) ...
  • Когорта - (от лат. cohors (tis) десятая часть римского ...
  • Ковариантность - (от лат. со(п) с, вместе и variare ...
  • Клуб - (от англ. club объединение людей, связанных общими ...
  • Коммуна - (от лат. communis общий) англ. commune; ...
  • Комитет - англ. commitee; нем. Komitee. 1. Коллегиальный орган ...
  • Японизация - (Japanization) — принятие японской организационной практики в других ...


МЕНЮ

Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари