Что такое Класс? Значение слова Класс в социологическом словаре

1) Класс - (от лат. classis - разряд, группа )  - англ. class; нем. Klasse. 1. Совокупность ,  группа предметов или явлений, обладающих общими признаками. 2. В обществ, науках  - см. КЛАСС СОЦИАЛЬНЫЙ .  3. В биологии - одна из высших категорий систематически объединяющих родственные отряды животных или порядки растений. 4. В логике, математике - множество; произвольная (конечная или бесконечная) совокупность предметов, выделенных по к.-л. признаку .  5. Мера  качества, уровень совершенства, в зависимости от к-рых определяют место предмета  в ряду себе подобных (напр., драгоценные камни первого класса ) . 6. В статистике - произвольное подразделение количественной переменной.

2) Класс - - большая социальная группа  людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда  и характеризующаяся специфическим способом получения дохода . 

3) Класс - — большая социальная группа ,  отличающаяся от других по критериям доступа к общественному богатству (распределению благ в обществе), власти, социальному престижу . 

4) Класс - – понятие ,  которое употребляется в социологии в нескольких смыслах: 1. для обозначения социальных страт, составляющих особую, "открытую" систему социальной стратификации, характерную для индустриального общества. Для нее, в отличие от "закрытых" кастовой и сословной систем стратификации, характерны преимущественно достижительский статус ,  "открытые" социальные границы и высокий уровень социальной мобильности; 2. как самый общий термин  в теориях  социальной стратификации для обозначения определенного положения в системе иерархических различий ( высший, низший и средний классы ) ; 3. как теоретическое (аналитическое) понятие, лежащее в основе классовых теорий общества. В классической и современной социологии имеются две наиболее влиятельные классовые теории – марксистская и веберовская. В марксизме  класс используется как наиболее общее понятие, характеризующее место индивидов и социальных групп в общественной системе, прежде всего в системе общественного производства. Основным критерием выделения классов считается собственность на средства производства .  Все классовые системы характеризуются наличием двух основных классов – эксплуататорского и эксплуатируемого. Отношения между ними носят антагонистический характер. Классовая борьба  выступает решающим фактором социальных изменений. Основными классами капиталистического общества являются буржуазия  и пролетариат .  Маркс выделял понятия " класс  в себе" – это класс, члены которого еще не осознали своих общих классовых интересов, и "класс для себя" – класс, выработавший классовое самосознание .  Таким образом, в марксизме классы  – это не просто описательные понятия, но реальные социальные общности и реальные социальные силы, способные изменить общество .  Марксистская традиция  классового анализа  и в настоящее время  остается одной из самых влиятельных. Веберовская теория класса альтернативна марксизму. Вебер рассматривал классы как социальные группы ,  выделяющиеся в экономической иерархической структуре, т.е. как и у Маркса, классы у Вебера – это "экономические классы". Однако отношение  к собственности в веберовской концепции становится частным критерием, главная роль  отводится различиям в рыночных позициях .  Принадлежность к классу порождает различия в жизненных шансах на рынке товаров и рынке труда .  Классом, по Веберу, является категория  людей, разделяющих сходные "возможности жизни", прежде всего перспективы социальной мобильности, возможности выдвижения на более высокие статусы. Одним из оснований рыночной позиции является капитал ,  другим – квалификация  и образование .  Соответственно этому Вебер выделял четыре "экономических класса" – класс собственников; класс интеллектуалов, администраторов и менеджеров; мелкобуржуазный класс мелких бизнесменов и собственников; рабочий класс .  Согласно Веберу, классовый конфликт  может возникать между любыми из этих групп, а не только между рабочими и капиталистами. Помимо экономических факторов Вебер выделял и другие факторы ,  ведущие к социальному неравенству. В частности, в качестве важнейших он отмечал власть  и престиж .  Поэтому помимо "экономических классов" и классовой структуры возможно существование в обществе других иерархических структур ( политической, социокультурной и т.п.) и социальных групп, выделяющихся в этих иерархических структурах .  (См. стратификация социальная )  . В современной социологии существует тенденция  к переоценке центрального значения классов. Классы и классовый тип социальной стратификации рассматриваются как имеющие ограниченное историческое значение  – только в современном индустриальном обществе, в первую очередь капиталистическом, разделение на классы составляет главную основу социальной организации и центральный источник динамики общества. Постиндустриальное общество  часто определяют как "постклассовое", подчеркивая то обстоятельство, что классы перестают определять характерный для него тип социальной стратификации, а высокий уровень социальной мобильности снижает влияние  классовой принадлежности на индивидуальную карьеру. Однако несмотря на призывы некоторых теоретиков покончить с классами, обе версии классового анализа продолжают существовать и развиваться.

5) Класс - – большая социальная группа ,  отличающаяся от других по критериям доступа к общественному богатству (распределению благ в обществе), власти, социальному престижу . 

6) Класс - (лат. classis - разряд, группа )  - конечная или бесконечная совокупность  выделенных по некоторому признаку предметов, мыслимая как целое. Предметы, образующие К., называются его элементами. Проблемы классификации возникают во всех науках ,  которые имеют дело с крайне разнородными по составу множествами объектов (как правило ,  дискретных) и решают задачу упорядоченного описания и объяснения этих множеств. Классификация  опирается на понимание  множества как системы, положение же объекта  в системе определяет максимальное количество признаков объекта. Таким образом, К. принимается за структурную единицу, идеальный или конструируемый тип, расчленяющий изучаемую реальность. В социальных науках понятие  "К." описывает место некоей группы людей в системе неравенства и дифференциации, в сопряженной с ней совокупности связей и отношений, а также иерархию субъектов функционирования социальных институтов. В отличие от страт, деление на К. осуществляется по социально-экономическому основанию - обладанию собственностью  и доступом к власти, а, как следствие, профессиональными, образовательными, культурными и идеологическими отличиями. В то же время  само распределение  собственности и власти может происходить в соответствии с аскриптивными статусами (пол, возраст, престиж  и т.д.) и объясняться в терминах преобладающего в обществе дискурса  (о божественном порядке или всеобщем равенстве). Рассматривая высшие, средние и низшие К., современные исследования подчеркивают их внутреннюю дифференциацию и останавливаются на теориях  "среднего" либо "нового среднего" К., т.к. считается, что именно его гетерогенность  и объем характеризуют и гарантируют стабильность  современного общества. При достижении некоторого предельного значения характеристик понятие "К." начинает выступать только в статистической, условной форме, не отражаясь в непосредственной очевидности норм и образов жизни. На место вертикальной (функциональной) классификации приходит горизонтальная (качественная), основанная на таксономическом подходе  к выделению индивидуализированных жизненных миров. Д.М. Булынко

7) Класс - (class) — 1. Иерархические различия, существующие между личностями или группами (например, профессиональными) в обществе. В этом общем смысле " класс "  — общий термин  в социальной стратификации, в качестве его синонима широко используется понятие  " социальный класс " . 2. Определенное положение в системе социальной стратификации или классовой системе: " средний класс " , " рабочий класс "  и т.д. 3. (Социальные классы )  описательные классификационные категории ,  применяемые при сборе и анализе  данных переписи, в 1961 г., например, Генеральный регистр Великобритании разделил население  на пять "социальных классов". 4. ( Профессиональный класс )  описательная характеристика всего населения исходя из "профессиональных классов" или "социально-экономических статусных групп" (в частности, классы "ручного и не ручного труда " ), а также иные разработанные классификации (см. шкалы занятости ) . 5. Определенная форма  скорее "открытой", чем "закрытой", стратификации классовой системы в современных индустриальных обществах, в которых относительно распространенной является индивидуальная и коллективная социальная мобильность  (ср. Каста ;  Государство ) . 6. ( Марксизм )  экономически определенные и внутренне антагонистические деления общества, основанные на обладании (не обладании) частной собственностью :  землевладелец и крепостной в феодальном обществе (см. Феодализм и феодальное общество ) , буржуазия  и пролетариат  в капиталистическом. Таким образом, характеризуются все крупномасштабные общества, что, в конечном счете, призвано определять судьбу каждого типа. Маркс также выявляет множество меньших классов и групп, влияющих на результат политических и социальных конфликтов. 7. (Вебер, 1922) Различия между категориями или группами людей и их "типичных возможностях" "производить товары", "добиться положения в жизни" и "находить внутреннее удовлетворение "  — жизненные возможности .  Для Вебера "класс" означает "всех людей одного и того же классового положения", какой бы ни была их основа и какое бы воздействие они ни оказывали на судьбу общества (см. также Класс‚ Статус и партия ) . Вебер выявил несколько основ классового положения, покоящихся на обладании (не обладании) частной собственностью, связанных с разными видами собственности и приносимого ими дохода ,  в частности: (а) классы собственников; (б) коммерческие классы, называемые так с определенной долей натяжки, поскольку они включают индивидуумов, способных сохранять свое положение с помощью политической или организационной деятельности. Сюда относятся лица свободных профессий, иных монополизированных квалификаций, а также предприниматели; (в) социальные классы — " совокупность "  таких классовых положений, внутри которой "обычно легко происходит индивидуальная и возрастная мобильность " . Главными в этом смысле являются: рабочий класс; мелкая буржуазия; "лишенные собственности" интеллигенция  и специалисты ;  привилегированные собственностью и образованием  классы. Классовые положения и порождаемые ими социальные классы могут быть "позитивно" или "негативно" привилегированными, а между ними находятся "средние классы". Так как мобильность и неустойчивость в классовых положениях значительны, то " социальный  класс", согласно Веберу, в высшей степени непостоянное объединение, и только иногда служит основой классового сознания или коллективного действия. В Великобритании первое упоминание "класса" в словарях встречается в 17-м столетии в "Глоссографии" Т. Блоунта. Помимо военного и школьного употребления, термин описывал " распределение  людей в соответствии с несколькими их степенями". В данном значении термин стал общеупотребимым, отражая разницу в рождении, занятости, богатстве, способностях, собственности и т.д. Полное, но не абсолютное различие  можно провести между в основном "описательными" понятиями (смыслы 3 и 4) и более "аналитическими" (смыслы 6 и 7). Описательные классификационные подходы  (см. Социальная стратификация ;  Шкалы занятости). Аналитические концепции Маркса. Наиболее употребимые в социологии, несомненно, идут от Маркса, хотя он признавал появление термина в творчестве социальных теоретиков эпохи Просвещения и французских социалистов. В трудах самого Маркса термин имеет ряд значений, но существенные черты общей модели социального класса определяются следующим образом:(а) каждое общество  должно производить излишек, чтобы обеспечивать едой, жильем и одеждой зависимых от него детей, больных и пожилых. Классовые различия возникают тогда, когда одна группа  людей требует в частную собственность средства, не применяемые для непосредственного выживания; (б) классы, следовательно, определяются с точки зрения обладания (не обладания) средствами производства, дающими возможность получить прибавочный продукт .  В разные периоды истории разнообразные формы собственности — рабы, вода, земля ,  капитал  — играли главную роль  в формировании социальных отношений, но все классовые системы характеризуются наличием двух основных классов. При капитализме  наиболее важные классовые отношения складываются между буржуазией и пролетариатом; (в) они неизбежно являются эксплуататорскими. Ведь один присваивает прибавочный продукт, произведенный другим, эксплуатирует и угнетает его, а следовательно, противоречие  — результат классовых отношений. Конфликты ,  связанные с классовым антагонизмом, — наиболее важный фактор  социального изменения: в конечном счете, именно они на основе социальных и экономических противоречий трансформируют общества; (г) существуют "объективные" аспекты класса, как изложено в п. (б), и "субъективные" — факт  принадлежности к классу не обязательно сопровождается осознанием этого или ощущением политического тождества с интересами класса. Только тогда, когда члены класса осознают общность  своих интересов и действуют сообща для их реализации, можно в полной мере говорить о социальном классе. Эта теоретическая модель  должна восприниматься не в качестве простого описания конкретной исторической ситуации, а в качестве указания на самые важные структуры и процессы  для понимания социальных отношений, а также в качестве руководства по эмпирическому исследованию. В собственных эмпирических работах  Маркс ввел ряд факторов в понимание  социального класса. Например, в Восемнадцатом брюмера Луи Бонапарта" (1852) он рассматривает французское крестьянство середины 19-го столетия и подходит к определению, включающему такие переменные, как наличие общей культуры и национальной политической организации. Работы Маркса вдохновили большинство последующих социологических исследований, поскольку: а) его понимание классов и их роли в докапиталистических обществах было относительно ограниченным. Следовало выяснить, Действительно ли класс имеет важнейшее значение  в порождении нения в обществе, см., например, Классовое общество ;  (б) существовали и развивались группы, не относящиеся ни пролетариату, ни к буржуазии; (в) деления внутри классов часто доказывали такое же политическое значение, как и деления между классами (см., например, Противоречащие классовые положения ) ; (г) на жизнь  людей оказывали важное воздействие факторы ,  не связанные с социальным классом, в частности, гендерные и расовые, (д) классовое сознание  на практике никогда так и не доказало соответствия представлению Маркса об объективном классовом положении, а исторически у зависимых классов имелось много отличий от "объективных" условий, определенных Марксом. Аналитические понятия Вебера. Наиболее влиятельная альтернативная теория  класса содержится в работах Макса Вебера, подчеркнувшего другие факторы, ведущие к неравенству. В частности, в качестве иной переменной он рассматривал статус  или репутацию и престиж .  Он также выделил связь между классом и возможностью, утверждая, что классом является категория  или группа людей, разделяющая сходные "возможности жизни". Подобно Марксу, он видел в собственности и в отсутствии таковой базисный критерий, но в гораздо большей мере обращал внимание на внутриклассовое деление (частично основанное на социальном статусе) и эмпирические изменения в классовых границах .  Примером служит его различие между собственническим и коммерческим классами. Кроме того, уровни квалификации разделили рабочий класс в отношении жизненных возможностей. Здесь Вебер отдает предпочтение роли "рынка", а не просто обладанию собственностью в качестве основы неравенства, ибо уровень квалификации и спрос определяют оплату труда. Вебер также отличается от Маркса подходом к бюрократии как к классу и как к фундаментальной связи власти в современных обществах. Его акцент на факторах, влияющих на возможности и оплату (см. также Класс, Статус и партия ) , сделал анализ Вебера весьма влиятельным в социологической теории. В британской социологии, например, Локвуд (1958) и позднее Голдторп, Локвуд и др. (1968 и 1969) подчеркнули важность принятия во внимание "статуса", а также "положения на рынке" и "положения на работе" (см. также Многомерный анализ социальной стратификации ;  Чернонарукавныи рабочий; Состоятельный рабочий ) . Гидденс  (1981) сделал акцент на положении индивидуумов на рынке, дополнив представление Маркса о классах и власти. Более ранние критики трудов Маркса, особенно теоретики революции менеджеров, стабильной демократии, конца идеологии (см. Дарендорф), находили в них темы Вебера. Современные подходы берут за начальную отметку либо Маркса, либо Вебера. Было сделано немало попыток усвоить или отвергнуть позиции классических концепций. Широко обсуждалось выявление неточностей в трудах Маркса, что, например, продемонстрировали исследования Пуланцаса (1973), Каркеди (1977) и Райта (1978 и 1985). Общая озабоченность у всех теоретиков связана с проблемой классовых границ при объяснении положения "средних классов" (см. Промежуточные классы и промежуточные страты )  в рамках ортодоксального марксистского представления о лицах свободных профессий, менеджерах и "беловоротничковых" рабочих. В поисках решения они отошли от установки продолжительного существования и роли этой группы, которой предсказывалось либо просто слияние с одним или другим из двух основных классов при капитализме, либо исчезновение. Пуланцас, следуя концепции Альтюссера  о способе производства, доказывает наличие трех относительно автономных аспектов классовых отношений: экономического (производительного против непроизводительного труда), политического ( надзора  против отсутствия такового) и идеологического (умственного труда против ручного). Следовательно, определение  социальных классов не может быть сугубо экономическим. Непосредственное производство  товаров (экономическая роль) по-прежнему считается основным критерием определения пролетариата, но ситуация усложнена последующими властными отношениями. Любой рабочий, производительный или нет, занимающий подчиненное положение в любой из трех сфер, должен рассматриваться как член другого класса: "новой мелкой буржуазии". Каркеди предлагает провести различие между собственническим и функциональным аспектами капиталистического трудового отношения. Он утверждает, что по мере развития капитализма производство все более становилось коллективным процессом, а функция   капиталиста  по управлению и организации рабочей силы стала отделенной от собственности в связи с ростом класса менеджеров. Новый средний класс  осуществляет функцию капитала ( управление  и надзор), не являясь частью класса, обладающего им. Похожим образом Райт (1978) отделяет собственность от управления. Ведь люди, не владеющие средствами производства, но имеющие важные полномочия в качестве менеджеров или полуавтономных профессионалов, находятся в противоречащем классовом положении. В более позднем критическом анализе (1985) Райт повторно подчеркнул идеи о собственности и эксплуатации как центральные в понимании классовых отношений. Каждый из этих подходов пытается преодолеть проблемы, которые «новые средние классы" ставят перед пониманием класса Марксом, трактуя власть  и управление в процессе труда как в какой-то мере независимые, в конечном счете, от классовых отношений. Эти по ходы, находясь в русле традиции  Маркса, содержат в некоторых пунктах поразительное сходство с аспектами концепции Вебера пытаясь при этом реабилитировать представления Маркса". Конечной основой класса и фундаментальной динамики общества остаются "объективные" экономические классовые интересы .  Многие другие авторы предпочли обратиться скорее к Веберу, чем к Марксу. Одним из наиболее влиятельных из них, наряду с Локвудом и Голдторпом, был Паркин (1971; 1974; 1979). Из социальной замкнутости Вебера он берет идею о том, что группы стремятся монополизировать ресурсы и возможности ради собственной выгоды и отказывать в ресурсах и возможностях другим, исключая не входящих в нее членов. В разных обществах критерии отбора членов господствующих классов различны: религия ,  этнос ,  пол. Рождение внутри определенной группы является общим критерием, так что родство  и происхождение  имеют решающее значение, и в этом типе жесткой системы привилегированные группы могут весьма успешно создавать максимальную замкнутость для получения собственной выгоды. Замкнутость в современных обществах не основана на происхождении, но, несмотря на это, используются различные стратегии исключения. Надо заметить, что многие эмпирические работы о "классе" и социальной мобильности оперируют определениями, основанными скорее на "занятости", чем на "собственности" (см. Социальная стратификация ) . Социологические подходы к классам недавно подверглись интенсивной критике за их "тендерную слепоту", то есть за наличие моделей неравенства из-за отношения к классовым положениям женщин как зависящим от классового положения их партнеров-мужчин (см. Тендерная стратификация; Опосредованные классовые положения ) . В Англии в последнее время  некоторые теоретики, похоже, предлагают покончить с классом и вниманием к классовому анализу (например, Пал, 1989). Тем не менее, несмотря на риторику, такие призывы побуждают к переоценке центрального значения классов в гораздо меньшей степени, чем предпочтение особым версиям классового анализа.

Класс

(от лат. classis - разряд , группа )  - англ. class; нем. Klasse. 1. Совокупность ,  группа предметов или явлений, обладающих общими признаками. 2. В обществ, науках  - см. КЛАСС СОЦИАЛЬНЫЙ .  3. В биологии - одна из высших категорий систематически объединяющих родственные отряды животных или порядки растений. 4. В логике, математике - множество ; произвольная (конечная или бесконечная) совокупность предметов, выделенных по к.-л. признаку .  5. Мера  качества, уровень совершенства, в зависимости от к-рых определяют место предмета  в ряду себе подобных (напр., драгоценные камни первого класса ) . 6. В статистике - произвольное подразделение количественной переменной.

- большая социальная  группа  людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда  и характеризующаяся специфическим способом получения дохода . 

— большая социальная  группа ,  отличающаяся от других по критериям доступа к общественному богатству (распределению благ в обществе), власти, социальному престижу . 

– понятие ,  которое употребляется в социологии в нескольких смыслах: 1. для обозначения социальных страт, составляющих особую, "открытую" систему социальной стратификации, характерную для индустриального общества. Для нее, в отличие от "закрытых" кастовой и сословной систем стратификации, характерны преимущественно достижительский статус ,  "открытые" социальные границы и высокий уровень социальной мобильности; 2. как самый общий термин  в теориях  социальной стратификации для обозначения определенного положения в системе иерархических различий ( высший, низший и средний классы ) ; 3. как теоретическое (аналитическое) понятие, лежащее в основе классовых теорий общества. В классической и современной социологии имеются две наиболее влиятельные классовые теории – марксистская и веберовская. В марксизме  класс используется как наиболее общее понятие, характеризующее место индивидов и социальных групп в общественной системе, прежде всего в системе общественного производства. Основным критерием выделения классов считается собственность на средства производства .  Все классовые системы характеризуются наличием двух основных классов – эксплуататорского и эксплуатируемого. Отношения между ними носят антагонистический характер. Классовая борьба  выступает решающим фактором социальных изменений. Основными классами капиталистического общества являются буржуазия  и пролетариат .  Маркс выделял понятия " класс  в себе " – это класс, члены которого еще не осознали своих общих классовых интересов, и "класс для себя" – класс, выработавший классовое самосознание .  Таким образом, в марксизме классы  – это не просто описательные понятия, но реальные социальные общности и реальные социальные силы, способные изменить общество .  Марксистская традиция  классового анализа  и в настоящее время  остается одной из самых влиятельных. Веберовская теория класса альтернативна марксизму. Вебер рассматривал классы как социальные группы ,  выделяющиеся в экономической иерархической структуре, т.е. как и у Маркса, классы у Вебера – это "экономические классы". Однако отношение  к собственности в веберовской концепции становится частным критерием, главная роль  отводится различиям в рыночных позициях .  Принадлежность к классу порождает различия в жизненных шансах на рынке товаров и рынке труда .  Классом, по Веберу, является категория  людей, разделяющих сходные "возможности жизни", прежде всего перспективы социальной мобильности, возможности выдвижения на более высокие статусы. Одним из оснований рыночной позиции является капитал ,  другим – квалификация  и образование .  Соответственно этому Вебер выделял четыре "экономических класса" – класс собственников; класс интеллектуалов, администраторов и менеджеров; мелкобуржуазный класс мелких бизнесменов и собственников; рабочий класс .  Согласно Веберу, классовый конфликт  может возникать между любыми из этих групп, а не только между рабочими и капиталистами. Помимо экономических факторов Вебер выделял и другие факторы ,  ведущие к социальному неравенству. В частности, в качестве важнейших он отмечал власть  и престиж .  Поэтому помимо "экономических классов" и классовой структуры возможно существование в обществе других иерархических структур ( политической, социокультурной и т.п.) и социальных групп, выделяющихся в этих иерархических структурах .  (См. стратификация социальная )  . В современной социологии существует тенденция  к переоценке центрального значения классов. Классы и классовый тип социальной стратификации рассматриваются как имеющие ограниченное историческое значение  – только в современном индустриальном обществе, в первую очередь капиталистическом, разделение на классы составляет главную основу социальной организации и центральный источник динамики общества. Постиндустриальное общество  часто определяют как "постклассовое", подчеркивая то обстоятельство, что классы перестают определять характерный для него тип социальной стратификации, а высокий уровень социальной мобильности снижает влияние  классовой принадлежности на индивидуальную карьеру. Однако несмотря на призывы некоторых теоретиков покончить с классами, обе версии классового анализа продолжают существовать и развиваться.

– большая социальная  группа ,  отличающаяся от других по критериям доступа к общественному богатству (распределению благ в обществе), власти, социальному престижу . 

(лат. classis - разряд , группа )  - конечная или бесконечная совокупность  выделенных по некоторому признаку предметов, мыслимая как целое. Предметы, образующие К., называются его элементами. Проблемы классификации возникают во всех науках ,  которые имеют дело с крайне разнородными по составу множествами объектов (как правило ,  дискретных) и решают задачу упорядоченного описания и объяснения этих множеств. Классификация  опирается на понимание  множества как системы, положение же объекта  в системе определяет максимальное количество признаков объекта. Таким образом, К. принимается за структурную единицу, идеальный или конструируемый тип, расчленяющий изучаемую реальность. В социальных науках понятие  "К." описывает место некоей группы людей в системе неравенства и дифференциации, в сопряженной с ней совокупности связей и отношений, а также иерархию субъектов функционирования социальных институтов. В отличие от страт, деление на К. осуществляется по социально-экономическому основанию - обладанию собственностью  и доступом к власти, а, как следствие, профессиональными, образовательными, культурными и идеологическими отличиями. В то же время  само распределение  собственности и власти может происходить в соответствии с аскриптивными статусами (пол, возраст, престиж  и т.д.) и объясняться в терминах преобладающего в обществе дискурса  (о божественном порядке или всеобщем равенстве). Рассматривая высшие, средние и низшие К., современные исследования подчеркивают их внутреннюю дифференциацию и останавливаются на теориях  "среднего" либо "нового среднего" К., т.к. считается, что именно его гетерогенность  и объем характеризуют и гарантируют стабильность  современного общества. При достижении некоторого предельного значения характеристик понятие "К." начинает выступать только в статистической, условной форме, не отражаясь в непосредственной очевидности норм и образов жизни. На место вертикальной (функциональной) классификации приходит горизонтальная (качественная), основанная на таксономическом подходе  к выделению индивидуализированных жизненных миров. Д.М. Булынко

(class) — 1. Иерархические различия, существующие между личностями или группа ми (например, профессиональными) в обществе. В этом общем смысле " класс "  — общий термин  в социальной стратификации, в качестве его синонима широко используется понятие  " социальный класс " . 2. Определенное положение в системе социальной стратификации или классовой системе: " средний класс " , " рабочий класс "  и т.д. 3. (Социальные классы )  описательные классификационные категории ,  применяемые при сборе и анализе  данных переписи, в 1961 г., например, Генеральный регистр Великобритании разделил население  на пять "социальных классов". 4. ( Профессиональный класс )  описательная характеристика всего населения исходя из "профессиональных классов" или "социально-экономических статусных групп" (в частности, классы "ручного и не ручного труда " ), а также иные разработанные классификации (см. шкалы занятости ) . 5. Определенная форма  скорее "открытой", чем "закрытой", стратификации классовой системы в современных индустриальных обществах, в которых относительно распространенной является индивидуальная и коллективная социальная мобильность  (ср. Каста ;  Государство ) . 6. ( Марксизм )  экономически определенные и внутренне антагонистические деления общества, основанные на обладании (не обладании) частной собственностью :  землевладелец и крепостной в феодальном обществе (см. Феодализм и феодальное общество ) , буржуазия  и пролетариат  в капиталистическом. Таким образом, характеризуются все крупномасштабные общества, что, в конечном счете, призвано определять судьбу каждого типа. Маркс также выявляет множество меньших классов и групп, влияющих на результат политических и социальных конфликтов. 7. (Вебер, 1922) Различия между категориями или группами людей и их "типичных возможностях" "производить товары", "добиться положения в жизни" и "находить внутреннее удовлетворение "  — жизненные возможности .  Для Вебера "класс" означает "всех людей одного и того же классового положения", какой бы ни была их основа и какое бы воздействие они ни оказывали на судьбу общества (см. также Класс‚ Статус и партия ) . Вебер выявил несколько основ классового положения, покоящихся на обладании (не обладании) частной собственностью, связанных с разными видами собственности и приносимого ими дохода ,  в частности: (а) классы собственников; (б) коммерческие классы, называемые так с определенной долей натяжки, поскольку они включают индивидуумов, способных сохранять свое положение с помощью политической или организационной деятельности. Сюда относятся лица свободных профессий, иных монополизированных квалификаций, а также предприниматели; (в) социальные классы — " совокупность "  таких классовых положений, внутри которой "обычно легко происходит индивидуальная и возрастная мобильность " . Главными в этом смысле являются: рабочий класс; мелкая буржуазия; "лишенные собственности" интеллигенция  и специалисты ;  привилегированные собственностью и образованием  классы. Классовые положения и порождаемые ими социальные классы могут быть "позитивно" или "негативно" привилегированными, а между ними находятся "средние классы". Так как мобильность и неустойчивость в классовых положениях значительны, то " социальный  класс", согласно Веберу, в высшей степени непостоянное объединение, и только иногда служит основой классового сознания или коллективного действия. В Великобритании первое упоминание "класса" в словарях встречается в 17-м столетии в "Глоссографии" Т. Блоунта. Помимо военного и школьного употребления, термин описывал " распределение  людей в соответствии с несколькими их степенями". В данном значении термин стал общеупотребимым, отражая разницу в рождении, занятости, богатстве, способностях, собственности и т.д. Полное, но не абсолютное различие  можно провести между в основном "описательными" понятиями (смыслы 3 и 4) и более "аналитическими" (смыслы 6 и 7). Описательные классификационные подходы  (см. Социальная стратификация ;  Шкалы занятости). Аналитические концепции Маркса. Наиболее употребимые в социологии, несомненно, идут от Маркса, хотя он признавал появление термина в творчестве социальных теоретиков эпохи Просвещения и французских социалистов. В трудах самого Маркса термин имеет ряд значений, но существенные черты общей модели социального класса определяются следующим образом:(а) каждое общество  должно производить излишек, чтобы обеспечивать едой, жильем и одеждой зависимых от него детей, больных и пожилых. Классовые различия возникают тогда, когда одна группа  людей требует в частную собственность средства, не применяемые для непосредственного выживания; (б) классы, следовательно, определяются с точки зрения обладания (не обладания) средствами производства, дающими возможность получить прибавочный продукт .  В разные периоды истории разнообразные формы собственности — рабы, вода, земля ,  капитал  — играли главную роль  в формировании социальных отношений, но все классовые системы характеризуются наличием двух основных классов. При капитализме  наиболее важные классовые отношения складываются между буржуазией и пролетариатом; (в) они неизбежно являются эксплуататорскими. Ведь один присваивает прибавочный продукт, произведенный другим, эксплуатирует и угнетает его, а следовательно, противоречие  — результат классовых отношений. Конфликты ,  связанные с классовым антагонизмом, — наиболее важный фактор  социального изменения: в конечном счете, именно они на основе социальных и экономических противоречий трансформируют общества; (г) существуют "объективные" аспекты класса, как изложено в п. (б), и "субъективные" — факт  принадлежности к классу не обязательно сопровождается осознанием этого или ощущением политического тождества с интересами класса. Только тогда, когда члены класса осознают общность  своих интересов и действуют сообща для их реализации, можно в полной мере говорить о социальном классе. Эта теоретическая модель  должна восприниматься не в качестве простого описания конкретной исторической ситуации, а в качестве указания на самые важные структуры и процессы  для понимания социальных отношений, а также в качестве руководства по эмпирическому исследованию. В собственных эмпирических работах  Маркс ввел ряд факторов в понимание  социального класса. Например, в Восемнадцатом брю мера Луи Бонапарта" (1852) он рассматривает французское крестьянство середины 19-го столетия и подходит к определению, включающему такие переменные, как наличие общей культуры и национальной политической организации. Работы Маркса вдохновили большинство последующих социологических исследований, поскольку: а) его понимание классов и их роли в докапиталистических обществах было относительно ограниченным. Следовало выяснить, Действительно ли класс имеет важнейшее значение  в порождении нения в обществе, см., например, Классовое общество ;  (б) существовали и развивались группы, не относящиеся ни пролетариату, ни к буржуазии; (в) деления внутри классов часто доказывали такое же политическое значение, как и деления между классами (см., например, Противоречащие классовые положения ) ; (г) на жизнь  людей оказывали важное воздействие факторы ,  не связанные с социальным классом, в частности, гендерные и расовые, (д) классовое сознание  на практике никогда так и не доказало соответствия представлению Маркса об объективном классовом положении, а исторически у зависимых классов имелось много отличий от "объективных" условий, определенных Марксом. Аналитические понятия Вебера. Наиболее влиятельная альтернативная теория  класса содержится в работах Макса Вебера, подчеркнувшего другие факторы, ведущие к неравенству. В частности, в качестве иной переменной он рассматривал статус  или репутацию и престиж .  Он также выделил связь между классом и возможностью, утверждая, что классом является категория  или группа людей, разделяющая сходные "возможности жизни". Подобно Марксу, он видел в собственности и в отсутствии таковой базисный критерий, но в гораздо большей мере обращал внимание на внутриклассовое деление (частично основанное на социальном статусе) и эмпирические изменения в классовых границах .  Примером служит его различие между собственническим и коммерческим классами. Кроме того, уровни квалификации разделили рабочий класс в отношении жизненных возможностей. Здесь Вебер отдает предпочтение роли "рынка", а не просто обладанию собственностью в качестве основы неравенства, ибо уровень квалификации и спрос определяют оплату труда. Вебер также отличается от Маркса подходом к бюрократии как к классу и как к фундаментальной связи власти в современных обществах. Его акцент на факторах, влияющих на возможности и оплату (см. также Класс, Статус и партия ) , сделал анализ Вебера весьма влиятельным в социологической теории. В британской социологии, например, Локвуд (1958) и позднее Голдторп, Локвуд и др. (1968 и 1969) подчеркнули важность принятия во внимание "статуса", а также "положения на рынке" и "положения на работе" (см. также Многомерный анализ социальной стратификации ;  Чернонарукавныи рабочий; Состоятельный рабочий ) . Гидденс  (1981) сделал акцент на положении индивидуумов на рынке, дополнив представление Маркса о классах и власти. Более ранние критики трудов Маркса, особенно теоретики революции менеджеров, стабильной демократии, конца идеологии (см. Дарендорф), находили в них темы Вебера. Современные подходы берут за начальную отметку либо Маркса, либо Вебера. Было сделано немало попыток усвоить или отвергнуть позиции классических концепций. Широко обсуждалось выявление неточностей в трудах Маркса, что, например, продемонстрировали исследования Пуланцаса (1973), Каркеди (1977) и Райта (1978 и 1985). Общая озабоченность у всех теоретиков связана с проблемой классовых границ при объяснении положения "средних классов" (см. Промежуточные классы и промежуточные страты )  в рамках ортодоксального марксистского представления о лицах свободных профессий, менеджерах и "беловоротничковых" рабочих. В поисках решения они отошли от установки продолжительного существования и роли этой группы, которой предсказывалось либо просто слияние с одним или другим из двух основных классов при капитализме, либо исчезновение. Пуланцас, следуя концепции Альтюссера  о способе производства, доказывает наличие трех относительно автономных аспектов классовых отношений: экономического (производительного против непроизводительного труда), политического ( надзора  против отсутствия такового) и идеологического (умственного труда против ручного). Следовательно, определение  социальных классов не может быть сугубо экономическим. Непосредственное производство  товаров (экономическая роль) по-прежнему считается основным критерием определения пролетариата, но ситуация усложнена последующими властными отношениями. Любой рабочий, производительный или нет, занимающий подчиненное положение в любой из трех сфер, должен рассматриваться как член другого класса: "новой мелкой буржуазии". Каркеди предлагает провести различие между собственническим и функциональным аспектами капиталистического трудового отношения. Он утверждает, что по мере развития капитализма производство все более становилось коллективным процессом, а функция   капиталиста  по управлению и организации рабочей силы стала отделенной от собственности в связи с ростом класса менеджеров. Новый средний класс  осуществляет функцию капитала ( управление  и надзор), не являясь частью класса, обладающего им. Похожим образом Райт (1978) отделяет собственность от управления. Ведь люди, не владеющие средствами производства, но имеющие важные полномочия в качестве менеджеров или полуавтономных профессионалов, находятся в противоречащем классовом положении. В более позднем критическом анализе (1985) Райт повторно подчеркнул идеи о собственности и эксплуатации как центральные в понимании классовых отношений. Каждый из этих подходов пытается преодолеть проблемы, которые «новые средние классы" ставят перед пониманием класса Марксом, трактуя власть  и управление в процессе труда как в какой-то мере независимые, в конечном счете, от классовых отношений. Эти по ходы, находясь в русле традиции  Маркса, содержат в некоторых пунктах поразительное сходство с аспектами концепции Вебера пытаясь при этом реабилитировать представления Маркса". Конечной основой класса и фундаментальной динамики общества остаются "объективные" экономические классовые интересы .  Многие другие авторы предпочли обратиться скорее к Веберу, чем к Марксу. Одним из наиболее влиятельных из них, наряду с Локвудом и Голдторпом, был Паркин (1971; 1974; 1979). Из социальной замкнутости Вебера он берет идею о том, что группы стремятся монополизировать ресурсы и возможности ради собственной выгоды и отказывать в ресурсах и возможностях другим, исключая не входящих в нее членов. В разных обществах критерии отбора членов господствующих классов различны: религия ,  этнос ,  пол. Рождение внутри определенной группы является общим критерием, так что родство  и происхождение  имеют решающее значение, и в этом типе жесткой системы привилегированные группы могут весьма успешно создавать максимальную замкнутость для получения собственной выгоды. Замкнутость в современных обществах не основана на происхождении, но, несмотря на это, используются различные стратегии исключения. Надо заметить, что многие эмпирические работы о "классе" и социальной мобильности оперируют определениями, основанными скорее на "занятости", чем на "собственности" (см. Социальная стратификация ) . Социологические подходы к классам недавно подверглись интенсивной критике за их "тендерную слепоту", то есть за наличие моделей неравенства из-за отношения к классовым положениям женщин как зависящим от классового положения их партнеров-мужчин (см. Тендерная стратификация; Опосредованные классовые положения ) . В Англии в последнее время  некоторые теоретики, похоже, предлагают покончить с классом и вниманием к классовому анализу (например, Пал, 1989). Тем не менее, несмотря на риторику, такие призывы побуждают к переоценке центрального значения классов в гораздо меньшей степени, чем предпочтение особым версиям классового анализа.

Значение слова Класс в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Кратополитика - рассмотрение государства с точки зрения его силового ...
  • Канонизация - (от греч. fcanonizo узакоияю) англ. canonization; ...
  • Канализирование - англ. channelling; нем. Kanalisierung. 1. Психол. процесс ...
  • Кадры - англ. personnel/staff; нем. Kader. Основной штатный состав ...
  • Карьера - (от итал. carriera бег, жизненный путь, поприще) ...
  • Капитуляция - (от лат. capitulare договориться в известных пунктах) ...
  • Квота - (от лат. quota часть, приходящаяся на каждого) ...
  • Кодирование - англ. coding; нем. Kodierung. 1. Преобразование  количественных ...
  • Код - (от фр. code совокупность  знаков, символов) ...
  • Когнация - (от лат. cognatus кровный родственник) англ. ...
  • Коалиция - (от лат. coalitio союз ,  объединение, соглашение ...
  • Коммунализм - (от фр. communal городской) англ. communalism; ...
  • Комменсализм - (от лат. commensalis сотрапезник) англ. соттепsalism; ...
  • Комиссия - (от лат. commissio поручение) англ. commission; ...
  • Прорицатели - англ. prophets/ soothsayers; нем. Propheten. Предсказатели судьбы, ...